СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ 04 Выполнение сложных работ при сборке, ремонте, регулировке контрольно-измерительных приборов и систем автоматики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПМ 04 Выполнение сложных работ при сборке, ремонте, регулировке контрольно-измерительных приборов и систем автоматики»

Приложение №12.2.1

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров

Республики (Саха) Якутия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Южно-Якутский технологический колледж»














Рабочая программа профессионального модуля

ПМ.04 Выполнение сложных работ при сборке, ремонте, регулировке контрольно-измерительных приборов и систем автоматики


программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии


15.01.19 НАЛАДЧИК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И АВТОМАТИКИ



Форма подготовки очная
















г.Нерюнгри, 2016 г.

Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение монтажа контрольно-измерительных приборов и автоматики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 688 от 02.08.2013.


Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж»



Разработчик:

Бисик А.А, мастер п.о., Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Южно – Якутский технологический колледж»




Рецензенты:


1. Кузнецова Н.В., преподаватель, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Южно – Якутский технологический колледж»_______________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

________________________________________________________(подпись, дата)


2.Рогов Александр Сергеевич директор ООО «Метролог».

Ф.И.О полностью., ученая степень, звание, должность, категория.

(внешняя рецензия прилагается)




Рассмотрена и рекомендована предметно – цикловой комиссией специальных и общепрофессиональных дисциплин

Протокол № 6 « 25 »мая 2016 г.


Председатель ПЦК ________________ /И.М.Андреева/



Рассмотрена и утверждена на заседании отделения строительства и материалообработки


Протокол №8 « 28» мая 2016 г.


Зав. отделением ________________ /О.В.Савельева/







СОДЕРЖАНИЕ


1

Внешняя рецензия



2

Паспорт профессионального модуля


Стр.4

3

Структура и содержание профессионального модуля


Стр.7

4

Условия реализации профессионального модуля


Стр.13

5

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля


Стр.15

6

Приложения


Стр.16

6.1.

Программа учебной практики с приложениями


Стр.

6.2.

Программа производственной практики с приложениями


Стр

6.3

Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю (программа квалификационного экзамена)

Стр.16



1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение монтажа контрольно-измерительных приборов и автоматики

1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины «Выполнение монтажа контрольно-измерительных приборов и автоматики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 688 от 02.08.2016, входящей в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) обучающийся по профессии СПО 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, готовится к выполнению работ по монтажу и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Выполнять наладку электрических схем (по стандартной методике) различных систем автоматики.

ПК 2.2. Производить наладку электронных приборов со снятием характеристик.

ПК 2.3. Разрабатывать методы наладки схем средней степени сложности.

ПК 3.1. Осуществлять контроль и анализ функционирования систем автоматики.

ПК 3.2. Диагностировать приборы и средства автоматизации.

ПК 3.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.

ПК 3.4. Проводить испытания особо сложных и опытных образцов приборов и систем автоматики.


1.2. Место профессионального модуля в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:


профессиональный модуль входит в профессиональный цикл


1.3. Цели и модуля – требования к результатам освоения модуля:

выполнять работы по монтажу и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов.


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:
выполнения пусконаладочных работ различных стадий приборов и систем автоматики;
наладки контрольно-измерительных приборов, систем управления станков с программным управлением, систем управления металлообрабатывающих комплексов, телевизионного и телеконтролирующего оборудования;
уметь:
применять необходимое оборудование и устройства при пусконаладочных работах приборов и систем автоматики;
пользоваться технической документацией для ведения пусконаладочных работ и разрабатывать ее;
обеспечивать безопасность труда при работе с приборами, системами автоматики;
производить проверку комплектации и основных характеристик приборов и аппаратуры;
производить проверку работоспособности смонтированных приборов и устройств;
разбирать схемы структур управления автоматическими линиями;
знать:
назначение и характеристику пусконаладочных работ;
электроизмерительные приборы, их классификацию, назначение и область применения (приборы для измерения давления, измерения расхода и количества, измерения уровня, измерения и контроля физико-механических параметров);
способы наладки и технологию выполнения наладки контрольно-измерительных приборов;
технические требования к монтажу, наладке и эксплуатации приборов;
классификацию и состав оборудования станков с программным управлением (ПУ);
основные понятия автоматического управления станками;
виды программного управления станками;
общие принципы монтажа и эксплуатации систем программного управления станками с ПУ;
принципы наладки систем, приборы и аппаратуру, используемые при наладке;
состав оборудования, аппаратуру управления автоматическими линиями;
классификацию автоматических станочных систем;основные понятия о гибких автоматизированных производствах, технические характеристики промышленных роботов;
виды систем управления роботами;
состав оборудования, аппаратуры и приборов управления металлообрабатывающих комплексов; технологию наладки различных видов оборудования, входящих в состав металлообрабатывающих комплексов;
принципы наладки телевизионного и телеконтролирующего оборудования;
необходимые приборы, аппаратуру, инструменты, технологию вспомогательных наладочных работ со следящей аппаратурой и ее блоками.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен владеть общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 72 часов;

самостоятельной работы студента 33 часов;

консультации 1 часов.

учебной практики 36 часов и производственной практики 720 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ профессионального модуля

2.1. Объем профессионального модуля и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


МДК 01.01

72

лабораторные работы

практические занятия

28

контрольные работы (если предусмотрены)

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)


Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа и т.п.)

Консультации

1

Учебная практика

36

Производственная практика

720

Консультации

2

Итоговая аттестация по ПМ - квалификационный экзамен в форме – практической квалификационной работы и устного экзамена



2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента

Самостоятельная работа студента

Учебная

часов


Производственная

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., кур/работа(проект)

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1. – 2.3

МДК.4.1 Выполнение сложных работ при сборке, ремонте, регулировке контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.



108

72

26


33


36

720


Консультации

3







Всего:

864

72

26


33


36

720

2.3 Тематический план и содержание профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

ПМ.04 МДК.04.01

Выполнение сложных работ при сборке, ремонте, регулировке контрольно-измерительных приборов и систем автоматики




108







Раздел 1. Тема 1.1. Основные сведения о метрологическом обеспечении производства и об измерительной технике.

Содержание

- Виды, основные методы, технология измерений.

- Средства измерений.

- Классификация, принцип действия измерительных преобразователей, оптико-механические средства измерений.

- Классификация и назначение чувствительных элементов.

- Структура средств измерений; 

- Назначение и принцип действия контрольно-измерительных приборов и аппаратов, пишущие и регистрирующие машины.

- Основные понятия систем автоматического управления и регулирования.

- Использование ультра звуковых датчиков

- Использование датчиков сложной конструкции.



Практические занятия

Выявление неисправностей приборов КИП и А. Основные критерии и правила


28

2

4


2


2

2


4


2

2

2




2





1,2

Тема 1.2 . Общие сведения по организации работы службы КИП на промышленном предприятии.

Содержание

- Структура службы КИП на промышленном предприятии.

- Содержание работ метрологической службы.

- Организация и производство монтажных, пуско-наладочных и ремонтных работ на современном промышленном предприятии. Их материально-техническое обеспечение. Документальное оформление.

- Монтажные схемы в проектах автоматизации. Их виды и назначение.

- Условные обозначения. Принципиальные схемы автоматизации.

- Монтажные изделия и материалы. Понятие об отборных устройствах давления, закладных конструкциях на технологическом оборудовании.

- Импульсные трубопроводы, пневмотрубопроводы. Материалы для них. Способы прокладки трубных трасс.

- Понятие об обвязке средств КИП и А. Схемы внешних соединений. Правила выполнения схем внешних соединений.

- Защита чувствительных элементов первичных преобразователей от действия измеряемой и окружающей среды.

- Исполнение измерительных преобразователей, виды защит.

- Монтаж компьютеризированных систем управления.

- Наладка компьютеризированных систем управления.



Практические занятия

- Монтаж сложных схем автоматики управления и сигнализации;

- Выбор и нанесение защитной смазки на детали и приборы КИП и А.;

- Выбор краски и окраска оборудования и приборов;

- Выбор и установка сужающего устройства, уравнительных и разделительных сосудов.

- Монтаж контроллерной системы управления, с возможностью отслеживания параметров в реальном времени.

- Монтаж датчиков и первичных приборов. Схемы монтажа и обвязки.

- Наладка телекоммуникационной системы управления технологическими процессами.


Самостоятельная работа:

Реферат на тему: «Организация и производство пуско-наладочных и ремонтных работ»

Реферат на тему: «Принципиальные схемы автоматизации»

Реферат на тему: «Схемы внешних соединений»

Тестирование по пройденной теме.

54

2

2


4



4

4

4



4


4




2

4


4

4





4


2

2

2


4


2


2




4


4

4

4


Тема 1 3. Основы технологии ремонта систем автоматики

Содержание

- Понятие об износе деталей, долговечности, ремонтопригодности и надежности средств измерения. Основные свойства материалов, применяемых при ремонте.

- Определение твердость металла тарированными напильниками; выполнение термообработки малоответственных деталей с последующей их доводкой.

-Основные виды неисправностей первичных преобразователей, вторичных устройств, регулирующей и управляющей аппаратуры.

- Методы и средства контроля качества ремонта и монтажа.


Практические занятия

- Последовательность и приёмы ремонта систем автоматики.

- Ремонт сложных приборов КИП.

- Ремонт сложных узлов автоматизации.

- Проведение испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и автоматики и проведение сдачи после ремонта и испытаний средств КИП и А


Самостоятельная работа:

Реферат на тему: «Ремонт систем автоматики»

Реферат на тему: «Основные виды неисправностей»

Реферат на тему: «Средства контроля качества ремонта»

Реферат на тему: «Проведение испытаний отремонтированных приборов»

Подготовка к интеллектуальной игре «Промавтоматика»

18

2




2



2


2





2

2

2

2





4

4

4

4


4



Учебная практика

Ремонт манометрических приборов для измерения температуры ТКП – 160

Ремонт логометров и милливольтметров Л-64-И

Работа в ковере. Прокачка импульсных линий.

Разборка, ремонт и настройка трубчатых манометров МП – IV -У К

Калибровка и настройка контроллера температуры ТК-5М.

ТО и ТР сигнализатора прохождения внутритрубных обьектов СПРА-4


36



Производственная практика

Проверка работоспособности и настройка с помощью HART- коммуникатора интелектуального датчика давления Yokogawa.

Правила техники безопасности при обслуживании и ремонте КИПиА

Ознакомление с приборами и средствами автоматики на обслуживаемом участке.

Внешние признаки неисправности КИПиА.

Проверка защит и схемы управления, контроля, сигнализации НПС на макете релейной автоматики НПС.

Способы проверки КИПиА на работоспособность и точность измерений и настроек.

Проведение работ по обслуживанию датчиков температуры, утечек, вибродатчиков, самопишущих приборов.

Монтаж схемы управления задвижкой. Настройка электропривода задвижки с механизированным блоком управления.

Монтаж схемы управления задвижкой. Настройка электропривода задвижки с микропроцессорным блоком управления.

Обслуживание манометров, вакуумметров, разделительных и антипульсирующих устройств.

Настройка пределов срабатывания реле давлений

Поверка манометров на грузопоршневом манометре, определение погрешности показаний.

