По следам путешественников каменного века (§ 7)
Цель
- Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми
Задачи урока
1. Рассмотреть возможность путешествий древних людей по просторам Тихого океана.
2. Познакомить учащихся с путешественниками современности.
3. Раскрыть причины организации путешествия Туром Хейердалом.
4. Сформировать представление о значении путешествия Тура Хейердала.
Краткое содержание урока
1. Причины освоения Земли древними людьми.
2. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.
3. Роль Тура Хейердала в формировании представлений совре-менного человека о возможности освоения Земли древними людьми.
Понятия и термины
Географическая номенклатура
- Тихий океан, Южная Америка, Азия.
Персоналии
Что там, за горизонтом? Какие люди живут за высокими горами? Есть ли за морями другие страны? Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей
Проблемный вопрос
- О чем могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием?
Остова Тихого океана заселены людьми. Откуда они там взялись?
Заселение Океании
Из Азии
Из Америки
«Узелковая» карта полинезийцев
Океанийцы были искусными мореходами и судостроителями. Ориентируясь по звездам и нехитрой «узелковой» карте, они совершали плавания за тысячи километров от родных островов. Их лодки с двойным балансиром до сих пор используются на островах.
Тур Хейердал (1914 — 2002) знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог . выдвинул гипотезу о том, что Океанию могли заселить выходцы из Южной Америки.
- В Перу из бальсового дерева и других природных материалов был построен плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».
Цветок бальсового дерева
Самое легкое дерево в мире
Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.
- Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева.
Маршрут Кон-Тики
- 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.
- Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.
7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.
Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканским индейцами.
Экипаж Кон-Тики
Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)
Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. (на фото 4-й)
Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. (на фото 2-й)
Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист. (на фото1-й)
Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист. (на фото 5-й)
Герман Ватцингер (1916—1986) – вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)
Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.
- Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.
Дополните предложения.
Летом_____________ года « _________ » вышел в открытое море
и взял курс на___________ . Снаряжение, которое мореплаватели взяли с собой, было самым простым, ведь они хотели побыть в роли людей каменного века. Из современных предметов на борту была
только ___________ -в дороге экипаж снимал фильм о своих приключениях. Фильм потом с успехом был показан во многих странах. На борту ______ был ещё один современный предмет. Один из членов экспедиции не мог расстаться с____________________ и на протяжении всего пут развлекал друзей пением.
Тематический практикум
Прочитайте текст. Определите по описанию, о каком морском обитателе идёт речь, запишите его название.
«Она является самой крупной рыбой в мире. Длина её тела может достигать 15 м. Несмотря на свои внушительные габариты, обладает спокойным и миролюбивым характером. Её тело имеет серый или коричневый окрас с белыми пятнами, расположенными на спине и по бокам. Из-за этой "пятнистой расцветки" в разных странах её называют по-разному: на Мадагаскаре — "многозвёздной", в Южной Америке — "домино", а на о. Ява — "звёздная спина". Своё "китовое" название она получила из-за огромных размеров».
Ответ:
Рекомендации к выполнению практической работы
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Для работы используется контурная карта мира. Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурную карту наносятся объекты, указанные в разделе «Географическая номенклатура»
Картографический практикум
- Изучите физическую карту Южной Америки (атлас, с. 17).
- Расставьте перечисленные географические объекты в порядке их следования от города Рио-де-Жанейро до Панамского канала морским путём вокруг южной оконечности материка.
№
1
Названия географических объектов
2
Карибское море
3
4
Горы Анды
Атлантический океан
5
Остров Огненная земля
6
Панамский канал
Тихий океан
Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных в задании 1 географических объектов.
1
3
5
2
6
4
Вопросы на которые надо ответить
1. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?
2. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?
3. Объясните фразу: «Тур Хейердал доказал не заселение островов Тихого океана людьми из Южной Америки, а только такую возможность».
Дома
- По следам путешественников каменного века (§ 7)