Ирбитское муниципальное образование
муниципальное общеобразовательное учреждение «Килачевская средняя общеобразовательная школа»
Приложение № 2
к Дополнительной образовательной программе МОУ «Килачевская СОШ»
Программа дополнительного образования
« По страницам истории»
(направленность: туристско-краеведческая)
Срок реализации 1 год.
Возраст детей: 16 – 17 лет
Составитель:Тихонова
Екатерина Ивановна, педагог дополнительного образования
с. Килачевское
2017 г.
1.Пояснительная записка
Нормативное основание
Программа разрабатывается в соответствии с:
1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Дополнительной общеобразовательной программой МОУ «Килачевская СОШ», принятой на заседании педагогического совета, протокол №1 от 31.08.2016, утвержденной директором МОУ « Килачевская СОШ», приказ № 66-е от 31.08.2016;
3. Положением о рабочей программе педагога, принятым на педагогическом совете, протокол №1 от 31.08.2016 г., утвержденным приказом директора МОУ Килачевская СОШ № 66-е от 31.08.2016.
Общая характеристика курса
Данный курс призван расширить, обобщить и систематизировать на проблемном уровне знания по истории России, раскрыть новые содержательные аспекты предмета. Первостепенное значение уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской истории, которые неоднозначно трактуются в отечественной историографии. Акцентируется внимание на плюралистических подходах и оценках, которые иногда противоречат друг другу, но одновременно способствуют более глубокому осмыслению важных процессов и тенденций истории России.
Цели курса:
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории, их неоднозначными трактовками в исторической литературе;
- Развить знания учащихся по истории России в направлении проблематизации, понимания причинно-следственных связей, многомерности, многофакторности и альтернативности исторического процесса.
-Выработать умения творчески мыслить, анализировать и оценивать исторические события и явления, аргументированно отстаивать свои суждения, опираясь на достижения отечественной историографии;
-Ориентировать учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, ведущих научных школ. социального опыта и на этой основе содействовать формированию гражданственности.
-Сформировать навыки самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по истории России
- Выявление одарённых детей.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
- Создание условий для всестороннего развития личности в современном мире.
-Создание соответствующей материально - технической и учебной -методической базы для работы с одаренными детьми.
-Развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.
Предлагаемый курс тесно связан с курсом истории России, но он его не дублирует, а дополняет и углубляет знания по тем учебным проблемам, которые имеют дискуссионный характер.
Структурно программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу, делится на несколько разделов в соответствии с основными этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные дискуссионные темы.
Программа курса предполагает различные оценочные суждения, подходы к рассмотрению исторического процесса. В этой связи в организации учебного процесса особую роль рекомендуется отводить интерактивным формам и методам работы, а также самостоятельной работе учащихся. Важную роль в методическом обеспечении курса могут сыграть дискуссии и дебаты.
Повышенное внимание в процессе изучения курса следует уделять источниковым материалам, трудам отечественных историков, публикациям, которые содержатся в современных научных изданиях.