Работы по обслуживанию вторичных приборов: логометров, милливольтметров, самопишущих приборов.

Обслуживание газосигнализатора.

Способы ремонта КИПиА, включая окраску и смазку.

Изучение принципиальных электрических схем автоматики НПС. Правила внесения изменений в схемы.

Способы проверки систем на работоспособность.

Проведение работ по обслуживанию оборудования систем автоматики.

Обслуживание щитов автоматики, импульсных линий, электропроводок.

Ознакомление с системой регулирования давления, применяемой на НПС

Изучение работы САР на проведение обслуживания, текущего и капитального ремонтов оборудования САР.

Проведении технического обслуживания и ремонт манометрических термометров.

Проведение технического обслуживания уровнемеров.

Правила техники безопасности при обслуживании и ремонте систем автоматического регулирования.

Инструменты, приспособления, основное и вспомогательное оборудование предприятия.

Ремонт, сборка, проверка, регулировка, испытание, юстировка, монтаж и сдача теплоизмерительных, электромагнитных, электродинамических, счетных, оптико-механических, автоматических, самопишущих и других приборов средней сложности.

Выполнение контрольной практической работы.



720


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:



Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.


Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству студентов -30;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

-видеотека по курсу;

-учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.


Технические средства обучения:

- компьютер;

мультимедиа комплекс;

стенды для выполнения лабораторных работ;

интерактивная доска.



Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: «Электротехники»

-рабочие места (лабораторные стенды) по количеству студентов (бригада из 2 студентов);

-рабочее место преподавателя;

-методические указания по выполнению лабораторных работ;

-комплект учебно-методической документации;

-учебные макеты;

-демонстрационные плакаты.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Акимова Н.А., Н.Ф. Котеленец, Н.И. Сентюрихин; под общей редакцией Н.Ф. Котеленеца Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, 2011г

  2. Маньков В.Д. Основы проектирования систем электроснабжения, Санкт-Петербург, 2011г

  3. Р.А. Кисаримов Монтаж электрооборудования. Справочник, РадиоСофт, 2013 г

  4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. «Монтаж, эксплуатация и ремонт электрообрудования промышленных предприятий и утсановок», М: Высшая школа , 2011г

  5. Хошмухамедов И.М., Пичуев А.В. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования, 2011г

  6. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. «Технология электромонтажных работ» - М: Высшая школа , 2011г

  7. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. «Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий» - М: Высшая школа , 2011г

  8. Сибикин Ю.Д. «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий», -М. ПрофОбрИздат, 2011г

  9. Правила устройства электроустановок, 2011г

  10. Правила техника безопасности при эксплуатации электроустановок. Главгосэнергонадзор России, 2011г

  11. Г. Куценко Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования, 2011г

  12. Акимова Н. А. , Котеленец Н. Ф., Сентюрихин Н. И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования, 2008г

  13. Корякин Р.Н. «Заземляющие устройства электроустановок». М: Энергосервис, 2007г

  14. Лукьянов М.М. «Проектирование электроустановок», Изд. Челябинск: Книга, 2008г

  15. Сибикин Ю.Д. Электроснабжение промышленных и гражданских зданий, М: Высшая школа, 2007г

  16. Шеховцов В.П. «Расчет и проектирование схем электроснабжения», Методическое пособие для курсового проектирования, 2010 г



Дополнительные источники:

  1. СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства»

  2. СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства»

  3. ГОСТ Р 50571.15-97 «Электроустановки зданий. Глава 52. Электропроводки»

  4. ГОСТ 21.614-88 СПДС «Изображения условные графические электрооборудования и проводок на планах»

  5. ГОСТ Р 50571.10-96 «Заземляющие устройства и защитные проводники»

  6. ГОСТ Р 51628-2000 «Щитки распределительные для жилых зданий. Общие технические условия»

  7. ВСН 123-90 «Инструкция по оформлению приемосдаточной документации по электромонтажным работам», М: ВНИИ проект электромонтаж, 1990

  8. ГОСТ 19734-80 «Устройства водно-распределительные для жилых и общественных зданий. Общие технические условия»


справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс» и сайты http://www.mega-press.ru, http://electrolibrary.narod.ru, http://elektro-tex.ru, http://electricalschool.info

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный ресурс «Слесарные работы. Инструмент, технологии производства работ». http://energomasters.ru/

  2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа:ИЦр://те1а111апсШ^.ги

  3. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://ed.gov.ru

  4. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://school.edu.ru

  5. Нормативно-технические документы. - Режим доступа: 1гИр://энергосайт.рф

  6. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://ict.edu.ru

  7. Информационный портал для электромонтеров. - Режим доступа: http://skrutka.ru

  8. Нормативно-технические документы. - Режим доступа: http://electrolibrarv.info

  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  10. Информационный электронный журнал «Школа для электрика. Курс молодого бойца» Режим доступа: http://csu-konda-mp4.ru


3.3. Организация проведения практических и лабораторных работ

Для проведения практических работ группа делится на две подгруппы. Это обусловлено требованиями по проведению практических и лабораторных работ.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • пользоваться средствами измерений, применяемыми при наладке контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА);
    выполнять основные слесарные работы;
    контролировать линейные размеры универсальным контрольно-измерительным инструментом;
    производить поверку технических средств измерений по образцовым приборам;
    работать с поверочной аппаратурой;

Устный опрос на занятии, внеаудиторная самостоятельная работа. Выполнение практических работ.

Знать:


основы взаимозаменяемости, допуски и посадки;
основные характеристики измерительных инструментов и их классификацию;
погрешности измерений;
средства измерений при наладке КИПиА;технологию выполнения простейших слесарных работ;
основные сведения об измерениях, методах и средствах их проведения;
основные типы и виды приборов;
основные метрологические термины и определения;
назначение и виды измерений;
назначение метрологического контроля;
принцип поверки технических средств измерений по образцовым приборам;
понятие о поверочных схемах;порядок работы с поверочной аппаратурой;
основные правила обеспечения безопасности труда при проведении измерений, эксплуатации приборов и измерительной аппаратуры;
основные направления совершенствования автоматизации производственных и технологических процессов.

Выполнение практических работ. Устный опрос на занятии, внеаудиторная самостоятельная работа.

Итоговая аттестация проводится в виде квалификационного экзамена. Допуском к дифференцированному зачёту является выполнение контрольных и самостоятельных работ, тестирование, выполнение лабораторных работ



Приложение к ПМ.4 №1

Приложение №1 к рабочей программе дисциплины


Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров

Республики (Саха) Якутия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Южно-Якутский технологический колледж»










УТВЕРЖДАЮ



Зам. директора по УПР ГАПОУ РС(Я) ЮЯТК

______________ /О.Е.Фоменко/












Контрольно-оценочные средства по дисциплине





МДК4.1 Выполнение сложных работ при сборке, ремонте, регулировке контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.




программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии

15.01.19 НАЛАДЧИК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И АВТОМАТИКИ











г. Нерюнгри 2016 г


Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Основы организации работ по монтажу контрольно-измерительных приборов и автоматики» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29.01.2016.









Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж»









Разработчик:

Бисик А.А, мастер п.о. ГАПОУ Республики Саха (Якутия) «Южно – Якутский технологический колледж».











Рассмотрены и рекомендованы предметно – цикловой комиссией специальных и общепрофессиональных дисциплин

Протокол № « »________2016г.


Председатель ПЦК ________________ /И.М. Андреева/



Зав. отделением «СиМ»_________________/Савельева О.В./






1 Общие положения

Целью создания Контрольно-оценочных средств является установление соответствия уровня подготовки обучающегося требованиям рабочей программы учебной дисциплины. Каждое оценочное средство обеспечивает проверку усвоения конкретных элементов учебного материала.

КОСы предназначены для определения уровня освоенных умений, усвоенных знаний и овладения компетенциями, т.е. способностью студента применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Объектом применения Контрольно-оценочных средств является измерение уровня достижения студентами установленных результатов обучения при проведении текущего, рубежного и итогового контроля успеваемости по дисциплине.

КИМ входят в фонд оценочных средств (далее - ФОС) ПООП СПО по профессии 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики и разработаны в рамках выполнения работ по внесению изменений (дополнений) в данную ООП СПО по профессии 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики в целях внедрения международных стандартов в практику подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения WSI, с учетом требований профессионального стандарта, (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013г. №701н), а также интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR и анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда.


2.Паспорт контрольно-оценочных средств.

2.1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» студент должен обладать предусмотренными ФГОС освоенными умениями и усвоенными знаниями.

В результате контроля по освоению учебной дисциплины осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика освоения общих и профессиональных компетенций:

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии через проектную и научно - исследовательскую деятельность и участие в студенческих форумах;

- портфолио студента

Наблюдение;

мониторинг, оценка содержания портфолио студента

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Выбор и применение эффективных методов и способов решения профессиональных задач в области контроля за соблюдением технологической дисциплины, эксплуатацией оборудования.


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Демонстрация принятия решений профессиональных задач в области контроля за соблюдением технологической дисциплины, эксплуатацией оборудования при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций

ОК 4. Осуществлять поиск использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


Эффективный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач при выполнении курсовых и дипломных проектов и для интеллектуального роста студентов.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое и дипломное проектирование; исследовательская деятельность; использование электронных источников.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Выполнение контроля эксплуатации электрооборудования и установок с использованием программно-компьютерного обеспечения;

работа с АРМами, Интернет.


Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Организация деятельности коллектива сокурсников:

- умение работать в группе;

- наличие лидерских качеств;

- участие в студенческом самоуправлении;

- участие спортивно - и культурно-массовых мероприятиях

Наблюдение за ролью обучающихся в группе;

портфолио

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий


Самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы сокурсников.

Деловые игры -

моделирование социальных и профессиональных ситуаций;

Мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося;

Портфолио,

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ ;

- составление резюме;

- посещение дополнительных занятий;

- освоение дополнительных рабочих профессий;

- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки.


Экспертная оценка выполнения практической

деятельности при изучении ПМ;

- открытые защиты творческих и проектных работ;

-сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО.

ОК 9. Ориентировать в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


-Анализ инноваций в области эксплуатации и ремонта оборудования;

-использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.).

Семинары,

Научно-практические конференции;

- конкурсы профессионального мастерства;

- олимпиады


2.2. Формы контроля по учебной дисциплине

Промежуточный контроль по дисциплине

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Форма контроля

Проверяемые

ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, З

1.Введение

Фронтальный опрос



ОК.1

Фронтальный опрос

ОК.1

Раздел 1.


Фронтальный опрос.

Лабораторно-практическое занятие

ОК.1

ОК.2

ОК.3

ОК.4

Тестирование

ОК.1

ОК.2

ОК.3

ОК.4

Раздел 2.

.

Фронтальный опрос.

Практическая работа

Лабораторно-практическое занятие, тестирование,

ситуация, схемы,


У.1 У.2

З.1

ОК.1 ОК.2

ОК.3 ОК.4

ОК.5 ОК.6

ОК.7ОК.8


Контрольная работа

У.1 У.2

З.1

ОК.1 ОК.2

ОК.3 ОК.4

ОК.5 ОК.6

ОК.7ОК.7

ОК.8 ОК.9

ПК.1.2 ПК.1.3.ПК.1.4 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК.3.1


Итоговая оценка в конце семестра изучения дисциплины проводится по результатам текущего контроля по медиане качественных оценок.

