ПМ. 03 Организация занятий по основным
Профессиональный цикл основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования
2018г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) и на основе Профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014).
Программа профессионального является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Определять цели и задачи, планировать непосредственно организованную деятельность с детьми дошкольного возраста.
2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
4. Анализировать занятия.
5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Программа профессионального модуля может быть использована в программах профессионального образования и повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
учебной практики 36 часов, производственной практики 180 часа.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
3.1. Тематический план профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ.1. Изучение теоретических основ организации обучения в разных возрастных группах | | 144 | |
МДК.03.01. Теоретические основы организация обучения в разных возрастных группах | | 96 |
Тема 1.1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста | Содержание | 10 |
1 | Общее понятие о дидактике, дошкольная дидактика | 2 | 1 |
2 | Место обучения в педагогическом процессе, цели, задачи | 2 |
3 | Закономерности и принципы обучения. Модели, типы, средства обучения | 2 |
4 | Общеобразовательные программы дошкольного образования, их характеристика и классификация | 2 |
5 | Требования к отбору содержания обучения с учётом анализа вариативных и примерных программ дошкольного образования | 2 |
Практические занятия | 8 |
1 | Анализ комплексных образовательных программ «Детство», «Радуга», «Истоки» | 4 |
2 | Анализ парциальных образовательных программ «Здоровье», «Здоровый дошкольник» | 4 |
Тема 1.2. Образовательные технологии в детском саду | Содержание | 10 |
1 | Понятие образовательной технологии | 2 | 1 |
2 | Современные образовательные технологии | 2 |
3 | Элементы ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста | 2 |
4 | Использование метода проектов в обучении детей дошкольного возраста | 2 |
5 | Исследовательское обучение как метод обучения детей дошкольного возраста | 2 |
Практические занятия | 8 |
1 | Заполнение таблицы «Классификация образовательных технологий» | 4 |
2 | Заполнение таблицы «Классификация современных образовательных технологий» | 4 |
Самостоятельная работа | 28 |
Подготовка докладов по современным образовательным технологиям по темам: | |
1 | Здоровьесберегающие технологии | 4 |
2 | Технологии проектной деятельности | 2 |
3 | Технология исследовательской деятельности | 2 |
4 | Информационно-коммуникационные технологии | 2 |
5 | Личностно-ориентированные технологии; | 2 |
6 | Технология портфолио дошкольника и воспитателя | 4 |
7 | Игровая технология | 4 |
8 | Технология «ТРИЗ» | 4 |
9 | Технологии предметно – развивающей среды | 4 |
Тема 1.3. Методика обучения детей дошкольного возраста | Содержание | 12 |
1 | Понятие методики, методы и приёмы обучения | 2 | 1 |
2 | Требования к выбору и сочетанию методов в соответствие с поставленными целями | 2 |
3 | Формы организации обучения дошкольников | 2 |
4 | Игра как основная форма организации обучения детей дошкольного возраста | 2 |
5 | Вальдорфская методика дошкольного обучения | 2 |
6 | Подход Марии Монтессори | 2 |
Практические занятия | 10 |
1 | Анализ педагогического подхода Сесиль Лупан | 2 |
2 | Анализ игрового похода Бориса и Елены Никитиной | 2 |
3 | Анализ методики Николая Зайцева | 2 |
4 | Анализ методики дошкольного обучения «Глен Доман и его краточки» | 2 |
5 | Анализ традиционной методики педагогического обучения дошкольника | 2 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Сравнительный анализ методов и приемов организации НОД детей в разных возрастных группах | 6 |
Тема 1.4. Планирование, диагностика и анализ работы с детьми в соответствии с общеобразовательными программами дошкольного образования | Содержание | 10 |
1 | Планирование образовательной работы в детском саду | 2 | 1 |
2 | Общие подходы и принципы образовательной работы в детском саду | 2 |
3 | Требования к разработке и оформлению документации | 2 |
4 | Диагностические методики оценки результатов обучения, воспитания и развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста | 2 |
5 | Анализ и самоанализ различных форм организации детской деятельности | 2 |
Практические занятия | 6 |
1 | Составление плана работы на год для разных возрастных групп | 2 |
2 | Составление плана работы на квартал для разных возрастных групп | 2 |
3 | Составление плана работы на месяц для разных возрастных групп | 2 |
Самостоятельная работа | 10 |
Разработка примерного плана воспитательной работы с детьми: | |
1 | Для младшей группы | 4 |
2 | Для средней группы | 4 |
3 | Для старшей группы | 2 |
Тема 1.5. Особенности организации обучения в разных возрастных группах | Содержание | 12 |
1 | Особенности обучения детей раннего возраста | 2 | 1 |
2 | Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста | 2 |
