МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 29»
ГБОУ НПО ПУ № 29
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
2011 г.
Рабочая программа профессионального модуля «ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Организация–разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №29»
Разработчики:
ГОУ НПО «Профессиональное училище №29» (место работы) | Мастер п/о (занимаемая должность) | Ю.А. Качалов (инициалы, фамилия) |
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании ……………………………………………….………………
(Протокол № __ от ____ __________ 2011 г.
Председатель МК……..______________________/Раев С.Н./
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 13 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 16 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Подготовительно - сварочные работы и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1.4. Проверять точность сборки.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сварного дела при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
- выполнения сборки изделий под сварку;
- проверки точности сборки.
уметь:
- выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание
металла;
- выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;
- проверять точность сборки.
знать:
- правила подготовки изделий под сварку;
- назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
- средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы
поверхности;
- виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
- виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
- типы разделки кромок под сварку;
- правила наложения прихваток.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 394 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 250 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 216 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 34 часа;
учебной и производственной практики – 144 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Подготовительно – сварочные работы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке |
ПК 1.3 | Выполнять сборку изделий под сварку |
ПК 1.4 | Проверять точность сборки |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, (часов) | Учебная, (часов) | Производственная, (часов) |
Всего, (часов) | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, (часов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1 | Раздел 1. Слесарное дело | 67 | 25 | 9 | 12 | 30 | |
ПК 1.3 – ПК 1.4 | Раздел 2. Сборка и проверка точности сборки изделий под сварку | 183 | 47 | 17 | 22 | 42 | 72 |
| Всего: | 250 | 72 | 26 | 34 | 72 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 ПМ.01 Слесарное дело | | 67 | |
МДК 01.01. Подготовка металла к сварке | | 67 |
Тема 1.1 Организация слесарных работ | Содержание | 4 | |
1 | Правила техники безопасности при слесарных работах | 1 |
2 | Организация рабочего места слесаря, правила освещения рабочего места | 1 |
3 | Устройство и назначение слесарного верстака и параллельных тисков | 1 |
4 | Способы контроля и контрольно-измерительный инструмент | 1 |
Практические занятия: | 3 | |
1 | Использование штангенинструментов | 2 |
2 | Использование микрометрических инструментов | 2 |
3 | Исподльзование контрольно-измерительных инструментов | | 2 |
Тема 1.2 Общеслесарные работы | Содержание | 12 | |
1 | Плоскостная и пространственная разметка. Общие понятия | 1 |
2 | Инструменты и приспособления для плоскостной разметки | 1 |
3 | Подготовка к разметке. Приемы плоскостной разметки | 1 |
4 | Приемы и последовательность пространственной разметки | 1 |
5 | Правка металла | 1 |
6 | Гибка металла | 1 |
7 | Опиливание. Приемы и правила опиливания | 1 |
8 | Разделка кромок | 1 |
9 | Сверление и рубка. Приемы и режимы | 1 |
10 | Понятие о резьбе. Виды и назначение резьб. | 1 |
11 | Контрольная работа по теме «Подготовка металла к сварке» | 1 |
| Дифференцированный зачет | 1 |
Практические занятия: | 6 | |
1 | Выполнение работ по теме «Разметка деталей» | 2 |
| 2 | Выполнение работ по теме «Правка металла» | | 2 |
3 | Выполнение работ по теме «Опиливание деталей» | 2 |
4 | Выполнение работ по теме «Обработка кромок» | 2 |
5 | Выполнение работ по теме «Рубка металла» | 2 |
6 | Выполнение работ по теме «Резание металла» | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. | 12 12 | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | 3 |
Учебная практика Виды работ 1. Ознакомление с правилами подготовки металла к сварке 2. Разметка плоских поверхностей 3. Рубка, резка и опиливание металла 4. Правка и гибка металла 5. Проверочная работа | 30 6 6 6 6 6 | |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Раздел 2 ПМ.01 Сборка и проверка точности сборки изделий под сварку | | 183 | |