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы предполагает письменный ответ на два теоретических вопроса, проверяющих усвоение материала по разделам программы учебной дисциплины, и выполнение расчётного задания.

КИМ входят в фонд оценочных средств (далее - ФОС) ПООП СПО по профессии 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики и разработаны в рамках выполнения работ по внесению изменений (дополнений) в данную ООП СПО по профессии 15.01.19 Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики в целях внедрения международных стандартов в практику подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения WSI, с учетом требований профессионального стандарта, (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013г. №701н), а также интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR и анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда.

2.3. Критерии оценки при текущем контроле знаний в процессе освоения
профессионального модуля.

1. Устный опрос.

Устный опрос обучающихся позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, вместе с тем во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.

Критерии оценки устного опроса:

  • «отлично» выставляется в случае, если обучающийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин;

  • «хорошо» выставляется в случае, если ответ обучающегося удовлетворяет

основным требованиям к ответу на оценку «отлично», но дан без применения знаний в

новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин, при ответе допущена одна ошибка или не более двух недочетов, и обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя;

  • «удовлетворительно» выставляется в случае, если обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении темы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, при ответе допущена одна грубая ошибка и два недочета;

  • «неудовлетворительно» выставляется в случае, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «удовлетворительно», не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Контрольная работа.

Контрольная работа – метод проверки знаний, умений и навыков, усвоенных обучающимися по выбранной теме учебной дисциплины, предполагающий выполнение определённых заданий без помощи преподавателя.

Цель контрольной работы – привить навыки самостоятельной работы, анализа и обобщения на основе углубленного изучения материала какой-либо темы, делать из него объективные выводы.

При выполнении контрольной работы обучающимся предлагается ответить на 2 теоретических вопроса. Варианты билетов приведены в Приложении 2.

Номера вариантов билетов контрольной работы выбираются преподавателем.

Критерии оценки контрольной работы.

Оценка осуществляется по пяти бальной системе:

  • «отлично» выставляется в случае, когда работа выполнена полностью без ошибок и недочетов;

  • «хорошо» выставляется в случае, когда работа выполнена полностью, но в ней имеются не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов;

  • «удовлетворительно» выставляется в случае, когда работа выполнена не менее, чем на 2/3, или в ней имеются не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, не более четырех-пяти недочетов;

- «неудовлетворительно» выставляется в случае, если число ошибок и недочетов
превысило норму для оценки «удовлетворительно» или правильно выполнено менее 2/3
работы.

Грубыми ошибками считаются:

  • незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории;

  • неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания для объяснения физических явлений; ошибки,
показывающие неправильное понимание или неправильное истолкование ответа на вопрос;

- неумение проводить необходимые расчеты, или использовать полученные данные
для выводов.

Негрубыми ошибками считаются:

- неточности формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточности схем. Недочетами считаются:

  • отдельные погрешности в формулировке ответа на вопрос;

- небрежное выполнение записей, схем, графиков, орфографические и пунктуационные
ошибки.

При отрицательной оценке обучающийся отправляется на пересдачу нового варианта. Положительная оценка показывает усвоение лекционного материала и возможность продолжить обучение.


3. Реферат.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 10 до 15 страниц на листах формата А4.

Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений.

Перед началом работы над рефератом обучающийся должен наметить план и подобрать необходимую учебную и справочную литературу по теме реферата. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем

расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

  • титульный лист;

  • оглавление;


  • введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы);

  • основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга);

  • заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации);

- список литературы (должно быть не менее 8–10 различных источников).
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в

качестве приложений.

Критерии оценки реферата.

Оценка осуществляется по пятибальной системе:

  • «отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок, при защите реферата обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их;

  • «хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, при защите реферата обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы;

  • «удовлетворительно» выставляется в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками, при защите реферата обучающийся продемонстрировал слабое знание

материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы;

- «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда объем реферата составляет
менее 5страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта,
не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении
предложений, при защите реферата обучающийся продемонстрировал слабое знание
материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

4. Тестовые задания.

Тест — метод проверки знаний, умений и навыков, усвоенных обучающимися по выбранной теме учебной дисциплины, содержащий список вопросов и различные варианты ответов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Тестовые задания представляют собой 80 вопросов с выбором ответа, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями примерной рабочей программы учебной дисциплины ОП 03. К каждому вопросу приводится 3 или 4 варианта ответа, из которых верен только 1.

Выбор номеров и количества тестовых вопросов проводит преподаватель. Тестирование может проводиться в письменной форме или с помощью компьютера.

Примерное время на выполнение каждого вопроса– 2–5 минут.

Критерии оценки тестового задания.

Оценка осуществляется по пятибальной системе:

- «отлично» выставляется в случае, если обучающийся дал более, чем 90%
правильных ответов;

  • «хорошо» выставляется в случае, если обучающийся дал более, чем 80% правильных ответов;

  • «удовлетворительно» выставляется в случае, если обучающийся дал более, чем 60% правильных ответов;

  • «неудовлетворительно» выставляется в случае, если обучающийся дал меннее, чем 60% правильных ответов.






КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Подготовительные слесарные работы.

Приёмы обрезки и вырезки простых деталей по разметке. Порядок выполнения опиловочных работ.

Порядок выполнения слесарных операций: пригонка и припасовка.

2. Формирование монтажных схем.

Содержание и порядок составления схемы комбинированной соединения внешних проводок. Порядок составления плана расположения средств автоматизации и проводок.

3. Приёмы регулировки и юстировки контрольно-измерительных приборов.

Порядок подачи питания. Регулировка нулевых значений. Работа с органами настройки. Оценка характеристик измеряемых параметров. Операции по приведению меры измерения оптического прибора в рабочее состояние.






Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. На основании каких критериев предприятие можно отнести к «опасным производственным объектам» ?

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

по ПМ.06 Выполнение работ по профессии рабочего
«Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике



предлагается выполнить следующие задания:

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Доводка механических изделий.

Выявление брака материалов по внешнему виду (трещины, вмятины, царапины и т.п.). Приемы и правила выполнения пригоночных операций (шабрение и притирка). Приемы выполнения правки и доводки мелких простых деталей приборов после штамповки или вытяжки.

2. Документация работ по монтажу.

Чтение схемы соединений средней сложности для осуществления монтажа. Роль проекта при производстве работ по монтажу. Состав и содержание технической документации на изготовление шкафов.

3. Порядок настройки (наладки) систем автоматического регулирования на действующем оборудовании.

Согласование порядка наладочных работ с дежурным персоналом объекта. Наполнение стадий выполнения подготовительных работ, работ по наладке отдельных узлов, работ по комплексному опребованию технологического оборудования.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. В каких случаях применяют термин «авария», а в каких «инцидент»?

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3



Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Приемы и правила выполнения слесарных операций

Правила чтения простых детальных чертежей и эскизов. Устройство и назначение применяемого при слесарных работах контрольно-измерительного инструмента. Штангенинструменты. 2. Документация эксплуатационная.

Состав и содержание эксплуатационной документации. Наполнение ремонтной документации на САУ.

3. Унифицированные сигналы государственной системы приборов и их группы.

Сигналы постоянного тока, постоянного и переменного напряжения, частотные и фазоопределяющие сигналы.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Каков порядок технического расследования инцидентов?

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:




1. Организация механических соединений.

Примеры использования приспособления, инструмента для сборки типовых подвижных соединений, применяемых в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики. Примеры получения и сборки неразъёмных соединений.

2. Трубные проводки.

Классификация трубных проводок по назначению и месту расположения. Способы соединения трубных проводок (разъемные и неразъемные). Температурная компенсация трубных проводок. Расчет температурного компенсатора. Примеры монтажа уклонов трубных проводок.

3. Основные требования  к качеству регулирования.

Критерии качества переходного процесса. Степень затухания, перерегулирование, максимаольная величина динамического отклонения, время выхода на режим.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Обязанности персонала по предупреждению аварий и действиях в случае их возникновения.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Использование средств механизации.

Слесарная обработка деталей по 11-12 квалитетам (4-5 классам механической точности) с подгонкой и доводкой деталей. Примеры проведения слесарно-сборочных работ с использованием средств механизации.

2. Электрические проводки.

Назначение и классификация электрических проводок, используемых в системах автоматизации. Способы соединения проводов и кабелей. заделок концов кабелей и проводов. Затягивание проводов и кабелей в защитные трубы.

3. Рабочая документация проекта автоматизации.

Охарактеризуйте характер и роль рабочих документов, входящих в проектные материалы: структурная схема управления и контроля; функциональные схемы автоматизации технологических процессов; принципиальные электрические, пневматические, гидравлические схемы контроля, автоматического регулирования, управления, сигнализации и питания; общие виды щитов и пультов; монтажные схемы щитов и пультов; схемы внешних электрических и трубных проводок; планы расположения средств автоматизации, электрических и трубных проводок.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. В каких случаях предпринимается техническое расследование причин аварий и кто проводит техническое расследование причин аварии?

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Термообработка и защита изделий.

Виды термообработки малоответственных деталей, которые применяются в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики. Приёмы определения твердости металла. Использование тарированных напильников.

2. Прокладка электрических проводок.

Опорные и защитные конструкции для электропроводок систем автоматизации. Прокладка электрических проводок в защитных трубах. Прокладка пластмассовых и металлических коробов для электропроводок систем автоматизации. Ввод электрических проводок в производственные помещения. Прокладка кабелей в земле.

3. Структура  и основные элементы системы автоматического регулирования

Функциональная связь датчика, задатчика, регулирующего прибора, исполнительного механизма, дистанционного указателя положения механизма.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Обязательность страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

2. Способы оказания первой медицинской помощи (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Приемы и правила выполнения слесарных операций.

Приемы и правила выполнения слесарных операций сверления, зенкерования и зенкования отверстий.

2. Организация заземления.

Меры и средства защиты от поражения электрическим током. Виды схем заземления..

Заземление кабелей. Заземление щитов и приборов на них.

3. Основы технологии измерений.

Основные термины метрологической терминологии. Методы и виды технологии измерений. Условные обозначения средств измерений.


Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Какие технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности?

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

1. Слесарные операции.

Слесарная операция сборки разъёмных соединений с учётом допусков и посадок. Взаимозаменяемость.

2. Испытания систем автоматики.

Прозвонка кабелей, используемые инструменты и приспособления. Определение сопротивления изоляции кабелей. Индивидуальные испытания систем контроля и автоматики. Комплексное опробование систем контроля и автоматики


3. Средства измерительной техники.

Примеры структуры средства измерения. Измерительные магазины и мосты. Примеры с указанием назначения и принципа действия контрольно-измерительных приборов и аппаратов средней сложности.


Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Сборка неразъемных соединений.

Примеры использования различных способов, материалов, приспособлений для сборки неподвижных неразъемных соединений.

2. Предмонтажная проверка и гидравлические испытания.