3 | Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста | 2 |
4 | Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста | 2 |
5 | Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении | 2 |
6 | Особенности обучения одарённых детей | 2 |
Практические занятия | 10 |
1 | Изучение и анализ программы «Одаренный ребенок» | 4 |
2 | Изучение и анализ программы работы с детьми, имеющими трудности в обучении «Помогайка!» | 6 |
Самостоятельная работа | 4 |
1 | Изучение принципов организации развивающей среды в разных возрастных группах | 2 |
2 | Изучение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в свете современных подходов к организации обучения | 1 |
3 | Подготовка и организация экскурсии как формы обучения | 1 |
Раздел ПМ. 2. Освоение теории и методики развития речи у детей | | 142 | |
МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей | | 96 |
Тема 2.1. Язык как средство мышления, общения, организации и планирования деятельности, как средство усвоения культуры | Содержание | 8 |
1 | Роль родного языка в развитии личности ребенка | 2 | 1, 2 |
2 | Родной язык как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста | 2 |
3 | Язык как продукт общественно-исторического развития | 1 |
4 | Язык как средство человеческого общения | 1 |
5 | Язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления | 2 |
6 | Определение общей направленности педагогического воздействия на речь детей дошкольного возраста |
Тема 2.2. Цели и задачи работы по речевому развитию дошкольников | Содержание | 14 | |
1 | Цель работы по развитию речи и обучению родному языку в детском саду | 1 | 1, 2 |
2 | Задачи развития речи, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование; характеристика задач | 1 |
3 | Методические принципы развития речи | 1 |
4 | Нормативные документы, регламентирующие организацию речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении | 1 |
5 | Федеральные государственные требования к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» | 1 |
6 | Общая характеристика средств развития речи | 1 |
7 | Общение взрослых и детей как ведущее средство развития речи | 1 |
8 | Культурная языковая среда. Речь воспитателя, требования к ней | 2 |
9 | Обучение родной речи и языку в непосредственно образовательной деятельности | 2 |
10 | Художественная литература как средство развития речи | 1 |
11 | Различные виды искусства (изобразительное, музыка) в развитии речи | 1 |
12 | Методы и приемы развития речи | 1 |
Тема 2.4. Особенности развития речи детей раннего возраста | Содержание | 4 | |
1 | Значение речевого развития для общего развития детей в период раннего детства | 1 | 1, 2 |
2 | Особенности предречевого периода в развитии детей первого года жизни | 1 |
3 | Особенности развития речи детей второго года жизни | 1 |
4 | Особенности развития речи детей третьего года жизни | 1 |
Тема 2.5. Методика развития речи детей раннего возраста | Практические занятия | 4 | 3 |
1 | Организация работы по развитию первичных голосовых реакций детей первого года жизни | 1 | |
2 | Руководство воспитателя развитием речи детей второго года жизни. Методика развития речи детей третьего года жизни | 1 |
3 | Составление планов, фрагментов разных форм непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей раннего возраста | 1 |
4 | Подбор произведений художественной литературы для решения задач речевого развития групп раннего возраста | 1 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Составление аннотации на одно из пособий по методике развития речи детей раннего возраста и ее презентация | 6 |
Тема 2.6. Сущность, задачи и содержание словарной работы в дошкольном образовательном учреждении | Практические занятия | 4 | |
1 | Сущность словарной работы в детском саду, ее место в общей системе работы по развитию речи и ее значение в развитии детей. Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста | 1 | 1, 2 |
2 | Состав лексических навыков. Задачи и содержание словарной работы. Принципы, приемы, методы словарной работы | 1 |
3 | Методы введения лексики в речь детей. Методы закрепления и активизации словаря | 1 |
4 | Словарная работа в разных видах деятельности. Последовательность в работе над словарем. Использование методов обучения в зависимости от этапа работы | 1 |
Тема 2.7. Виды непосредственно образовательной деятельности по формированию словаря детей дошкольного возраста | Практические занятия | 4 | |
1 | Экскурсии и наблюдения, их роль в ознакомлении детей с окружающим и формировании словаря | 1 | 2,3 |
2 | Организация непосредственно образовательной деятельности по рассматриванию предметов. Развитие словаря в процессе ознакомления детей с качествами и свойствами предметов и материалов и художественной литературой | 1 |
3 | Роль дидактических игр в обогащении, уточнении и активизации словаря детей. Виды дидактических игр для формирования словаря | 1 |
4 | Специальные лексические упражнения и методика их проведения. Составление подборки лексических игр и упражнений с наглядным материалом; словесных дидактических игр, загадок | 1 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Написание конспекта НОД по формированию словаря для детей одной из возрастных групп | 6 |