В современном мире резко возрастает значимость творческой деятельности и одаренных людей. Требования к человеку непрерывно растут. Личностный и творческий потенциал становится одним из основных ресурсов развития общества. Поэтому, перед системой образования все более актуальной становится задача раскрытия и развития задатков творческой деятельности детей; удовлетворение их познавательных потребностей и, по возможности, максимального развития их индивидуальных способностей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Срок реализации программы: программа рассчитана: 1 год обучения: 68 часов.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут. Занятия в учебной группе определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Ожидаемый результат:
- участие в районных олимпиадах
- написание научно-исследовательской работы;
- выступление на НПК в школе и районе
- участие в районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах
2.Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
| Раздел I. Древняя Русь (VI-XII вв.) (10ч.) | 10 | 8 | 2 |
2 | Восточные славяне в древности | | 2 | |
3-4 | Древнерусское государство (IX-XII вв.) | | 3 | |
5-7 | Русь удельная (XII - XIII века) | | 3 | |
| Раздел II. Московская Русь (XIV - XVI вв.) (6 ч.) | 6 | 5 | 1 |
7 | Объединение русских земель и образование русского централизованного государства. | | 1 | |
8-9 | Московское государство при Иване Грозном | | 3 | |
10 | Смутное время. | | 1 | 1 |
| Раздел III. Россия в XVII - XVIII вв. (18 ч.) | 18 | 13 | 5 |
11 | Россия в XVII веке. | | 2 | 1 |
12-13 | Петровские реформы. | | 4 | 1 |
14 | Эпоха дворцовых переворотов. | | 2 | 1 |
15-16 | Россия во второй половине XVIII века: эпоха просвещенного абсолютизма. | | 4 | 1 |
17 | Крестьянские войны в России: старые и новые оценки. | | 1 | 1 |
| Раздел 1V. Российская империя в XIX веке. (6 ч.) | 6 | 5 | 1 |
18 | Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм. | | 1 | |
19 | Реформы и контрреформы. | | 2 | 1 |
20 | Общественное движение в России. | | 2 | |
| Раздел V. История России в XX-начале ХХ1 вв. (28 ч.) | 28 | 17 | 11 |
21 | Россия в начале XX века: кризис империи. | | 1 | 1 |
22-23 | Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. | | 3 | 1 |
24 | Становление советской системы. | | 1 | 1 |
25-26 | СССР в 20-30 годы. | | 3 | 1 |
27-28 | Великая Отечественная война. | | 3 | 1 |
29 | Советский Союз в послевоенные годы | | 1 | 1 |
30 | Противоречия послесталинского десятилетия | | 1 | 1 |
31 | «Застойный период» в истории СССР | | 1 | |
32 | Советская внешняя политика в послевоенную эпоху. | | 1 | 1 |
33 | Перестройка и распад СССР. | | 1 | 1 |
34 | Россия на рубеже ХХ-ХХ1 вв. | | 1 | 1 |
| | 68 | 49 | 20 |
3. Содержание изучаемого курса
Введение.
Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций и особенностях ее исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Россия – самобытная цивилизация. Россия – «дрейфующее общество». Периферийный характер российской цивилизация.
Раздел I. Древняя Русь (VI-XII вв.) (5ч.)
Восточные славяне в древности
Географический фактор и его роль в истории. Прародина и расселение славян: научные версии и теории. Природа Восточно-европейской равнины: проблема естественных границ, "открытость" Руси на Запад и Восток.
Особенности ранней истории восточнославянского мира.
Древнерусское государство (IX-XII вв.)
Дискуссии о происхождении древнерусской государственности. "Призвание варягов": летописные предания и их толкования. Норманнская и антинорманнская теории: "за" и "против". Современный взгляд на проблему.
Принятие христианства на Руси. Проблема выбора веры. Значение принятия христианства
Научная полемика о сущности социально-экономического строя Древней Руси.
Русь удельная (XII - XIII века) Русь между Востоком и Западом: откуда исходила главная опасность? Исторический выбор Александра Невского, оценка его государственной деятельности в летописях и отечественной историографии.
Русь и Орда: сопротивление или взаимодействие? Дискуссия об ордынском иге на Руси и его последствиях.
Раздел II. Московская Русь (XIV - XVI вв.) (3 ч.)
Объединение русских земель и образование русского централизованного государства.
Альтернативные центры объединения русских земель. Тверь. Литовская Русь. Москва. Этапы собирания русских земель и формирования единого централизованного государства.
Интеграционные процессы в Западной Европе и на Руси, их специфика и особенности
Московское государство при Иване Грозном
Россия при Иване Грозном: альтернативные модели централизации. Реформы "Избранной Рады", их значение. Опричнина, ее экономические, социальные и политические последствия. Эволюция оценок личности Ивана 1У и опричнины исторической наукой.
Смутное время.
"Кризис верхов": пресечение династии Рюриковичей. Как погиб царевич Дмитрий? Феномен самозванства в России. Самозванцы: кто они? Альтернативы развития России в начале XVII века.
Раздел III. Россия в XVII - XVIII вв. (8 ч.)
Россия в XVII веке.
Государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. Становление абсолютизма и судьба сословно-представительных институтов. Роль и место Земских соборов в истории русской государственности: оценки и мнения. Церковный раскол: Никон и Аввакум.
Петровские реформы.
Эпоха Петра Великого и ее место в российской истории. Петровские преобразования: особенности, итоги и цена реформ. Европеизация и социокультурные расколы в обществе. Петр I и его время в отечественной и зарубежной историографии.
Эпоха дворцовых переворотов.
Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и продолжение традиций Петра I во внутренней и внешней политике. Наследники Петра I глазами современников и потомков: споры и дискуссии.
Россия во второй половине XVIII века: эпоха просвещенного абсолютизма.
"Просвещенный абсолютизм" в России и Западной Европе: общее и особенное. Либеральный курс Екатерины 11: экономика, государственное управление, социальная политика. Оценка Екатерины 11 и ее эпохи в дореволюционной, советской и современной историографии.
Крестьянские войны в России: старые и новые оценки.
Классовый подход в изучении социальных движений в советской историографии: цели, сущность, особенности, значение крестьянских войн в России. Новые подходы и оценки основных аспектов истории крестьянских войн современными исследователями
Раздел 1V. Российская империя в XIX веке. (3 ч.)
Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм.
Реформы и проекты Александра I, их оценки в отечественной историографии.. Личность и эпоха Николая I: мнения и суждения. Усиление политической реакции и административное реформаторство.
Реформы и контрреформы.
Александр II и его эпоха. Отмена крепостного права и либерально-демократические реформы 60-70-х годов: значение и оценки. Внутриполитический курс М.Т.Лорис-Меликова:отклики современников и мнения историков. Александр III и его правление: мнения и оценки.
Общественное движение в России.
Освободительное движение в России: ленинская концепция и новая трактовка.
Основные направления русской общественной мысли (консерваторы, либералы, революционеры-демократы): старые и новые оценки и суждения.
Раздел V.История России в XX-начале ХХ1 вв. (14 ч.)
Россия в начале XX века: кризис империи.
Социально-экономическое развитие России на рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о переменах политического строя в Российской империи.. Спорные мнения и оценки деятельности П.А.Столыпина
Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития.
Февральская революция и проблема исторического выбора России. Либеральная и радикальная альтернативы общественного развития страны.
Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки.
Становление советской системы.
Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность, хронологические рамки. Дискуссии о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе
Гражданская война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской войны.
"Красный" и "белый" террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной и научно-публицистической литературы.
СССР в 20-30 годы.
Нэповская Россия. Советская и современная литература о вызревании идей нэпа, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах слома новой экономической политики.
Образование СССР. Ленин и Сталин об объединении республик: тактические и ли стратегические разногласия?
Форсированное строительство социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения.
Великая Отечественная война.
Проблемные вопросы истории Второй мировой и Великой Отечественной войны: советско-германский пакт о ненападении, начальный период Великой Отечественной войны, советский тыл в годы войны, антигитлеровская коалиция и ее значение, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви, цена и факторы Победы
Советский Союз в послевоенные годы
Сталинский путь восстановления народного хозяйства. Власть и общество после войны. И.В.Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы.
Противоречия послесталинского десятилетия
Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинскоего развития СССР и их отражение в современных публикациях.
Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная политика в хрущевский период, их противоречивые результаты.
«Застойный период» в истории СССР
Октябрьский переворот 1964 г.Дискуссии вокруг заговора против Хрущева. Реформы 1965 г. их результаты и последствия. Объективные причины и субъективные факторы кризисных тенденций в СССР.
Правозащитное движение: условия и причины возникновения, цели и формы борьбы, основные течения и лидеры.
Советская внешняя политика в послевоенную эпоху.
Проблемы послевоенного устройства в мире. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Новые и старые тенденции во внешней политике Н.С.Хрущева.
Складывание военно-стратегического паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Новое противостояние между Востоком и Западом, факторы и последствия.
Перестройка и распад СССР.
Дискуссии об истоках и причинах перестройки. Внутренние факторы перестройки. Внешнее влияние на процессы в СССР.
