СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ 04. МДК 04.03 практическое занятие № 6 для специальности 34.02.01 Сестринское дело тема: Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней Манипуляции, связанные с уходом за стомами

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тех карта и метод указания для ПМ 04. МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг практическое занятие № 6 для специальности 34.02.01 Сестринское дело тема: Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней Манипуляции, связанные с уходом за стомами

Просмотр содержимого документа
«ПМ 04. МДК 04.03 практическое занятие № 6 для специальности 34.02.01 Сестринское дело тема: Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней Манипуляции, связанные с уходом за стомами»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6

ТЕМА: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ. МАНИПУЛЯЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С УХОДОМ ЗА СТОМАМИ».

В результате занятия обучающийся должен:

Знать:

  • требование к постельному белью;

  • правила приготовления постели пациенту;

  • положения Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе;

  • технику проведения туалета тяжелобольного пациента;

Уметь:

  • приготовить постель пациенту;

  • сменить нательного и постельное бельё;

  • разместить пациента в постели в положениях Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе;

  • провести личную гигиену и профилактику пролежней у тяжелобольного пациента;

  • регистрировать полученные данные о пациенте;

- эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- соблюдать принципы профессиональной этики;

Формируемые компетенции:

ПК 4.1,ПК4.2, ПК 4.4, ПК 4.5, ПК 4.6, ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4. 11.
ОК 1., ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК.6, ОК 7.

Иметь практический опыт:

  • приготовить постель пациенту;

  • сменить нательное и постельное бельё;

  • осуществить профилактику пролежней

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1.Бельевой режим стационара (правила сборки и транспортировки белья)

2.Приготовление постели тяжелобольному.

3.Смена постельного белья:

а) продольным способом

б) поперечным способом

4.Смена нательного белья.

5.Профилактика пролежней.

6.Смена подгузника.

7. Уход за кожей и естественными складками.


БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Таблица. Шкала Нортона для оценки опасности образования пролежней






Физическое состояние

Хорошее

Удовлетворительное

Тяжелое

Крайне тяжелое

Психическое состояние

Ясное

Апатия (безучастное)

Спутанное

Ступор

Активность

Ходит без посторонней помощи

Ходит с посторонней помощью

Нуждается в инвалидном
кресле-коляске

Лежачий больной

Подвижность

Полная

Немного ограниченная

Значительно ограниченна

Обездвиженность

Недержание

Нет

Иногда

Недержание мочи

Недержание мочи и кала

Баллы

4

3

2

1


Оценка результата:

- при 12 баллах или меньше очень вероятно образование пролежней;

- при 14 баллах или меньше имеется опасность образования пролежней;

- более 14 баллов опасность образования пролежней невелика.

Самостоятельная работа на занятии.

Задание 1

Выполнение заданий в рабочей тетради.


Задание № 2

Отработать технику приготовления постели.

Задание № 3

Отработать технику смены постельного белья(пациент может поворачивается в постели на бок ), (пациент не может поворачиваться в постели на бок) и осуществить сборку и транспортировку грязного белья.Отработать технику смены нательного белья (рубашки)

Задание № 5

Отработать технику профилактики пролежней

Задание № 6

Отработать технику умывания, ухода за кожей и естественными складками с целью профилактики опрелостей.

Задание № 7

Отработать технику смены подгузника

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1. Дайте определение:

Пролежень - это

2. Отметьте места возможного образования пролежней при положении пациента: а) на спине, б) на боку, в) сидя:














3. Заполните таблицу:


Факторы, способствующие образованию пролежней

Меры по предупреждению развития пролежней














4.Изучив материал учебника и конспект лекций, укажите стадию образования пролежней и дай те характеристику каждой стадии.

1

___________________________________________________________________________________

2

________________________________________________________________


3 _______________________________________________________

5.Определите по шкале Ватерлоу количество баллов и оцените степень риска развития пролежней и заполните карту сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями


ЗАДАЧА

Пациент Исаков О.П., 75 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ИБС, постинфарктный кардиосклероз, сердечная недостаточность. При сборе информации о пациенте медсестра получила следующие данные: жалобы на отеки нижних конечностей, увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, одышку в покое, сухость во рту, жажду.

Пациент болеет около двух лет: после перенесенного инфаркта миокарда появилась одышка, отеки, боли в правом подреберье. Тревожен, на контакт идет с трудом, выражает опасение за свое будущее, плохо ест. Выпивает жидкости до 2 литров в сутки. Аппетит сохранен.

Объективное состояние средней тяжести, сознание ясное, положение в постели вынужденное.Рост 174 см, вес 98кг.

Кожные покровы цианотичные, чистые. Отеки на стопах и голенях, ЧДД 22 в мин., пульс 92 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст. Живот увеличен в объеме, болезненный в правом подреберье. Стул – 1 раз 4-5 дней. Диурез 1000 мл в сутки.

ШкалаВатерлоудляоценкистепенириска образованияпролежней


Телосложение: масса тела относительно роста

б

а

л

л

Тип кожи

б

а

л

л

Пол

Возраст, лет

б

а

л

л

Особые факторы риска

б

а

л

л

Среднее

Выше среднего

Ожирение

Ниже среднего

0

1

2

3

Здоровая

Папиросная бумага

Сухая

Отечная

Липкая (повышенная температура)

Изменение цвета

Трещины, пятна

0


1

1

1



1


2


3

Мужской Женский

14-49

50-64

65-74

75-81

более 81

1

2

1

2

3

4

5

Нарушение питания кожи, например, терминальная кахексия

Сердечная недостаточность

Болезни периферических сосудов

Анемия

Курение





8


5



5

2

1

Недержание

б

а

л

л

Подвижность

б

а

л

л

Аппетит

б

а

л

л

Неврологические расстройства

б

а

л

л

Полный контроль/ через катетер

Периодическое через катетер

Недержание кала

Недержание кала и мочи



0


1

2


3

Полная

Беспокойный, суетливый

Апатичный

Ограниченная подвижность

Инертный

Прикованный к креслу

0


1

2


3

4


5

Средний

Плохой

Питатель­ный зонд/ только жидкости

Не через рот/анорексия

0

1



2


3

Например, диабет, множественный склероз, инсульт, моторные/ сенсорные, параплегия







4-6

Обширное оперативное вмешательство / травма

б

а

л

л

Лекарственная терапия

б

а

л

л

Ортопедическое – ниже пояса, позвоночник

Более 2 ч на столе


5

5

Цитостатические препараты

Высокие дозы стероидов

Противовоспалительные

4

4

4


Количество баллов________________

Степень риска ________________


Задание 6

Проведите мониторирование пациента в Карте сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями


  1. Карта сестринского наблюдения за пациентами с пролежнями























1. Ф.И.О. пациента





2. Отделение






3. Клинический диагноз





4. Начало реализации плана ухода: дата


час


мин





5. Окончание реализации плана ухода: дата


час


мин





I. Согласие пациента на предложенный план ухода



Пациент





(Ф.И.О. пациента или его законного представителя)




получил разъяснение по поводу плана ухода по профилактике пролежней; получил информацию: о факторах риска развития пролежней, целях профилактических мероприятий, последствиях (осложнениях) несоблюдения всей программы профилактики.




Пациенту предложен план ухода в соответствии с ГОСТ Р 56819-2015, даны полные разъяснения об особенностях диеты.




Пациент извещен о необходимости соблюдать всю программу профилактики, регулярно изменять положение в постели, выполнять дыхательные упражнения.




Пациент извещен, что несоблюдение им рекомендаций медсестры и врача могут осложниться развитием пролежней.




Пациент извещен об исходе при отказе от выполнения плана ухода.




Пациент имел возможность задать любые интересующие его вопросы относительно плана ухода и получил на них ответы.




Беседу провела медсестра






(подпись)


(Ф.И.О. полностью)



"


"



20


г.





Пациент согласился с предложенным планом ухода, в чем расписался собственноручно




(подпись пациента)


или за него расписался (законный представитель)


,



(подпись, Ф.И.О. полностью)



что удостоверяют присутствовавшие при беседе




(подпись медсестры)

(Ф.И.О. полностью)




(подпись свидетеля)

(Ф.И.О. полностью)




Пациент не согласился (отказался) с планом предложенного ухода, в чем расписался собственноручно





(подпись пациента)



или за него расписался (согласно пункту 4.1.8 ГОСТ Р 56819-2015)




(подпись законного представителя)




(Ф.И.О. полностью).



II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней










N п/п

Наименование

1

2

3

4

5

6

7

1

Масса тела








2

Тип кожи








3

Пол








4

Возраст








5

Особые факторы риска








6

Недержание








7

Подвижность








8

Аппетит








9

Неврологические расстройства








10

Обширное оперативное вмешательство ниже пояса/травма




Более 2 ч на столе 5



11

Лекарственная терапия














Инструкция: обведите кружком цифру, соответствующую баллам по шкале Ватерлоу.


Сумма баллов




Риск: нет, есть, высокий, очень высокий (нужное подчеркнуть)


Пролежни: есть, нет (нужное подчеркнуть)


Стадия: I, II, III, IV (нужное подчеркнуть)


Согласовано с врачом





(подпись врача)


(Ф.И.О. врача полностью)


III. лист регистрации противопролежневых мероприятий
Проведите регистрацию противопролежневых мероприятий








Начало реализации плана ухода: дата


час


мин



Окончание реализации плана ухода: дата


час


мин























1. Утром по шкале Ватерлоу или иной шкале (указать название шкалы



)


баллов


2. Изменение положения/состояния в постели (вписать)

8-10 ч положение -

10-12 ч положение -

12-14 ч положение -

14-16 ч положение -

16-18 ч положение -

18-20 ч положение -

22-24 ч положение -

20-22 ч положение -

0-2 ч положение -

2-4 ч положение -

4-6 ч положение -

6-8 ч положение -

3. Гигиенические процедуры: душ ванна обтирание (мытье в постели)
(нужное подчеркнуть)