Тема 2.8. Особенности, задачи и содержание формирования грамматического строя речи | Практические занятия | 4 | |
1 | Значение усвоения грамматического строя родного языка для развития детей дошкольного возраста. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка | 1 | 1, 2 |
2 | Задачи, содержание и пути по формированию грамматической стороны речи у детей | 1 |
3 | Принципы подбора материала для непосредственно образовательной деятельности с грамматическим содержанием в разных возрастных группах | 1 |
4 | Формирование грамматического строя речи детей в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в процессе организации самостоятельной деятельности детей | 1 |
Самостоятельная работа | 4 |
1 | Проведение диагностики сформированности грамматического строя речи у детей одной из возрастных групп | 4 |
Тема 2.9. Методика формирования грамматической стороны речи детей | Практические занятия | 4 | |
1 | Методика формирования морфологической стороны речи детей разных возрастных групп | 1 | 2,3 |
2 | Методика формирования способов словообразования и синтаксической стороны у детей разных возрастных групп | 1 |
3 | Составление сравнительных таблиц (анализ примерных образовательных программ дошкольного образования по разделу) | 1 |
4 | Разработка фрагментов разных форм непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп | 1 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Подборка игр и упражнений по формированию фонетической стороны речи детей разных возрастных групп | 6 |
Тема 2.10. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи | Практические занятия | 4 | |
1 | Значение звуковой культуры речи для развития личности ребенка. Развитие речевого слуха у детей как условие формирования интонационной выразительности и звуковой чистоты речи | 1 | 1, 2 |
2 | Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словопроизношения и средств интонационной выразительности. Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата детей и их влияние на усвоение звуковой речи | 1 |
3 | Предпосылки овладения правильным звукопроизношением в дошкольном возрасте. Система работы по воспитанию звуковой культуры речи | 1 |
4 | Обучение детей чистому и правильному произношению звуков и слов на занятиях. Методы, приемы и этапы обучения детей правильному звукопроизношению | 1 |
Тема 2.11. Формирование звуковой выразительности речи детей | Практические занятия | 2 | |
1 | Понятие выразительности речи. Фонетико-интонационный аспект выразительности, ее компоненты | 1 | 2 |
2 | Приемы обучения фонетико-интонационной выразительности речи | 1 |
Тема 2.12. Комплексный подход в решении задач воспитания звуковой культуры речи | Практические занятия | 4 | |
1 | Взаимосвязь непосредственно организованной и самостоятельной деятельности детей по овладению навыками звуковой культуры речи | 1 | 3 |
2 | Организация индивидуальной работы с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения | 1 |
3 | Артикуляционная гимнастика | 1 |
4 | Составление конспектов разных форм непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по дифференциации звуков (по выбору) | 1 |
Тема 2.13. Понятие связной речи, ее значение | Практические занятия | 2 | |
1 | Значение овладения связной речью для развития ребенка. Функционально-смысловые типы связных высказываний | 1 | 1, 2 |
2 | Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства. Задачи работы по развитию связной речи детей в разных возрастных группах | 1 |
Тема 2.14. Обучение детей связной диалогической речи | Практические занятия | 4 | |
1 | Обучение детей диалогической речи. Состав диалогических умений детей дошкольного возраста. Приемы обучения детей способам общения | 1 | 2,3 |
2 | Разговор воспитателя с детьми. Словесные поручения воспитателя. Специально организованные речевые ситуации | 1 |
3 | Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы. Классификация бесед, их тематика и содержание. Методика проведения бесед разных видов | 1 |
4 | Проведение анализа обобщающих бесед с детьми старшего дошкольного возраста (содержание, структура, приемы активизации мышления и речи, соотношение речевой активности педагога и детей). Разработка конспектов этических бесед для детей старшего дошкольного возраста | 1 |
Тема 2.15. Развитие связной речи в процессе обучения пересказу художественных произведений и рассказыванию по предметам и игрушкам | Практические занятия | 4 | |
1 | Общая характеристика детских связных высказываний. Задачи и содержание обучения монологической речи на разных возрастных этапах | 1 | 2,3 |
2 | Методические приемы обучения рассказыванию, их классификация и характеристика. Особенности познавательной деятельности детей при описании предметов и игрушек. | 1 |
3 | Значение пересказа художественных произведений в развитии детей дошкольного возраста. Методика обучения пересказу детей разных возрастных групп. Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам | 1 |
