СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«По страницам произведений лейтенантской прозы» (к 100-летию писателей-фронтовиков)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится в рамках программы внеурочной деятельности "Литературного кружка" для учеников пенитинциарной системы образования. 2024 год объявлен годом "лейтенантской прозы", и я решила уделить особое внимание этому литературному направлению.

Просмотр содержимого документа
««По страницам произведений лейтенантской прозы» (к 100-летию писателей-фронтовиков)»

«По страницам произведений лейтенантской прозы»

(к 100-летию писателей-фронтовиков)

Автор: Бабушкина Алена Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГКОУ СО «Каменск-Уральская вечерняя школа»

Пояснительная записка.

Данное занятие является естественным продолжением изучения произведений художественной литературы по программе внеурочной деятельности «Литературного кружка». 2024 год объявлен годом лейтенантской прозы, и я решила уделить данному литературному направлению особое внимание. Мероприятие проводится для учеников пенитенциарной системы образования. Использование интернет-ресурсов обучающимся запрещено, поэтому для получения дополнительной информации привлекается библиотечный фонд школы.

Учитель выступает в роли ведущего занятие, организует фронтальную работу в классе и групповую работу по изучению и анализу произведений лейтенантской прозы, является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации.

При подготовке к занятию «По страницам произведений лейтенантской прозы» ученики делятся на 5 групп. Каждая группа знакомится с произведением (1 группа Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», 2 – Б.Васильев «А зори здесь тихие», 3 – Б.Васильев «В списках не значился», 4 – В.Быков «Обелиск», 5 - В.Богомолов «Момент истины»), делает анализ предложенного эпизода по плану (см.Приложение 1, 2), составляет высказывание по эпизоду, выбирает ученика для выступления на мероприятии.

Подбор материала и оформление презентации создает благоприятный фон для активизации познавательной деятельности обучающихся пенитенциарной системы образования, развития их творческих способностей, повышение активности учащихся. Для привлечения внимания участников кружка используются фрагменты из фильмов по изучаемым произведениям. Фрагменты аналогичны выбранным для анализа эпизодам. Каждый ученик сможет высказать свое мнение по увиденному эпизоду или задать интересующий его вопрос участникам другой группы. Таким образом, реализуется индивидуальный подход и осуществляется групповая работа.

Цель занятия: знакомство с лейтенантской прозой Великой Отечественной войны; осмысление понятий чести, обязанности, патриотизма, дружбы, любви; отработка навыков анализа эпизода; сохранение памяти о подвиге наших предков в Великой Отечественной войне.

Задачи:

- обзорно познакомить с жизнью и творчеством писателей-фронтовиков;

- совершенствовать умения и навыки анализа эпизода;

- развивать нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на художественном материале;

- воспитывать культуру мышления и общения, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Оборудование: иллюстрации на тему войны, папка-передвижка с портретами писателей, выставка произведений писателей-фронтовиков; ноутбук, проектор, экран.



Эпиграф: Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной…
Я – связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу.

Ю. Друнина 

Ход мероприятия

Особое место в литературе о Великой отечественной войне занимает «лейтенантская» проза. Многие будущие писатели уходили на фронт еще совсем молодыми, но именно благодаря им те страшные дни отразились в многоликой военной прозе.

Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР) утвердила логотип Года лейтенантской прозы -2024. Его разработали для использования на мероприятиях по случаю празднования 100-летних юбилеев писателей-фронтовиков:

15 марта – Юрий Бондарев
1 мая – Виктор Астафьев
9 мая – Булат Окуджава
10 мая – Юлия Друнина
21 мая – Борис Васильев
19 июня – Василь Быков
3 июля – Владимир Богомолов
6 декабря – Николай Старшинов.

Эпиграфом нашего мероприятия взяты слова Ю.Друниной из стихотворения «Я порою себя ощущаю связной».

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Юлия Владимировна в числе юбиляров лейтенантской прозы. После начала Великой Отечественной войны, в возрасте 17 лет, Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного креста, работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медсестер. В конце лета 1941 года была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском, затем служила в 1038-м самоходном артиллерийском полку 3-го Прибалтийского фронта, воевала в Псковской области и Прибалтике. В одном из боев была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы.

