МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6
ТЕМА: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ. МАНИПУЛЯЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С УХОДОМ ЗА СТОМАМИ».
В результате занятия обучающийся должен:
Знать:
требование к постельному белью;
правила приготовления постели пациенту;
положения Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе;
технику проведения туалета тяжелобольного пациента;
Уметь:
приготовить постель пациенту;
сменить нательного и постельное бельё;
разместить пациента в постели в положениях Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе;
провести личную гигиену и профилактику пролежней у тяжелобольного пациента;
регистрировать полученные данные о пациенте;
- эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
- соблюдать принципы профессиональной этики;
Формируемые компетенции:
ПК 4.1,ПК4.2, ПК 4.4, ПК 4.5, ПК 4.6, ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4. 11.
ОК 1., ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК.6, ОК 7.
Иметь практический опыт:
приготовить постель пациенту;
сменить нательное и постельное бельё;
осуществить профилактику пролежней
Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:
1.Бельевой режим стационара (правила сборки и транспортировки белья)
2.Приготовление постели тяжелобольному.
3.Смена постельного белья:
а) продольным способом
б) поперечным способом
4.Смена нательного белья.
5.Профилактика пролежней.
6.Смена подгузника.
7. Уход за кожей и естественными складками.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ
Таблица. Шкала Нортона для оценки опасности образования пролежней
| | | | |
Физическое состояние | Хорошее | Удовлетворительное | Тяжелое | Крайне тяжелое |
Психическое состояние | Ясное | Апатия (безучастное) | Спутанное | Ступор |
Активность | Ходит без посторонней помощи | Ходит с посторонней помощью | Нуждается в инвалидном кресле-коляске | Лежачий больной |
Подвижность | Полная | Немного ограниченная | Значительно ограниченна | Обездвиженность |
Недержание | Нет | Иногда | Недержание мочи | Недержание мочи и кала |
Баллы | 4 | 3 | 2 | 1 |
Оценка результата:
- при 12 баллах или меньше очень вероятно образование пролежней;
- при 14 баллах или меньше имеется опасность образования пролежней;
- более 14 баллов опасность образования пролежней невелика.
Самостоятельная работа на занятии.
Задание 1
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание № 2
Отработать технику приготовления постели.
Задание № 3
Отработать технику смены постельного белья(пациент может поворачивается в постели на бок ), (пациент не может поворачиваться в постели на бок) и осуществить сборку и транспортировку грязного белья.Отработать технику смены нательного белья (рубашки)
Задание № 5
Отработать технику профилактики пролежней
Задание № 6
Отработать технику умывания, ухода за кожей и естественными складками с целью профилактики опрелостей.
Задание № 7
Отработать технику смены подгузника
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
1. Дайте определение:
Пролежень - это
2. Отметьте места возможного образования пролежней при положении пациента: а) на спине, б) на боку, в) сидя:
3. Заполните таблицу:
Факторы, способствующие образованию пролежней | Меры по предупреждению развития пролежней |
| |
| |
| |
4.Изучив материал учебника и конспект лекций, укажите стадию образования пролежней и дай те характеристику каждой стадии.
1
___________________________________________________________________________________
2
________________________________________________________________
3 _______________________________________________________
5.Определите по шкале Ватерлоу количество баллов и оцените степень риска развития пролежней и заполните карту сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями
ЗАДАЧА
Пациент Исаков О.П., 75 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ИБС, постинфарктный кардиосклероз, сердечная недостаточность. При сборе информации о пациенте медсестра получила следующие данные: жалобы на отеки нижних конечностей, увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, одышку в покое, сухость во рту, жажду.
Пациент болеет около двух лет: после перенесенного инфаркта миокарда появилась одышка, отеки, боли в правом подреберье. Тревожен, на контакт идет с трудом, выражает опасение за свое будущее, плохо ест. Выпивает жидкости до 2 литров в сутки. Аппетит сохранен.
Объективное состояние средней тяжести, сознание ясное, положение в постели вынужденное.Рост 174 см, вес 98кг.
Кожные покровы цианотичные, чистые. Отеки на стопах и голенях, ЧДД 22 в мин., пульс 92 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст. Живот увеличен в объеме, болезненный в правом подреберье. Стул – 1 раз 4-5 дней. Диурез 1000 мл в сутки.
