СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ. 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования

Профессиональный цикл основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»

(ГБПОУ «ВАТТ-ККК»)






УТВЕРЖДАЮ:



Директор ГБПОУ «ВАТТ-ККК»



___________________/А.Я.Докшин/



«____»_____________________201__г.

Приказ № ________от_____________










ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ. 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования

Профессиональный цикл основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование




2018г.



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) и на основе Профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014).

Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус» (ГБПОУ «ВАТТ-ККК»).

Разработчики: _____________________________________________________


Рассмотрено и утверждено на методическом совете

ГБПОУ «ВАТТ-ККК»


Протокол №_____ от «___»_______20__г

Председатель ____________________________




СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.



4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА содержание профессионального модуля


8

4. условия реализации ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


27

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


31


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным

программам дошкольного образования


1.1. Область применения программы

Программа профессионального является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


1. Определять цели и задачи, планировать непосредственно организованную деятельность с детьми дошкольного возраста.

2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

4. Анализировать занятия.

5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Программа профессионального модуля может быть использована в программах профессионального образования и повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:


иметь практический опыт:

  • определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов непосредственно организованной деятельности, экскурсий, наблюдений;

  • составления конспектов непосредственно организованной деятельности с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

  • организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

  • организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;

  • организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

  • организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

  • проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

  • наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

  • обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

  • осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

  • оформления документации;


  • уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

  • составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

  • определять способы коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

  • выразительно читать литературные тексты;

  • петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

  • отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

  • анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;


  • знать:

  • дошкольного образования;

  • теоретические и методические основы организации обучения дошкольников;

  • особенности психических познавательных процессов и учебно –познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

  • структуру и содержание примерных и вариативных программ вы воспитания и обучения детей на занятиях;

  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

  • приемы работы с одаренными детьми;

  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

  • элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;

  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

  • диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

  • требования к составлению психолого - педагогической характеристики ребенка;

  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения в непосредственно организованной деятельности, при проведении экскурсий и наблюдений;

  • виды документации, требования к ее оформлению;

  • особенности и методику речевого развития детей;

  • развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.



1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 792 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 792 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 602 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 190 часа;

учебной практики 36 часов, производственной практики 180 часа.




2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:

организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми

дошкольного возраста

ПК 3.2

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПК 3.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс

и результаты обучения дошкольников

ПК 3.4

Анализировать занятия

ПК.3.5

Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий

ПК.5.1.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

ПК.5.2.

Создавать в группе предметно-развивающую среду

ПК.5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК.5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК.5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

ОК. 2

 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК. 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК. 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК.7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК.8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК. 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК. 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК.11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм


3. СТРУКТУРА содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК- 3.1; 3.3; 3.4

ПК - 5.1 – 5.5

МДК.03.01. Изучение теоретических основ организации обучения в разных возрастных группах

144

96

42


-


48


-




-

-

-

ПК – 3.2; 3,5

ПК – 5.1 – 5.5

МДК.03.02. Освоение теории и методики развития речи у детей


142


96


70


20


46


12


54

ПК – 3.2; 3,5

ПК - 5.1 – 5.5

МДК.03.03. Изучение теории и методики экологического образования дошкольников


144


96


34


-


48


-


12


54

ПК – 3.2; 3,5

ПК - 5.1 – 5.5

МДК.03.04. Освоение теории и методики математического развития


146


98


70


-


48


-


12


72


Учебная и производственная практика (по профилю специальности) часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

216






180


Всего:

792

386

216

20

190

-

36

180

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ.1.

Изучение теоретических основ организации обучения в разных возрастных группах



144


МДК.03.01.

Теоретические основы организация обучения в разных возрастных группах



96

Тема 1.1.

Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста



Содержание

10

1

Общее понятие о дидактике, дошкольная дидактика

2


1

2

Место обучения в педагогическом процессе, цели, задачи

2

3

Закономерности и принципы обучения. Модели, типы, средства обучения

2

4

Общеобразовательные программы дошкольного образования, их характеристика и

классификация

2

5


Требования к отбору содержания обучения с учётом анализа вариативных и

примерных программ дошкольного образования

2

Практические занятия

8

1

Анализ комплексных образовательных программ «Детство», «Радуга», «Истоки»

4

2

Анализ парциальных образовательных программ «Здоровье», «Здоровый дошкольник»

4

Тема 1.2.

Образовательные технологии в детском саду



Содержание

10

1

Понятие образовательной технологии

2


1

2

Современные образовательные технологии

2

3

Элементы ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

2

4

Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста

2

5

Исследовательское обучение как метод обучения детей дошкольного возраста

2

Практические занятия

8

1

Заполнение таблицы «Классификация образовательных технологий»

4

2

Заполнение таблицы «Классификация современных образовательных технологий»

4

Самостоятельная работа

28

Подготовка докладов по современным образовательным технологиям по темам:


1

Здоровьесберегающие технологии

4

2

Технологии проектной деятельности

2

3

Технология исследовательской деятельности

2

4

Информационно-коммуникационные технологии

2

5

Личностно-ориентированные технологии;

2

6

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

4

7

Игровая технология

4

8

Технология «ТРИЗ»

4

9

Технологии предметно – развивающей среды

4

Тема 1.3.

