СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По ступенькам финансовой грамотности. Семинар-практикум для педагогов ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На семинаре педагоги повысят свои компетенции в области  финансовой грамотности.  

Просмотр содержимого документа
«По ступенькам финансовой грамотности. Семинар-практикум для педагогов ДОО»

Семинар-практикум для воспитателей

 «По ступенькам финансовой грамотности»

Автор: Никитенко С. И.

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;
3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека

Теоретическая часть

XXI век – век экономических империй, век, где показатель успешности страны напрямую зависит от ее экономики. Отсюда изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное общество, побуждающее к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023г.г., утверждённой распоряжением правительства Российской федерации, содержащей определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится социальному развитию детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит приобщение ребенка к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями в различных сферах человеческой деятельности. Ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, работа, цена, скидка, стоимость. Потребность в экономических знаниях появилась у населения нашей страны с переходом к рыночной экономике. Независимо от того, занимается дошкольное образовательное учреждение вопросами экономического воспитания или нет, ребенок черпает некоторые знания из окружающей жизни, правда для него это лишь база информации, а не инструмент, которым он может пользоваться осознанно. Экономическое воспитание – новая область в педагогике, столь необходимая в сегодняшних условиях. Оно базируется на экономических знаниях, особенность которых заключается в возможности трансформировать знание того, что нужно делать в понимании того, как это сделать.

Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечения детей к «взрослой» экономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т.д. Помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта. И, в первую очередь, сохранить преемственность с новой ступенью жизни – школой, где, неожиданно для ребенка, взвалиться еще одна ответственность – деньги.

На современном этапе образовательного пространства приобщение детей к миру экономической действительности является одной из сложных и значимых задач. В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких. Начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся, и честно зарабатывают свои деньги.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.


Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Основной вид деятельности у дошкольников это – игра. Сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с родителями.


Приглашаю принять участие в педагогическом практикуме по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.

         Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

         Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

         Какое животное всегда при деньгах (свинья)

         Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

         Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

  • Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).

  • За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).

  • Информация о товаре (реклама).

  • Что такое бартер? (обмен).

  • Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).

  • Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).

  • В чём измеряется цена товара? (в деньгах)

  • Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)

  • Место торговли, где можно торговаться (рынок).

  • Как называются иностранные деньги? (валюта).

  • На товаре быть должна обязательно (цена).

  • Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)

  • Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)

  • Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)

         Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)

         И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

         Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

         С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Вывод по разминке:  Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

Задание № 1 называется «Продолжи предложение».

Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

3. Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …

а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.

б) Согласится и купить эту вещь.

в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.

 

4. Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.

б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.

Вывод: Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.

Задание №2

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.

 В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.» Вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ и дать краткое пояснение.

1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2 Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)

3 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)

4 В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)

5 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)

6 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)

7 Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)

8 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)

9 в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)

Вывод: Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.

Задание № 3

Переходим к следующей игре. Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра). Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем: Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов (это есть в программе)

Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх- магазин, театр, заправка?

Ответы: (это покупка и продажа)

А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).

В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? («Ярмарка», « Рынок»).


Вывод: через игру мы формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.


Задание № 4


Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будет так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, догадались, что речь идет о рекламе.


Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)

Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)

Предлагаю вам выступить в роли рекламного агента. Нужно прорекламировать товар. (придумать 4стишие)

Задание № 5

Предлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.

Пословицы и поговорки:

О труде:

«Дело мастера боится»

«По работе и плата» 

«Кончил дело – гуляй смело» 

«Терпенье и труд все перетрут» 

«Труд кормит, а лень портит.без труда не выловишь рыбку из пруда» 

О деньгах, цене:

«Время-деньги»

«Деньги – не люди, лишними не будут» 

«Доход не живет без хлопот» 

«Получишь доход – явится и расход».

О купле-продаже, товаре:

«Хороший товар не залежится» 

«На что спрос, на то и цена» 

«Кота в мешке покупать нельзя».

О бережливости:

«Бережливость лучше богатства» 

«Бережливая вещь два века живет» 

«Запас человека не портит».

О лени:

«Леность наводит на бедность» 

«Лень до добра не доводит».

«Лень, отвори двери! Хоть сгорю, да не отворю!»

О добре:

«Доброго держись, а от худого удались» 

«Доброе дело само себя хвалит».

О жадности и зависти:

«В одну лапу всего не сгребешь» 

«В чужой лодке всегда больше рыбки» 

«Глаза завидущие, руки загребущие» 

«Жадность – что река: чем дальше, тем шире» 

«Ни себе, ни людям».


Задание № 6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ»


Один, два, три, четыре, пять

(шагаем на месте)

Будем денежки считать

(сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом

(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить

(отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).


Вывод: Через игру мы даём ребёнку понимание того, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом.


Задание №7

Когда-то давным-давно на банкнотах изображались люди, которые вошли в историю нашей страны. Но со временем вместо них на банкнотах стали появляться виды российских городов. Изначально это была только столица нашей родины. Но реформы 1995 года привели к тому, что на российских банкнотах стали появляться различные архитектурные сооружения нашей страны.

1. На какой банкноте изображен Красноярск. (Десять рублей)

Та сторона, которая является лицевой, показывает часовню Параскевы Пятницы и мост, проходящий через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.

2. Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне - Соловецкий монастырь. (Пятьсот рублей)

3. Эта банкнота имеет на себе изображение московских видов. На той стороне купюры, которая является лицевой, показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. Та сторона, которая находится на обороте, показывает само здание Большого театра и находящейся перед ним театральной площади. (100 рублей)

4. Купюра с этим номиналом имеет изображение славного города Ярославля. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, воздвигнутый в честь символа этого города – Ярослава Мудрого. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне изображение храма Иоанна Крестителя и колокольни. (1000 рублей)

5. Изображение этой мелкой купюры посвящено Санкт-Петербургу. (Пятьдесят рублей)

Достопримечательности этого города украшают эту купюру. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной.

6. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте — космодром Восточный в Амурской области. (2000 рублей)

7. На банкноте, с каким номиналом лицевой стороны изображен Памятник затопленным кораблям в Севастополе, а на обороте — Херсонес Таврический. (200 рублей)

6. Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне пятитысячной купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. (Пять тысяч рублей)


Задание №8

Уважаемые коллеги! Продолжаем работать с пословицами и поговорками. «Объясни пословицу или поговорку». Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.

«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Гроша ломанного не стоит».

Вывод:

Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

Задание № 9

Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.

* * *

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

(Галка. Палка.)

* * *

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

(Банка. Банк)

* * *

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

(Финансы)

* * *

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.

(До. Ход. Доход.)

* * *

Судно по озеру плывет

И тяжелый груз везет,

Но стоит букву заменить,

Ты сможешь акции купить

(Баржа. Биржа)


Подведение итогов.


Сегодня я познакомила вас с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, которые вы можете использовать в работе по финансовой грамотности. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике. 

Исходя из всего услышанного, я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка.