Технологическая карта практического занятия № 3
Профессиональный модульПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
КурсIIСеместрIV
Тема: «Оценка функционального состояния пациента».
Группа 211 «А»
ПреподавательРудакова Е.Л.
Продолжительность: 270 минут
Цели учебного занятия:
Образовательная:
1. Научить измерению АД, пульса, ЧДД, определение водного баланса.
2. Научить регистрации в температурном листе показателей исследования пульса, АД.
3. Научить дезинфекции предметов ухода.
Развивающая:
- Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- Развитить профессиональное мышление и поведение;
- Развить внимание;
- Активизировать творческие способности;
-Анализировать и оценивать результаты своих действий.
Воспитательная:
- Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес;
- Развить культуру речи;
- Воспитать профессиональную, информационную культуру;
- Формировать привычку оказать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах.
Требования к знаниям и умениям:
иметь практический опыт:
- измерение АД
-определение пульса,
- определение водного баланса,
-определение ЧДД,
-регистрации в температурном листе показателей исследования пульса, АД.
уметь:
оценить функциональное состояние пациента;
определять пульс пациента;
измерять артериальное давление;
регистрировать полученные данные о пациенте;
-эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
- соблюдать принципы профессиональной этики;
- соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
знать:
нормальные показатели пульса;
нормальные показатели артериального давления;
технологии выполнения медицинских услуг.
Формируемые компентенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональноной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания.
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения.
Методы и приемы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: рабочая тетрадь.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Электронные ресурсы (электронный учебник, Интернет-ресурсы (www.fcior.edu.ru)
Литература:
Основные источники:
1. ОИ 1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. стр. 158-180
2. ОИ 3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов Н/д.: Феникс, 2016 стр. 225-245
Дополнительная литература:
1.ДИ 4. Прахина А. П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшаямедицинская сестра по уходу за больными» [Электронный ресурс] // учебно-методическое пособие / — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 256 с. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138178.
Интернет –ресурсы(И-Р):
1.Методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы
[Электронный ресурс] URL: http://dezsredstva.ru/
2.ЭБС «Лань» [Электронный ресурс]: https:// lanbook.com
Справочная литература:
Приказы РФ, действующие в настоящее время на территории РФ.
Межпредметные связи
Основы философии
История
Гигиена и экология человека
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Здоровый человек и его окружение
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах
Основы реабилитации
Внутрипредметные связи:
«Внутрибольничная инфекция»
«Оценка функционального состояния пациента»
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 2 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | 5 |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 30 |
4. | Вводный инструктаж. | 15 |
5. | Самостоятельная работа. | 180 |
6. | Заполнение дневников и др. | 10 |
7. | Заключительный инструктаж | 20 |
8. | Подведение итогов. | 5 |
9. | Задания для самостоятельной работы обучающихся. | 2 |
10. | Уборка рабочего места. | 1 |
Организационный момент.
Преподаватель приветствует обучающихся, обращает внимание на внешний вид обучающихся, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает обучающихся на работу.
Постановка целей, начальная мотивация.
Преподаватель формулирует тему практического занятия. Проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению, дает характеристику рекомендуемой литературы.
Метод объективного обследования – измерение артериального давления, чдд, пульса– имеет существенное значение при оценке функционального состояния пациента, так как он дает наиболее полную объективную информацию о его состоянии. Измерение артериального давления, пульса ,чдд – эти СОП, которые должны уметь выполнять все медицинские работники.
Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:
1. Измерение АД, регистрация.
2. Определение ЧДД, регистрация.
3. Определение пульса, регистрация.
4. Дезинфекция предметов ухода.
5.Определение водного баланса.
Определение исходного уровня знаний:
Преподаватель проводит определение исходного уровня знаний в форме фронтального опроса.
Вопросы для фронтального опроса:
1. Дайте определение пульса?
Ответ: Пульс – это толчкообразные колебания стенок сосудов, которые возникают вследствие движения крови при ее изгнании из сердца.
2. Назовите виды пульса?
Ответ: Пульс Артериальный пульс - это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают пульс: - центральный (на аорте, сонных артериях); - периферический (на лучевой, тыльной артерии стопы и некоторых других артериях).
3. Перечислите свойства пульса?
Ответ: Различают следующие свойства пульса: Частота. Количество сокращений, которое делает сердце за 60 секунд. У взрослого человека в состоянии покоя нормой считается 60-80 сокращений сердца за 1 минуту. Ритм. Регулярная повторяемость пульсовых колебаний и частота сокращений сердечной мышцы. В состоянии здоровья пульсовые удары следуют один за другим через равные промежутки времени.
4. Перечислите места исследования пульса?
Ответ: Пульс можно измерять на следующих артериях:
Височной (над висками), Сонной (по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы, под челюстью), Плечевой (на внутренней поверхности плеча над локтем)
Бедренной (на внутренней поверхности бедра в месте соединения ноги и таза)
Подколенной
5. Факторы влияющие на пульс?