Экономические реформы М.С.Горбачева и их результаты и оценка. Общественно-политическая трасформация советского общества: сущность и последствия. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения.
«Новое мышление» и завершение «холодной войны».
Оценка реформаторской деятельности М.С.Горбачева.
Россия на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты, оценки и мнения.
Общественно-политическое развитие России. Противостояние властей: причины и последствия.Политический процесс конца 1993-1999 гг.: итоги и оценки.
Российская внешняя политика: от прозападного к национально ориентированному внешнеполитическому курсу: оценки и мнения.
Внутренняя и внешняя политика России в начале ХХ1 века: стратегические ориентиры, актуальные проблемы, прогнозы-оценки.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия проводятся в форме бесед, диспутов, конференций. В практических занятиях используются следующие методы и приемы:
словесный – рассказ, объяснения, разбор задания, указания;
наглядный – показ и демонстрация наглядных пособий (схем, таблиц, карт, словарей);
практический метод – стенная газета, олимпиады, тематические праздники, вечера, устные журналы, конференции.
5. Список литературы
Основная литература
1. Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М., 1993.
2. История России с древнейших времен до конца ХХ века./ Ред.кол. А.Н.Сахаров, В.П.Дмитренко и др . В З-х тт. М., 1996.
3. История России с древнейших вроемен до второй половины Х1Х века. Курс лекций. / Под ред. Проф. Б.В.Личмана. Екатеринбург. 1994.
4. История России:ХХ в.. Курс лекций по истории России. Вторая половина Х1Х- ХХ в. /Под ред. Проф. Б.В. Личмана Екатеринбург, 1993
5. История России. Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ. В 2-х т./ Авт. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др. М.. 1997.
6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 1Х-начала ХХ в. М., 1991
7. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений. - М., 1997.
8. Островский В.П., Уткин А.И. История России, XX век. - М., 1998.
9. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. - М., 1997.
Дополнительная литература
1. Анисимов Е.В., Эйдельман Е.Я. В борьбе за власть: Страницы политической истории России ХУ111 в. М., 1988.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
3. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
4. Бордюгов Г.А.,Козлов В.А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского общества. М..1992.
5. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в30-40-е годы. М.. 1989.
6. Дискуссионные вопросы российской истории. Материалы Второй научно-практической конференции. Арзамас, 1995.
7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
8. Гимпельсон Е.Г. Военный коммунизм. М., 1973.
9. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.
10. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории и обществознания // Педагогическое обозрение, 2001, №4.
11. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Методические рекомендации по использованию методики дебатов на уроке «Экономическое развитие России в к XIX – н.XX вв.» // Сборник научных и методических трудов "История и обществознание в школе". - Н.Новгород, 2003.
12. Калинкина Е.Г. Наумов С.А. Возможности аргументированного эссе для формирования социальной компетентности учащихся // Сборник материалов научно практической конференции «Курс «Мой выбор: опыт и перспективы». - Н.Новгород, 2003.
13. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии // Материалы научно-методического семинара "Образовательные технологии: теория и практика". - Н.Новгород, 2001
14. Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973.
15. Карамзин М. История государства Рссийского. В 3 кн.М., 1988.
16. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. М., 1998.
17. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. М., 2000
18. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. М., 1987-1989.
19. Кобрин В.Б. Иван Грозный М.. 1989.
20. Медведев Р.А. Н.С.Хрущев: политический портрет.М., 1990.
21. Наше Отечество: Опыт политической истории. М.. 1991.
22. Романовский В.К. Нэп: проблемы, мнения, оценки. Очерки истории и историографии новой экономической политики. Н.Новгород, 1998.
23. Романовский В.К. Новейшая отечественная история. Материалы к изучению отечественной истории. М., 2002.
24. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в ХУ1-ХУ11 вв. М.. 1969.
25. Павленко Н.И.. Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1989.
26. Павленко Н.И.Петр Великий М.. 1990.
27. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа. М.. 1991.
28. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. М., 1988.
29. Черепнин Л.В. Земские соборы Российского государства в ХУ1-ХУ11 вв. М.. 1978.