Методика обучения детей дошкольного возраста





Содержание

12

1

Понятие методики, методы и приёмы обучения

2



1

2

Требования к выбору и сочетанию методов в соответствие с поставленными целями

2

3

Формы организации обучения дошкольников

2

4

Игра как основная форма организации обучения детей дошкольного возраста

2

5

Вальдорфская методика дошкольного обучения

2

6

Подход Марии Монтессори

2

Практические занятия

10

1

Анализ педагогического подхода Сесиль Лупан

2

2

Анализ игрового похода Бориса и Елены Никитиной

2

3

Анализ методики Николая Зайцева

2

4

Анализ методики дошкольного обучения «Глен Доман и его краточки»

2

5

Анализ традиционной методики педагогического обучения дошкольника

2

Самостоятельная работа

6

1

Сравнительный анализ методов и приемов организации НОД детей в разных возрастных группах

6

Тема 1.4.

Планирование, диагностика и анализ работы с детьми в соответствии с общеобразовательными программами дошкольного образования

Содержание

10

1

Планирование образовательной работы в детском саду

2


1

2

Общие подходы и принципы образовательной работы в детском саду

2

3

Требования к разработке и оформлению документации

2

4

Диагностические методики оценки результатов обучения, воспитания и развития в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста

2

5

Анализ и самоанализ различных форм организации детской деятельности

2

Практические занятия

6

1

Составление плана работы на год для разных возрастных групп

2

2

Составление плана работы на квартал для разных возрастных групп

2

3

Составление плана работы на месяц для разных возрастных групп

2

Самостоятельная работа

10

Разработка примерного плана воспитательной работы с детьми:


1

Для младшей группы

4

2

Для средней группы

4

3

Для старшей группы

2

Тема 1.5.

Особенности организации обучения в разных возрастных группах



Содержание

12

1

Особенности обучения детей раннего возраста

2


1

2

Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста

2

3

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста

2

4

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста

2

5

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении

2

6

Особенности обучения одарённых детей

2

Практические занятия

10

1

Изучение и анализ программы «Одаренный ребенок»

4

2

Изучение и анализ программы работы с детьми, имеющими трудности в

обучении «Помогайка!»

6

Самостоятельная работа

4

1

Изучение принципов организации развивающей среды в разных возрастных группах

2

2

Изучение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в свете современных подходов к организации обучения

1

3

Подготовка и организация экскурсии как формы обучения

1

Раздел ПМ. 2.

Освоение теории и методики развития речи у детей


142


МДК. 03.02.

Теория и методика развития речи у детей



96

Тема 2.1.

Язык как средство мышления, общения, организации и планирования деятельности, как средство усвоения культуры

Содержание

8

1

Роль родного языка в развитии личности ребенка

2


1, 2

2

Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста

2

3

Язык как продукт общественно-исторического развития

1

4

Язык как средство человеческого общения

1

5

Язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления

2

6

Определение общей направленности педагогического воздействия на речь детей дошкольного возраста

Тема 2.2.

Цели и задачи работы по речевому развитию дошкольников

Содержание

14


1

Цель работы по развитию речи и обучению родному языку в детском саду

1



1, 2

2

Задачи развития речи, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование; характеристика задач

1

3

Методические принципы развития речи

1

4

Нормативные документы, регламентирующие организацию речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении

1

5

Федеральные государственные требования к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

1

6

Общая характеристика средств развития речи

1

7

Общение взрослых и детей как ведущее средство развития речи

1

8

Культурная языковая среда. Речь воспитателя, требования к ней

2

9

Обучение родной речи и языку в непосредственно образовательной деятельности

2

10

Художественная литература как средство развития речи

1

11

Различные виды искусства (изобразительное, музыка) в развитии речи

1

12

Методы и приемы развития речи

1

Тема 2.4.

Особенности развития речи детей раннего возраста

Содержание

4


1

Значение речевого развития для общего развития детей в период раннего детства

1


1, 2

2

Особенности предречевого периода в развитии детей первого года жизни

1

3

Особенности развития речи детей второго года жизни

1

4

Особенности развития речи детей третьего года жизни

1

Тема 2.5.

Методика развития речи детей раннего возраста

Практические занятия

4

3

1

Организация работы по развитию первичных голосовых реакций детей первого года жизни

1


2

Руководство воспитателя развитием речи детей второго года жизни. Методика развития речи детей третьего года жизни

1

3

Составление планов, фрагментов разных форм непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей раннего возраста

1

4

Подбор произведений художественной литературы для решения задач речевого развития групп раннего возраста

1

Самостоятельная работа

6

1

Составление аннотации на одно из пособий по методике развития речи детей раннего возраста и ее презентация

6

Тема 2.6.

