ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» Г. ТАТАРСК
Тема занятия:
"По географическим дорожкам".
Интеллектуальная игра-викторина
2016 год
Цель: Расширение кругозора у воспитанников и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Подготовка к викторине: в группе формируются 2 команды (численностью 4 человека). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: Энциклопедии, карточки с заданиями, чёрный ящик, компьютер, презентация.
Ход занятия
I. Орг. момент.
II. Основная часть.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада сегодня вас приветствовать на своём занятии, ну, конечно же, я хочу поприветствовать и своих воспитанников, но для начала нам нужно выбрать уважаемое жюри.
Я предлагаю в состав жюри:
Заместителя директора
(ФИО)
Социального педагога
(ФИО)
- Ну а сейчас подошла очередь и до наших детей. Итак, наши воспитанники.
Вот это наши дети (Входят под музыку)
Приветствие болельщиков.
Привет вам верные друзья! (Машут рукой)
Ведь нам без вас никак нельзя!
Если мы в твоей судьбе,
Ну хоть что-нибудь да значим,
Руку дружбы протяни, (Протянуть руку)
И пожелай нам всем удачи.
Приветствие жюри.
Ах, жюри, жюри, жюри
Ты нас строго не жюри!
А суди ты справедливо,
Будем мы играть красиво! (Вместе)
Приветствие директора.
Не вешать нос, (ФИО)!
Ведь все же жизнь не так плоха.
И руку с гордостью пожать вам
Не сделает нам особого труда.
- Сегодня мы проведем не совсем обычное занятие - у нас будет, проходить интеллектуальная игра - викторина, которая называется «По географическим дорожкам».
- В сказках, бывало, старый камень вещал богатырям: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево – сам погибнешь, а прямо – успех тебя ждет на протяжении всего твоего пути». Знания помогут вам найти правильный путь. А знаете ли вы, с чего начинался путь известных путешественников? А начинали они изучение с нашего дома – планеты Земля, с того, что вы делаете на уроках географии.
- Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, и что играя можно чему то научиться.
- Сегодня, нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы помните материал, а может быть сегодня кто – то из вас приобретёт новые знания, а еще и посмотреть, насколько хорошо вы умеете работать в команде, ну и, конечно же, проверим - насколько обширны ваши знания. И как свои первые достижения в этой науке вы сегодня продемонстрируете нам.
Сегодня между командами сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас,
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам
Сыграть вничью.
- Итак, сегодня у нас соревнуются две команды воспитанников. (Название команд)
(Команда «Высшая лига» и команда «"Эрудит").
- Каждую команду будет оценивать жюри, и сообщать результаты после каждого конкурса. (Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов).
- Начинают игру команды по жребию. В случае неправильного ответа команды, шанс ответить получает другая команда. Каждая команда может дать только один вариант ответа на вопрос.
Жюри результаты записывают в специальную таблицу. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
- Итак, мы начинаем. (Приглашаются капитаны команд для жеребьёвки).
- Желаю всем удачи и, конечно же, победы!
1-ый этап «Приветствие команд»
1 команда
Наша команда: "Высшая лига"
Девиз: «А девиз наш таков — больше дела, меньше слов».
Капитан команды: ФИ.
Пожелание соперникам:
А теперь, желаем вам.
Чтоб лучший приз достался нам!
2 команда
Наша команда: "Эрудит"
Девиз: «Эрудит, всех победит»!
Капитан команды: ФИ
Пожелание соперникам:
Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба вместе с ней.
2-ой этап «В стране сообразили»
(география + смекалка)
1) Загадочная разминка: (вопросы)
1-ая команда
- Какие два моря в России противоположны по своему географическому положению, температуре воды и названию? ( Белое море и Черное море).
- Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
- Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи... Нет опоры для ноги.
( Болото)
2-ая команда
- В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
- Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди
(горизонт);
- Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился
(смерч);
2) Географические шарады:
- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.
1-ая команда:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас = компас).
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).
2-ая команда:
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седлаю,
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит на болоте беспечно.
А целое — местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).
3) Геологика:
- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
1-ая команда:
-Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь);
- Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан);
- Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной... (песок).
2-ая команда:
- Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые... (облака);
- Звёздный, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер);
- Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, морская… (волна).
4) Ответ ищите в вопросе:
- Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны! (например - В какую речку уронила Таня мячик? в Нил, что в Африке - уронила).
1-ая команда:
Из какого города вызвали гримёра? (из Рима - гример).
2-ая команда:
Где вьюга не завывает? (На юге - вьюга).
