Цикл бесед «Откровенный разговор»
Беседа первая: адаптационная встреча для учащихся 4-5 классов
Тема: «Впереди у нас 5 класс».
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 4 классов при переходе в среднюю школу.
Задачи:
Психологически подготовить учащихся 4 классов к обучению в среднем звене и новым условиям школьного обучения.
Помочь учащимся сформировать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы.
Ознакомить 4-классников с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни
Создание условий для снятия тревожности в период адаптации в 5 классе.
Подготовил:
педагог-психолог СШ № 4
Кузичкина С.В.
Ход беседы.
Ведущий:
Добрый день всем, кто пришел откровенно поговорить о проблемах школьной жизни.
Сегодня мы откровенно поговорим с нашими 4-классниками о том, что ждет их впереди.
- Начало учебы в 5 классе особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения.
Что ждет учащихся в 5 классе, какие изменения. Готовы ли наши четвероклассники к грядущим изменениям и что они ждут от 5 класса. Где все таки, по мнению наших детей, учиться нравиться больше – в начальной школе или в 5 классе? Данные социологического опроса пятиклассников разделились.
На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить, тема нашей беседы «Впереди у нас 5 класс».
Ведущий: Своими представлениями о жизни 5-классника с нами поделиться
________________________________________________
Выступление 4-классника – «Мои представления о 5 классе».
- Что больше всего запомнилось тебе в начальной школе?
- Чего бы тебе хотелось в пятом классе?
- Что ты возьмешь с собой в 5 класс? (качества характера на карточках разместить на доске).
- Какое из предложенных качеств кажется вам самым важным? Почему? (высказывается зал).
Ведущий: Сбываются ли ожидания 4-классников при переходе в среднюю школу? Есть ли разница, где учиться, в начальной школе или в средней?
Выступление 5-классника.
______________________________________________
- Что тебе нравиться в школе?
- Существует ли ощутимая разница в обучении в 4 и в 5 классах?
- В чем она проявляется?
- Где больше нравиться учиться в 5 классе или в начальной школе?
- Ты помнишь свои ожидания?
- Оправдалась ли твои ожидания?
Обращение в зал: Более половины детей хотели бы учиться в 5 классе по режиму начальной школы. - Как вы к этому относитесь? (высказывается зал).
- Что нового появилось в школьной жизни в связи с переходом в 5 класс? (учителя, учебные предметы, вступление в детскую организацию)
Обращение к 4 классу: - Какие предметы вы изучаете сейчас (разместить на доске).
Обращение к 5 классу: - Какие новые предметы вы изучаете в 5 классе, какие вам знакомы с начальной школы и какие новые? (разместить на доске).
Вопрос завучу школы: - Существует ли разница в количестве уроков?
Вопрос учащимся и родителям: - Мы знаем, что у нас часто меняется расписание? - Удобно ли иметь расписание занятий на предыдущую неделю? - Почему?
Ведущий: Результаты диагностических данных показывают, что учащиеся 5 классов переживают социальный стресс, в связи с изменениями условий обучения, потребность в достижении успеха, состояние фрустрации – безысходности.
- Почему? (вопрос в зал – учащиеся, родители, учителя).
- Как вы думаете, почему дети переживают страх в ситуации проверки знаний? (вопрос в зал).
Вопрос завучу по воспитательной работе: - Какие существуют приемы педагогического воздействия, снимающие страх и сосредотачивают внимание на уроке?
Вопрос 5-классникам: Высокий процент выборов получает графа – проблемы и страхи в отношениях с учителями.
- С чем связаны эти страхи? Что вас беспокоит больше всего?
Обращение к директору школы: Ребята на нашей встрече присутствуют учителя, которые будут вести у вас уроки в 5 классе, давайте попросим директора нашей школы Айгуль Джапсарбаевну нас познакомить. (знакомство)
Вопрос учителям: (принимающим детей) – Мы только что говорили о страхах учащихся в отношениях с учителями. Скажите, пожалуйста, дети должны бояться учителей? Или по отношению к учителю учащиеся должны и испытывать все-таки уважение, а не страх? И вообще вы разграничиваете эти понятия или следуете принципу - «боится – значит, уважает»? (высказывания). Как можно добиться уважения учащихся?
Вопрос учащимся: - Каким должен быть учитель, заслуживающий уважения?
Вопрос зам. директора по воспитательной работе: - Каким должен быть моральный облик учителя?
Ведущий: Мы говорим о том, каким должен быть учитель, а какие существуют правила, ограничения, нормы поведения учеников в школе или может быть им все позволено? (высказывания учащихся, учителей).
Вопрос завучу школы:
- Какие самостоятельные действия разрешены ученику на уроке?
Может ли он вставать?
Обращаться к соседу с рабочим вопросом?
Вопрос учащимся: Почему мы не соблюдаем правила поведения в школе?
Ведущий: Хотелось бы получить ответ еще на один вопрос - Что такое хороший ответ? Часто требования учителей различны к ответу учащихся, кто-то требует точной передачи информации с учебника, кто-то наоборот стремиться заставить детей мыслить и больше ценит умение высказывать собственное мнение? На что ориентироваться учащимся, может быть это зависит от изучаемого предмета, может от личной позиции учителя к своему предмету?
Обращение к учителям: - Что такое хороший ответ у доски? С места? Можно ли снижать оценку за поведение или внешний вид во время ответа? (высказывания)
Вопрос директору школы:
- В течение, какого времени после болезни, ученик имеет право на обучение без оценок?
- Как организуется помощь по ликвидации пробелов?
Ведущий: Понятно, что увеличивается объем изучаемых предметов, количество уроков, учителей. А что еще нового ждет учащихся в 5 классе, нам расскажет вожатая школы Полякова Ольга Викторовна (выступление вожатой о вступлении в детскую организацию).
Вопрос учащимся 5 и 4 классов: Хочу обратить ваше внимание еще на один пункт на графике. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
- Чего от вас ждут? Вы бы хотели соответствовать этим ожиданиям или вам все равно?
Вопрос учащимся 5 и 4 классов: - Какими вы должны быть, чтобы соответствовать нормам поведения в 5 классе.
- Что вам мешает? Как вы можете это преодолеть?
Ведущий: - Время нашей встречи подходит к концу, и я хочу спросить у вас, ребята:
- Что из того, что вы сегодня узнали, для вас оказалось новым? - Что вам уже было известно?
Ведущий: Переход из начальной школы в среднюю, является сложным периодом в жизни детей, но при правильной организации может способствовать психологическому и социальному росту ребенка, в ином случае - это болезненный процесс приспособления и привыкания.
- А что может быть важнее детских переживаний?
Из них складывается жизнь, формируется будущее и мы взрослые должны очень бережно относиться к этим маленьким бриллиантам, ведь от того какую форму и огранку они получат, выходя из стен школы, зависит от нас с вами.
- Мы откровенно говорили о проблеме адаптации учащихся 5 классов, что бы вооружить их знаниями о грядущих переменах.
- Спасибо всем участникам встречи. Всего вам доброго, до новых встреч!
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_12.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_13.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_14.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_15.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_16.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_17.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_18.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_19.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_20.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_21.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_22.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_23.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_24.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/29/s_592bf2cc2e3c8/634396_25.png)