МДК 01.02. Технологические приемы сборки изделий под сварку | | 183 | |
Тема 2.1 Сборка изделий под сварку | Содержание | 20 | |
1 | Обозначения сварных швов на чертежах | 1 |
2 | Типы сварных соединений: встык и в угол | 1 |
| 3 | Типы сварных соединений: в тавр | | 1 |
4 | Типы сварных соединений: внахлестку | 1 |
5 | Сборочно-сварочные приспособления: виды, назначение | 1 |
6 | Техника выполнения скоса кромок | 1 |
7 | Сборка под сварку стыковых соединений без скоса кромок | 1 |
8 | Сборка под сварку угловых соединений без скоса кромок | 1 |
9 | Сборка под сварку стыковых соединений со скосом кромок | 1 |
10 | Сборка под сварку угловых соединений со скосом кромок | 1 |
11 | Сборка под сварку тавровых соединений без скоса кромок | 1 |
12 | Сборка под сварку нахлесточных соединений без скоса кромок | 1 |
13 | Сборка под сварку тавровых соединений со скосом кромок | 1 |
14 | Сборка под сварку нахлесточных соединений со скосом кромок | 1 |
15 | Сборка деталей разных толщин | 1 |
16 | Установка, фиксирование и сборка деталей в приспособлениях | 1 |
17 | Выдержка необходимых зазоров при сборке | 1 |
18 | Подбор диаметра и марки электрода для прихватки. | 1 |
19 | Сборка на прихватках. Зачистка прихваток от шлака | 1 |
20 | Постановка прихваток ручной дуговой сваркой | 1 |
Практические занятия: | 12 | |
1 | Выполнение работ по теме «Типы сварных соединений» | 2 |
2 | Выполнение работ по теме «Обозначения сварных швов» | 2 |
3 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку стыковых соединений без скоса кромок» | 2 |
4 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку стыковых соединений со скосом кромок» | 2 |
5 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку тавровых соединений со скосом кромок» | 2 |
6 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку угловых соединений без скоса кромок» | 2 |
7 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку тавровых соединений со скосом кромок» | 2 |
| 8 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку угловых соединений без скоса кромок» | | 2 |
9 | Разработка инструкционных карт «Сборка изделий под сварку нахлесточных соединений без скоса кромок» | 2 |
10 | Выполнение работ по теме «Сборка изделий под сварку нахлесточных соединений со скосом кромок» | 2 |
11 | Выполнение работ по теме «Сборка деталей разных толщин» | 2 |
12 | Выполнение работ по теме «Установка деталей в приспособлениях» | 2 |
Тема 2.2 Проверка точности сборки изделий под сварку | Содержание: | 10 | |
1 | Выявление и устранение дефектов сборки | 1 |
2 | Проверка угла скоса кромок, величины притупления | 1 |
3 | Проверка зазора между деталями | 1 |
4 | Проверка угла между деталями | 1 |
5 | Проверка параллельности плоскостей деталей | 1 |
6 | Проверка параметров швов - прихваток | 1 |
7 | Проверка параметров собранного изделия | 1 |
8 | Требования к основным и вспомогательным материалам | 1 |
9 | Контрольная работа «Технологические приемы сборки изделий под сварку» | 1 |
10 | Дифференцированный зачет | 1 |
Практические занятия: | 5 | |
1 | Проверка угла скоса кромок при помощи УШМ-3 | 2 |
2 | Проверка зазора между деталями | 2 |
3 | Проверка параллельности плоскостей деталей | 2 |
4 | Проверка параметров швов - прихваток | 2 |
5 | Проверка параметров собранного изделия | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. | 22 12 10 | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, составленным преподавателем). Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП. | 3 |
Учебная практика Виды работ 1. Ознакомление с правилами и приемами сборки деталей 2. Инструктаж по содержанию занятий, сборочно-сварочными приспособлениями, их видам и назначению, организации рабочего места 3. Сборка стыковых соединений 4. Сборка угловых соединений 5. Сборка тавровых соединений 6. Сборка нахлесточных соединений 7. Дифференцированный зачет. | 42 6 6 6 6 6 6 6 | 2 |
Производственная практика Виды работ 1. Разметка плоских поверхностей 2. Правка и гибка металла 3. Разделка кромок 4. Рубка, резка металла 5. Опиливание металла 6. Сборка угловых соединений 7. Сборка стыковых соединений 8. Сборка тавровых соединений 9. Сборка нахлесточных соединений без скоса кромок 10. Сборка изделий разных толщин 11. Сборка нахлесточных соединений со скосом кромок 12. Сборка деталей разных толщин | 72 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретические основы сварки и резки металлов», слесарной и сварочной мастерской.