Ответ: Помимо индивидуальных биологических факторов (пол и возраст), на уровень частоты сердечных сокращений влияют образ жизни и факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина в крови, курение, ожирение, сахарный диабет, низкий уровень физической активности.
6. Дайте определение артериальному давлению.
Ответ: Артериальное давление – это давление крови на стенки артерии. Зависит: от величины сердечного выброса и от тонуса артериальной стенки
7. Назовите нормальные показатели АД?
Ответ: Показатели считается нормальными, если систолическое давление не превышает 140 миллиметров ртутного столба, а диастолическое — 90. Оптимальное давление — 120 на 80, нормальное — 120–129 на 80–84, высоконормальное давление — 130–139 на 85–89. Давление выше чем 140 на 90 указывает на артериальную гипертонию. Для гипотоников показатели нормального и повышенного давления могут быть другими.
8. Систолическое давление – это?
Ответ: Систолическое давление – определяется в момент сокращения сердечной мышцы
9. Диастолическое давление – это?
Ответ: Диастолическое давление – определяется в момент расслабления сердечной мышцы
10. Что такое гипертензия?
Ответ: Повышение АД выше 140/90 – называют артериальной гипертензией.
11. Что такое гипотензия?
Ответ: Понижение АД ниже 100/60 – называют артериальной гипотензией.
12. Факторы влияющие на повышение АД?
Ответ: Факторы, повышающие АД: возраст физическая нагрузка; увеличение общего объема циркулирующей крови; чувство страха, тревоги, положительные и отрицательные эмоции, стрессы, реакция на врача - «гипертония белого халата», физическая боль; сосудосуживающие средства (лекарственная терапия); повышенное потребление поваренной соли; атеросклероз, заболевания почек, ожирение; после курения, приема алкоголя.
13. Факторы снижающие АД?
Ответ: возраст, применение ЛС, уменьшение объема ОЦК
14. Пульсовое давление – это?
Ответ: разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением – это пульсовое давление, оптимальное – 40-50 мм рт.ст.
15. Как называют аппарат для измерения артериального давления?
Ответ: тонометр
16. Назовите виды аппаратов для измерения АД?
Ответ: тонометр механический, автоматический, полуавтоматический.
17. Дайте определение понятию частоты дыхательных движений?
Ответ: Частота дыхания (ЧД) - количество дыханий в 1 мин. Определение ЧД производят по спирограмме или по движению грудной клетки. Средняя частота дыхания у здорового человека - 16-18 в минуту, у спортсменов - 8-12.
18. Назовите типы дыхания у мужчин и женщин?
Ответ: Основные виды дыхания: Грудное дыхание (реберное, верхнее). Свойственно женщинам. На вдохе грудная клетка расширяется и приподнимается в результате сокращения межреберных мышц. На выдохе опускается. Брюшное дыхание (диафрагмальное, нижнее). Чаще всего встречается у мужчин. На вдохе диафрагма сокращается, из-за этого давление увеличивается, и легкие заполняются воздухом
19. Как мы проводим наблюдение за дыханием?
Ответ: Наблюдая за дыханием, необходимо определить частоту, глубину, ритм дыхательных движений и оценить тип дыхания. Наблюдение следует проводить незаметно для пациента, т.к. он может произвольно изменить дыхание.
20. Расскажите о характеристики дыхания?
Ответ: Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. Дыхательная система человека - совокупность органов, обеспечивающих функцию внешнего дыхания человека (газообмен между вдыхаемым атмосферным воздухом и циркулирующей по малому кругу кровообращения кровью).
Вводный инструктаж:
Преподаватель определяет цели предстоящей работы, показывает основные приемы выполнения работы, поясняет этапы самостоятельной работы, подробно инструктирует по предстоящей работе, дает пояснения по выполнению упражнений и оформлению результатов работы.
Самостоятельная работа:
Выполнить задания в рабочей тетради № 1- №8.
2. Отработайте технологии:
Измерение АД, регистрация.
Определение ЧДД, регистрация.
Определение пульса, регистрация.
Определение водного баланса.
Заполнение дневников:
Обучающиеся оформляют дневники практического занятия.
Заключительный инструктаж:
Преподаватель проводит заключительный инструктаж.
Подведение итогов:
Преподаватель подводит итог занятия, определяет степень достижения целей и задач занятия, оценивает работу каждого обучающегося, проводит разбор ошибок, выставляет оценки с учетом теоретических знаний, комментируя каждую оценку, отмечает лучшие работы обучающихся. Обучающиеся принимают активное участие в анализе ошибок.
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
Домашнее задание:
Повторение темы: «Организация питания в стационаре.Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».
Вопросы для самоподготовки:
1. Составление порционного требования.
2. Раздача пищи и кормление тяжелобольного пациента в постели: кормление из ложки и поильника.
3. Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроки хранения пищевых продуктов.
задания для группы:
1.Подготовка доклада по теме: «Лечебное питание: основные принципы».
2.Составить схему по теме: «Организация питания в стационаре».