Предмет: чтение и развитие речи
Класс: 4
Тема урока: По А. Н. Толстому «Ёлка» (отрывок из повести «Детство Никиты») 1 часть
Цель урока: создать условия для формирования беглого, осмысленного чтения при знакомстве с главой из книги А Н. Толстого «Детство Никиты» «Ёлка».
Задачи урока: 1) образовательные: формировать беглое, осмысленное чтение; закрепить знания полученные при работе над сказкой « Старый мороз и молодой морозец», познакомить с краткой биографией А. Н. Толстого, учить выделять и находить необходимую информацию по произведению А. Н. Толстого «Ёлка».
2)Коррекционные: формировать слуховое восприятие при выполнении задания в узнавании и соотнесении предмета, формировать умение анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом.
3) Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству на основе работы с пословицами о труде, формировать положительное отношение к труду, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на этапе работы в парах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, имеют представление о писателе
А. Н. Толстом, знают значение трудных по смыслу слов;
Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки героев сказки при помощи пословиц
Метапредметные результаты: Познавательные: анализируют ситуации, действия в рассказе, определяют смысл пословиц, умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте, умеют работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения)
Регулятивные: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; оценивают свои действия
Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах
Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, ёлка, карточки со словами (1 комплект на парту), шкала оценивания
Этапы урока, время | Планируемый результат в области | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приёмы |
Организационный момент 2 мин. | П: умеют анализировать и выполнять предложенное задание Р: формулируют цель урока | - Сядет тот, кто выберет слова наиболее подходящие к уроку чтения Чему мы будем учиться сегодня на уроке чтения? Ребята, сейчас мы проверим домашнее задание и закрепим знания о сказке, а о новой теме вы узнаете позже. | Каждый обучающийся прочитывают вслух выбранное слово со слайда и садится на своё место. Правильно и бегло читать, отвечать на вопросы, рассуждать,, пересказывать и т. д. | Слайд 1 (читать, бегать, думать, размышлять, спать, придумывать, анализировать..) |
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (13 мин.) | К.: Строят высказывания в устной форме Пр. Выделяют главную мысль произведения Пр.: умеют правильно, бегло читать целыми словами 2 часть сказки К. сотрудничают во время парной работы Р: умеют анализировать предложенное задание П: анализируют смысл пословиц о труде. Л: оценивают поступки при помощи русских народных пословиц Пр: выделяют главную мысль рассказа | С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - Вспомните кого морозил Морозец в первой части? - Получилось ему его заморозить и почему? - Кого он морозил во второй части и что у него получилось? - Какой можно сделать вывод? Читаем по цепочке 2 часть, соблюдая знаки препинания - Работа в парах. Какие черты характера проявил мужик во время работы? Выберите наиболее подходящие слова из предложенных карточек. Ученикам 1 группы было дано задание подготовить пословицы, которые подходят для данной сказки. - Чему учит это произведение? | Литовская сказка «Старый мороз и молодой морозец». - Морозец морозил пана. - Очень сильно Морозец заморозил прана, потому что он ничего не далал, сидел без движения. - Морозец морозил мужика, но тот не замёрз потому что он усердно трудился. Трудолюбивому человеку и мороз не страшен. Ученики выбирают из предложенных слов наиболее подходящие: старание, жадность, хваставство, трудолюбие, упорство, доброта, упорство. Пословицы подготовленные детьми Быть трудолюбивым, не лениться...... | Чтение текста по цепочке Практический метод Работа в парах Подбор пословиц |
Физминутка 1 минута |
Объяснение нового материала 15 мин. | П. извлечение необходимой информации из прослушанного текста Пр. имеют представление о писателе А. Н. Толстом Пр. прогнозируют по названию рассказа К. умеют слушать и слышать речи учителя Пр. знают значение трудных слов | Ребята я вам прочитаю ключевые слова, взятые из текста, который мы будем читать, а вы догадайтесь, о чём это произведение: «От неё веяло холодом, но понемногу ветви оттаяли, поднялись и распушились, и по всему дому запахло хвоей» - Сегодня мы познакомимся с произведением А. Н. Толстого «Ёлка». А вы слышали, что - нибудь о писателе А. Н. Толстом? Что вы сегодня на уроке узнаете? - А. Н. Толстой это известный русский писатель который жил более 70 лет назад. Он писал повести, стихи. Его знаменитая повесть «Детство Никиты» где он описал своё детство и посвятил эту книгу сыну Никите. Одну главу из этой книги мы и будем читать. - Как вы думаете, судя по названию, о чём будет рассказ? - Сейчас я прочитаю 1 главу этого рассказа, а вы ответите, как дети украшали ёлку. - Почему дети сами изготовляли игрушки, а не купили их в магазине? - Ознакомьтесь с текстом, обратите снимание на слова, которые вам непонятны. - Предположите, какое значение у следующих слов: веяло, вороха, суматоха, наспех, слонялись. - Что такое сочельник? | Это ёлка Ответы детей Ответы детей Мы узнаем о писателе русском писателе Толстом и об его произведении. Клеили фантики, золотые орехи, привязывали к пряникам и яблокам серебряные верёвочки. Потому что действия рассказа описывают старое время когда было принято игрушки изготовлять своими руками. Ответы детей Это ночь перед рождеством, 6 января. | 1 слайд Первичное чтение рассказа учителем. Жужжащее чтение 2 слайд Словарная работа определение значения слов. Слайд 3 |
