СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока по специальности «Основы музыкального исполнительства» с ученицей 1-го года обучения на тему: «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и передачи художественного образа при  исполнении.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по специальности «Основы музыкального исполнительства» с ученицей 1-го года обучения на тему: «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»»


ОБОУ ДО «Медвенская детская школа искусств»









План - конспект открытого урока

по специальности «Основы музыкального исполнительства» с ученицей 1-го года обучения на тему:

«Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»












Выполнила: Литвинова Валентина Анатольевна

преподаватель по классу фортепиано

МКОУДО «Медвенская ДШИ»







Пгт. Медвенка

2021 г.


Тема урока:

«Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»

Ф. И. обучающейся: Марченко Валерия

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие:

- развитие слуха,

- координация движений,

- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование: фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над гаммой

Репертуарный план урока:

1. Гамма До мажор

2.Ю. Весняк «Полька»

3. Красев «Елочка»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)


План урока:


1. Организационный момент

2. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4. Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание


Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Представление обучающейся. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

2. Разминка.

Упражнение «Радуга»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

- Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1        1    2       2       1        1     3        3

 1        1   4       4       1        1      5       5            

1        1    2       2       1         1         3

1        1    4       4       1         1         5


Пальчиковая игра: « Волшебный платок»


Педагог:

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!

Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее Лера играет гамму «До мажор» каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: «По ступенькам мы шагаем, дружно песенку играем». Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .


3. Работа с музыкальным материалом.

Педагог: Лера, какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: Ю. Весняк «Полька»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Веселый, танцевальный.

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица: Дети танцуют танец.


Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ польки? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью мажорного лада, подвижного темпа темпа, коротких нот, пауз. Педагог: Да, короткие восьмые и паузы создают ощущение пляски, подскоков. Веселая мелодия, звучит в среднем и верхнем регистрах. А каким штрихом исполняется пьеса?

Ученица: non legato


Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся;

свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).


Педагог: Лера, как называется твое следующее произведение?

Ученица: «Елочка»

Педагог: К какому жанру можно отнести эту пьесу?

Ученица: Песня.

Педагог: Да, эту песню поют ребята на новогоднем празднике и водят под нее хоровод.

Давай споем ее с тобой.

Под аккомпанемент преподавателя Валерия поет песню вместе с В. А.

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.


4. Закрепление пройденного материала с  использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).


Педагог исполняет произведения на фортепиано, ученица слушает и определяет средства музыкальной выразительности в каждом из них.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений обучающаяся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.


Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

«Зайчик»

«Медведь»

«Лебеди»

«Слон»


5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

Лера, спасибо тебе за активную работу на уроке.

Оценка 5.


6. Домашнее задание: 

- Закрепление пьес «Полька» и «Елочка»

- Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!












































Используемая литература:


1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.