Сущность, задачи и содержание словарной работы в дошкольном

образовательном учреждении

Практические занятия

4


1

Сущность словарной работы в детском саду, ее место в общей системе работы по развитию речи и ее значение в развитии детей. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста

1



1, 2

2

Состав лексических навыков. Задачи и содержание словарной работы. Принципы, приемы, методы словарной работы

1

3

Методы введения лексики в речь детей. Методы закрепления и активизации словаря

1

4

Словарная работа в разных видах деятельности. Последовательность в работе над словарем. Использование методов обучения в зависимости от этапа работы

1

Тема 2.7.

Виды непосредственно образовательной деятельности по формированию словаря детей дошкольного возраста

Практические занятия

4


1

Экскурсии и наблюдения, их роль в ознакомлении детей с окружающим и формировании словаря

1



2,3

2

Организация непосредственно образовательной деятельности по рассматриванию предметов. Развитие словаря в процессе ознакомления детей с качествами и свойствами предметов и материалов и художественной литературой

1

3

Роль дидактических игр в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр для формирования словаря

1

4

Специальные лексические упражнения и методика их проведения. Составление подборки лексических игр и упражнений с наглядным материалом; словесных дидактических игр, загадок

1

Самостоятельная работа

6

1

Написание конспекта НОД по формированию словаря для детей одной из возрастных групп

6

Тема 2.8.

Особенности, задачи и содержание

формирования грамматического

строя речи

Практические занятия

4


1

Значение усвоения грамматического строя родного языка для развития детей дошкольного возраста. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

1



1, 2

2

Задачи, содержание и пути по формированию грамматической стороны речи у детей

1

3

Принципы подбора материала для непосредственно образовательной деятельности с грамматическим содержанием в разных возрастных группах

1

4

Формирование грамматического строя речи детей в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в процессе организации самостоятельной деятельности детей

1

Самостоятельная работа

4

1

Проведение диагностики сформированности грамматического строя речи у детей одной из возрастных групп

4

Тема 2.9.

Методика формирования грамматической стороны речи детей

Практические занятия

4


1

Методика формирования морфологической стороны речи детей разных возрастных групп

1


2,3

2

Методика формирования способов словообразования и синтаксической стороны у детей разных возрастных групп

1

3

Составление сравнительных таблиц (анализ примерных образовательных программ дошкольного образования по разделу)

1

4

Разработка фрагментов разных форм непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп

1

Самостоятельная работа

6

1

Подборка игр и упражнений по формированию фонетической стороны речи детей разных возрастных групп

6

Тема 2.10.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи


Практические занятия

4


1

Значение звуковой культуры речи для развития личности ребенка. Развитие речевого слуха у детей как условие формирования интонационной выразительности и звуковой чистоты речи

1



1, 2

2

Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словопроизношения и средств интонационной выразительности. Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата детей и их влияние на усвоение звуковой речи

1

3

Предпосылки овладения правильным звукопроизношением в дошкольном возрасте. Система работы по воспитанию звуковой культуры речи

1

4

Обучение детей чистому и правильному произношению звуков и слов на занятиях. Методы, приемы и этапы обучения детей правильному звукопроизношению

1

Тема 2.11.

Формирование звуковой выразительности речи детей

Практические занятия

2


1

Понятие выразительности речи. Фонетико-интонационный аспект выразительности, ее компоненты

1


2

2

Приемы обучения фонетико-интонационной выразительности речи

1

Тема 2.12.

Комплексный подход в решении задач воспитания звуковой культуры речи


Практические занятия

4


1

Взаимосвязь непосредственно организованной и самостоятельной деятельности детей по овладению навыками звуковой культуры речи

1


3

2

Организация индивидуальной работы с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения

1

3

Артикуляционная гимнастика

1

4

Составление конспектов разных форм непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков (по выбору)

1

Тема 2.13.

Понятие связной речи, ее значение

Практические занятия

2


1

Значение овладения связной речью для развития ребенка. Функционально-смысловые типы связных высказываний

1



1, 2

2

Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства. Задачи работы по развитию связной речи детей в разных возрастных группах

1

Тема 2.14.

Обучение детей связной диалогической речи

Практические занятия

4


1

Обучение детей диалогической речи. Состав диалогических умений детей дошкольного возраста. Приемы обучения детей способам общения

1



2,3

2

Разговор воспитателя с детьми. Словесные поручения воспитателя. Специально организованные речевые ситуации

1

3

Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы. Классификация бесед, их тематика и содержание. Методика проведения бесед разных видов

1

4

Проведение анализа обобщающих бесед с детьми старшего дошкольного возраста (содержание, структура, приемы активизации мышления и речи, соотношение речевой активности педагога и детей). Разработка конспектов этических бесед для детей старшего дошкольного возраста

1

Тема 2.15.

