МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по проведению урока в условиях
учебной практики УП 03.01
ПМ 03.01 Работа на контрольно–кассовой технике и расчеты с покупателями
Профессия: Продавец, контролер-кассир
Разработала:
Гасанова Гулияр Адамовна
мастер п/о
Анатация
Рабочие профессии востребованы на рынке труда, но для трудоустройства и самореализации выпускникам техникумов необходимо владеть высоким уровнем мастерства и быть всесторонне развитой личностью. Поэтому главная цель моих уроков– качественное формирование профессиональной компетентности будущего молодого рабочего.
Внедрение ФГОС основано на компетентностном подходе к обучению. Поэтому в процессе урока мастеру необходимо использовать различные формы и методы для формирования как общих, так и профессиональных компетенций. Так же большой акцент делается на организацию самостоятельной работы обучающихся.
В разработке используются элементы информационно-коммуникационной технологии обучения, которая направлена на формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, обработка), выполнение самостоятельной работы. Просматривается эффективность работы в командах посредством создания команд магазинов. Наглядный просмотр торговых ситуаций при расчете с покупателем от наставников производства дает возможность реально оценить и разрешить сложившуюся производственную ситуацию.
В конечном итоге, навыки самостоятельного труда помогут будущим рабочим и специалистам в самореализации, самосовершенствовании и стать конкурентоспособными на рынке труда.
1.Основная часть
1.1.Методическое обоснование темы
Тема № 03.01 Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ), способы расчетов с покупателями. Время на изучение темы
Урок №11 Правила расчетов с покупателями. Время на изучение темы урока 6 часов.
На уроке формируется профессиональная компетенция ПК 3.1«Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
Данный урок изучается в конце темы №03.01 и является логическим завершением темы.
1.2 Методические рекомендации проведения урока:
Подготовка к занятию ведётся в течение недели. Обучающиеся разделены на микро группы. Заранее получают домашнее задание, накапливают материал, готовят отчет о проделанной работе.
1.3План урока
ТЕМА:№1. Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ), способы расчетов с покупателями.
УРОК № 11.Правила расчета с покупателями.
ТИП УРОКА: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
- отработка умений при эксплуатации различных ККМ.
- формирование у обучающихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции, самостоятельное выполнение задания, включающее различные ситуации при расчетах с покупателями.
ВИД УРОКА: Комбинированный.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКАЯ –создание условий для формирования знаний, умений и компетенций.
ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для формирования ПК 3.1Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- закрепить умения и практический опыт работы на ККМразличных типов.
- научить правилам расчета с покупателями.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, умение анализировать, работать в команде, слушать друг друга и формулировать собственное суждение;
- развивать умение принимать решения в различных ситуациях;
-развивать умения делового общения с покупателями.
Воспитательная:
- воспитывать необходимые современному человеку личностные качества, самостоятельность и ответственность за результаты работы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:
- организационный,
- вводный,
- текущий,
- заключительный.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Оборудование:
- рабочее место продавца;
- контрольно – кассовая техника;
- калькулятор;
- торговые корзины,
-монетница.
Материалы:
- образцы продукции;
-образцы денежных купюр.
Компьютерное обеспечение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Дидактическое обеспечение:
- оценочные листы;
- критерии оценок;
- тестовые задания;
- инструкции ККМ;
- карточки задания.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
1.МДК 03.01. Эксплуатация контрольно – кассовой техники.
2. МДК 02.01 Организация и технология розничной торговли.
3. Основы деловой культуры.
4. Санитария и гигиена.
5. Учет и отчетность.
6. Информатика и ИКТ.
