Основная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
2012г.
Основная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовой подготовки).
Организация-разработчик: Вольский филиал Государственного Бюджетного образовательного учреждения Саратовской области СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Разработчики:
Лебедев А.С., преподаватель Вольского филиала Государственного Бюджетного образовательного учреждения Саратовской области СПО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»
Рекомендована экспертной комиссией министерства образования Саратовской области.
Заключение экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ основной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и примерное содержание профессионального модуля | 9 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 14 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 16 |
1. паспорт основной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
1.1. Область применения программы
Основная программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.
Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач.
Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.
Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов.
Основная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов в области организации деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений при наличии среднего профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- осуществления планирования деятельности структурных подразделений при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
- обеспечения деятельности структурных подразделений;
- контроля деятельности структурных подразделений;
- обеспечения соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов;
уметь:
- планировать последовательность выполнения производственных процессов с целью эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
- оформлять заявку обеспечения производства строительно-монтажных работ материалами, конструкциями, механизмами, автотранспортом, трудовыми ресурсами;
- определять содержание учредительных функций на каждом этапе производства;
- составлять предложения по повышению разрядов работникам, комплектованию количественного профессионально-квалификационного состава бригад;
- производить расстановку бригад и не входящих в их состав отдельных работников на участке;
- устанавливать производственные задания;
- проводить производственный инструктаж;
- выдавать и распределять производственные задания между исполнителями работ (бригадами и звеньями);
- делить фронт работ на захватки и делянки;
- закреплять объемы работ за бригадами;
- организовывать выполнение работ в соответствии с графиками и сроками производства работ;
- обеспечивать работников инструментами, приспособлениями, средствами малой механизации, транспортом, спецодеждой, защитными средствами;
- обеспечивать условия для освоения и выполнения рабочими установленных норм выработки;
- обеспечивать соблюдение законности на производстве;
- защищать свои гражданские, трудовые права в соответствии с правовыми и нормативными документами;
- организовывать оперативный учет выполнения производственных заданий;
- оформлять документы по учету рабочего времени, выработки, простоев;
- пользоваться основными нормативными документами по охране труда и охране окружающей среды;
- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- использовать экобиозащитную технику;
- обеспечивать соблюдение рабочими требований охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;
- проводить аттестацию рабочих мест;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма;
- вести надзор за правильным и безопасным использованием технических средств на строительной площадке;
- проводить инструктаж по охране труда работников на рабочем месте в объеме инструкций с записью в журнале инструктажа;
знать:
- научно-технические достижения и опыт организации строительного производства;
- научную организацию рабочих мест;
- принципы и методы планирования работ на участке;
- приемы и методы управления структурными подразделениями, при выполнении ими производственных задач;
- нормативно-техническую и распорядительную документацию по вопросам организации деятельности строительных участков;
- формы организации труда рабочих;
- общие принципы оперативного планирования производства строительно-монтажных работ;
- гражданское, трудовое, административное законодательство;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- действующее положение по оплате труда работников организации (нормы и расценки на выполненные работы);
- нормативные документы, определяющие права, обязанности и ответственность руководителей и работников;
- формы и методы стимулирования коллективов и отдельных работников;
- основные нормативные и законодательные акты в области охраны труда и окружающей среды;
- инженерные решения по технике безопасности при использовании строительных машин и оборудования;
- требования по аттестации рабочих мест;
- основы пожарной безопасности;
- методы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
- технику безопасности при производстве работ;
- организацию производственной санитарии и гигиены.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 123 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –87 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 29 часов;
учебной практики –36 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) - организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов |
ПК 2. | Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач |
ПК 3. | Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений |
ПК 4 перенесена в отдельную общепрофессиональную дисциплину «Охрана труда» | Обеспечивать соблюдения требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ и работ по реконструкции строительных объектов |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа, часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1-3 | Раздел 1. Планирование и организация работы подразделения при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений | 123 | 58 | 20 | - | 29 | - | 36 | - |