Развитие связной речи в процессе обучения пересказу художественных произведений и рассказыванию по предметам и игрушкам


Практические занятия

4


1

Общая характеристика детских связных высказываний. Задачи и содержание обучения монологической речи на разных возрастных этапах

1



2,3

2

Методические приемы обучения рассказыванию, их классификация и характеристика. Особенности познавательной деятельности детей при описании предметов и игрушек.

1

3

Значение пересказа художественных произведений в развитии детей дошкольного возраста. Методика обучения пересказу детей разных возрастных групп. Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам

1

4

Подбор произведений для пересказа, приемов обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица отдельных героев, игра-драматизация. Разработка конспектов разных форм непосредственно образовательной деятельности

1

Тема 2.16.

Развитие связной речи в процессе рассказывания по картинам и из опыта

Практические занятия

4


1

Особенности восприятия и понимания детьми картин. Обучение детей рассматриванию картин

1



2,3

2

Обучение описанию предметных и сюжетных картин в разных возрастных группах. Описание пейзажной картины и натюрморта

1

3

Рассказы детей из опыта, их сущность и значение в развитии ребенка. Методика обучения рассказыванию из опыта

1

4

Разработка вопросов для обучения детей рассматриванию предметной (сюжетной, пейзажной) картины, натюрморта и серии сюжетных картин. Разработка конспектов разных форм непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине

1

Тема 2.17.

Обучение творческому рассказыванию, высказываниям типа рассуждений


Практические занятия

4


1

Творческие рассказы, их сущность и значение для развития ребенка. Этапы развития детского словесного творчества

1



2

2

Виды детских сочинений: реалистические рассказы, сказки, небылицы, описание природы. Приемы обучения: разные виды образца рассказов, своеобразие их применения; использование плана, его коллективное обсуждения

1

3

Формирование поэтического словесного творчества детей. Приемы обучения монологам-рассуждениям детей старшего дошкольного возраста

1

4

Использование дидактических игр в обучении детей разным типам связных высказываний

1

Тема 2.18.

Значение, задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

Практические занятия

2


1

Сущность подготовки к обучению грамоте. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его словесном виде

1



1, 2

2

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

1

Тема 2.19.

Методика подготовки к обучению грамоте

Практические занятия

4


1

Методика ознакомления детей с термином «слово», со слоговым строением и звуковой стороной слова

1



2,3

2

Формирование навыков фонемного анализа слов. Методика ознакомления детей с предложением

1

3

Проведение анализа игры «Живые слова»

1

4

Составление планов разных форм непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп

1

Тема 2.20.

Значение, задачи и содержание работы по ознакомлению с художественной литературой

Практические занятия

2


1

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров

1



2

2

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Репертуар для чтения и рассказывания

1

Тема 2.21.

Методика чтения и рассказывания

Практические занятия

4


1

Особенности разных форм работы и методики ознакомления по художественному чтению и рассказыванию

1



2,3


2

Особенности восприятия содержания и формы стихотворения. Методические требования к заучиванию стихов

1

3

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

1

4

Разработка фрагментов разных форм непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями с познавательным содержанием, на моральные темы и юмористического характера

1

Тема 2.22.

Художественно-речевая деятельность дошкольников

Практические занятия

4


1

Использование художественной литературы в повседневной жизни. Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности детей

1



3


2

Воспитание читательских интересов у дошкольников. Уголок книги. Содержание и формы работы в уголке книги

1

3

Углубленное знакомство с жизнью и творчеством писателя. Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг

1

4

Литературные утренники и викторины

1

Тема 2.23.

Значение и принципы планирования работы по развитию речи

Практические занятия

4


1

Значение планирования работы по развитию речи детей в детском саду. Принципы планирования

1



2


2

Теоретические основы планирования работы по речевому развитию дошкольников. Виды планирования

1

3

Планирование различных форм, задач, содержания, методов и приемов работы по развитию речи в разных видах деятельности

1

4

Требования к календарному плану. Планирование индивидуальной работы с детьми

1

Самостоятельная работа

10

1

Составление презентации лексических игр и упражнений

10

Тема 2.24.

Виды и содержание планирования работы по развитию речи детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Практические занятия

2


1

Планирование задач, содержания, методов и приемов работы по развитию речи в разных видах деятельности. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи

1


3


2

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Учет результатов диагностики речевого развития детей при планировании работы

1

Самостоятельная работа

14

1

Сравнительный анализ содержания образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в примерных образовательных программах дошкольного образования

14

Учебная практика

Виды работ

12


Изучение специфики словарной работы в общей системе развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении

2

Изучение уровня лексического развития детей дошкольного возраста

2

Наблюдение и анализ показательных форм работы по развитию лексической стороны речи детей в дошкольном образовательном учреждении

2

Изучение индивидуальной работы по обучению детей построению связных монологических высказываний

2

Изучение уровня развития связной монологической речи детей дошкольного возраста

2

Наблюдение и анализ показательных форм работы по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста

2

Производственная практика

Виды работ

54

Проведение пробных форм непосредственно образовательной деятельности по формированию словаря детей дошкольного возраста

6

Планирование работы по совершенствованию разных сторон речи детей своей возрастной группы на летний период

8

Организация и проведение работы по развитию разных сторон речи детей своей возрастной группы на летний период

8

Подготовка и проведение работы с родителями воспитанников с целью повышения их знаний об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста

8

Проведение пробных форм работы по обучению детей дошкольного возраста пересказу художественных произведений

8

Проведение работы по развитию разных сторон речи детей своей возрастной группы

8

Подготовка и проведение литературного мероприятия

8

Курсовая работа (проект)

20


Раздел ПМ. 3.