1.4 Технологическая карта
№ п/п | Этапы урока | Приёмы и методы | Формируемые компетенции | Время, мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | Словесный метод | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | 5мин. |
2 | Вводный инструктаж | Методы: Словесный, письменный, Демонстрационный, Частично поисковый, Логический, Практический -репродуктивный. Приемы: Опрос, объяснение, показ, самостоятельная работа. | ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. | 40 мин. |
3 | Текущий инструктаж | Методы: Словесный, Практический репродуктивный. Приемы: Самостоятельная работа | ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателямиОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. | 3 часа. |
4 | Заключительный инструктаж | Методы: Словесный Приемы: Беседа | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | 30мин. |
1.5 План -конспект урока
№ этапа | Работа педагога | Работа обучающихся |
1 Организационный момент (3 мин.) | - Приветствие педагога: «Здравствуйте ребята присаживайтесь, дежурный группы доложите о готовности к уроку.» (Проверка присутствия учащихся; осмотр внешнего вида учащихся) - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем гостей…» -Психологическая подготовка куроку: определение двух команд магазинов, выбор старшего кассира. Ознакомление с раздаточным материалом (лист оценивания) (Приложение 1) | Командир группы докладывает о готовности обучающихся к уроку, выполнения санитарных требований к спецодежде. Приветствуют гостей. Слушают, воспринимают, выбирают старшего кассира. |
2 Вводный инструктаж (42мин.) | 2.1:Мотивация обучающихся к определению темы урока. Начнем наш урок с проверки домашнего задания. 1.Посетить торговые предприятия города Покачи Магазин «Магнит»; магазин «Монетка» 2. Провести наблюдение работы контролера-кассира во время обслуживания покупателей. 3. Определить, что общего между разными кассирами во время работы. 4. Вывод Во время выполнения вашего домашнего задания, я тоже посетила торговые точки нашего города, и мне удалось сделать видеосюжет работы контролеров-кассиров. Внимание на экран (видео 1) Обсудите в команде видеосюжет и дайте ответ на вопросы: 1.В каком магазине была произведена видеосъемка? - Исходя из выводов вашего наблюдения и просмотра видеоролика, определите сами тему нашего урока. - Хорошо тему вы определили, а какую задачу вы поставите себе на урок? Сообщение темы и задач урока. (слайд 2) 2.2 Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно -производственных работ урока. - Выдача тестовой работы одному обучающемуся из команды - «Магнит». - Предложение выполнения теста «Эксплуатация ККМ»- команде «Монетка» (приложение 2) Как вы уже успели заметить, на ваших столах находится кассовая техника. Скажите мне: с чего начинается изучение ККТ? (с техники безопасности). Опрос обучающихся по командам: - Магазин «Магнит» - рассказать и выполнить правила техники безопасности работы на ККМ перед началом работы. Вопросы: 1.Назовите марку ККМ на вашем столе. 2.Почему ваша ККМ не подключена к розетке? 3. Что такое ЭКЛЗ? - Магазин «Монетка» рассказать и выполнить правила техники безопасности работы на ККМ во время работы. Вопрос: 1. Назовите марку ККМ на вашем столе. 2. Как называется металлическая планка с заводским номером машины и где она находится? 3. Что такое РПЗУ? (Приложение 3) (Приложение 7) Молодцы! А теперь вы должны найти и определить следующее задание сами. Для этого я предлагаю вам войти в программу «Касса» и получить нулевой чек. Вопрос: Что мы проверяем в нулевом чеке? Прочтите задание, запрограммированное в заголовке чека, и с помощью инструкции ККМ выполните его. (Приложение 4) Молодцы! с заданием вы справились, старшие кассиры не забывайте оценивать этапы работы. 2.3 Мотивация перехода к новому материалу. А мы продолжаем урок, следуя нашему плану, переходим к новому материалу. Постоянный рост современных магазинов сильно изменил подход к розничной торговле. Удовлетворенность покупателя определяется быстротой выбора покупки, и затраты времени на оплату покупки. Вот здесь и раскрывается значимость контролера- кассира. От его профессиональной компетентности зависит настроение покупателя, желание повторно посетить магазин. И вам, как будущим торговым работникам, необходимо формировать умения по эксплуатации ККТ и точно выполнять правила расчётных операций с покупателями. Я предлагаю командам методом логического конструирования, на основании домашнего задания и теоретических знаний, составить алгоритм «выполнения правил расчета с покупателями». (приложение 5) Посмотрите на экран и проверьте, все ли пункты у вас совпадают(слайд 3) Сейчас я покажу вам последовательность выполнения операций расчета с покупателями(личный показ операций) Теперь я попрошу одного из вас пройти на рабочее место для закрепления новых умений выполнения правил расчета с покупателями. Молодцы! Вы не только выявили ошибки при расчете, но и логически обоснованно разрешили торговую ситуацию. 