На рубеже 50-60-х годов образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». В своих произведениях авторы опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.

Любимый жанр авторов – повесть, часто написанная от первого лица. Писатели дают понять читателям, что исход войны решает герой. А героем может стать каждый: молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное понимать, что ты часть воюющего народа, что один ты – ничто, а вместе – сила. Но и от одного зависит очень много, буквально все.

Первой в ряду подобных произведений стала повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г.)

Главную книгу Некрасова обожали военное и послевоенное поколения за правду и отсутствие «литературных украшательств». В 1947 году автор получил Сталинскую премию 2-ой степени. Повесть неоднократно переиздавалась, была переведена на 36 языков.

Война у Некрасова – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень грунт. Им приходится быть и столярами, и плотника, и печниками. Оказывается, что кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, достать еду, устроить ночлег. И для героев повести война - это обычные будни.

В «лейтенантской прозе» война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей, часто ужасных… Ужасающих. Это идет от некрасовской традиции, от его «Окопов Сталинграда».

Началась же «лейтенантская проза» с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957г.).

Юрию Бондареву (1924-2020) суждена длинная жизнь, в которой много событий, принятых решений, борьбы. Но главное дело было сделано в молодости, когда в октябре 1942 года после ускоренного курса обучения в пехотном училище младший лейтенант Бондарев принял участие в Сталинградской битве, а затем прошел дорогами Украины и Польши. Дальше была попытка осмыслить происшедшее. «Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» родились, я бы сказал, от живых людей, от тех, которых я встречал на войне, с которыми вместе шагал по дорогам сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, …стрелял, стрелял на прямой наводке, спал, как говорят солдаты, на одном котелке … и делился последним табаком на закрутку после танковой атаки».

В основу романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор. В произведении речь идет о двух батальонах пехоты, которые переплавляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Но наступления не будет. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней.


Фрагмент фильма «Батальоны просят огня» (3:38:46-3:43:05)

Анализ эпизода (выступление ученика). (Приложение1,2)


Главная проблема повести- противоречие между судьбой конкретных людей на войне и судьбой стратегической операции. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели?

Повесть Бориса Васильева (1924-2013) «А зори здесь тихие» была опубликована в 1969 году в журнале «Юность» и стала классикой военной прозы. Женщины будут присутствовать во всех его военных повестях, потому что свою любовь Васильев встретил во время войны. На фронт отправился добровольцем 9 июля 1941 года. Попал в окружение. Спасло хорошее знание смоленских лесов, в которых он, благодаря воспитанию деда, ориентировался как в собственном доме. Позже он скажет: «…Они не могут выиграть у этой страны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны». Но это потом, а сначала был лагерь для перемещенных лиц, пулеметная полковая школа, служба в воздушно-десантном полку, тяжелая контузия в 1943 году, Военная академия бронетанковых и механизированных войск. Здесь и произошла встреча с будущей женой и музой.

Военная проза Васильева- особая, узнаваемая и всегда честная, «лейтенантская».

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное. В изображении автора трагизм переплетается с пронзительной лиричностью, нежностью. Не все героини повести «А зори здесь тихие» понимаю, что такое война, не все видели смерть. Они юны, старательны, наивны, но полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать «бойцы в юбках».


Фрагмент фильма «А зори здесь тихие» (2:40:50-2:45:05)

Анализ эпизода (выступление ученика). (Приложение1,2)


Как бы вы поступили на месте Васькова, увидев вместо предполагаемых двух шестнадцать немцев?

Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была опубликована в 1974 году. Поводом для ее написания послужил случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Васильев спросил ее, что это за солдат. Она ответила: «В списках не значился». Писатель решил посвятить повесть солдату Николая и назвать «В списках не значился».

Повесть разделена на пять частей. Каждая часть посвящена определенному эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.

В основу повести легла невымышленная история об обороне Брестской крепости. Именно она первой приняла на себя фашистский удар 22 июня 1941 года.