ШкалаВатерлоудляоценкистепенириска образованияпролежней
Телосложение: масса тела относительно роста | б а л л | Тип кожи | б а л л | Пол Возраст, лет | б а л л | Особые факторы риска | б а л л |
Среднее Выше среднего Ожирение Ниже среднего | 0 1 2 3 | Здоровая Папиросная бумага Сухая Отечная Липкая (повышенная температура) Изменение цвета Трещины, пятна | 0 1 1 1 1 2 3 | Мужской Женский 14-49 50-64 65-74 75-81 более 81 | 1 2 1 2 3 4 5 | Нарушение питания кожи, например, терминальная кахексия Сердечная недостаточность Болезни периферических сосудов Анемия Курение | 8 5 5 2 1 |
Недержание | б а л л | Подвижность | б а л л | Аппетит | б а л л | Неврологические расстройства | б а л л |
Полный контроль/ через катетер Периодическое через катетер Недержание кала Недержание кала и мочи | 0 1 2 3 | Полная Беспокойный, суетливый Апатичный Ограниченная подвижность Инертный Прикованный к креслу | 0 1 2 3 4 5 | Средний Плохой Питательный зонд/ только жидкости Не через рот/анорексия | 0 1 2 3 | Например, диабет, множественный склероз, инсульт, моторные/ сенсорные, параплегия | 4-6 |
Обширное оперативное вмешательство / травма | б а л л | Лекарственная терапия | б а л л |
Ортопедическое – ниже пояса, позвоночник Более 2 ч на столе | 5 5 | Цитостатические препараты Высокие дозы стероидов Противовоспалительные | 4 4 4 |
Количество баллов________________
Степень риска ________________
Задание 6
Проведите мониторирование пациента в Карте сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями
Карта сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Ф.И.О. пациента | | |
| |
2. Отделение | | |
| |
| 3. Клинический диагноз | |
| |
| 4. Начало реализации плана ухода: дата | | час | | мин | |
| |
| 5. Окончание реализации плана ухода: дата | | час | | мин | |
| |
| I. Согласие пациента на предложенный план ухода |
| |
Пациент | | |
| | (Ф.И.О. пациента или его законного представителя) |
| |
| получил разъяснение по поводу плана ухода по профилактике пролежней; получил информацию: о факторах риска развития пролежней, целях профилактических мероприятий, последствиях (осложнениях) несоблюдения всей программы профилактики. |
| |
| Пациенту предложен план ухода в соответствии с ГОСТ Р 56819-2015, даны полные разъяснения об особенностях диеты. |
| |
| Пациент извещен о необходимости соблюдать всю программу профилактики, регулярно изменять положение в постели, выполнять дыхательные упражнения. |
| |
| Пациент извещен, что несоблюдение им рекомендаций медсестры и врача могут осложниться развитием пролежней. |
| |
| Пациент извещен об исходе при отказе от выполнения плана ухода. |
| |
| Пациент имел возможность задать любые интересующие его вопросы относительно плана ухода и получил на них ответы. |
| |
| Беседу провела медсестра | | | |
| | (подпись) | | (Ф.И.О. полностью) |
| |
" | | " | | | 20 | | г. |
| |
| Пациент согласился с предложенным планом ухода, в чем расписался собственноручно | |
| | (подпись пациента) |
| или за него расписался (законный представитель) | | , |
| | (подпись, Ф.И.О. полностью) | |
| что удостоверяют присутствовавшие при беседе | |
| | (подпись медсестры) | (Ф.И.О. полностью) |
| |
| (подпись свидетеля) | (Ф.И.О. полностью) |
| |
| Пациент не согласился (отказался) с планом предложенного ухода, в чем расписался собственноручно |
| | |
| (подпись пациента) | |
| или за него расписался (согласно пункту 4.1.8 ГОСТ Р 56819-2015) | |
| | (подпись законного представителя) |
| |
| (Ф.И.О. полностью). |
II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней
| | | | | | | | |
N п/п | Наименование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Масса тела | | | | | | | |
2 | Тип кожи | | | | | | | |
3 | Пол | | | | | | | |
4 | Возраст | | | | | | | |
5 | Особые факторы риска | | | | | | | |
6 | Недержание | | | | | | | |
7 | Подвижность | | | | | | | |
8 | Аппетит | | | | | | | |
9 | Неврологические расстройства | | | | | | | |
10 | Обширное оперативное вмешательство ниже пояса/травма | | | | Более 2 ч на столе 5 | | |
11 | Лекарственная терапия | | | | | | | |
| | | | | |
Инструкция: обведите кружком цифру, соответствующую баллам по шкале Ватерлоу. |
|
Сумма баллов | | |
|
Риск: нет, есть, высокий, очень высокий (нужное подчеркнуть) |
|
Пролежни: есть, нет (нужное подчеркнуть) |
|
Стадия: I, II, III, IV (нужное подчеркнуть) |
|
Согласовано с врачом | | | |
| (подпись врача) | | (Ф.И.О. врача полностью) |
III. лист регистрации противопролежневых мероприятий
Проведите регистрацию противопролежневых мероприятий
| | | | | | |
Начало реализации плана ухода: дата | | час | | мин | |
|
Окончание реализации плана ухода: дата | | час | | мин | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Утром по шкале Ватерлоу или иной шкале (указать название шкалы | |
| ) | | баллов |
|
2. Изменение положения/состояния в постели (вписать) |
8-10 ч положение - | 10-12 ч положение - |
12-14 ч положение - | 14-16 ч положение - |
16-18 ч положение - | 18-20 ч положение - |
22-24 ч положение - | 20-22 ч положение - |
0-2 ч положение - | 2-4 ч положение - |
4-6 ч положение - | 6-8 ч положение - |
3. Гигиенические процедуры: душ ванна обтирание (мытье в постели) (нужное подчеркнуть) |
4. Обучение пациента самоуходу (указать результат) |
5. Обучение лиц, ухаживающих за пациентом, уходу (указать результат) |
6. Распределение съеденной пищи в течение дня в процентах: |
завтрак | обед | полдник | ужин |
7. Количество белка в съеденной за сутки пищи в граммах: |
8. Получено жидкости за сутки: |
9-13 ч | | мл | 13-18 ч | | мл | 18-22 ч | | мл | 22-9 ч | | мл |
|
9. Противопролежневые прокладки используются под: (перечислить анатомические области) |
10. Проведен массаж около участков | | | | раз (указать количество) |
|
11. Для поддержания умеренной влажности использовались: |
12. Замечания и комментарии: |
| | | |
Ф.И.О. (полностью) медсестер, участвующих в наблюдении за пациентом: | |
|
|
Подписи медсестер: | | |
Выбор положения и их чередование могут изменяться в зависимо сти от заболевания и состояния пациента.
