СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По следам путешественников каменного века

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Причины освоения Земли древними людьми.

2.  Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.

3.  Роль Тура Хейердала в формировании представлений совре-менного человека о возможности освоения Земли древними людьми.

Просмотр содержимого документа
«Техн. к К к п.№7»

Технологическая карта урока №7 по географии.

Тема

«По следам путешественников каменного века»»

Цель

дать представление об эпохе каменного века и расселении первобытных людей

Задачи

узнать о появлении первых людей;

проследить расселение первобытных людей по планете;

выявить достижения людей Первобытного мира;

объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира


Основное содержание темы, термины и понятия


Каменный век, , первобытные люди, Тур Хейрдал

Оборудование

ТСО( презентация), учебник, физическая карта полушарий, таблица

Планируемый результат







Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение историческая эпоха

- уметь составлять сравнительное описание первобытного человека и животных

- уметь вести диалог с одноклассниками

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль знаний о первобытном освоении Земли; приобретении опыта человечеством


Личностные: развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию


Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, биология, обществознание

парная

презентация

учебник, физическая карта полушарий


Мотивационный этап


Цель

Содержание


Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации

















1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала,

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла,

След в глине превратил в горшок,

Кувшины, чашки, плошки,

А чтоб не набивать живот,

Корзины сплел, лукошки.

Всю Землю он преобразил,

Везде следы оставил,

Работал, не жалея сил,

Царем Землею правил.

И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался,

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся.

Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.

Ученики выдвигают свои названия темы урока.


Этап учебно – познавательной деятельности


Цель

Содержание


Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Проводится обсуждение.

. Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?


- НАША ЗАДАЧА: узнать о появлении первых людей;

проследить расселение первобытных людей по планете;

выявить достижения людей Первобытного мира;

объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

- Что поможет нам расширить наши знания о путешественниках каменного века?? (предлагают сравнить изображения древних людей и животных).

Составьте кластер ( групповая

животные

Древние люди

работа)




сходство

различия





2. Анализ результата.

- Что вы сейчас делали? Сравнивали древних людей и животных. Докажите (Вы только выбирали внешние в основном признаки). А можно сравнить их по степени освоения территории? .Нам точно известно о том, что они путешествовали. Хотите в этом убедиться? ( Карта полушарий – Тихий океан. Острова Тихого океана на которых живут издавна люди). Как они сюда попали?

- Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику с.37).

ФИЗМИНУТКА.

Выход на новое знание.

СМЕЛЫЙ ПЛАН.

Тур Хейрдал думал о том, откуда на островах Тихого океана взялись люди?

Ответьте на вопрос, прочитав текст на с. 37-38, смогли этот отважный путешественник пройти на плоту как древние люди такое большое расстояние?

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древние люди? (Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды)


Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытного общества

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ( допишите предложение)

Прародина человечества………………………………………..

Расселение по планете-------------

На каких материках расселялся человек из каменного века?

( Африка, Австралия, на востоке Северной Америки, на юге Евразии – Индия)

РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ НА ВНИМАНИЕ

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг. (не юг, а север).


Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче.

- На все ли вопросы мы нашли ответ?

.

Д/З №7на следующий урок предлагаются работы – проекты по темам « Хождение за три моря»

« Норманны. Освоение Севера Европы», составить презентацию « Жизнь первобытных людей»


Этап рефлексии


Цель

Содержание


Оценка результатов деятельности


Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я испытываю проблемы--------.






Просмотр содержимого презентации
«По следам путешественников каменного века (§ 7)»

По следам путешественников каменного века (§ 7)

По следам путешественников каменного века (§ 7)

Цель

Цель

  • Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми
Задачи урока   1. Рассмотреть возможность путешествий древних людей по просторам Тихого океана. 2.  Познакомить учащихся с путешественниками современности. 3.  Раскрыть причины организации путешествия Туром Хейердалом. 4.  Сформировать представление о значении путешествия Тура Хейердала.

Задачи урока

1. Рассмотреть возможность путешествий древних людей по просторам Тихого океана.

2. Познакомить учащихся с путешественниками современности.

3. Раскрыть причины организации путешествия Туром Хейердалом.

4. Сформировать представление о значении путешествия Тура Хейердала.

Краткое содержание урока   1.  Причины освоения Земли древними людьми. 2.  Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли. 3.  Роль Тура Хейердала в формировании представлений совре-менного человека о возможности освоения Земли древними людьми.

Краткое содержание урока

1. Причины освоения Земли древними людьми.

2. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.

3. Роль Тура Хейердала в формировании представлений совре-менного человека о возможности освоения Земли древними людьми.

Понятия и термины

Понятия и термины

  • Путешествие.
Географическая номенклатура     Тихий океан, Южная Америка, Азия. Персоналии

Географическая номенклатура

  • Тихий океан, Южная Америка, Азия.

Персоналии

  • Тур Хейердал
Что там, за горизонтом? Какие люди живут за высокими горами? Есть ли за морями другие страны? Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей Проблемный вопрос

Что там, за горизонтом? Какие люди живут за высокими горами? Есть ли за морями другие страны? Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей

Проблемный вопрос

  • О чем могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием?
Остова Тихого океана заселены людьми. Откуда они там взялись?