Реализация программы модуля предполагает обязательную итоговую (концентрированную) производственную практику.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
«Теоретические основы сварки и резки металлов»:
Стенды
«Основы дуговой сварки» - 1шт
«Охрана труда» - 2шт
«Виды сварных соединений» - 1шт
«Техника ручной дуговой сварки» - 1шт
«Оборудование сварочного поста» - 1шт
«Устройство трансформаторов и выпрямителей» - 1шт
Дидактические материалы
Эл. диск «Сварочные работы» - 1шт
Эл. диск «Газоэлектросварщик» - 1шт
Плакаты
Комплект «Способы сварки и наплавки» - 10шт
«Стали для сварки конструкции» - 2шт
«Способы выполнения сварных швов» - 2шт
«Стали для сварки конструкции» - 2шт
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование слесарной мастерской и технологическое оснащение
рабочих мест:
Станки:
Верстак слесарный одноместный с подъемными тисками – 15шт
Вертикально – сверлильный – 1шт
Настольный сверлильный 2М112 – 1шт
Точильный двухсторонний ЭТ-62 – 1шт
Инструменты:
Кернер – 15шт
Линейка – 15шт
Угломер универсальный – 2шт
Угольники поверочные – 10шт
Циркуль разметочный – 15шт
Чертилка – 15шт
Штангенциркуль – 15шт
Зубило слесарное – 15шт
Молоток слесарный стальной – 15шт
Напильники различных видов с различной насечкой – 15шт
Ножницы ручные для резки металла – 4шт
Ножовка по металлу – 15шт
Отвертки слесарно-монтажные – 15шт
Полотно ножовочное – 45шт
Инвентарь:
Защитные экраны – 15шт
Очки защитные – 15шт
Подставка ростовая – 15шт
Щетки – сметки – 15шт
Ящик для обтирочного материала – 1шт
Ящик металлический с крышкой для использованного обтирочного материала – 1шт
Дидактические средства обучения:
Комплект чертежей для изготовления продукции – 15шт
Оборудование сварочной мастерской и технологическое оснащение
рабочих мест:
Стенды:
Техника безопасности и квалификационная характеристика – 1шт
Техника выполнения сварных швов – 2шт
Виды сварных соединений – 1шт
Стенд противопожарной безопасности – 1шт
Инструменты и приспособления:
Молоток слесарный – 12шт
Зубило – 12шт
Шлакоотделитель – 12шт
Щетка металлическая – 12шт
Напильник слесарный – 12шт
Щетка-сметка – 12шт
Щетка металлическая – 12шт
Щиток – маска сварщика – 12шт
Ручная шлифовальная машинка – 1шт
Рулетка – 1шт
Угольник металлический – 1шт
Чертилка – 12шт
Плоскогубцы – 2шт
Отвертки (разные) – 3шт
Струбцины – 12шт
Набор ключей гаечных – 1шт
Сварочный трансформатор ТДМ-505 – 9 шт
Сварочный выпрямитель ВД-306 – 1 шт
Сварочный полуавтомат – 2 шт.
Макеты:
Трансформатор сварочный – 1шт
Выпрямитель сварочный – 1шт
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
«Сварка и резка материалов»: М.Д. Бабанов, Ю.В. Казаков, М.Г. Козулин и др., - М: Изд. Центр «Академия», 2003г
«Сварочное дело»: Г.Г. Чернышов, - М: Изд. Центр «Академия», 2007г
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело. – М.: Академия, 2003г.
Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей.– М.: Академия, 2006г.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Сборник заданий по спец. технологии для слесарей. – М.: Академия, 2005г.
Покровский Б.С. Справочник слесаря. – М.: Академия, 2003г.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю профессии) в рамках профессионального модуля «Подготовительно – сварочные работы» является освоение производственной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Подготовительно – сварочные работы».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Инженерно-педагогический состав: педагогические кадры, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Мастера: наличие 4–5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК1.1 Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке. | Правильность применения различных способов выполнения слесарных работ при подготовке металла к сварке | - защита практической работы |
ПК1.3 Выполнять сборку изделий под сварку. | Правильность применения различных способов сборки изделий под сварку | - защита практической работы |
ПК1.4 Проверять точность сборки. | Правильность установки параметров при сборке деталей под сварку | - защита практической работы |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | |
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты свой работы. | |
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников сбора информации, включая электронный; | |
ОК5. Использовать информационно-коммуникацион-ные технологии в профессиональной деятельности | |
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | |
ОК.7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | | |
6