Задание 7
7. Составьте примерное однодневное меню
завтрак | Количество белка ________г. |
Обед | Количество белка ________г. |
Полдник | Количество белка ________г. |
Ужин | Количество белка ________г. |
8.Ответьте (письменно) на вопросы:
1.Каково значение личной гигиены для здоровья пациента?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Какие проблемы могут возникнуть у пациента при нарушении удовлетворения потребности в личной гигиене?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Как часто пациенту меняют постельное и нательное белье пациенту? Почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.Как обеспечить безопасность/инфекционную безопасность при осуществлении ухода за кожей, полостью рта, волосами и ногтями пациента?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какие принципы необходимо соблюдать, оказывая помощь при физиологических отправлениях и ухаживая за промежностью пациента?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выполните тестовые задания, отметив знаком «+» один или несколько правильных ответов:
1. В зависимости от своего состояния пациент занимает в постели:
а) активное положение
б) полуактивное положение
в) пассивное положение
г) вынужденное положение
2. Выбрать соответствие способа смены постельного белья и режима активности пациента в стационаре:
А) строгий постельный режим
Б) постельный режим
а) продольный способ
б) поперечный способ
3. Смена белья тяжелобольному осуществляется:
а) один раз в неделю
б) по мере необходимости
в) один раз в месяц
г) один раз в 2 недели
4.Возможная локализация пролежней на задней поверхности туловища - область:
а) крестца
б) лопаток
в) голени
г) затылка
5. Факторы, приводящие к образованию пролежней:
а) срезывающая сила
б) центробежная сила
в) сила трения
г) прямое давление
6.Профилактике пролежней способствует:
а) правильное питание
б) смена положения тела
в) неподвижность пациента
г) питьевой режим
7. Наиболее подвержены действию трения люди при:
а) повышенном потоотделении
б) недержании мочи
в) истощении
г) получающие сердечные гликозиды
8. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые:
а) 2 часа
б) 12 часов
в) 6 часов
г) 24 часа
9. Установите соответствие проявления стадий образования пролежней:
1.
2.
3.
А. Побледнение, а затем покраснение кожных покровов с появлением синюшных пятен.
Б. Развитие некроза кожи, п/к клетчатки, сухожилий и т.д.
В. Образование пузырей, отслойка эпидермиса.
10. Для оценки развития пролежней используют шкалы:
а) шкала Word
б) шкала Norton
в) шкала Waterlow
11. Для профилактики пролежней используют специальные прспособления:
а) валики
б) матрацы
в) клеенки
г) подушки
12. Дополнить ответ. При повреждении руки одежду сначала снимают с:
/_______________/ руки
13. Лица, набравшие по шкале ________________ 15 баллов и более, считаются подвергшимися наибольшему риску и требуют применения профилактических мер.
14. Лица, набравшие по шкале________________ 20 баллов и более, должны стать объектом особого внимания.
15. Расположить по степени поражения в порядке возрастания тяжести состояния: ______________
а) полное разрушение кожного покрова во всю толщину с проникновением в мышцу
б) изменение цвета кожи, но кожный покров не нарушен
в) поражение всех мягких тканей, образование полости
г) неглубокие поверхностные нарушения целостности кожи
Домашнее задание:
Тема занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней.Манипуляции, связанные с уходом за стомами ».
Вопросы для подготовки:
1.Уход за волосами (мытье головы, расчесывание).
2.Уход за руками.Мытье ног в постели тяжелобольному.
3.Бритье пациента.
4. Уход за полостью рта, чистка зубов.
5.Уход за зубными протезами.
6.Уход за ушами, уход за глазами.
7.Уход за носом.
8.Дезинфекция использованного оборудования.
Литература:
Основные учебные издания:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. стр. 154-215.
2.Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н\д.: Феникс, 2016. Стр.408-439.
Дополнительнаялитература:
1.Лесничая, Л. А., М. В. Ободникова. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг) [Электронный ресурс] // учебное пособие /— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 256 с. Текст: электронный //
Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130493.
Задания для самостоятельной работы обучающихся.
1.Подготовка доклада по теме: Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести».
2. Составление кроссворда по теме: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней».