«По старым улочкам Ростова».
Тип урока: Урок – экскурсия.
Цели и задачи урока:
Обучающая: Способствовать обеспечению в ходе урока повторения, закрепления следующих основных понятий: сравнение и сложение дробей, старинные меры длины, формулы для нахождения площади прямоугольника и объёма прямоугольного параллелепипеда. Показать связь изучаемого материала с историей родного города, с другими науками.
Воспитательная: Способствовать в процессе работы на уроке развитию чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимо- и самоконтроля.
Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса к урокам математики через игровые моменты, совершенствованию вычислительных навыков учащихся. Способствовать развитию логических и мыслительных процессов путем использования нестандартного набора задач.
Цель, которая ставится перед учащимися:
Закрепить правила, изученные ранее, повторить пройденный материал.
Оборудование урока: карта Ростова, проектор, раздаточный материал – карточки с заданиями.
Ход урока
Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое на машине времени, погуляем по Древнему городу.
Расположите 4 дроби в порядке возрастания, и мы узнаем, с какого года в прошлом мы начнем наше путешествие.
Дано:
. (6035)
(На 4 карточках написаны дроби, на обратной стороне цифры, из которых складывается год основания Ростова)
Итак, мы отправляемся в прошлое в год 6035. Почему в прошлое? Дело в том, что использовались 2 временных начала: от сотворения мира и от Рождества Христова. А в какой же год мы отправляемся от РХ? Как в древности записывали числа? На Руси использовали алфавит со значком «ТИТЛО». Посмотрите на экран. Какой год зашифрован?
Правильно 862. А что это за год? В 862 году в летописи временных лет впервые встречается упоминание о Ростове Великом.
На берегах судоходного озера Неро жили различные языческие племена, поклонявшиеся богу Велесу. Люди приходили к Велесу с просьбами и молитвами, испросить ответы на вопросы, а внутри статуи ходил человек, раскуривая смолы. По количеству дыма люди судили: гневается бог или нет. Когда началось крещение Руси (А когда оно было?), пришли проповедники и в Ростов. Первого народ казнил, вторым был Авраамий. По бывшему ему откровению Авраамий пошел в Ростов, где жило еще много язычников, поклонявшихся богу Велесу, он пытался уговорить ростовчан принять христианство, но чудом спасся, ведь всех неверных язычники убивали. Стал Авраамий думать, что делать. И решил идти к Иоанну Богослову за советом. Отошел он на 5 верст… (А сколько это километров?) от Ростова к реке Ишня и встретил старца. Это был Иоанн Богослов, который дал ему посох…
Шли годы, город рос, богател, становился краше, появились монастыри, каменные дома… Но опять беда, то татаро-монголы, то поляки собор Успенский ограбили 6 пудовое золотое надгробие выкрали. (Сколько кг золота унесли враги?)
Выстоял город, в 1631-1633 годах вокруг города люди построили земляные валы.
Длина вала 2700 метров, а высота – 9 м. Определите площадь земляных стен. Более 1000 человек трудились над их возведением. Сколько построил 1 человек?
Во II половине XVII века в Ростове строились каменные храмы, монастыри, гражданские здания.. Недалеко от Соборной площади была огромная торговая площадь (47*43 саженей) для торговли зерном, а рядом Гостиный двор (23*16 саженей). Определите, какую часть площадь Гостиного двора занимает от площади Большой площади?
Чтобы определить, куда мы отправляемся дальше, правильно решите 6 примеров. (решив примеры на карточках, совместив ответы и примеры, дети получают карту Митрополичьего двора) Митрополит Иона Сысоевич в XVII веке развернул грандиозное по тем временам возведение комплекса митрополичьего двора. Посчитайте длину переходов вокруг двора, если длина 200 саженей, а ширина – 150 саженей. Какую площадь занимал митрополичий двор? Известно, что за МД был митрополичий сад. Какова была его площадь, если она составляла
площади МД? Какая часть сада использовалась под фруктовые деревья, если под огород использовали
сада и
сада под цветники?
В центре МД есть пруд. Для чего он использовался? Кто слышал фразу «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки»? размеры пруда8*8*6 саженей. Определите площадь поверхности, и какой высоты колокол мог в нем поместиться?
Масса Сысоя - 2000 пудов, Полиелейного – 1000 пудов, Лебедя – 500 пудов. А сколько это килограммов? Масса Царь-колокола 12500 пудов. Какую часть массы царь-колокола составляет масса Сысоя?
В 1953 году над Ростовом пронесся ужасный смерч. Его скорость была 1050 м/мин. Ширина полосы 200 м, а высота столбы 250-300 м. Он с легкостью сорвал самый большой купол с Успенского собора весом 500 кг. За какое время этот купол пролетел 70 м?
Д/з придумать задачи, связывающие старинные меры длины, дроби и историю нашего города, края.