4 | Подбор произведений для пересказа, приемов обучения пересказу: беседа по содержанию произведения, совместный пересказ, пересказ по частям, по иллюстрациям, по плану, от лица отдельных героев, игра-драматизация. Разработка конспектов разных форм непосредственно образовательной деятельности | 1 |
Тема 2.16. Развитие связной речи в процессе рассказывания по картинам и из опыта | Практические занятия | 4 | |
1 | Особенности восприятия и понимания детьми картин. Обучение детей рассматриванию картин | 1 | 2,3 |
2 | Обучение описанию предметных и сюжетных картин в разных возрастных группах. Описание пейзажной картины и натюрморта | 1 |
3 | Рассказы детей из опыта, их сущность и значение в развитии ребенка. Методика обучения рассказыванию из опыта | 1 |
4 | Разработка вопросов для обучения детей рассматриванию предметной (сюжетной, пейзажной) картины, натюрморта и серии сюжетных картин. Разработка конспектов разных форм непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине | 1 |
Тема 2.17. Обучение творческому рассказыванию, высказываниям типа рассуждений | Практические занятия | 4 | |
1 | Творческие рассказы, их сущность и значение для развития ребенка. Этапы развития детского словесного творчества | 1 | 2 |
2 | Виды детских сочинений: реалистические рассказы, сказки, небылицы, описание природы. Приемы обучения: разные виды образца рассказов, своеобразие их применения; использование плана, его коллективное обсуждения | 1 |
3 | Формирование поэтического словесного творчества детей. Приемы обучения монологам-рассуждениям детей старшего дошкольного возраста | 1 |
4 | Использование дидактических игр в обучении детей разным типам связных высказываний | 1 |
Тема 2.18. Значение, задачи и содержание подготовки к обучению грамоте | Практические занятия | 2 | |
1 | Сущность подготовки к обучению грамоте. Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в его словесном виде | 1 | 1, 2 |
2 | Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте | 1 |
Тема 2.19. Методика подготовки к обучению грамоте | Практические занятия | 4 | |
1 | Методика ознакомления детей с термином «слово», со слоговым строением и звуковой стороной слова | 1 | 2,3 |
2 | Формирование навыков фонемного анализа слов. Методика ознакомления детей с предложением | 1 |
3 | Проведение анализа игры «Живые слова» | 1 |
4 | Составление планов разных форм непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп | 1 |
Тема 2.20. Значение, задачи и содержание работы по ознакомлению с художественной литературой | Практические занятия | 2 | |
1 | Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров | 1 | 2 |
2 | Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Репертуар для чтения и рассказывания | 1 |
Тема 2.21. Методика чтения и рассказывания | Практические занятия | 4 | |
1 | Особенности разных форм работы и методики ознакомления по художественному чтению и рассказыванию | 1 | 2,3 |
2 | Особенности восприятия содержания и формы стихотворения. Методические требования к заучиванию стихов | 1 |
3 | Роль устного народного творчества в развитии речи детей | 1 |
4 | Разработка фрагментов разных форм непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями с познавательным содержанием, на моральные темы и юмористического характера | 1 |
Тема 2.22. Художественно-речевая деятельность дошкольников | Практические занятия | 4 | |
1 | Использование художественной литературы в повседневной жизни. Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности детей | 1 | 3 |
2 | Воспитание читательских интересов у дошкольников. Уголок книги. Содержание и формы работы в уголке книги | 1 |
3 | Углубленное знакомство с жизнью и творчеством писателя. Знакомство с художниками-иллюстраторами детских книг | 1 |
4 | Литературные утренники и викторины | 1 |
Тема 2.23. Значение и принципы планирования работы по развитию речи | Практические занятия | 4 | |
1 | Значение планирования работы по развитию речи детей в детском саду. Принципы планирования | 1 | 2 |
2 | Теоретические основы планирования работы по речевому развитию дошкольников. Виды планирования | 1 |
3 | Планирование различных форм, задач, содержания, методов и приемов работы по развитию речи в разных видах деятельности | 1 |
4 | Требования к календарному плану. Планирование индивидуальной работы с детьми | 1 |
Самостоятельная работа | 10 |
1 | Составление презентации лексических игр и упражнений | 10 |
Тема 2.24. Виды и содержание планирования работы по развитию речи детей. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» | Практические занятия | 2 | |
1 | Планирование задач, содержания, методов и приемов работы по развитию речи в разных видах деятельности. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи | 1 | 3 |
2 | Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Учет результатов диагностики речевого развития детей при планировании работы | 1 |
Самостоятельная работа | 14 |
1 | Сравнительный анализ содержания образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» в примерных образовательных программах дошкольного образования | 14 |
Учебная практика Виды работ | 12 | |