2.4 Мотивация самостоятельного выполнения заданий. Все вопросы по новому материалу мы отработали, теперь переходим к выполнению работы самостоятельно. Разберите карточки задания в ваших папках, ознакомьтесь с заданием и приступайте к выполнению. (Приложение 6) | Обучающиеся из каждой команды зачитывают отчет о выполненном домашнем задании. Обобщают информацию. Слушают, просматривают видеосюжет, обсуждают, Отвечают на вопрос. (видео 1) Обучающиеся предлагают варианты темы урока. Записывают в тетрадь тему урока Формулируют задачу на урок. Выполняют тестовые задания, производят самооценку знаний и умений по критериям. Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет правила Т.Б при работе на ККМ. Расписываются в журнале по ТБ. Обучающиеся включают ККМ, входят в режим «Касса», пробивают нулевой чек, при проверке реквизитов чека находят задание, запрограммированное в заголовке чека, выполняют задание, используя инструкцию ККМ. Слушают, воспринимают. Каждая команда составляет алгоритм «выполнение правил расчета с покупателями» Проверяют правильность составления алгоритма. (слайд 3) Наблюдают, запоминают выполнение операций. Обучающийся выполняет расчетные операции. Внимательно наблюдают за рабочей ситуацией, обсуждают, выявляют ошибки при расчете с покупателем, аргументируя правила расчета с покупателями. Получают карточки задания, ознакомляются, и приступают к выполнению трудовых операций. |
3 Текущий инструктаж | 3.1 Обходы мастером рабочих мест с целью: -определение готовности самостоятельно приступить к выполнению работы; -контроль, за правильностью организации рабочего места, за выполнением обучающихся требований охраны труда; -контроль, за правильностью выполнения задания; -индивидуальное инструктирование обучающихся по выполнению правил расчета с покупателями. Старшие кассиры сдают оценочную ведомость. | Выполняют операции согласно, карточек: Расчет с покупателями, решение ситуационной задачи при расчете. Соблюдая при этом требования охраны труда. |
4 Заключительный инструктаж | Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: все ли поставленные задачи были решены? Рефлексия мастера. Отметить активных обучающихся, проговорить о типичных ошибках, озвучить оценки за урок, поощрить команды за работу. Рефлексия обучающихся. Вопросы для рефлексии обучающихся сегодня я узнала… мне было интересно… мне было трудно… теперь я могу… сегодня я научилась… Выдать домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Расчеты с покупателями» | Рефлексия: отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке. Записывают домашнее задание. |
Заключение
Данный урок входит в раздел УП 03.01 «Работа на контрольно – кассовой технике и расчеты с покупателями» На изучение урока №11«Правила расчета с покупателями» отведено 6 часов.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
уметь:
-осуществлять подготовку ККТ различных видов;
-работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
-устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
-осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
-соблюдать правила техники безопасности;
знать:
-документы, регламентирующие применение ККТ;
-правила расчетов и обслуживания покупателей;
-типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
-классификацию устройства ККТ;
-основные режимы ККТ;
-особенности технического обслуживания ККТ;
-признаки платежеспособности государственных денежных знаков.
Урок проводился поэтапно:
–организационный;
– вводный;
– текущий;
– заключительный;
Для реализации поставленной цели и задач урока используется технология развивающего обучения- технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности и информационно-коммуникационная деятельность. Для активизации познавательной деятельности использую задания на сравнение и наблюдение, разрабатываю творческие задания для работы в микро группах.
Работая в микро группах, обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Таким образом, созданы условия для формирования профессиональной компетенции ПК 3.1«Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
Список используемой литературы
Основные источники:
Парфентьева Т.Р. Оборудование торговых предприятий : учебник для нач. проф. Образования / Т.Р.Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224с.
Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины: учеб. Пособие для нач. проф. Образования –М.: Издательский центр «Академия»,2008.-72с.
Яковенко Н.В. кассир торгового зала:учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Н.В Яковенко. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224с – (Ускоренная форма подготовки).
Продавец, контролер-кассир: практические основы профессиональной деятельности [Текст]; Учеб. пособие/Г.В. Ткачева, Г.М. Юркевич, Н.М. Гурбо, Г.П. Бодрикова, М.Д. Катунина, Л.Н. Раздымахо. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – 144с.: ил.
Дополнительные источники:
Модуль «эксплуатация ККМ» Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов ОМС плеер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА УП 03.01 от 18.02.2014г
Тема: Правила расчета с покупателями.
№ п/п | Ф.И.О обучающихся | Домашнее задание От 1 до 5 баллов | Актуализация Знаний От 1 до 5 баллов | Тестовое задание От 1 до 5 баллов | Решение ситуационных задач От 1 до 5 баллов | Выполнение расчета с покупателями От 1 до 5 баллов | Общее количество баллов | Итоговая оценка за урок |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
Критерии оценивания:
25 баллов оценка – 5 (отлично)
20 баллов оценка - 4 (хорошо)
15 баллов оценка - 3 (удовлетворительно)
Менее 15 баллов оценка - 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ №1
Вариант А
В заданиях 1-2 выберите два правильных ответа.
Проверка знаний правил расчетов и обслуживания покупателей.
1. От каких операций процесса продажи товаров зависят затраты времени покупателей на приобретение товаров?
а) встреча покупателей;
б) показ товара;
в) расчет с покупателями.
г) реклама товара
2. Чьи интересы затрагивает наличие ККМ?
а) налоговой службы;
б) покупателей;
в) владельца магазина.
г) поставщика.
В заданиях 3-4 выберите 1 правильный ответ.
Проверка знаний классификации и устройства ККТ.
3. Каково назначение фискальной памяти?
а) Для хранения всех запрограммированных данных;
б) Для регистрации и хранения итоговой отчётной информации;
в) Учёта данных, вводимых в машину.
г) вывода « Z» отчета.
4. Какие клавиши используют для выполнения разных операций?
а) цифровые;
б) секционные;
в) функциональные.
г) калькулятор
5. Ответьте на вопросы.
Проверка знаний основных режимов ККТ.
А) Чем отличается X-отчет от Z-отчета?
______________________________________________________________
Б) В каком режиме работает кассир?
________________________________________________________________
В) Кто имеет доступ к режиму «Фискализация»?
________________________________________________________________
6. Запишите алгоритм вывода «Ведомости показаний» (х-отчет)
на ККМ «АМС-100К»
Оцениваемое умение осуществлять заключительные операции при работе на ККТ.
7. Произвести подсчет стоимости покупки и вычислить сумму сдачи покупателю.
Оцениваемое умение работы на ККТ различных видов.
Продано покупателю:
- шоколад «Пористый» - 3 плитки по цене 18-50;
- карамель «Абрикос» - 400 г по цене 78-00;
- конфеты «Ласточка» - 1 кг 250 г по цене 98-00;
- сухари с маком - 850 г по цене 55-00 за кг
- сахар - 1 кг 100г по цене 30-00 за кг;
- газированная вода - 3 шт. по цене 9-00 за шт.;
- яблоки - 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;
- баранки - 250 г по 40-00 за кг;
- майонез «Сдобри» - 2 банки по цене 16-00 за банку.
Стоимость покупки: _____________________________
Наличные от покупателя: 1000-00
Сдача: _____________________________
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ ТЕСТ №1
Задание №1 – б, в
Задание №2 – а, б
Задание №3 - в
Задание №4 - в
Задание №5 –а) х- отчет без гашения; z- отчет с гашением
-б) «Касса»
-в) налоговый инспектор
касса
1 д
кз
ВВ
«Касса»- закрепить умения и практический опыт работы на ККМ различных типов.
- научить правилам расчета с покупателями.
ка
КЗ
1Дд
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/26/s_58b2dda9146a2/573450_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/26/s_58b2dda9146a2/573450_1.png)
Задание №6 -
Задание №7–стоимость: 401-70; сдача: 598-30
Существенных операций – 15
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Выполнены все задания15 баллов – оценка 5 (отлично)
14 баллов – оценка 4 (хорошо)
13 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)
Меньше 13 баллов –оценка 2 (неуд)
Ошибок более двух, тест не пройден.
Время для решения теста: 3 минуты
Свыше трех минут штрафной балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Типовая инструкция по охране труда контролеров – кассиров.
Требования безопасности перед началом работы:
Перед началом работы на ККМ проверить внешним осмотром:
Устойчивость машины на столе,
Наличия посторонних предметов,
Исправность шнура электропитания, вилку, розетку, которая должна быть заземлена.
Достаточность освещения,
Наличия кнопки вызова охраны и администрации,
Исправность и устойчивость стула,
Исправность блокирующих устройств.
Требования безопасности во время работы:
Не поручать свою работу лицам не прошедшим обучение эксплуатации и Т.Б
Не вмешиваться в работу ККМ от начала и до конца рабочего цикла,
Нельзя работать с открытой крышкой чекопечатающего устройства,
Нельзя удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом,
Нельзя соприкасаться с токоведущими устройствами, батареями отопления и т.д.,
Нужно помнить, что у ККМ с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека происходит выталкивание ящика на 1/3 его длины,
Заправку чековой и контрольной лент производить только после отключения ККМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Инструкционная карта
Тема урока:Правила расчета с покупателями.
Цель урока: Формирование ПК 3.1 «Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями»
Последовательность выполнения операций | Указания к выполнению операций | Указания к выполнению операций по Т.Б | Оборудование и инструменты |
1.Приветствие покупателя. | 1.Поприветствовать покупателя словами «Здравствуйте, добрый день» | Не поручать свою работу лицам не прошедшим обучение эксплуатации и Т.Б. Нельзя вмешиваться в работу ККМ от начала и до конца рабочего цикла, нельзя работать с открытой крышкой чекопечатающего устройства, нельзя удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом, нельзя соприкасаться с токоведущими устройствами, батареями отопления, помнить, что у ККМ с автоматическим открыванием денежного ящика происходит выталкивание ящика на 1/3 его длины, заправку чековой и контрольной лент производить только после отключения ККМ. | Чековая лента, ККМ «Меркурий-130»,ККМ «АМС-100К» «Штрих – М» Образцы денег, ассортимент товаров, монетница, губочница, микрокалькулятор. |
2.Назвать покупателю стоимость покупки. | 2.Громко и внятно назвать стоимость покупки. |
3.Получить деньги от покупателя, проверив их подлинность. | 3. Сумма денег, полученная от покупателя. |
4.Назвать вслух сумму денег, полученную от покупателя. | 4.Устное подтверждение полученной суммы. |
5. Положить деньги покупателя на видное место на контрольно –кассовом расчетном узле. | 5.Деньги должны лежать на виду у покупателя. |
6.Набрать на клавиатуре сумму денег, принятую отпокупателя (получить чек). | 6.Сумма высвечивается на дисплее ККМ. Получить итоговый чек с указанной суммой сдачи. |
7. Набрать сумму сдачи изденежного ящика. | 7.Подготовить сдачу. |
8. Оторвать и погасить кассовый чек. (путем надрыва) | 8.Погашенный кассовый чек. |
9.Выдать кассовый чек и сдачу покупателя. (одновременно) | 9.Окончательный расчет с покупателем. |
10.Положить деньги в денежный ящик. | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Карточка задания №1
1. Продано покупателю:
- колбаса «Молочной» - 830 г по цене 72-00 за кг;
- колбаса «Краковская» - 220 г по цене 74-00 за кг;
- масло сливочное – 330 г по цене 55-00 за кг;
- сосиски «тещины» – 270 г по цене 75-00 за кг;
- пряники медовые - 230г по цене 63-00 за кг.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300 рублей.
Решить ситуацию:
При обслуживании покупателей отключили электропитание. Ваши действия?
Карточка задания №2
2. Продано покупателю:
- шоколад «Аленка» - 3 плитки по цене 18-50;
- карамель «Барбарис» - 400 г по цене 78-00;
- конфеты «Космические» - 1 кг 250 г по цене 98-00;
- сухари с изюмом – 850 г по цене 55-00 за кг;
- масло сливочное 2 пачки по цене 31-00 за шт.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей
Решить ситуацию:
При обслуживании покупателя - вышел чек с неясными реквизитами. Ваши действия?
Карточка задания №3
3. Продано покупателю:
- сахар рафинированный – 1 кг 100г по цене 30-00 за кг;
- газированная вода «Меркурий» – 3 шт. по цене 9-00 за шт.;
- яблоки «чемпион» – 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;
- баранки «К чаю» – 250 г по 40-00 за кг;
- майонез «Провансаль» - 2 банки по цене 16-00 за банку.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300-00 рублей
Решить ситуацию:
При расчете с покупателем, покупатель получив чек и сумму сдачи-утверждает, что не верно выдана сумма сдачи. Ваши действия?
Карточка задания №4
4. Продано покупателю:
- каша «Быстров» - 6 пачек по 27-00 за шт.;
- маргарин «Домашний» - 3 пачки по 8-50 ;
- майонез «Ряба» - 3 шт. по цене 11-00;
- яблоки «Голд» – 4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;
- рыба «Горбуша» - 1 кг 320 г по цене 24-00 за кг;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600-00 рублей.
Решить ситуацию:
При расчете покупатель предъявил для оплаты монеты, кассир отказывается брать. Прав кассир?
Карточка задания №5
5. Продано покупателю:
- карамель «Сливовая» - 620 г по цене 42-00 за кг;
- торт «Нежность » - 1 шт. по цене 37-00;
- консервы «Сайра» – 3 шт. по цене 17-00 за шт.;
- кофе «Суаре» - 2 шт. по цене 109-00;
- мороженое «Пломбир» - 1 шт. по цене 32-00;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
При расчете покупатель предъявил для оплаты надорванную и склеенную купюру.Ваши действия?
Карточка задания №6
6.Обслужить покупателя
-чай «Акбар» - 3 шт. по цене 15-00;
- кофе «Голден Игл» – 5 шт. по цене 2-50;
- кетчуп «Татарский» - 3 шт. по цене 15-00;
- пряники «Медовые» - 1кг 300 г по цене 25-00;
- печенье «К кофе» - 800 г по цене 28-50;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 400-00 рублей.
Решить ситуацию:
Покупатель отказывается брать сдачу с ветхими купюрами. Ваши действия?
Карточка задания №7
7.Обслужить покупателя
- груши «Вильямс» – 1 кг 250 г по цене 30-00;
- кефир питьевой 0.1%ж – 3 шт. по цене 12-00;
- конфеты «Трюфель» - 1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;
- колбаса «Русская» - 2 кг 350 г по цене 155-00;
- соль «Илецкая» – 3 пачки по цене 17-00;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00 рублей.
Решить ситуацию:
Внезапная остановка ККМ. Ваши действия?
Карточка задания №8
8.Обслужить покупателя
- бананы – 2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;
- спред растительный – 500 г по цене 140-00 за кг;
- печенье «Сахарное» - 350 г по цене 70-00 за кг;
- торт «Сказка» - 1 шт. по цене 45-00;
- йогурт «Услада» – 3 шт. по цене 8-50;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
Закончилась чековая лента. Ваши действия?
Карточка задания №9
9.Обслужить покупателя
- вермишель «Паутинка» - 500 г по цене 16-00 за 1 кг;
- кофейный напиток «Колосс»– 2 пачки по цене 15-00;
- кисель фруктовый – 6 пачек по цене 8-50;
- торт «Сказка» - - 2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;
- печенье «Сливочное» - 300 г по цене 84-00;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
После завершения расчета покупатель решил отказаться от одного наименования товара. Ваши действия?