| Производственная практика (по профилю специальности) | - | | - |
| Всего: | 123 | 58 | 20 | - | 29 | - | 36 | - |
3. СТРУКТУРА и основное содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Планирование и организация работы подразделения при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений | | 123 | |
МДК 1. Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений | | 87 | |
Тема 1.1. Роль строительного комплекса и его значение в национальной экономике | Содержание | 12 |
1. | Место строительной отрасли в экономике страны Роль и функции строительного комплекса в экономике Российской Федерации Анализ признаков отрасли и определение показателей развития Государственное регулирование в функционировании строительного комплекса Определение организаций и предприятий строительного комплекса Основы гражданского, трудового и административного законодательства | 12 | 2 |
2 | Организация (предприятие) – основное звено экономики Определение отраслевых особенностей структуры организации Анализ механизма функционирования организации Предпринимательская деятельность организации Предпринимательство - составная часть рыночной экономики Определение организационно - правовые формы организаций (предприятий). | 3 |
Тема 1.2. Основные ресурсы в строительстве | Содержание | 16 | |
1. | Экономические ресурсы организации Сущность, структура и классификация основных фондов Определение видов оценок основных фондов и видов износа Амортизация основных фондов и формы их воспроизводства Анализ показателей использования основных фондов Сущность, состав и структура оборотных средств организации Анализ показателей использования оборотных средств | 10 | 3 |
2 | Организация нормирования и оплаты труда Техническое нормирование труда Определение методов технического нормирования Анализ трудовых ресурсов Определение численности работников организации Анализ производительности труда Определение оплаты труда, современные формы и системы оплата труда. | 3 |
Практические занятия | 6 | |
1. | Показатели использования основного и оборотного капитала |
2. | Показатели использования трудовых ресурсов |
3. | Расчет заработной платы |
Тема 1.3. Экономика строительных организаций | Содержание | 22 |
1. | Финансы организации (предприятия) Показатели производственной деятельности организации Определение валовой и чистой прибыли Анализ доходности и рентабельности предприятия | 8 | 3 |
2. | Основы налогообложения организаций (предприятий) Общая характеристика налоговой системы Законодательство РФ о налогах и сборах Анализ принципов налогообложения Определение классификации налогов Определение некоторых видов налогов | 3 |
3. | Производственное планирование и бизнес-план организации (предприятий) Основы планирования в организации (на предприятии) Разработка бизнес-плана организации (предприятия) Инвестиционная политика организации (предприятия) | 3 |
Практические занятия | 14 | |
1. | Определение экономической эффективности деятельности организации |
2. | Анализ результатов производственной деятельности организаций |
3. | Расчет некоторых видов налогов |
Тема 1.4. Менеджмент и маркетинг в строительстве | Содержание | 8 | |
1. | Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности Анализ целей и задач управления организациями различных организационно-правовых форм Цикл менеджмента, анализ функций менеджмента Анализ внутренней и внешней среды организации Основы принятия управленческих решений | 8 | 2 |
2. | Основы маркетинга Строительная продукция в системе маркетинга Особенности сбыта строительной продукции. | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Изучение нормативной и специальной литературы по вопросам оплаты труда. Расчет смены. Изучение терминов, формул для определения расчетных показателей. Оформление задач на определение результатов производственной деятельности организаций. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Изучение современного состояния отрасли Изучение классификации предприятий Оформление задач на определение эффективности использования основных и оборотных средств. Изучение нормативной и специальной литературы по вопросам оплаты труда. Расчет смены. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Маркетинговая стратегия строительной организации. Изучение налогового законодательства | 29 | |
Учебная практика: оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов. Виды работ: - ознакомление с производственной и социальной деятельностью подразделения (участка); - ознакомление с основными экономическими ресурсами организации (предприятия); - анализ менеджмента и маркетинга предприятия; - изучение и участие в оформлении различных видов документации организации (предприятия) | 36 |
Всего | 123 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы пРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Экономика организации».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Экономика организации
– комплект справочной, нормативной, технической документации;
– наглядные пособия (планшеты, стенды, тематические альбомы, технические регламенты);
аудиторная доска с координатной сеткой;
компьютерный стол;
шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса экономика управлением организацией;
мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. /под ред. Зайцева Н. Л. – Москва. Инфра – М, 2009.
Поздняков В. Л. Экономика отрасли: Учеб./под ред. Позднякова В. Я., Казакова С. В. – М.: Инфра – М, 2008.
Дополнительные источники:
Акимов В. В., Макаров Т. Н., Мерзлякова В. Ф. Экономика отрасли: Учеб. для сред. проф. образования /под ред. Акимова В. В., Макарова Т. Н., Мерзляковой В. Ф. и др. – М.: Инфра – М, 2006.
Смирнов В. Н., Чижов С. В. Менеджмент в строительстве: Учеб. пособие/под ред. Смирнова В. Н., Чижова С. В. – СПб: Изд-во ДНК, 2008.