Изучение теории и методики экологического образования дошкольников


144


МДК.03.03.

Теория и методика

экологического образования дошкольников


96

Тема 3.1.

Экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики

Содержание

6


1

Экологические проблемы и их преодоление

Возникновение экологического направления в образовании

2


1

2

Экологическое образование – новое направление в педагогике

2

3

Связь учебной дисциплины с фундаментальными науками: биологией, философией,

психологией, педагогикой, экологией и другими

2

Самостоятельная работа

6

2

1

Изучение Концепции экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой

2

2

Анализ программных задач по экологическому образованию в разных возрастных группах

4

Тема 3.2.

Теоретические основы методики экологического образования

Содержание

6


2

1

Роль природы в формировании личности дошкольника. Научная основа ознакомления

детей с природой

2

2

Задачи и содержание экологического образования детей дошкольного возраста

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста Николаевой С.Н.

2

3

Психолого-педагогические основы экологического образования. Роль педагога в развитии экологической культуры детей

2

Самостоятельная работа

6

3

1

Анализ программных задач по экологическому образованию в разных возрастных группах

4

2

Составление схемы озеленения участка дошкольного образовательного учреждения

2

Тема 3.3.

Современные программы экологического образования дошкольников

Содержание

6

1

Общая характеристика программ экологического образования

2


2

2

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников

4

Самостоятельная работа

6

1

Анализ современных исследований и опыта педагогов дошкольного образовательного учреждения по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

2

3

2

Разработка циклов наблюдений за явлениями живой и неживой природы для детей разных возрастных групп.

4

Тема 3.4.

Методы экологического образования дошкольников



Содержание

14

1

Характеристика методов экологического образования. Развивающая экологическая

среда в дошкольном образовательном учреждении как метод экологического образования. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении

2


2

2

Наблюдение – метод чувственного познания природы

2

3

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом образовании детей

дошкольного возраста

Использование информационно – коммуникационных технологий в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста

2

4

Элементарная поисковая деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста

2

5

Словесные методы экологического образования

2

6

Игра как метод экологического образования

2

7

Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста

2

Практические занятия

8

3

1

Планирование наблюдений за объектами природы в непосредственно образовательной деятельности

2

2

Планирование кратковременных наблюдений на прогулках

2

3

Планирование циклов наблюдений за явлениями и объектами живой и неживой природы

2

4

Конструирование дидактической игры с природоведческим содержанием для детей

одной из возрастных групп с последующей ее защитой

1

5

Разработка вариантов игровых обучающих ситуаций разных типов

1

Самостоятельная работа

8

3

1

Составление электронных презентаций по программе экологического образования детей дошкольного возраста.

2

2

Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий

2

3

Проведение экологических игр с правилами для детей разных возрастных групп

2

4

Разработка сценария игровой обучающей ситуации любого вида

2

Тема 3.5.

Формы организации работы по экологическому образованию дошкольников


Содержание

8


1

Непосредственно образовательная деятельность в процессе экологического образования дошкольников

4


2

2

Комплексные мероприятия экологического содержания

2

3

Труд детей в природе

2

Практические занятия

8

6

Характеристика разных типов и видов непосредственно образовательной деятельности в

формировании целостной картины мира у дошкольников

2

3

7

Планирование непосредственно образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста

2

8

Особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах

2

9

Выявление соответствия программного содержания комплексных мероприятий их

содержательной стороне

2

Самостоятельная работа

4

3

1

Составление тематики непосредственно образовательной деятельности для одной из возрастных групп

2

2

Составление сценариев экологических праздников и экологических акций, прогулок и походов на природу, составление плана экологического проекта для детей разных возрастных групп

2

Тема 3.6.

Система экологического образования в дошкольном образовательном учреждении и ее влияние на развитие личности ребенка

Содержание

10

1

Технология экологического образования: общий подход. Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы

2


2

2

Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы

4

3

Экологическое образование детей старшего возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы

2

4

Технология ознакомления дошкольников с природными экосистемами

2

Практические занятия

10

3

10

Планирование работы по знакомству с экосистемами детей старшего дошкольного

возраста. Методика ознакомления с экосистемами Челябинской области

1

11

Экологическое образование детей подготовительной к школе группы при ознакомлении с сезонными явлениями природы

1

12

Экологическое образование в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения

1

13

Составление перспективного плана работы по экологическому образованию на год в

разных возрастных группах

2

14

Ознакомление детей разных возрастных групп с природными особенностями человека как биосоциального существа

1

15

Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными

1

16

Организация работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении по охране природы

1

17

Составление планирования работы для детей младшей группы на год по экологическому образованию в непосредственно организованной деятельности

2

Самостоятельная работа

4

3

1

Решение педагогических задач

2

2

Составление календарного плана на 2 недели для одной возрастной группы

2

Тема 3.7.

Планирование работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

4


1

Планирование работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении

2

2

2

Организация работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении

2

2

Практические занятия

8

3

18

Система работы по теме и разные авторские подходы к методике организации работы

с детьми (формы работы с детьми – наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, игры; методы и приемы)

4

19

Характеристика 1-2 форм работы с детьми по ознакомлению их с природными особенностями человека

2

20

Воспроизведение фрагмента непосредственно образовательной деятельности или дидактической игры по знакомству с особенностями человека

2

Самостоятельная работа

8

3

1

Составление структурно-логических схем по теме (по выбору)

4

2

Разработка перспективного плана по знакомству с экосистемами старших дошкольников

4

Тема 3.8.

Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников

Содержание

4

1

1

Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников

4

Самостоятельная работа

2

3

1

Конструирование сценариев природоохранных акций в дошкольном образовательном учреждении

1

2

Разработка тематики природоохранных акций для детей разных возрастных групп

1

Тема 3.9.

Работа с семьей по экологическому образованию дошкольников

Содержание

4

1

Работа с семьей по экологическому образованию дошкольников

3

Самостоятельная работа

4

3

1

Определение уровня экологической воспитанности детей в дошкольном образовательном учреждении

2

2

Разработка перечня форм работы с семьей по экологическому образованию

1

3

Составление плана консультации для родителей на природоведческую тему (по выбору)

1

Учебная практика

Виды работ:

12


Наблюдение и анализ работы по темам «Наблюдение», «Труд в природе», «Игра»

6

Показательные формы работы по теме «Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Познание» (Мир природы)»

6

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

Подготовка, проведение и анализ наблюдений в природе, организация труда в природе, экологических игр с детьми разных возрастных групп, непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (Мир природы)

Самостоятельное проведение комплексных мероприятий экологического содержания



18


36

Раздел ПМ 4

Освоение теории и методики математического развития



146

МДК.03.04.

Теория и методика

математического развития



98

Тема 4.1.

Роль математических знаний в умственном развитии детей дошкольного возраста.


Содержание

2

1

Возрастающая роль математических знаний в современном обществе. Роль

математических знаний в умственном развитии детей дошкольного возраста.

1


1

2

Задачи формирования элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста (образовательная, воспитательная). Общая характеристика содержания и путей обучения

1

Тема 4.2.

Теоретические основы методики

математического развития детей дошкольного возраста

Содержание

2

1

Теоретические основы обучения математике. Основные математические понятия

1


1

2

Современные концепции и методические системы математического развития детей

1

Тема 4.3.

Дидактические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников



Содержание

4

1

Задачи предматематической подготовки детей

1

2

2

Организация детской деятельности по развитию элементарных математических представлений

1

3

Методические требования к проведению непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений

1

4

Использование знаний по математике в разнообразных видах деятельности для их закрепления

1

Практические занятия

10

1

Задачи и содержание предматематической подготовки в дошкольном образовательном учреждении

2

2

Отработка навыков организации и проведения игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

2

3

Организация развивающей среды как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

2

4

Использование знаний по математике в разнообразных видах деятельности для их закрепления

4

Самостоятельная работа

2

1

Изучение дидактических основ формирования элементарных математических представлений у дошкольников

2

Тема 4.4.

Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста


Содержание

4

1

Особенности развития количественных представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Формирование количественных представлений у детей 4-го года жизни

1


2

2

Особенности развития у детей представлений о числе и натуральном ряде чисел в процессе счета, измерения

1

3

Формирование количественных представлений у детей 5 –го года жизни

1

4

Формирование количественных представлений у детей 6 –го года жизни

1

Практические занятия

24

1

Изучение основных математических понятий (множество, число, счет, натуральный ряд чисел)

2

2

Изучение особенностей восприятия и воспроизведения количества предметов детьми раннего и дошкольного возраста

2

3

Изучение особенностей развития у детей понятия о числе, представлений о натуральном ряде чисел в процессе деятельности счета и измерения

2

4

Этапы развития счетной деятельности

2

5

Формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств у детей младшей группы

2

6

Обучение детей в средней группе количественному счету в пределах пяти (усложнения в старшей группе)

2

7

Обучение порядковому счету в пределах пяти детей средней группы (усложнения в старшей группе)

2

8

Изучение состава числа из единиц в пределах пяти с детьми старшей группы (усложнения в подготовительной к школе группе)

2

9

Изучение состава числа из двух меньших чисел с детьми подготовительной к школе группы

2

10

«Цветные палочки» Х. Кюизенера, как одно из дидактических средств усвоения чисел и цифр

2

11

Изучение состава числа из единиц в пределах пяти с детьми старшей группы (усложнения в подготовительной)

2

12

Изучение состава числа из двух меньших чисел с детьми подготовительной группы

2

Самостоятельная работа

4

1

Изучение задач, содержания и методики формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

4

Тема 4.5.

Обучение детей решению арифметических задач, числовых примеров

Содержание

4

1

Особенности понимания детьми арифметической задачи

2


2

2

Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач, числовых примеров

2

Практические занятия

6

1

Моделирование арифметических действий

6

Самостоятельная работа

4

1

Обучение детей решению арифметических задач, числовых примеров

4

Тема 4.6.

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении


Содержание

2

1

Формирование представлений и особенности развития представлений о величине предметов и их измерении

1


2

2

Обучение детей элементам измерительной деятельности. Демонстрация приемов обучения детей представлениям о величине предметов и их измерении

1

Практические занятия

12

1

Изучение понятия о величине, измерении

2

2

Изучение особенностей восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста

2

3

Изучение особенностей измерительных действий детей

2

4

Задачи ознакомления детей с величиной предметов, измерением (анализ действующих программ)

2

5

Методика формирования у дошкольников представлений о величине

2

6

Составление модели сериационного ряда из «Цветных палочек» Х. Кюизенера – средство познания величины

2

Самостоятельная работа

8

1

Формирование представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

4

2

Обучение детей элементам измерительной деятельности

4

Тема 4.7.

Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Содержание

2

1

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

1


2

2

Методика ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами

1

Практические занятия

6

1

Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению их с формой и геометрическими фигурами

2

2

Приемы обучения детей с использованием занимательного материала

2

3

Использование компьютерных игр в работе по формированию представлений о форме и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

2

Самостоятельная работа

6

1

Подбор занимательного математического материала

6

Тема 4.8.

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста

Содержание

2

1

Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста

1

2

2

Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве

1

Практические занятия

6

1

Обучение ориентировке на плоскости

6

Тема 4.9.

Развитие представлений детей о времени

Содержание

2

1

Восприятие времени детьми дошкольного возраста

1

2

2

Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах

1

Практические занятия

6

1

Формы и методы работы по ознакомлению со временем одаренных детей

6

Самостоятельная работа

6

1

Изучение форм и методов работы по ознакомлению со временем одаренных детей

6

Тема 4.10.

Планирование работы по развитию математических представлений

Содержание

2

1

Планирование работы по развитию математических представлений у детей разных возрастных групп

2

3

Практические занятия

6


1

Планирование совместной и самостоятельной работы с детьми по математике

6

Самостоятельная работа

12

1

Планирование работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

4

2

Изготовление дидактических пособий для разных возрастных групп

4

3

Составление картотеки математических игр в соответствии с возрастом детей

4

Тема 4.11.

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения, школы и семьи по обучению детей математике

Содержание

2

1

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам обучения детей математике

1

2

2

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы по

вопросам обучения детей математике

1

Практические занятия

4

1

Формы работы с родителями в процессе математического развития детей

4

Самостоятельная работа

6

1

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам обучения детей математике

6


Учебная практика

Виды работ:

Наблюдение и анализ организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в дошкольном образовательном учреждении

12

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

Подготовка, проведение и анализ непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Подготовка, проведение и анализ непосредственно образовательной деятельности и комплексных мероприятий в образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений)



36


36

Всего

792




4. условия реализации ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета теоретических и методических основ дошкольного образования.


Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- рабочие места для обучающихся и преподавателя;

- тематические таблицы по разделам модуля;

- наглядные пособия (схемы, таблицы, картины, медиа – презентации);

- наборы демонстрационного и раздаточного материала;

- дидактические игры


Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиапроектор


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.


Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.


Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику:

- учебную;

- производственную.


Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: дидактические материалы преподавателя, раздаточный материал для обучающихся.












4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.

  2. Козлова СЛ., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2014.

  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников – М.: Академия, 2020.

  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.

  5. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст]. – М.: ИЦ Сфера, 2007.


Дополнительные источники:


  1. Адамьянц, Т.З. Добрая книга для чтения и обсуждения с детьми ст. дошк. возраста [Текст]: / Т.З. Адамьянц. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Алябьева, Е.А. Итоговые дни по лексическим темам [Текст]: Планирование и конспекты. Кн. 2./ Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  3. Годовое планирование как средство повышения качества деятельности ДОУ [Текст]: методическое пособие // под ред. С.Ф.Багаутдиновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.

  4. Градусова, Л.В. Диагностические методики речевого развития дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие./ Л.В.Градусова, Н.И.Левшина. – Магнитогорск, 2008.

  5. Картушина, М.Ю. Развлечения для самых маленьких [Текст]: сценарии досугов для детей первой младшей группы / М.Ю.Картушина. – М.:.ТЦ Сфера, 2008.

  6. Курцева, З.И. Ты - словечко, я – словечко [Текст]: пособие для дошкольников./ З.И.Курцева. – М.: Баласс, - 2006.

  7. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО [Текст]: сб. практ. материалов для ДОУ к программе "Развитие" / ред.-сост. О.Г. Жукова. М.:АРКТИ, 2007 .

  8. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников [Текст]: Методическое пособие./ В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н.Едакова. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  9. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2006.

  10. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников Текст: учеб. пособие /Н.А. Стародубова – М.: Академия, 2006.

  11. Южноуральские писатели - детям [Текст]: Хрестоматия для детей дошкольного возраста / сост. Т.Н. Крохалева. – Челябинск: Взгляд, 2007.


Интернет-ресурсы:


  1. Мурашковска, И.Н. Когда я стану волшебником [электронный ресурс] http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm

  2. Мурашковска, И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки [электронный ресурс] http://www.trizminsk.org/e/2312.htm

  3. Нестеренко А.А. Можно ли угодить всем (взгляд на проблему интереса в начальной школе). [электронный ресурс] http://www.trizminsk.org/e/prs/233026.htm

  4. Нестеренко А.А. Страна Загадок (методическая разработка) [электронный ресурс] http://www.trizminsk.org/e/23105.htm

  5. Сидорчук Т.А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже. Авторская страница. http://www.trizminsk.org/e/prs/si.htm

  6. Хоменко Н.Н. ТРИЗ как Общая теория сильного мышления. [электронный ресурс] Авторская страница. http://www.trizminsk.org/e/prs/kho.htm



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Проведению занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся необходимы определенные условия:

- использовать определенный объем времени;

- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся;

- обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

- создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социолизации личности, сохранения здоровья обучающихся;

- способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса;

- предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;

- проводить производственную практику в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся;

- проводить консультации для обучающихся в групповой, индивидуальной, письменной, устной форме;

- при работе над курсовой работой (проектом) с обучающимися проводятся консультации;

- при подготовке к итоговой аттестации по модулю организуется проведение консультаций.


Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение общеобразовательных дисциплин: математики, географии, естествознания, информатики и ИКТ, ОБЖ; профильных дисциплин: русского языка и литературы; учебных дисциплин: информатики и ИКТ в профессиональной деятельности, экологических основ природопользования; общепрофессиональных дисциплин: педагогики, психологии возрастной анатомии и гигиены, теоретических основ дошкольного образования.




4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессиональному модулю «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального модуля.


Мастера: не предусмотрено
















5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)




Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

- обоснование выбора учебно-методического комплекта;

- создание учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных, в соответствии с особенностями возраста, группы и отдельных воспитанников

Экспертная

оценка выполнения

практических заданий

Итоговый контроль

экзамен

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

- создание в группе предметно-развивающей среды,

соответствующей возрасту, целям и задачам дошкольного образования

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-систематизация эффективных образовательных технологий в области дошкольного образования с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;

- оформление портфолио педагогических достижений

Оформлять педагогические

разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

- оформление отчетов, рефератов, выступлений в соответствии с педагогическими требованиями к ним

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

- оформление результатов исследовательской и проектной деятельности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений (участие в предметных конкурсах, олимпиадах и др.);

Экзамен


Тестирование


Экспертная оценка выполнения

практического задания


Экспертное наблюдение и оценка деятельности

обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях


Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач;

- организация собственной деятельности в соответствии с поставленной целью;

- определение и выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области дошкольного образования;

-самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности;

- демонстрация качества выполнения профессиональных задач, способность нести ответственность за результаты своей работы;

- определение и выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями;

- проведение анализа ситуации по заданным критериям и оценивание последствий принятых решений;

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- грамотное составление запросов для поиска информации в различных источниках;

- выбор на основе анализа значимой, достоверной информации;

- сохранение и оформление информации, согласно поставленным требованиям, целям и задачам;

- использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- эффективный поиск необходимой информации с применением средств ИКТ;

- применение ИКТ, необходимых для решения

профессиональных задач;

- владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом, графическими редакторами;

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

- участие в планировании и организации групповой работы;

- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности;

- ответственное отношение к результатам выполнения профессиональных обязанностей членами команды;

- проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы и работы группы;

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься

самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- организация индивидуальной деятельности;

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- создание и использование авторских образовательных программ (факультативы, дополнительное образование);

- создание банка контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями;

- анализ инноваций в области образовательных технологий;

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- соблюдение требований СанПиНа;

- соблюдение требований эргономики;

- осуществлять валеологизацию образовательного процесса;

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

- осуществлять

профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм;

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- участие во внеаудиторных мероприятиях патриотической направленности;

- применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.



*


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!