Карточка задания №10
10.Обслужить покупателя
Колбаса «Кантри» – 0,54 гр. по цене 172-00
Молоко топленое – 1 пачка по цене 17-80
Творог – 0,650 гр. по цене 120-00
Шоколад «Детский» – 3 шт. по цене 27-90
Сок Апельсиновый – 2 пачки по цене 11-40
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
У кассира не оказалось разменной монеты для сдачи покупателю, кассир отправил покупателя поменять деньги. Прав ли кассир?
Карточка задания №11
11.Обслужить покупателя
Колбаса «Любительская» – 0,470 гр. по цене 191-00
Молоко 2,5 %ж – 2 пачки по цене 17-00
Творожная масса – 0,850 гр. по цене 150-00
Шоколад «Альпен гольд» – 5 шт. по цене 28-60
Сок «Яблочный» – 7 пачки по цене 19-20
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 5000-00 рублей.
Решить ситуацию:
Покупатель при расчете проявил агрессию, угрожал всем окружающим. Ваши действия?
Карточка задания №12
12.Обслужить покупателя
Колбаса «Кантри» – 0,54 гр. по цене 172-00
Молоко топленое – 1 пачка по цене 17-80
Творог – 0,650 гр. по цене 120-00
Шоколад «Детский» – 3 шт. по цене 27-90
Сок Апельсиновый – 2 пачки по цене 11-40
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
При расчете с покупателем произведен ввод стоимости и сдачи пробит чек, но чек не выш
«Решение торговых ситуаций»
Ситуация № 1
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей
в торговый зал.
Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация № 2
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50
рублей.
Кассир объявил, что это его деньги.
Прав ли кассир?
Ситуация № 3
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.
Правильно ли поступил продавец?
Ситуация № 4
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из
парфюмерного набора фабричного производства.
Продавец отказал. Прав ли продавец?
Ситуация № 5
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на
хранение на 1 сутки.
С покупателя была взята плата за хранение.
Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация № 6
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон
колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности.
Прав ли продавец?
Ситуация № 7
При расчете с покупателем, покупатель получив чек и сумму сдачи - утверждает, что не верно выдана сумма сдачи. Ваши действия?
Ситуация № 8
При обслуживании покупателя - вышел чек с неясными реквизитами. Ваши действия?
Ситуация № 9
При обслуживании покупателей отключили электропитание. Ваши действия?
Ситуация № 10
Покупатель через 20 минут возвращает купленный товар (хлеб), требуя возврата денег, объясняя причину возврата – хлеб на разрезе не пропеченный, мякиш сырой. Каковы ваши действия?
ел. Ваши действия?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Инструкционная карта
Подготовка к работе ККМ «АМС – 100Ф », работа, окончание работы.
Цель: научиться работать на ККМ «АМС – 100Ф»
1. Подготовка к выполнению задания:
1.1.Ознакомиться с инструкционной картой.
1.2.Организовать рабочее место.
2. Выполнение задания.