Состав работ и последовательность предмонтажной поверки датчиков давления. Состав работ и последовательность предмонтажной поверки приборов температуры. Пневматические испытания трубных проводок различного назначения. Гидравлические испытания трубных проводок различного назначения.

3. Приёмы пользования общим, универсальным контрольно-измерительным инструментом и специальными приспособлениями.

Электромеханические измерительные приборы. Измерительные магазины и мосты. Аналоговые и цифровые измерительные приборы.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

1. Каковы требования промышленной безопасности по готовности к действию по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте?

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания



1. Защита изделий от атмосферного влияния.

Приемы и правила выполнения защитной смазки деталей и окраски приборов. Виды и свойства антикоррозионных масел, смазок, красок.

2. Монтаж устройств давления.

Схемы соединения манометров с отборными устройствами в зависимости от условий их работы (агрессивные сферы, запыление и т.д.). Укажите операции, используемые при монтаже уравнительных и разделительных сосудов. Монтаж приборов давления с электрическими и пневматическими выходными сигналами. Монтаж гидростатических уровнемеров. Схемы обвязки.

3. Методы измерения электрических величин.

Измерение переменного тока и напряжения. Измерение сопротивлений. Измерение фазы и частоты. Основные методы испытаний и средства контроля качества монтажа.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Роль и состав основной нормативно технической документации по охране труда.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

1. Устранение неисправности средств измерения. Порядок нарезания наружной и внутренней резьбы. Инструмент для нарезания резьбы. Особенности нарезания резьбы на трубах.

2. Монтаж расходомеров.

Установка отборных устройств давления на технологических трубопроводах и оборудовании. Монтаж сужающих устройств. Трубная обвязка сужающего устройства и дифманометра в различных условиях их работы.

3. Устранение неисправности средств измерения.

Методы определения причины и приёмы устранения неисправности приборов средней сложности. Практические приёмы выявления неисправности приборов. Методы поиска причин неработоспособности электронных устройств и устранение их неисправностей (выяснения истории появления неисправности; снятие рабочих характеристик; наблюдение прохождения сигналов по каскадам и др.).

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:


1. Порядок обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

1. Навивка пружин.

Особенности навивки пружин в горячем и холодном состоянии. Деформации растяжения, сжатия, кручения и изгиба. Охарактеризуйте этапы изготовления пружин: подбор материала исходя из технических требований, расчёт пружин, проектирование, навивка, термообработка.

2. Монтаж устройств измерения температуры.

Первичные приборы для измерения температуры и предъявляемые требования к их установке. Монтаж, установка термометров расширения на трубопроводах в различных условиях эксплуатации. Монтаж манометрического термометра и прокладка капилляра к нему.

3. Испытания отремонтированных средств измерения.

Порядок проведения испытания отремонтированных контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА). Проверка величины сопротивления изоляции проводок. Проверка функционирования средств КИПиА. Проверка комплектности и качества сдаточной документации.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:


1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Операции гибки металла.

Гибка листового и полосового металла. Гибка и развальцовка труб и штуцеров.

2. Монтаж термопреобразователей.

Монтаж термопреобразователя сопротивления. Двух, трех и четырех проводные схемы соединений с вторичными приборами. Монтаж термоэлектрических преобразователей. Схемы соединений с вторичными приборами.

3. Операции ремонта средств автоматизации.

Ремонт деталей и сборочных единиц электроизмерительных приборов. Операции ремонта и сборки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:


1. Какие основные документы включает в себя система стандартов безопасности труда (ССБТ).

2. Способы оказания первой медицинской помощи (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

. Пайка электротехнических изделий.

Приёмы выполнения пайки различными припоями. Назначение, методы, используемые материалы и приёмы выполнения операции – лужение.

2. Монтаж регулирующих органов.

Специальные контрольно-измерительные приборы и инструмент, предназначенные для выполнения электромонтажных работ. Требования, предъявляемые к установке регулирующих органов.

3. Этапы наладки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

Проверка комплектности внешним осмотром. Расконсервация и оценка погрешности. Проверка соответствия проектных маркировок. Наладка взаимодействия систем контроля и регулирования.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Факторы с учётом которых определяются индивидуальные средства защиты, позволяющие техническими способами обеспечить безопасность при работе с электроустановками.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

КЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

1. Навыки выполнения слесарных работ.

Основные операции, навыки по которым необходимы для выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ при ремонте контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. Примеры использования слесарного инструмента и приспособлений при выполнении ремонтных работ.

2. Монтаж устройств давления.

Схемы соединения манометров с отборными устройствами в зависимости от условий их работы (агрессивные сферы, запыление и т.д.). Укажите операции, используемые при монтаже уравнительных и разделительных сосудов. Монтаж приборов давления с электрическими и пневматическими выходными сигналами. Монтаж гидростатических уровнемеров. Требования к ним, схемы обвязки.

3. Методы контроля средств автоматизации.

Измерение переменного тока и напряжения. Измерение сопротивлений. Измерение фазы и частоты. Основные методы испытаний и средства контроля качества монтажа.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:


1. Набор медицинских средств для аптечки первой помощи и основные правила пользования ими.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Работа с элементами пневмогидроавтоматики.

Пневматические и гидравлические схемы. Аппаратура для подготовки рабочего воздуха. Пневмо и гидро приводы.

2. Монтаж устройств давления.

Схемы соединения манометров с отборными устройствами в зависимости от условий их работы (агрессивные сферы, запыление и т.д.). Укажите операции, используемые при монтаже уравнительных и разделительных сосудов. Монтаж приборов давления с электрическими и пневматическими выходными сигналами. Монтаж гидростатических уровнемеров. Требования к ним, схемы обвязки.