Изучение специфики словарной работы в общей системе развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении | 2 |
Изучение уровня лексического развития детей дошкольного возраста | 2 |
Наблюдение и анализ показательных форм работы по развитию лексической стороны речи детей в дошкольном образовательном учреждении | 2 |
Изучение индивидуальной работы по обучению детей построению связных монологических высказываний | 2 |
Изучение уровня развития связной монологической речи детей дошкольного возраста | 2 |
Наблюдение и анализ показательных форм работы по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста | 2 |
Производственная практика Виды работ | 54 |
Проведение пробных форм непосредственно образовательной деятельности по формированию словаря детей дошкольного возраста | 6 |
Планирование работы по совершенствованию разных сторон речи детей своей возрастной группы на летний период | 8 |
Организация и проведение работы по развитию разных сторон речи детей своей возрастной группы на летний период | 8 |
Подготовка и проведение работы с родителями воспитанников с целью повышения их знаний об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста | 8 |
Проведение пробных форм работы по обучению детей дошкольного возраста пересказу художественных произведений | 8 |
Проведение работы по развитию разных сторон речи детей своей возрастной группы | 8 |
Подготовка и проведение литературного мероприятия | 8 |
Курсовая работа (проект) | 20 | |
Раздел ПМ. 3. Изучение теории и методики экологического образования дошкольников | | 144 | |
МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников | | 96 |
Тема 3.1. Экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики | Содержание | 6 |
1 | Экологические проблемы и их преодоление Возникновение экологического направления в образовании | 2 | 1 |
2 | Экологическое образование – новое направление в педагогике | 2 |
3 | Связь учебной дисциплины с фундаментальными науками: биологией, философией, психологией, педагогикой, экологией и другими | 2 |
Самостоятельная работа | 6 | 2 |
1 | Изучение Концепции экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой | 2 |
2 | Анализ программных задач по экологическому образованию в разных возрастных группах | 4 |
Тема 3.2. Теоретические основы методики экологического образования | Содержание | 6 | 2 |
1 | Роль природы в формировании личности дошкольника. Научная основа ознакомления детей с природой | 2 |
2 | Задачи и содержание экологического образования детей дошкольного возраста Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста Николаевой С.Н. | 2 |
3 | Психолого-педагогические основы экологического образования. Роль педагога в развитии экологической культуры детей | 2 |
Самостоятельная работа | 6 | 3 |
1 | Анализ программных задач по экологическому образованию в разных возрастных группах | 4 |
2 | Составление схемы озеленения участка дошкольного образовательного учреждения | 2 |
Тема 3.3. Современные программы экологического образования дошкольников | Содержание | 6 |
1 | Общая характеристика программ экологического образования | 2 | 2 |
2 | Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников | 4 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Анализ современных исследований и опыта педагогов дошкольного образовательного учреждения по экологическому образованию детей дошкольного возраста. | 2 | 3 |
2 | Разработка циклов наблюдений за явлениями живой и неживой природы для детей разных возрастных групп. | 4 |
Тема 3.4. Методы экологического образования дошкольников | Содержание | 14 |
1 | Характеристика методов экологического образования. Развивающая экологическая среда в дошкольном образовательном учреждении как метод экологического образования. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении | 2 | 2 |
2 | Наблюдение – метод чувственного познания природы | 2 |
3 | Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Использование информационно – коммуникационных технологий в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста | 2 |
4 | Элементарная поисковая деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста | 2 |
5 | Словесные методы экологического образования | 2 |
6 | Игра как метод экологического образования | 2 |
7 | Метод проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста | 2 |
Практические занятия | 8 | 3 |
1 | Планирование наблюдений за объектами природы в непосредственно образовательной деятельности | 2 |
2 | Планирование кратковременных наблюдений на прогулках | 2 |
3 | Планирование циклов наблюдений за явлениями и объектами живой и неживой природы | 2 |
4 | Конструирование дидактической игры с природоведческим содержанием для детей одной из возрастных групп с последующей ее защитой | 1 |
5 | Разработка вариантов игровых обучающих ситуаций разных типов | 1 |
Самостоятельная работа | 8 | 3 |
1 | Составление электронных презентаций по программе экологического образования детей дошкольного возраста. | 2 |
2 | Составление конспектов непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно – коммуникационных технологий | 2 |