Для обеих команд
Кто попортил ночью виноградник? (Град - виноградник).
3-ий этап «В океане юмора»
(география + юмор)
1). Весёлые стихи на внимание. (Найти ошибку)
1- ая команда
1. В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции – грецкий. (Не грецкий, а греческий)
2. Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток. (Не на восток, а на запад)
3. Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
2-ая команда
1. Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)
2. Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета. (Не после рассвета, а после заката)
3. Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река. (Не река, а гора)
4-ый этап «К литературным источникам»
(география + литература)
1) География в русских пословицах (по карточкам)
- Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.
Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
Не разом... (город) строилась. (Москва)
Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
Не всё..., что блестит (золото)
Игра со зрителями.
Со следующими парами слов зрители должны составить пословицы:
Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)
Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом)
Труд – лень. (Труд человека кормит, лень портит)
2) Поэтическая география. (Выразительное чтение стихотворения)
- Я думаю, что благодаря поэтической географии вы сможете познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что вы являетесь гражданами России.
- Самое лучшее, выразительно прочитанное, по мнению жюри, стихотворение будет тоже оцениваться тоже в 5 баллов.
1 команда
Наталья Забила:
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
2 команда
Олеся Петровичева
Как Россия необъятна:
Города и тут и там.
Почему – нам не понятно -
Столько много разных стран,
Округов, краёв, республик,
Автономных областей?
Все в состав России входят,
Крепко дружат они с ней.
Люди дружат меж собою,
Приезжают в округ, край.
Ты гордись своей страною,
Знай, люби и почитай!
5 - ый этап «По заповедным местам»
(география + зоология)
1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные. (Подставить нужную карточку)
КИТ. . - государство в Азии. (Китай)
. ПОНИ . - островное государство в Азии. (Япония)
ТУР… - государство в Евразии. (Турция)
ЯК…. - Республика в Р. Ф. (Якутия)
ВОЛ.. - крупнейшая река в России (Волга)
ФИЗМИНУТКА (реп)
Один участник под музыку читает реп, остальные участники синхронно выполняют физические упражнения.
Ну-ка, воспитанник,
Хватит сидеть.
Время пришло
Встать, чуть вспотеть.
Шею потянуть,
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.
Руки в стороны
Разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.
В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
Почувствуй класс.
Мысленно противнику
Удар нанеси,
Выплесни энергию,
Себя спаси.
А слабо пальцами
Одной руки
Достать ботинок
Другой ноги.
Ноги - пружины,
В теле - благодать,
Еще бы неплохо
Присесть и встать.
В конце потянись,
Сон развей,
И до конца игры.
Будет все о, кей!
6-ой этап «Вкусная география»
(география + кулинария) Ты – мне, я - тебе
1- ая команда
Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую).
По названию, какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург - гамбургер);
Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон);
2-ая команда
Что называют итальянскими трубками? (макароны);
Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд);
Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт).
7- ой этап «Пантомима»
Необходимо без слов инсценировать пословицу. Оцениваются актерские способности участников, а также время, которое потребуется другой команде, чтобы отгадать пословицу.
1-ая команда
Как ветром сдуло.
2-ая команда
Море переплыть - не поле перейти.
8 - ой этап «Ребусы "Города мира»



Астана Мадрид Белград Ворон и тд.
9-ый этап «Песенная география»
(география + музыка)
- А ещё нам познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.
Евгений Осин – Качка
Леонид Агутин и Анжелика Варум - Листья жёлтые
Наталья Варлей - Где то на белом свете
Эдуард Хиль - Потолок Ледяной
10-ый этап «Правописание»
(география + русский язык)
Как писать правильно? Гаризонт Горезонт Горизонт
11- ый этап «Чёрный ящик»
1 – ая команда
Загадка о бинокле
Он в быту полезен и в работе,
Расширяет личный кругозор,
У разведки он в большом почете –
Для пытливых глаз дает простор.
Ответ: Бинокль
2-ая команда
Загадка о компасе
На ладони Дом
Хозяин в нем
В Север тычется
Им путь отыщется.
Ответ: Компас
РЕФЛЕКСИЯ
«Кораблик».
-Какое настроение у вас после занятия? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если занятие понравилось – алый парус,
если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус.
Подведение итогов, награждение.
Выберите 1 фразу для соперников:
- Вы сегодня молодцы, спасибо вам большое. Я довольна вашей работой на занятии.
(Я привожу пример)
- Вы достойные соперники.
- Вы нас очень порадовали.