3. Подготовка к производству пуско-наладочных работ.

Анализ проектной документации. Проверка соответствия характеристик приборов измеряемым величинам. Контроль запорной арматуры.Организация производственной базы для проведения наладочных работ.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

1. Оказание первой помощи при кровотечении.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

1. Соединение деталей.

Горячая и холодная клёпка. Типы заклёпок. Использование трубчатых заклёпок.

2. Монтаж устройств измерения температуры.

Первичные приборы для измерения температуры и предъявляемые требования к их установке. Монтаж, установка термометров расширения на трубопроводах в различных условиях эксплуатации. Монтаж манометрического термометра и прокладка капилляра к нему.

3. Устранение неисправности средств измерения.

Методы определения причины и приёмы устранения неисправности приборов средней сложности. Практические приёмы выявления неисправности приборов. Методы поиска причин неработоспособности электронных устройств и устранение их неисправностей (выяснения истории появления неисправности; снятие рабочих характеристик; наблюдение прохождения сигналов по каскадам и др.).

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Промышленная гигиена в условиях опасных и вредных для жизни человека производств.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Шум и вибрация на производстве. Профилактика и средства защиты от шума и вибрации.



2. Способы оказания первой медицинской помощи (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:


1. Организация механических соединений.

Примеры использования приспособления, инструмента для сборки типовых подвижных соединений, применяемых в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики. Слесарная операция сборки разъёмных соединений с учётом допусков и посадок. Примеры получения и сборки неразъёмных соединений.

2. Электрические проводки.

Назначение и классификация электрических проводок, используемых в системах автоматизации. Способы соединения проводов и кабелей. заделок концов кабелей и проводов. Затягивание проводов и кабелей в защитные трубы.

3. Структура  и основные элементы системы автоматического регулирования

Роль обратной связи в системе автоматического регулирования. Роль и назначение функциональной связи датчика, задатчика, регулирующего прибора, исполнительного механизма, дистанционного указателя положения механизма.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

1. Профилактические меры по устранению причин возникновения пожаров.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

по ПМ.06 Выполнение работ по профессии рабочего
«Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

предлагается выполнить следующие задания:

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

1. Использование средств механизации.

Примеры использования различных способов, материалов, приспособлений для сборки неподвижных неразъемных соединений. Порядок проведения слесарно-сборочных работ с использованием средств механизации.

2. Трубные проводки.

Классификация трубных проводок по назначению и месту расположения. Способы соединения трубных проводок (разъемные и неразъемные). Температурная компенсация трубных проводок. Расчет температурного компенсатора. Примеры монтажа уклонов трубных проводок.

3. Рабочая документация проекта автоматизации.

Охарактеризуйте роль рабочих документов, входящих в проектные материалы: структурная схема управления и контроля; функциональные схемы автоматизации технологических процессов; принципиальные электрические схемы контроля, автоматического регулирования, управления, схемы внешних электрических и трубных проводок; планы расположения средств автоматизации, электрических и трубных проводок.

Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Способы предупреждения пожаров и ликвидации возгораний. Средства пожаротушения и их применение.

2. Способы и средства обеспечения электробезопасности (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

Задание № 1

Дать ответ на следующие теоретические вопросы:

Наименование задания

1. Термообработка и защита изделий.

Виды термообработки малоответственных деталей, применяемых в контрольно-измерительных приборах и системах автоматики. Приемы и правила выполнения защитной смазки деталей и окраски приборов.

2. Прокладка электрических проводок.

Опорные и защитные конструкции для электропроводок систем автоматизации. Прокладка Прокладка пластмассовых и металлических коробов для электропроводок систем автоматизации. Ввод электрических проводок в производственные помещения. Прокладка кабелей в земле.

3. Основные требования  к качеству регулирования.

Назначение критериев качества переходного процесса. Характеристика терминов: степень затухания, перерегулирование, максимаольная величина динамического отклонения, время выхода на режим.



Задание № 2

В соответствии с требованиями межрегионального технологического управления Ростехнадзора ответить на вопросы касающиеся промышленной безопасности и охраны труда:

Наименование задания

1. Правила пользования переносным электроинструментом.

2. Способы оказания первой медицинской помощи (по ситуационному вопросу, предложенному опросной карточкой).



Литература для учащегося: …

Учебники:

  1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентирюхин Н.И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования - М.: «Академия», 2011.

  2. Бутырский В.И., Наладка электрооборудования, Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио»,2010.

  3. Варварин В. К., Выбор и наладка электрооборудования,      - М.: форум-инфарм, 2006.

  4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий, - М.:, Высш. шк., Издательский   центр «Академия», 2010.

  5. Сибикин Ю.Д., Электроснабжение промышленных и гражданских зданий- М.:, Высш. шк., Издательский   центр «Академия», 2009.

Методические пособия:

  1. Рабочая программа профессионального модуля «Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий».

  2. Методические рекомендации по составлению и оформлению  технической документации.

  3. Методические рекомендации по выполнению практических заданий и самостоятельной работы.

  4. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта

  5. Кейсы, включающие в себя образцы выполнения практических заданий и самостоятельной работы.

Справочная литература:

  1. Неклепаев Б.Н., Крючков И.П. Электрическая часть электростанций и подстанций: Справочные материалы  для курсового и дипломного проектирования.-М.: Энергоатомиздат,1989.

  2. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю.  Справочник по эксплуатации электроустановок промышленных предприятий – 5-е изд., испр. и доп . – М. : Высшая школа, 2009 .

  3. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) Издание 7. — М.: Эксмо,  2010

  4. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Издание 6. — М.:Эксмо,  2010

  5. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок .-М.: Эксмо,  2010





















*




6