3 | Проведение экологических игр с правилами для детей разных возрастных групп | 2 |
4 | Разработка сценария игровой обучающей ситуации любого вида | 2 |
Тема 3.5. Формы организации работы по экологическому образованию дошкольников | Содержание | 8 | |
1 | Непосредственно образовательная деятельность в процессе экологического образования дошкольников | 4 | 2 |
2 | Комплексные мероприятия экологического содержания | 2 |
3 | Труд детей в природе | 2 |
Практические занятия | 8 |
6 | Характеристика разных типов и видов непосредственно образовательной деятельности в формировании целостной картины мира у дошкольников | 2 | 3 |
7 | Планирование непосредственно образовательной деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста | 2 |
8 | Особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах | 2 |
9 | Выявление соответствия программного содержания комплексных мероприятий их содержательной стороне | 2 |
Самостоятельная работа | 4 | 3 |
1 | Составление тематики непосредственно образовательной деятельности для одной из возрастных групп | 2 |
2 | Составление сценариев экологических праздников и экологических акций, прогулок и походов на природу, составление плана экологического проекта для детей разных возрастных групп | 2 |
Тема 3.6. Система экологического образования в дошкольном образовательном учреждении и ее влияние на развитие личности ребенка | Содержание | 10 |
1 | Технология экологического образования: общий подход. Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы | 2 | 2 |
2 | Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы | 4 |
3 | Экологическое образование детей старшего возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы | 2 |
4 | Технология ознакомления дошкольников с природными экосистемами | 2 |
Практические занятия | 10 | 3 |
10 | Планирование работы по знакомству с экосистемами детей старшего дошкольного возраста. Методика ознакомления с экосистемами Челябинской области | 1 |
11 | Экологическое образование детей подготовительной к школе группы при ознакомлении с сезонными явлениями природы | 1 |
12 | Экологическое образование в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения | 1 |
13 | Составление перспективного плана работы по экологическому образованию на год в разных возрастных группах | 2 |
14 | Ознакомление детей разных возрастных групп с природными особенностями человека как биосоциального существа | 1 |
15 | Ознакомление дошкольников с домашними и дикими животными | 1 |
16 | Организация работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении по охране природы | 1 |
17 | Составление планирования работы для детей младшей группы на год по экологическому образованию в непосредственно организованной деятельности | 2 |
Самостоятельная работа | 4 | 3 |
1 | Решение педагогических задач | 2 |
2 | Составление календарного плана на 2 недели для одной возрастной группы | 2 |
Тема 3.7. Планирование работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении | Содержание | 4 | |
1 | Планирование работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении | 2 | 2 |
2 | Организация работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении | 2 | 2 |
Практические занятия | 8 | 3 |
18 | Система работы по теме и разные авторские подходы к методике организации работы с детьми (формы работы с детьми – наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, игры; методы и приемы) | 4 |
19 | Характеристика 1-2 форм работы с детьми по ознакомлению их с природными особенностями человека | 2 |
20 | Воспроизведение фрагмента непосредственно образовательной деятельности или дидактической игры по знакомству с особенностями человека | 2 |
Самостоятельная работа | 8 | 3 |
1 | Составление структурно-логических схем по теме (по выбору) | 4 |
2 | Разработка перспективного плана по знакомству с экосистемами старших дошкольников | 4 |
Тема 3.8. Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников | Содержание | 4 | 1 |
1 | Диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников | 4 |
Самостоятельная работа | 2 | 3 |
1 | Конструирование сценариев природоохранных акций в дошкольном образовательном учреждении | 1 |
2 | Разработка тематики природоохранных акций для детей разных возрастных групп | 1 |
Тема 3.9. Работа с семьей по экологическому образованию дошкольников | Содержание | 4 |
1 | Работа с семьей по экологическому образованию дошкольников | 3 |
Самостоятельная работа | 4 | 3 |
1 | Определение уровня экологической воспитанности детей в дошкольном образовательном учреждении | 2 |
2 | Разработка перечня форм работы с семьей по экологическому образованию | 1 |
3 | Составление плана консультации для родителей на природоведческую тему (по выбору) | 1 |
Учебная практика Виды работ: | 12 | |
Наблюдение и анализ работы по темам «Наблюдение», «Труд в природе», «Игра» | 6 |
Показательные формы работы по теме «Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Познание» (Мир природы)» | 6 |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: Подготовка, проведение и анализ наблюдений в природе, организация труда в природе, экологических игр с детьми разных возрастных групп, непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (Мир природы) Самостоятельное проведение комплексных мероприятий экологического содержания | 18 36 |