Черняк В. З. Экономика и управление на предприятии (строительство): Учеб/под ред. Черняка В. З. – К но Рус, 2009.
Нормативная документация:
Гражданский кодекс РФ (части 1, 2, 3).
Налоговый кодекс РФ (части I и II).
Трудовой кодекс РФ.
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (с изменениями и дополнениями)».
Отечественные журналы:
«Экономист»
«Вопросы экономики»
«Экономические стратегии»
Интернет – ресурсы:
1. Электронный ресурс: Аналитический и статистический материал, связанный с экономикой. Форма доступа: www.financy.ru .
2. Электронный ресурс: Виртуальная экономическая библиотека. Форма доступа:www.econom.nsc.ru .
3. «Консультант-плюс». Форма доступа:
http://www.consultant.ru 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений» является освоение общепрофессиональных дисциплин: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Основы электротехники», «Основы геодезии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Экономика организации», «Безопасность жизнедеятельности», «Строительные материалы и изделия», «Основы инженерной геологии», «Охрана труда» и междисциплинарного курса: «Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений» для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
При выполнении практических работ обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений» по направлению подготовки «Строительство».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство учебной практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин, имеющие опыт работы в организациях соответствующей профессиональной сферы по профилю специальности не менее 5 лет, с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразде-лений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов. | - планирование и организация работы структурного подразделения в соответствии с производственной программой предприятия; - составлять планы размещения оборудования и осуществлять организацию рабочих мест в соответствии с производственной программой; | Текущий контроль в форме: - тестирование или контрольные работы по темам МДК; - экспертная оценка выполнения заданий на практическом и лабораторном занятии; - экспертная оценка оформления и выполнения практических и лабораторных работ; - защита практических и лабораторных работ; - решения ситуационных задач; - зачёт по учебной и производственной практикам Рубежный контроль в форме: - тестирование по основным темам МДК Дифференцированный зачет по МДК. Дифференцированный зачет по учебной практике. Экзамен (квалификационный) по модулю. |
Обеспечивать работу структурных подразде-лений при выполнении производственных задач. | - трудовые ресурсы на выполнение производственной задачи подобраны согласно ЕТКС работ и профессий и согласно штатного расписания - расчет заработной платы произведён в соответствии со штатным расписанием - принимать и реализовывать управленческие решения в соответствии с бизнес-планом деятельности организации; |
Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений. | - осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, качества работ, эффективного использования технологического оборудования и материалов в соответствии с отраслевыми стандартами; - рассчитывать показатели, характеризующие эффективность работы производственного подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования в соответствии с утвержденной методикой расчета; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - проявление активности, инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности; - участие в олимпиадах, конкурсах, связанных с профессией; - наличие портфолио | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; анкетирование, тестирование, решение ситуационных задач, деловые игры |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - обоснованный выбор методов и способов решений профессиональных задач в области бухгалтерского учета; - самостоятельная разработка производственных ситуаций и их решение; - объективная оценка эффективности и качества собственной деятельности |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - решение стандартных и нестандартных ситуаций в соответствии с действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету; - адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях; - ответственное отношение к принимаемому решению |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | эффективный поиск необходимой информации нормативных и законодательных документов для эффективного выполнения профессиональных задач; - использование различных источников информации, включая электронные для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - активное использование информационных технологий в бухгалтерском учете; - оперативный анализ и оценка информации с применением информационно-коммуникационных технологий (использование ИНТЕРНЕТ-ресурсов); - оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - выстраивание позитивных коммуникаций в коллективной деятельности (проявление коммуникативных качеств); - положительное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - умение работать в группе; - наличие лидерских качеств; - участие в студенческом самоуправлении; - участие в спортивно- и культурно-массовых мероприятиях |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - аргументированный самоанализ, анализ и коррекция результатов работы команды (проявление коммуникативных качеств); - проявление ответственности за работу членов команды и выполнение заданий; - проявление лидерских качеств |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; - участие в студенческих конференциях и конкурсах проектов |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - систематическое ознакомление с инновационными разработками в профессиональной деятельности; - проявление устойчивого интереса к инновациям в области профессиональной деятельности |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - осознанная готовность к службе в Вооруженных Силах РФ; - проявление интереса к воинской службе; - занятия в спортивных секциях; - готовность применения профессиональных знаний и умений в воинской службе |
*
3