Программа кружка «Страницы истории. Школьный музей»
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:
-
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
-
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
-
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
-
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
-
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Программа «По страницам истории. Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 15- 16 лет.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
- информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
- коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
-
Организационная и методическая работа.
-
Поисково-исследовательская работа.
-
Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
-
Экскурсионно-массовая работа.
-
Учебно-образовательная и воспитательная.
-
Работа с фондами.
-
Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном внеклассном;
- социально-проектном.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея;- туристические поездки;
- уроки в музее встречи, сборы, собрания;
- экскурсии в музее- уроки мужества, акции;
- изучение исторических событий- экскурсии, встречи в музее.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций.
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории Саратова и саратовской области.
8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников
Формы контроля:
-
Тесты
-
Контрольные вопросы
-
Проекты
-
Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- совет музея.
Учебно-тематический план к программе «По страницам истории.
Школьный музей»
№ п/п. | Содержание программы | План , факт | Кол-во часов |
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | | | 1 |
2 | Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество». | | | 1 |
3 | Наследие в школьном музее. 1 лекция «Я поведу тебя в Музей» для младших школьников | | | 1 |
4 | Родной край в истории государства Российского. | | | 1 |
5 | Функции школьного музея | | | 1 |
6 | Организация школьного музея. 2 лекция «История вещей» | | | 1 |
7 | . Комплектование фондов школьного музея | | | 1 |
8 | Фонды школьного музея | | | 1 |
9 | Учёт и описание музейных предметов 3 лекция «Блокадный хлеб» | | | 1 |
10 | .Экспозиция школьного музея. | | | 1 |
11 | Тексты в музейной экспозиции | | | 1 |
12 | Военная слава земляков 4 лекция «Наши земляки» | | | 1 |
13 | Экскурсионная работа в школьном музее. | | | 1 |
14 | Итоговое занятие | | | 1 |
| | | | 1 |
15 | Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению | | | 1 |
16 | Заседание Совета и актива школьного музея | | | 1 |
17 | Областные, городские и районные мероприятия | | | 1 |
| Индивидуальные консультации | | | |
| Итого: | | | 17 |
Тематическое планирование кружка «По страницам истории.
Школьный музей», 11класс
№ п/п. | Содержание программы | Количество часов | План | факт |
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | 1 | | |
2 | 1. Всероссийское туристско -краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество». | 1 | | |
3 | 2. Наследие в школьном музее. | 1 | | |
4 | 3. Родной край в истории государства Российского. | 1 | | |
5 | 4. Функции школьного музея | 1 | | |
6 | 5. Организация школьного музея. | 1 | | |
7 | 8. Комплектование фондов школьного музея | 1 | | |
8 | 9. Фонды школьного музея | 1 | | |
9 | 10. Учёт и описание музейных предметов | 1 | | |
10 | 11.Экспозиция школьного музея. | 1 | | |
11 | 12.Тексты в музейной экспозиции | 1 | | |
12 | 13. Военная слава земляков | 1 | | |
13 | 14. Экскурсионная работа в школьном музее. | 1 | | |
14 | Итоговое занятие | 1 | | |
| | 1 | | |
15 | Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению | 1 | | |
16 | Заседание Совета и актива школьного музея | 1 | | |
17 | Областные, городские и районные мероприятия | 1 | | |
| Индивидуальные консультации | 1 | | |
| Итого: | 17 | | |
Содержание программы курса «Школьный музей»
Тема 1. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» (4 часа)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия (2 часа)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории государства российского (6 часов
Теоретические занятия (1 час)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия в г.Лебедянь.
Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (2 часа)
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории края (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа п. Солидарность – «кузница кадров».
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практические занятия (2 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков (6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (4 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов (6 часов)
Календарно-тематический план к программе курса
«Школьный музей»
№ п/п. | Дата проведения | Содержание программы | Теоретические занятия | Практи-ческие занятия | Всего | |
| план | факт | | | | |
1 | 02-07.09 | | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | 1 | | 1 |
2 3 | 09-14.09 16-21.09 | | 1.Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество». Целевые программы. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в школе. Местные и региональные программы и подпрограммы. «Моя родина – Липецкий край» | 2 | 1 | 3 |
4 | 23-28.09 | | 2. Наследие в школьном музее. Понятие об историко-культурном и природном наследии | 2 | | 4 |
5 | 30.09-05.10 | | Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. | | 2 | |
6 | 07-12.10 | | 3. Родной край в истории государства Российского. История заселения Елецкого края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Никоновская летопись. Этапы истории края | 2 | | 6 |
7 | По пла-ну | | Экскурсионные поездки по родному краю. Проведение инструктажа. | | 4 | |
8 | 14-19.10 | | 4. Функции школьного музея | 2 | - | 2 |
9 10 | 21-26.10 28.10-02.11 | | 5. Организация школьного музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея. | 2 | 2 | 4 |
11 12 | 11-16.11 18-23.11 | | 6. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. | 1 | 3 | 8 |
13 14 | 25-30.11 02-07.12 | | Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. | 1 | 3 | |
15 16 | 09-14.12 16-21.12 | | 7. Наша школа в истории края История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. | 1 | 3 | 8 |
17 18 | 23-28.12 13-18.01 | | Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и областных архивах. | 1 | 3 | |
19 | 20-25.01 | | 8. Комплектование фондов школьного музея Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. | 1 | 1 | 4 |
20 | 27.01-01.02 | | Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций | 1 | 1 | |
21 | 03-08.02 | | 9. Фонды школьного музея Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. | 2 | | 4 |
22 | 10-15.02 | | Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов | | 2 | |
23 | 17-22.02 | | 10. Учёт и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов | 1 | 1 | 4 |
24 | 24.02- 01.03 | | Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, паспорта музейных предметов | | 2 | |
25 | 03-08.03 | | 11.Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция | 2 | | 2 |
26 | 10-15.03 | | 12.Тексты в музейной экспозиции | 1 | 1 | 2 |
27 28 29 | 17-22.03 01-05.04 | | 13. Военная слава земляков Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Книги Памяти | 2 | 4 | 6 |
30 | 07-19.04 | | 14. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия музейными средствами | 1 | 1 | 4 |
31 | | | Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная | | 2 | |
32 | | | Итоговое занятие | | 2 | 2 |
33 | | | Индивидуальные консультации по темам проектов | | | |
34 | | | Заседание Совета и актива школьного музея | | | |
35 | | | Областные, городские и районные мероприятия | | | |
| | | Итого: | | | 70 |
Программные материалы:
-
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
-
Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
-
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
-
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
-
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Список литературы:
-
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
-
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
-
Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
-
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
-
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
-
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
-
Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
-
Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
-
Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.