Остова Тихого океана заселены людьми. Откуда они там взялись?

Заселение Океании Из Азии Из Америки

Заселение Океании

Из Азии

Из Америки

«Узелковая» карта полинезийцев  Океанийцы были искусными мореходами и судостроителями. Ориентируясь по звездам и нехитрой «узелковой» карте, они совершали плавания за тысячи километров от родных островов. Их лодки с двойным балансиром до сих пор используются на островах.

«Узелковая» карта полинезийцев

Океанийцы были искусными мореходами и судостроителями. Ориентируясь по звездам и нехитрой «узелковой» карте, они совершали плавания за тысячи километров от родных островов. Их лодки с двойным балансиром до сих пор используются на островах.

Тур Хейердал (1914 — 2002) знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог .  выдвинул гипотезу о том, что Океанию могли заселить выходцы из Южной Америки.

Тур Хейердал (1914 — 2002) знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог . выдвинул гипотезу о том, что Океанию могли заселить выходцы из Южной Америки.

В Перу из бальсового дерева и других природных материалов был построен плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».
  • В Перу из бальсового дерева и других природных материалов был построен плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».

Цветок бальсового дерева

Самое легкое дерево в мире

Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева.
  • Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева.
Маршрут Кон-Тики

Маршрут Кон-Тики

7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.
  • 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.
  • Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.
7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканским индейцами.

7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканским индейцами.

Экипаж Кон-Тики Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й) Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. (на фото 4-й) Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. (на фото 2-й) Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист. (на фото1-й) Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист. (на фото 5-й) Герман Ватцингер (1916—1986) – вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й) Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

Экипаж Кон-Тики

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист. (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист. (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) – вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.
  • Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.
Дополните предложения. Летом_____________  года « _________  » вышел в открытое море и взял курс на___________  . Снаряжение, которое мореплаватели взяли с собой, было самым простым, ведь они хотели побыть в роли людей каменного века. Из современных предметов на борту была только  ___________ -в дороге экипаж снимал фильм о своих приключениях. Фильм потом с успехом был показан во многих странах. На борту ______ был ещё один современный предмет. Один из членов экспедиции не мог расстаться с____________________ и на протяжении всего пут развлекал друзей пением.

Дополните предложения.

Летом_____________ года « _________ » вышел в открытое море

и взял курс на___________ . Снаряжение, которое мореплаватели взяли с собой, было самым простым, ведь они хотели побыть в роли людей каменного века. Из современных предметов на борту была

только ___________ -в дороге экипаж снимал фильм о своих приключениях. Фильм потом с успехом был показан во многих странах. На борту ______ был ещё один современный предмет. Один из членов экспедиции не мог расстаться с____________________ и на протяжении всего пут развлекал друзей пением.

Тематический практикум Прочитайте текст. Определите по описанию, о каком морском обитателе идёт речь, запишите его название. «Она является самой крупной рыбой в мире. Длина её тела может достигать 15 м. Несмотря на свои внушительные габариты, обладает спокойным и миролюбивым характером. Её тело имеет серый или коричневый окрас с белыми пятнами, расположенными на спине и по бокам. Из-за этой

Тематический практикум

Прочитайте текст. Определите по описанию, о каком морском обитателе идёт речь, запишите его название.

«Она является самой крупной рыбой в мире. Длина её тела может достигать 15 м. Несмотря на свои внушительные габариты, обладает спокойным и миролюбивым характером. Её тело имеет серый или коричневый окрас с белыми пятнами, расположенными на спине и по бокам. Из-за этой "пятнистой расцветки" в разных странах её называют по-разному: на Мадагаскаре — "многозвёздной", в Южной Америке — "домино", а на о. Ява — "звёздная спина". Своё "китовое" название она получила из-за огромных размеров».

Ответ:

Рекомендации к выполнению практической работы

Рекомендации к выполнению практической работы

  • Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Для работы используется контурная карта мира. Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурную карту наносятся объекты, указанные в разделе «Географическая номенклатура»
Картографический практикум

Картографический практикум

  • Изучите физическую карту Южной Америки (атлас, с. 17).
  • Расставьте перечисленные географические объекты в порядке их следования от города Рио-де-Жанейро до Панамского канала морским путём вокруг южной оконечности материка.
№ 1 Названия географических объектов  2 Карибское море  3 4 Горы Анды  Атлантический океан  5 Остров Огненная земля  6 Панамский канал  Тихий океан

1

Названия географических объектов

2

Карибское море

3

4

Горы Анды

Атлантический океан

5

Остров Огненная земля

6

Панамский канал

Тихий океан

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных в задании 1 географических объектов. 1 3 5 2 6 4

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных в задании 1 географических объектов.

1

3

5

2

6

4

Вопросы на которые надо ответить 1.  Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня? 2.  Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия? 3.  Объясните фразу: «Тур Хейердал доказал не заселение островов Тихого океана людьми из Южной Америки, а только такую возможность».

Вопросы на которые надо ответить

1. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?

2. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?

3. Объясните фразу: «Тур Хейердал доказал не заселение островов Тихого океана людьми из Южной Америки, а только такую возможность».

Дома

Дома

  • По следам путешественников каменного века (§ 7)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!