Закрепление учебного материала 7 мин | Пр.: умеют отвечать на вопросы К. строят высказывания в устной форме | - Сейчас будем читать с остановками. Вы сами или я буду задавать вопросы по прочитанным отрывкам. Примерные вопросы для учеников: Красивая ли ёлка была когда её привезли? Докажите словами из текста Что означает «убирать ёлку?» Подберите синоним. - Как сейчас украшают ёлки? Как вы думаете детям нравились игрушки? Почему? И т. д. - Почему матушка не велела детям до вечера входить в гостиную? - Что чувствовали дети когда готовились к рождеству? | Нет, автор называет её мёрзлой. Украсить игрушками Да нравились потому что они делали их своими руками. Ощущение радости. | Чтение с остановками |
Задание на дом (3 мин) | Л. Самоопределение при выборе домашнего задания | Ребята, у меня для вас тоже есть ёлка. Она вам нравится? Чего не хватает? В своих ответах вы сказали, что ребятам нравилось делать игрушки собственными руками. Предлагаю, кто желает, вместе с родителями тоже сделать игрушки из тех материалов, которые будут у вас под руками. Что можно использовать? И завтра мы тоже украсим нашу ёлку. Дома прочитайте внимательно рассказ, обращая внимание на словарные слова. 1 группе подумать какое заглавие можно придумать к первой части рассказа и кто желает узнайте в библиотеке. Какие ещё книги написал А. Толстой | - она не нарядная не хватает игрушек. - Цветную бумагу, мишуру, ленточки.... | Творческое задание на дом Дифференцированное задание на дом |
Рефлексивно — оценочный этап | П. делают выводы в результате совместной работы класса и учителя Р. проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | - Вы сегодня активно работали, оцените свою работу по шкале оценивания Прокомментируйте что у вас получилось. - Подведём итог, справились ли вы с поставленными целями? Продолжите фразу. - Я узнал.... - Я смог...... Я умею …... - Я запомнил..... | Комментарии обучающихся | Рефлексивно оценочный этап слайд 4 |
Самоанализ урока
Урок чтения 4 класс
Тема урока: «Ёлка» отрывок из повести «Детство Никиты» А. Н. Толстой часть 1.
Тип урока: комбинированный
Была поставлена цель: создать условия формирования беглого, осмысленного чтения при знакомстве с литературным произведением «Ёлка» из книги «Детство Никиты» А. Н. Толстого.
Задачи урока:
1) образовательные: формировать беглое, осмысленное чтение; закрепить знания полученные при работе над сказкой
«Старый мороз и молодой морозец», познакомить с краткой биографией А. Н. Толстого, учить выделять и находить необходимую информацию по произведению А. Н. Толстого «Ёлка».
2)Коррекционные: Коррекция слухового восприятия на основе выполнения задания в узнавании и соотнесении предмета, формировать умение анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом.
3) Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству на основе работы с пословицами о труде, формировать положительное отношение к труду, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на этапе работы в парах.
В 4 класс 6 человек. В основном все обучающиеся класса читают в норме. Класс активный, работоспособный.
Обучающиеся проявляют интерес к учению. Все ученики выполнили домашнюю работу, которая была дана дифференцированно.
Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения (прогнозирование темы урока), приемы технологии развития критического мышления (чтение с оставновками), здоровье сберегающие технологии (соблюдение санитарно – гигиенических норм, вовремя проведённая физминутка), игровые приемы, ИКТ – технология.
На уроке использовалась мультимедийная презентация, что дало возможность продемонстрировать портрет писателя, прочитать значение трудных по смыслу слов. Презентация использовалась дозировано и использовалась в качестве дополнительной наглядной информацией.
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Цель этапа - создание психологического микроклимата, побуждение к активности учащихся.
2 этап: Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Чтение по цепочке сказки «Старый Мороз и молодой Морозец» вопросы по тексту, работа в парах по подбору слов характеризующих мужика., разбор пословиц, подготовленных обучающимися. На этапе использовался прием постановки проблемных вопросов.
При объяснении новой темы, использовалась проблемная ситуация при определении названия рассказа. Осуществлялось знакомство с писателем А. Н. Толстым и его произведением. С помощью различных видов чтения отрабатывалась быстрота и правильность чтения текста.
Домашнее задание было дано дифференцированное, а также творческого характера ( выполнить игрушку своими руками).
В качестве подведения итогов обучающиеся продолжили фразы: я узнал...., я смог......, я умею …..., я запомнил.....
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.