Операция | Указания к выполнению задания. |
Подготовка ККМ к работе |
Провести внешний осмотр машины, проверить состояние сетевого шнура, вилки и розетки, снять крышку отсека печатающего устройства. |
1. Проверка наличия (количества) ленты | 1.Необходимо открыть верхнюю крышку ТПУ. 2.Положить рулон в гнездо так, чтобы свободный конец бумаги выходил из под рулона. Поднять прижимную планку в вертикальное положение. Отодвинуть ТПУ от лентопротяжного вала. Вставить свободный конец бумаги под лентопротяжной вал. Отпустить ТПГ на бумагу и опустить прижимную планку в исходное положение. Конец ленты пропустить в щель на крышке ТПУ и закрыть крышку. |
2. Включение ККМ | Включить ККМ в эл. сеть, соблюдая требования ТБ. Включить ККМ выключателем, расположенным на боковой панели машины, в положение « I ». |
3. Введение даты и времени | КЗ ВВ ( 00.00.00 ) ВВ (00.00 ) ВВ |
4. Получение «нулевого» чека | ВВ |
5. Получение Х – отчёта | КЗ → 1Д → ВВ |
6. Внесение разменного фонда | ∑→ВВ→=→ВВ |
7. Оформить запись в «Журнале кассира – операциониста» | |
Работа в режиме « Касса» |
8.Единичная работа | ∑→ ОТД → ВВ → = → ВВ |
9.Продажа с умножением | Кол-во → * → ∑→ ОТД → ВВ → = → ВВ |
10. Отмена чека | СБ → СБ |
11.Операция возврата товара | ВТ → ∑ → ОТД → ВВ → = → ВВ |
12.Операция подсчета сдачи | ∑→ ОТД → ВВ → = → НЛ → Сумма покупателя → →ВВ |
13.Работа с калькулятором | КЛ …+ … - …* … = → КЛ |
Окончание работы |
14.Получение Z – отчета | КЗ →2В → ВВ |
Оформить запись в «Журнале кассира - операциониста» |
15.Определить сумму выручки | Сумма выручки определяется по показаниям счётчиков и по формуле: Пк – Пн Где Пк – показания суммирующих денежных счётчиков на конец рабочего дня ; Пн – показания суммирующих денежных счётчиков на начало рабочего дня. Указываем показания счетчиков, суммы выручки, сумму сданную администрации. Определяется остаток на конец рабочего дня, по формуле: Ок = Он + П (в) – Р (с) Указываем остаток, скрепляем подписями администратора кассира. |
16.Отключение ККМ | Отключение ККМ осуществляется установлением выключателя в положение « О ». |
Тестовое задание - 1 вариант
Какой документ контролёр - кассир оформляет в начале и в конце смены?
А) кассовую книгу;
Б) журнал кассира – операциониста;
2. Сколько раз за смену в кассовую машину можно внести
разменную монету?
А) 1 раз;
Б) 2 раза;
В) неограниченно.
3. Как можно проверить готовность кассовой машины к работе?
А) получив «нулевой чек»;
Б) включив в эл. сеть, установлением выключателя в положение « I »;
4. Что обозначает цветная полоса на кассовой ленте?
А) окончание чековой ленты;
Б) техническая неисправность ККМ.
5. Какие документы печатает и выдает кассовая машина?
А) чеки, отчёты;
Б) акты, чеки, квитанции.
6. Можно ли выдавать покупателю чек с цветной полосой?
А) нельзя;
Б) можно, если хорошо просматривается сумма.
Тестовое задание - 2 вариант
Кто осуществляет ввод в эксплуатацию ККМ.
А) Механик из ЦТО;
Б) Администратор предприятия;
В) старший кассир
2. Перечислите действия контролёра – кассира перед перерывом в работе?
А) Устно объявить покупателям о перерыве;
Б) Закрыть денежный ящик, поставить табличку «ПЕРЕРЫВ».
3. Какое количество отделов может обслуживать кассовая машина «АМС - 100Ф»?
А) 8 отделов:
Б) 4 отдела.
4. Можно ли внести в кассовую машину разменную монету, если уже обслужено два покупателя?
А) можно:
Б) нельзя.
5. Назначение клавиши НЛ в кассовой машине «АМС 100Ф».
А) Для внесения денежных сумм покупателей;
Б) для вычисления налогов.
6. Какими способами можно проверить подлинность банкноты?
А) Визуально, с помощью специальной техники (детекторов);
Б) лабораторным методом.
Эталон ответов
1 вариант
1. Б) Журнал кассира – операциониста.
2. а) 1 раз.
3. а) получив «нулевой » чек.
4. а) окончание чековой ленты.
5. а) чеки, отчеты.
6. б) можно, если хорошо просматривается сумма.
2 вариант
1. а) Механик из ЦТО.
2. б) Закрыть денежный ящик, поставить табличку
«ПЕРЕРЫВ».
3. б) 4 отдела.
4. б) Нельзя (по техническим параметрам ККМ).
5. а) Для внесении денежных сумм,
полученных от покупателей.
6. а) С помощью специальной техники
(детекторов).