План-конспект урока
Предмет: чтение.
Тема урока: По Н. Сладкову «Осенние подарки». Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование: учебник «Чтение», презентация к уроку, картинки с изображением животных, рабочая тетрадь.
Деятельностная цель: познакомить обучающихся с рассказом Сладкова «Осенние подарки».
Образовательная цель: совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения, закрепить представление детей о жизни животных леса осенью. Формирование БУД:
Личностные БУД: воспитывать интерес к жизни животных, развивать наблюдательность. Регулятивные БУД: активно участвовать в учебной деятельности; адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения. Познавательные БУД: развивать умение анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы; развивать речь учащихся. Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик).
Ход урока.
I.Оргмомент. Позитивный настрой на урок.
- Сегодня у нас на уроке гости, а гости- это всегда радость, хорошее настроение.
Давайте поприветствуем гостей.
Солнце радостно проснулось.
Осторожно улыбнулось.
Лучикам пора вставать,
И урок наш начинать.
- Но прежде, чем начинать урок, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? – спросим.
И мы ответим: Это …. Осень.
- А что мы знаем об осени?
- Давайте правильно и чётко произнесём чистоговорку, расскажем, что такое осень.
Жу-жу-жу- я про осень расскажу.
Та-та-та- облетела вся листва.
Ва-ва-ва- осень это красота.
Де-де-де- лужи с дождиком везде.
Да-да-да- наступили холода.
- Что мы рассказали о листочках?
- Какого цвета листочки осенью?
- Смотрите, какие красивые листочки лежат у вас на партах. Давайте мы тоже устроим листопад.
-Упражнение «Листопад» (на ладошку положить листочки, делаем глубокий вдох носом, выдох ртом, по команде начинаем на листочки дуть, кто быстрее сдул, тот и победил).
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- С каким стихотворением познакомились вчера на уроке? («Птичья школа»)
- Кто написал это стихотворение? (Б. Заходер)
1. Чтение стихотворения.
2. Беседа по содержанию:
- Как называется школа для птенцов?
- Прочитайте, какое объявление повесили на дерево?
- Кто прилетел учиться в эту школу?
- Прочитайте, как ведут себя птенцы?
- А как нужно себя вести на уроке?
3. Работа в рабочей тетради, стр.11, найти правильный ответ на вопрос.
III. Мотивация учебной деятельности.
- Какое время года описывает поэт в стихотворении?
- Почему птенцы учатся летом?
- Давайте вспомним, как называется раздел, с произведениями которого мы знакомимся на уроках чтения? («Осень пришла- в школу пора»)
- Почему детям в школу пора осенью?
- Расскажите, за что мы любим осень? (за красоту, за щедрые подарки)
- Какие подарки дарит осень людям?
- Хотите узнать, какие подарки осень дарит животным в лесу?
IV.Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Сегодня на уроке чтения мы продолжим знакомиться с таким замечательным временем года- осенью, побываем в удивительном мире природы, познакомимся с рассказом Н.И.Сладкова «Осенние подарки», узнаем, какие подарки приготовила осень животным в лесу.
V.Работа по теме.
На этом уроке нас ждет встреча с творчеством замечательного писателя Николая Ивановича Сладкова
1. Сообщение о Н.И. Сладкове Сл.
Николай Иванович Сладков – писатель, автор книг о природе. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.
2. Чтение рассказа учителем, ответить на вопрос после прослушивания:
- Какие подарки приготовила осень животным?
3. Словарная работа.
4. Чтение хором.
- Посчитать во время чтения, сколько главных героев в сказке?
5. Чтение цепочкой по предложению.
VI.Физкультпауза.
VII. Первичное закрепление.
6. Беседа по содержанию:
- Как называют осень в сентябре?
- Почему её так называют? Вспомни цвет листьев.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7. Выборочное чтение, найти предложения к картинкам учебника.
8. Беседа:
- Для чего птицы клюют ягоды?
- Куда собираются птицы?
9. Игра «Так, не так» (Учитель читает текст, дети говорят, есть ли в тексте такое).
Сентябрь. Наступила золотая осень.
В лесу много подарков: ягоды, малина (грибы), орехи,. Иди собирай!
Жители леса так и делают. Белка грибы и орехи в норку (дупло) прячет. Птицы ягоды клюют, в дорогу сил набирают.
Медведь уже накопил жиру. В берлоге спит (берлогу на зиму ищет). Ёж тоже спать собрался. Вырыл норку под старым прём. Натаскал сухих веток (листьев). Зимой тепло будет.
10. Игра «Пчёлка» (Учитель называет слово, дети ищут с ним предложение и читают).
- золотая,
- белка,
- медведь,
- ёж.
11. Пересказ рассказа по видеокартинкам.
IХ. Итог урока. Рефлексия._
- С каким рассказом познакомились на уроке? - Какие подарки приготовила осень животным в лесу? - Почему звери готовятся к зиме? - Продолжи фразу: Сегодня на уроке я …. .