Николай Плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. После окончания военного училища отправился на настоящую службу. Ему хотелось командовать настоящими солдатами, есть с ними из одного котелка. В училище поставили условие, что через год отзовут Плужникова обратно. Однако война изменила все планы.

Десять месяцев сражался Николай. Почти год боев в неизвестности, без соседей справа и слева, без приказов и тыла, без смены и писем из дома. Немцам удалось поймать его в апреле 1942 года. Время не донесло до нас ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.


Фрагмент фильма «В списках не значился» (1:28:19-1:33:00)

Анализ эпизода (выступление ученика). (Приложение1,2)


Почему немецкий генерал «поднес руку к фуражке»?

Повесть «Обелиск» Василя Владимировича Быкова (1924 —2003) написана в 1971 году, представляет собой исторически бессмертное произведение. Оно дополняет список тяжелых произведений о войне. В повести отражены верность традициям, патриотизм, а также преемственность поколений.

В 1941 году Василь Быков был на Украине, когда началась операция «Барбаросса». Семнадцатилетний Быков был призван в Красную Армию, где его назначили рыть окопы. Позже он присоединился к борьбе с немцами, дослужившись до звания младшего лейтенанта. После войны был демобилизован. Вернулся в Красную Армию и служил с 1949 по 1955 годы.

Главным героем повести «Обелиск» является сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Он человек честный, добрый, преданный своей профессии. Педагог не бросил учить детей и во время войны. Узнав о том, что ученики попали в фашистский плен, учитель без раздумья отправился в штаб врага. Однако героизм Алеся Ивановича оказался напрасным: учителя и учеников приговорили к смертной казни путем повешения.

По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, силе русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.


Фрагмент фильма «Обелиск» (1:21:00-1:23:30)

Анализ эпизода (выступление ученика). (Приложение1,2)


Поступок Алеся Ивановича Мороза - это подвиг или неразумный героизм?

Владимир Богомолов (1923-2003) ушел на фронт в 1941 году. Сначала был рядовым, а потом дослужился до командира взвода разведчиков. За участие в боях был награжден орденами и медалями.

Одна из первых военных книг, написанная в жанре детектива – роман «Момент истины» или «В августе 44-го». Мастерски выстроен сюжет, достоверные детали, замечательно выписанные живые герои, особый профессиональный сленг контрразведчиков – все это придает роману особое очарование. Богомолов не только приоткрыл завесу тайны, витающую над спецификой работы этих людей, но и стал своеобразной энциклопедией по данной теме. Книга не вызвала ни одного нарекания у профессионалов с точки зрения достоверности. Достоверно было все: от описания белорусской природы до совпадения чисел и дней недели августа 44-го. В финале каждый из участников события переживает свой «момент истины».


Фрагмент фильма «В августе 44-го» (1:37:00-1:41:50)

Анализ эпизода (выступление ученика). (Приложение1,2)


Что помогло героям романа достигнуть «момента истины»?

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997)

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван в августе 1942 и направлен в 10-й отдельный запасной пулеметный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Северо-Кавказском фронте, минометчик в 254-м гвардейском кавалерийском полку. 16 декабря 1942 года был ранен, после госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде Закавказского фронта, прикрывающего границу с Турцией и Ираном. Демобилизован в марте 1944 года.

В репертуаре знаменитого поэта и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.


Клип на песню «До свидания, мальчики ...»

Рефлексия

«Лейтенантская проза» вошла в состав «военной прозы» и задала главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Тема судьбы и нравственного выбора неразрывно связаны для тех, кто был там, кто стоял перед выбором каждый день, каждый час. Кто делал выбор: сказать правду или солгать, предать или погибнуть, но остаться верным. На войне, как и в жизни, человек делает свой нравственный выбор, разница лишь во времени. В обычной жизни у нас есть время подумать. А на войне этого времени нет.

Не осталось в живых никого из классиков лейтенантской прозы, но их произведения по-прежнему читают, потому что правда о войне всегда будет интересовать многих.

Спасибо за внимание!







































Приложение 1.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

    • кто они?

    • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, вне сценические)?

  4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

    • автора;

    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, мини конфликт), лежащее в основе эпизода.

  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

    • их отношение к событию;

    • к вопросу (проблеме);

    • друг к другу;

    • кратко проанализировать речь участников диалога;

    • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

    • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микро эпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Приложение 2.

Ю.Бондарев «Батальоны просят огня». Эпизод

Гуляев с неудовольствием пожевал губами.

– Лейтенант Катков, доложите полковнику: командир полка Гуляев и капитан Ермаков.

– А! Это вы! Полковника? – И адъютант, уже осмысленно вглядываясь в Ермакова, заговорил торопливо:– Полковник только с передовой. К нему приехала жена. Приказал тревожить только в случае пакета. Но я сейчас, минуточку…

Адъютант взбежал на крыльцо.

(…)

Но эта, казалось, последовательная логика доводов не сумела успокоить Иверзева. Ему было хорошо известно, что офицеры не любили его, однако, даже сейчас, это его не задевало. Он считал, что не обязан внушать любовь к себе, а был обязан заставлять подчиненных выполнять свою волю. И поэтому он не мог простить капитана Ермакова; Иверзев знал также, что в случае неудачи, в которую не верил, будут искать виновных, а они должны быть, как бы он ни не хотел этого.

Б.Васильев. «А зори здесь тихие». Эпизод

Глава 14.

Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел. По тому времени еще стреляли, но вскоре все вдруг затихло, и Рита заплакала. Плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет…

(…)

Тот, последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец.

И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские…



Б.Васильев. «В списках не значился». Эпизод

— Не стреляйте, — умоляюще говорил Свицкий, медленно пробираясь по коридору. — Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнем, а меня расстреляют, если вы откажетесь…

Он замолчал, вдруг ясно ощутив тяжелое дыхание где-то совсем рядом.

— Погаси фонарь.

Свицкий нащупал кнопку. Свет погас, густая тьма обступила его со всех сторон.

(…)

А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.



В.Быков «Обелиск». Эпизод

Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. Решили — схватили и его. Кстати, до самого конца никто из них иначе и не — думал — считали, не уберегся учитель, ненароком попался к немцам. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. И сам старался быть бодрым, насколько, конечно, это ему удавалось. Говорил, что жизнь человеческая очень несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом вечности. Еще говорил, что тысячи людей в том же Сельце рождались, жили, отошли в небытие, и никто их не знает и не помнит никаких следов их существования. А вот их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград.

(…)

Из семерых чудом уцелел один Миклашевич. Но здоровья так и не набрал. Молодой был — болел, стал постарше — болел. Мало того, что грудь прострелена навылет, так еще столько времени в талой воде пролежал. Начался туберкулез. Почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил. Но что курорты! Если своего здоровья нет, так никто уже не даст. В последнее время стало ему получше, казалось, неплохо себя чувствовал. И вот вдруг стукнуло. С той стороны, откуда не ждал. Сердце! Пока лечил легкие, сдало сердце. Как ни берегся от проклятой, а через двадцать лет все-таки доконала. Настигла нашего Павла Ивановича. Вот такая, браток, история.



В.Богомолов. «Момент истины». Эпизод

99. «Бабушка приехала»!



Литература.

Анализ эпизода https://multiurok.ru/files/plan-analiza-epizoda-khudozhestvennogo-proizvedeni.html

В.Богомолов. «Момент истины»

Фильм https://www.youtube.com/watch?v=wg3YckJWUok

Ю.Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

Фильм https://www.youtube.com/watch?v=F3J0jkguW4c

В.Быков. «Обелиск»

Фильм https://www.yandex.ru/video/preview/16962648951351191884

Б.Васильев. «А зори здесь тихие»

Фильм https://www.youtube.com/watch?v=5Ol0Kl8aW1c

Б.Васильев. «В списках не значился»

Фильм https://www.youtube.com/watch?v=azIjxUX7mco («Я – русский солдат»)

Ю.Друнина. «Стихи о войне»

Б.Окуджава. «До свидания, мальчики»

https://godliteratury.ru

https://libozersk.ru

https://ru.wikipedia.org

https://rewizor.ru/

Человек на войне: Энциклопедия Portalus http://www.portalus.ru