Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая ПРОГРАММа
пофессионального модуля
ПМ 02. Выполнение технологических процессов на обекте капитального строительства по
МДК 02.04 Строительные машины и средства малой механизации
для специальности среднего профессионального образования
_____08.02.01__ Строительство и эксплуатация зданий и сооружений ____
Хоронхой
2022 г.
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», рабочей программы по МДК 02.04 Строительные машины и средства малой механизации
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчики:
Агарева Н.Ш., преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена на ЦК специальных дисциплин протокол № 1 от 02.09.2022г.
Утверждена заместителем директора по учебно-методической работе от _20.09.2022__г.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу МДК 02.04 Строительные машины и средства малой механизации ПМ 02. Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства
Специальность 08.02.01 «Строительство, эксплуатация зданий и сооружений» (Базовый ) Автора Агаревой Н.Ш. (Ф.И.О.) 1. Оценка соответствия материала требованиям ФГОС, рабочему учебному плану и рабочей программе, а также его новизне и оригинальности Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями _ к уровню подготовки выпускников по данной специальности. Программа предусматривается основной частью учебного плана ГБПОУ «БРТСиПТ» , в которой указаны профессиональные компетенции, рекомендованные работодателями и социальными партнерами. Данная программа тесно связана с другими дисциплинами (техническая механика, материаловедение, инженерная графика и др). Материал программы имеет практическую направленность и ориентирован на специальность. 2. Краткая оценка содержания материала с указанием ошибок и недостатков Рабочая программа рассчитана на 158 часов аудиторных занятий и 50 часов - самостоятельной работы. В рабочей программе отражены цели и задачи междисциплинарного курса, в тематическом планировании представлены практические работы, приведена тематика внеаудиторных самостоятельных работ, В программе представлены 58 практических работ. Рабочая программа предусматривает широкое применение информационных технологий. 3. Оценка материала по объему и предложения по расширению или сокращению этого объёма Данная рабочая программа вполне достаточна по объему, включает в себя все_основные_дидактические единицы дисциплины. Содержание тем_изложено_ подробно ,_лаконично__и__ясно. 4. Заключение по материалу в целом с обоснованием причин позитивного или негативного отзыва. Содержание излагаемого материала соответствует современным представлениям в области проектирования, используется научный подход. Данная программа подготовлена на хорошем методическом уровне, с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта и может быть использована в учебном процессе Бурятского республиканского техникума строительных и промышленных технологий. Рецензент__________________ «…..»________________20__г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ медисциплинарного курса | стр. 5 |
2. результаты освоения медисциплинарного курса | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание медисциплинарного курса | 8 |
4. условия реализации программы медисциплинарного курса | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения медисциплинарного курса | 17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 02.04 Строительные машины и средства малой механизации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа междисциплинарного курса – является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по специальности СПО Укрупненная группа 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА 08.02.01 Строительство, эксплуатация зданий и сооружений
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.2. Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные работы на объекте капитального строительства.
Программа междисциплинарного курса может использоваться в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения междисциплинарного курса
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения междисциплинарного курса должен:
иметь практический опыт в:
- определении потребности производства строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, на объекте капитального строительства в материально-технических ресурсах
уметь:
-распределять машины и средства малой механизации по типам, назначению, видам выполняемых работ
знать:
-требования нормативных технических документов к производству строительно-монтажных, в том числе отделочных работ на объекте капитального строительства;
-рациональное применение строительных машин и средств малой механизации;
-правила содержания и эксплуатации техники и оборудования
1.3. Количество часов на освоение программы МДК 02.04 Строительные машины и средства малой механизации:
всего –158 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 158 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –108 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 50 часов.