4. Обучение пациента самоуходу
(указать результат)

5. Обучение лиц, ухаживающих за пациентом, уходу
(указать результат)

6. Распределение съеденной пищи в течение дня в процентах:

завтрак

обед

полдник

ужин

7. Количество белка в съеденной за сутки пищи в граммах:

8. Получено жидкости за сутки:

9-13 ч


мл

13-18 ч


мл

18-22 ч


мл

22-9 ч


мл


9. Противопролежневые прокладки используются под:
(перечислить анатомические области)

10. Проведен массаж около участков




раз (указать количество)


11. Для поддержания умеренной влажности использовались:

12. Замечания и комментарии:






Ф.И.О. (полностью) медсестер, участвующих в наблюдении за пациентом:




Подписи медсестер:




 Выбор положения и их чередование могут изменяться в зависимо сти от заболевания и состояния пациента.

Задание 7
7. Составьте примерное однодневное меню

завтрак



Количество белка


________г.

Обед



Количество белка


________г.

Полдник



Количество белка


________г.

Ужин



Количество белка

________г.

8.Ответьте (письменно) на вопросы:

1.Каково значение личной гигиены для здоровья пациента?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Какие проблемы могут возникнуть у пациента при нарушении удовлетворения потребности в личной гигиене?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Как часто пациенту меняют постельное и нательное белье пациенту? Почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Как обеспечить безопасность/инфекционную безопасность при осуществлении ухода за кожей, полостью рта, волосами и ногтями пациента?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Какие принципы необходимо соблюдать, оказывая помощь при физиологических отправлениях и ухаживая за промежностью пациента?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выполните тестовые задания, отметив знаком «+» один или несколько правильных ответов:

1. В зависимости от своего состояния пациент занимает в постели:

а) активное положение

б) полуактивное положение

в) пассивное положение

г) вынужденное положение

2. Выбрать соответствие способа смены постельного белья и режима активности пациента в стационаре:

А) строгий постельный режим

Б) постельный режим

а) продольный способ

б) поперечный способ

3. Смена белья тяжелобольному осуществляется:

а) один раз в неделю

б) по мере необходимости

в) один раз в месяц

г) один раз в 2 недели

4.Возможная локализация пролежней на задней поверхности туловища - область:

а) крестца

б) лопаток

в) голени

г) затылка

5. Факторы, приводящие к образованию пролежней:

а) срезывающая сила

б) центробежная сила

в) сила трения

г) прямое давление

6.Профилактике пролежней способствует:

а) правильное питание

б) смена положения тела

в) неподвижность пациента

г) питьевой режим

7. Наиболее подвержены действию трения люди при:

а) повышенном потоотделении

б) недержании мочи

в) истощении

г) получающие сердечные гликозиды

8. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые:

а) 2 часа

б) 12 часов

в) 6 часов

г) 24 часа

9. Установите соответствие проявления стадий образования пролежней:

1.

2.

3.

А. Побледнение, а затем покраснение кожных покровов с появлением синюшных пятен.

Б. Развитие некроза кожи, п/к клетчатки, сухожилий и т.д.

В. Образование пузырей, отслойка эпидермиса.

10. Для оценки развития пролежней используют шкалы:

а) шкала Word

б) шкала Norton

в) шкала Waterlow

11. Для профилактики пролежней используют специальные прспособления:

а) валики

б) матрацы

в) клеенки

г) подушки

12. Дополнить ответ. При повреждении руки одежду сначала снимают с:

/_______________/ руки

13. Лица, набравшие по шкале ________________ 15 баллов и более, считаются подвергшимися наибольшему риску и требуют применения профилактических мер.

14. Лица, набравшие по шкале________________ 20 баллов и более, должны стать объектом особого внимания.

15. Расположить по степени поражения в порядке возрастания тяжести состояния: ______________

а) полное разрушение кожного покрова во всю толщину с проникновением в мышцу

б) изменение цвета кожи, но кожный покров не нарушен

в) поражение всех мягких тканей, образование полости

г) неглубокие поверхностные нарушения целостности кожи

Домашнее задание:

Тема занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней.Манипуляции, связанные с уходом за стомами ».

Вопросы для подготовки:

1.Уход за волосами (мытье головы, расчесывание).

2.Уход за руками.Мытье ног в постели тяжелобольному.

3.Бритье пациента.

4. Уход за полостью рта, чистка зубов.

5.Уход за зубными протезами.

6.Уход за ушами, уход за глазами.

7.Уход за носом.

8.Дезинфекция использованного оборудования.

Литература:

Основные учебные издания:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. стр. 154-215.

2.Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н\д.: Феникс, 2016. Стр.408-439.

Дополнительнаялитература:

1.Лесничая, Л. А., М. В. Ободникова. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг) [Электронный ресурс] // учебное пособие /— 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 256 с. Текст: электронный //

Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130493.

Задания для самостоятельной работы обучающихся.

1.Подготовка доклада по теме: Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести».

2. Составление кроссворда по теме: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!