Раздел ПМ 4 Освоение теории и методики математического развития | | 146 |
МДК.03.04. Теория и методика математического развития | | 98 |
Тема 4.1. Роль математических знаний в умственном развитии детей дошкольного возраста. | Содержание | 2 |
1 | Возрастающая роль математических знаний в современном обществе. Роль математических знаний в умственном развитии детей дошкольного возраста. | 1 | 1 |
2 | Задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (образовательная, воспитательная). Общая характеристика содержания и путей обучения | 1 |
Тема 4.2. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста | Содержание | 2 |
1 | Теоретические основы обучения математике. Основные математические понятия | 1 | 1 |
2 | Современные концепции и методические системы математического развития детей | 1 |
Тема 4.3. Дидактические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников | Содержание | 4 |
1 | Задачи предматематической подготовки детей | 1 | 2 |
2 | Организация детской деятельности по развитию элементарных математических представлений | 1 |
3 | Методические требования к проведению непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений | 1 |
4 | Использование знаний по математике в разнообразных видах деятельности для их закрепления | 1 |
Практические занятия | 10 |
1 | Задачи и содержание предматематической подготовки в дошкольном образовательном учреждении | 2 |
2 | Отработка навыков организации и проведения игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста | 2 |
3 | Организация развивающей среды как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста | 2 |
4 | Использование знаний по математике в разнообразных видах деятельности для их закрепления | 4 |
Самостоятельная работа | 2 |
1 | Изучение дидактических основ формирования элементарных математических представлений у дошкольников | 2 |
Тема 4.4. Задачи, содержание и методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста | Содержание | 4 |
1 | Особенности развития количественных представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Формирование количественных представлений у детей 4-го года жизни | 1 | 2 |
2 | Особенности развития у детей представлений о числе и натуральном ряде чисел в процессе счета, измерения | 1 |
3 | Формирование количественных представлений у детей 5 –го года жизни | 1 |
4 | Формирование количественных представлений у детей 6 –го года жизни | 1 |
Практические занятия | 24 |
1 | Изучение основных математических понятий (множество, число, счет, натуральный ряд чисел) | 2 |
2 | Изучение особенностей восприятия и воспроизведения количества предметов детьми раннего и дошкольного возраста | 2 |
3 | Изучение особенностей развития у детей понятия о числе, представлений о натуральном ряде чисел в процессе деятельности счета и измерения | 2 |
4 | Этапы развития счетной деятельности | 2 |
5 | Формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств у детей младшей группы | 2 |
6 | Обучение детей в средней группе количественному счету в пределах пяти (усложнения в старшей группе) | 2 |
7 | Обучение порядковому счету в пределах пяти детей средней группы (усложнения в старшей группе) | 2 |
8 | Изучение состава числа из единиц в пределах пяти с детьми старшей группы (усложнения в подготовительной к школе группе) | 2 |
9 | Изучение состава числа из двух меньших чисел с детьми подготовительной к школе группы | 2 |
10 | «Цветные палочки» Х. Кюизенера, как одно из дидактических средств усвоения чисел и цифр | 2 |
11 | Изучение состава числа из единиц в пределах пяти с детьми старшей группы (усложнения в подготовительной) | 2 |
12 | Изучение состава числа из двух меньших чисел с детьми подготовительной группы | 2 |
Самостоятельная работа | 4 |
1 | Изучение задач, содержания и методики формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста | 4 |
Тема 4.5. Обучение детей решению арифметических задач, числовых примеров | Содержание | 4 |
1 | Особенности понимания детьми арифметической задачи | 2 | 2 |
2 | Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач, числовых примеров | 2 |
Практические занятия | 6 |
1 | Моделирование арифметических действий | 6 |
Самостоятельная работа | 4 |
1 | Обучение детей решению арифметических задач, числовых примеров | 4 |
Тема 4.6. Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении | Содержание | 2 |
1 | Формирование представлений и особенности развития представлений о величине предметов и их измерении | 1 | 2 |
2 | Обучение детей элементам измерительной деятельности. Демонстрация приемов обучения детей представлениям о величине предметов и их измерении | 1 |
Практические занятия | 12 |
1 | Изучение понятия о величине, измерении | 2 |
2 | Изучение особенностей восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста | 2 |
3 | Изучение особенностей измерительных действий детей | 2 |
4 | Задачи ознакомления детей с величиной предметов, измерением (анализ действующих программ) | 2 |
5 | Методика формирования у дошкольников представлений о величине | 2 |
6 | Составление модели сериационного ряда из «Цветных палочек» Х. Кюизенера – средство познания величины | 2 |
Самостоятельная работа | 8 |
1 | Формирование представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста. | 4 |
2 | Обучение детей элементам измерительной деятельности | 4 |
Тема 4.7. Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста | Содержание | 2 |
1 | Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур | 1 | 2 |
2 | Методика ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами | 1 |
Практические занятия | 6 |
1 | Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению их с формой и геометрическими фигурами | 2 |
2 | Приемы обучения детей с использованием занимательного материала | 2 |
3 | Использование компьютерных игр в работе по формированию представлений о форме и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста | 2 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Подбор занимательного математического материала | 6 |
Тема 4.8. Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста | Содержание | 2 |
1 | Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста | 1 | 2 |
2 | Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве | 1 |
Практические занятия | 6 |
1 | Обучение ориентировке на плоскости | 6 |
Тема 4.9. Развитие представлений детей о времени | Содержание | 2 |
1 | Восприятие времени детьми дошкольного возраста | 1 | 2 |
2 | Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах | 1 |
Практические занятия | 6 |
1 | Формы и методы работы по ознакомлению со временем одаренных детей | 6 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Изучение форм и методов работы по ознакомлению со временем одаренных детей | 6 |
Тема 4.10. Планирование работы по развитию математических представлений | Содержание | 2 |
1 | Планирование работы по развитию математических представлений у детей разных возрастных групп | 2 | 3 |
Практические занятия | 6 | |
1 | Планирование совместной и самостоятельной работы с детьми по математике | 6 |
Самостоятельная работа | 12 |
1 | Планирование работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста | 4 |
2 | Изготовление дидактических пособий для разных возрастных групп | 4 |
3 | Составление картотеки математических игр в соответствии с возрастом детей | 4 |
Тема 4.11. Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения, школы и семьи по обучению детей математике | Содержание | 2 |
1 | Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам обучения детей математике | 1 | 2 |
2 | Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам обучения детей математике | 1 |
Практические занятия | 4 |
1 | Формы работы с родителями в процессе математического развития детей | 4 |
Самостоятельная работа | 6 |
1 | Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам обучения детей математике | 6 |
Учебная практика Виды работ: Наблюдение и анализ организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) в дошкольном образовательном учреждении | 12 |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: Подготовка, проведение и анализ непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Подготовка, проведение и анализ непосредственно образовательной деятельности и комплексных мероприятий в образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | 36 36 |
Всего | 792 | |
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета теоретических и методических основ дошкольного образования.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику:
- производственную.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: дидактические материалы преподавателя, раздаточный материал для обучающихся.
Проведению занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся необходимы определенные условия:
- обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
- создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социолизации личности, сохранения здоровья обучающихся;
- предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- проводить производственную практику в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся;
- проводить консультации для обучающихся в групповой, индивидуальной, письменной, устной форме;
- при работе над курсовой работой (проектом) с обучающимися проводятся консультации;
- при подготовке к итоговой аттестации по модулю организуется проведение консультаций.
Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение общеобразовательных дисциплин: математики, географии, естествознания, информатики и ИКТ, ОБЖ; профильных дисциплин: русского языка и литературы; учебных дисциплин: информатики и ИКТ в профессиональной деятельности, экологических основ природопользования; общепрофессиональных дисциплин: педагогики, психологии возрастной анатомии и гигиены, теоретических основ дошкольного образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессиональному модулю «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального модуля.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.