2. результаты освоения
МДК 02.04 строительные машины и средства малой механизации
Результатом освоения программы междисциплинарного курса является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
Выполнение технологических процессов на объектах капитального строительства
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.2 | Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные работы на объекте капитального строительства. |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 8 | 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
3. СТРУКТУРА и содержание МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Тематический план
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося,консультации | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.2 | Строительные машины и средства малой механизации | 158 | 108 | 58 | | 50 | | | |
| Всего: | 158 | 108 | 53 | | 50 | | | |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Выполнение технологических процессов на объектах капитального строительства по МДК 02.04 Строительные машины и средства малой механизации
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК.02.04 строительные машины и средства малой механизации | | 158 | |
Тема 2.1 Общие сведения о строительных машинах и средствах малой механизации. | Содержание | 10 | 3 |
Общие сведения о механизации и автоматизации строительства. Общие сведения о строительных машинах. Роль машин в строительстве. Полная и частичная механизация. Понятие о малой механизации и ее средствах. Главный, основные и вспомогательные параметры машины; типоразмер и модель машины. Принципы индексации. Общие сведения об унификации, агрегатировании и стандартизации строительных машин. Общая классификация строительных машин, структура, рабочие движения, производительность. |
Практические работы | 4 | |
№1 Описание устройства и принципа работы механических передач. | | |
№2 Определение передаточных чисел и межосевых расстояний (для передач с параллельными осями). | |
Тема 2.2 Грузоподъёмные строительные машины. | Содержание | 12 | |
Грузоподъемные приспособления и агрегаты. Погрузочно-разгрузочные машины. Общие сведения. Назначение и классификация грузоподъемных агрегатов и приспособлений, основные параметры. Понятие о грузоподъемности. Домкраты, назначение, устройство, принцип работы, виды и основные параметры. Стальные канаты: виды, основные параметры. Методы выбора канатов. Назначение, устройство и основные параметры полиспастов. Методика определения кратности и коэффициента полезного действия полиспаста. | |
Практические работы | 10 | |
№3. Тяговый расчет машин. | | |
№4. Расчет механизма подъема груза. |
№5. Расчет полиспаста. |
№6. Составление схемы устройства автопогрузчика. |
№7. Расчет ленточного конвейера. |
Тема 2.3. Строительные машины, используемые при производстве земляных работ. | Содержание | 18 | |
Машины и оборудование для земляных работ. Способы разработки грунтов. Виды и классификация грунтов по трудности их разработки. Рабочий цикл замлеройной машины, характеристика его операций. Виды и устройство рабочих органов землеройных машин, основные элементы режущего инструмента. Понятия резания и копания грунта. Общая классификация машин и оборудования для разработки грунтов. Машины для разработки мерзлых грунтов. Назначение, устройство, рабочий процесс и производительность рыхлителей, баровых машин. Сущность процесса и способы уплотнения грунтов, оценка степени уплотнения. Машины и оборудование для уплотнения грунтов. Назначение, область применения, устройство и рабочие процессы катков с металлическими вальцами, прицепных, полуприцепных, самоходных пневмокатков и комбинированных катков, трамбующих плит, виброплит, ударно-вибрационных машин и виброкатков. | | |
Практические работы | 24 | |
№8. Машины и оборудование для свайных работ. | | |
№9. Свайные молоты |
№10. Описание экскаватора. |
№11. Описание бульдозера. |
№12-13 Изучение устройства одноковшовых экскаваторов |
№ 14 Составить годовой план-график планово-предупредительного ремонта технического обслуживания строительных машин. |
№15 Распределение средств малой механизации по типам, назначению, видам выполняемых работ |
№16 Расчет производительности бульдозера |
№17 Расчет производительности рыхлителя |
№18 Подбор и расчет тормозов и ходовых колес |
№19 Выбор и проверочный расчет крюка |
Тема 2.4 Строительная техника, применяемая при производстве бетонных и отделочных работ | | Содержание Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей и строительных растворов. Машины и оборудование для бетонных работ. Общая характеристика процесса производства работ с использованием бетонов и растворов. Назначение и классификация дозаторов. Устройство и принцип работы дозаторов. Автоматизация рабочих процессов. Машины и оборудование для отделочных и кровельных работ. Ручные машины. Виды механизированных работ при оштукатуривании поверхностей. Назначение, состав оборудования штукатурного комплекта, устройство, принцип работы и производительность растворонасосов, пневмонагнетателей, передвижных агрегатов цикличных смесителей | 10 | |
Практические работы | 20 | |
№20. Описание смесителей. | | |
№21. Описание устройства и рабочего процесса одной из машин для отделочных работ, на натурной модели. |
№22. Разбор и описание устройства и рабочего процесса одной из ручных машин на натурной модели. |
№23 Изучение геометрических параметров зубчатых колес |
№24 Изучение конструкции червячного редуктора |
№25 Изучение конструкции двигателя внутреннего сгорания |
№26 Расчет винтового конвейера |
№27 Расчет производительности сортировочных машин |
№28 Решение ситуационных задач по расчету окрасочного агрегата |
№29 Решение ситуационных задач по расчету производительности трамбовки |
Самостоятельная работа №1 Тема 2.1.4 Главный, основные и вспомогательные параметры машины; типоразмер и модель машины. Принципы индексации. Решать ситуационную задачу по расчету привода с использованием кинематических схем передач. 1 этап. Решать ситуационную задачу по расчету привода с использованием кинематических схем передач. 2 этап Самостоятельная работа №2 Тема 2.1.5 Общие сведения об унификации, агрегатировании и стандартизации строительных машин. Общая классификация строительных машин, структура, рабочие движения, производительность. Решать ситуационную задачу по расчету редуктора Самостоятельная работа №3 Тема 2.2.1 Грузоподъемные приспособления и агрегаты. Погрузочно-разгрузочные машины. Решать ситуационную задачу по расчету комплекта машин «экскаватор - автосамосвалы» Самостоятельная работа №4 Тема 2.2.2 Общие сведения. Назначение и классификация грузоподъемных агрегатов и приспособлений, основные параметры Решать ситуационную задачу по расчету комплекта машин «кран - бетоновозы» Самостоятельная работа №5 Тема 2.2.3 Понятие о грузоподъемности. Домкраты, назначение, устройство, принцип работы, виды и основные параметры. Решать ситуационную задачу по расчету рабочих параметров тяговых машин Самостоятельная работа №6 Тема 2.3.1 Машины и оборудование для земляных работ. Способы разработки грунтов. Написать конспект Самостоятельная работа №7 Тема 2.3.5 Понятия резания и копания грунта. Общая классификация машин и оборудования для разработки грунтов Решить ситуационную задачу по расчету рабочих параметров транспорта непрерывного действия Самостоятельная работа №8 Тема 2.3.7 Сущность процесса и способы уплотнения грунтов, оценка степени уплотнения. Машины и оборудование для уплотнения грунтов. Решить ситуационную задачу по расчету производительности трамбовки Самостоятельная работа №9 Тема 2.2.4 Стальные канаты: виды, основные параметры. Методы выбора канатов. Решать ситуационную задачу по расчету и выбору параметров лебедки. 1 этап Самостоятельная работа №9 Тема 2.2.5. Назначение, устройство и основные параметры полиспастов Решить ситуационную задачу по расчету и выбору параметров лебедки. 2 этап Самостоятельная работа № 10 Тема 2.2.6 Методика определения кратности и коэффициента полезного действия полиспаста. Написать конспект Самостоятельная работа № 11 Тема 2.3.3 Рабочий цикл землеройной машины, характеристика его операций. Решать ситуационную задачу по расчету производительности бульдозера - рыхлителя на рыхлении и перемещении грунта Самостоятельная работа №12 Тема 2.4.4 Машины и оборудование для отделочных и кровельных работ. Ручные машины. Решение ситуационных задач по расчету окрасочного агрегата Самостоятельная работа №13 Тема 2.4.3 Назначение и классификация дозаторов. Устройство и принцип работы дозаторов. Автоматизация рабочих процессов. Написать конспект | 50 | |
4. условия реализации программы мдк 02.04 Строительные машины и средства малой механизации
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы междисциплинарного курса предполагает наличие учебных кабинетов: проектирование зданий и сооружений.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером и мультимедийным оборудованием с доступом в глобальную сеть «Интернет»;
-
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
-
ноутбук 2шт.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4.2.1 Печатные издания
1. Волков Д. П., Крикун В.Я. Строительные машины и средства малой механизации : учебник для туд. учреждений сред.проф. образования / Д.П. Волков, В.Я. Крикун. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 480 с.
2. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации: Учебник для строит. вузов. – М.: Высш. шк., 2011. – 575 с.
3. Лемин В.Н., Горбовец М.Н. и др. Строительные машины. Справочник. Т 2. – М.: Машиностроение, 2011. – 494 с.
4. Раннев А.В., Карелин В.Ф. и др. Строительные машины. Справочник. Т 1. – М.: Машиностроение, 2011. – 496 с.
5. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2008. – 320 с.
4.2.3 Дополнительные источники:
1. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины. – М.: Машиностроение, 2015. – 520 с.
2. Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 350 с.
3. Строительные, грузоподъемные машины и механизмы: Программа дисциплины и методические указания к самостоятельной работе над курсом / Сост. Е.И. Сафанков, А.И. Гридюшко. – Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2012. – 34с.
Интернет ресурсы
https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/c
https://atsie.ru/wp-content/uploads/2016/10/Stroitelnye-maschiny.pdf
http://lib-04.gic.mgsu.ru/lib/metod2020/393.pdf
-
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия по междисциплинарному курсу проводятся в учебном кабинете проектирование зданий и сооружений.
Программа междисциплинарного курса обеспечивается учебно-методической документацией.
Внеаудиторная работа в рамках междисциплинарного курса, сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к базам данным, библиотечным фондам и сети Интернет.
По междисциплинарному курсу каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним экземпляром основной учебной литературы. Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, изданной за последние 5 лет.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования в области, соответствующей профилю преподаваемого курса и имеющие дополнительную профессиональную подготовку по направлению подготовки «Образование и педагогика».
Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования в области, соответствующей профилю модуля.
Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года и курсы повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.
5. Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.2. Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные работы на объекте капитального строительства. | - определении потребности производства строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, на объекте капитального строительства в материально-технических ресурсах. | оценка результатов выполнения тестовых заданий |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | -обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; -адекватная оценка и самооценка эффективности и качества выполняемых работ | |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | - оперативность поиска и использования информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; - широта использования различных источников информации, включая электронные |
ОК 3 Планировать и реализовывать собст- венное профессио- нальное и личностное развитие | - демонстрация ответственности принятые решения - обоснованность самоанализа и кор- рекция результатов собственной работы |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | - организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной; - конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач; - чёткое выполнение обязанностей при работе в команде и/ или выполнении задания в группе; - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; - построение профессионального общения с учётом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социально-культурного контекста | - грамотность устной и письменной речи, ясность формулирования и изложения мыслей; - проявление толерантности в рабочем коллективе |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей | -динамика достижений студента в учебной деятельности |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | - соблюдение норм экологической безопасности; -обоснованность выбора направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ; - применение направлений ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности; - достоверность оценки чрезвычайной ситуации, правильность и аргументированность |
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | - оперативность и результативность использования общего и специализированного программного обеспечения при решении профессиональных задач |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | - использование в профессиональной деятельности необходимой технической документации, в том числе на иностранных языках |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | -обоснованность применения знаний по финансовой грамотности; - использование законодательных и нормативно-правовых актов при планировании предпринимательской деятельности в строительной отрасли |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | | |
*
4