Дата 21.04.17
Классный час
Тема: "По тропинке в лес пойдём"
Цель: формировать представления и элементарные знания об экологии, причинах исчезновения животных; развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: видеоролик «По тропинке в лес пойдём», кроссворд, тест, клей, картинки.
Ход мероприятия
Организация детей
(Хором говорят и показывают)
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой раз! Правой раз!
Посмотрите все на нас.
Как захлопаем в ладоши
Громко, веселее!
Затопают наши ноги
Громче и быстрее!
По коленям постучали,
Тише! Тише! Тише!
Руки вверх подняли,
Выше! Выше! Выше!
ІІ Основная часть
Учитель - Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой! (Лес)
– Сегодня мы совершим воображаемое путешествие в лес по тропинке. Наша лесная тропа – это маршрут в лесу, где мы изучим природу леса, будем учиться охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе. (Видеоролик)
Лес Жил был лес. Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей вы узнали? (белка, заяц, еж, волк, лось, олень, лиса)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило. Стал человек тогда вырубать лес. Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
- Послушайте куплет песни «Земля - наш дом». Какой призыв вы услышали?
– Обратился к нам и лес с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Беседа
Учитель – Почему в лесу никто не живет? (Человек разрушил жизнь леса.)
Учитель – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
( Экология.)
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной тропе и исправим ошибки человека.
6. Физкультминутка со словами и движениями (фонозапись)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти стряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Задание 1 (На доске рисунок леса)
Учитель – У вас на столах лежат картинки, на которых изображены деревья. Переверни картинку, послушай загадку, отгадаешь – узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу. Конкурс «Кто правильно и быстро посадит деревце в лесу?»
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво -
Над рекой склонилась... (ива)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...(сосна)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
- Что вы можете рассказать про эти деревья?
Задание 2
Учитель – Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик – Не хватает птиц и зверей
Учитель - На столе у вас лежат конверты. Приготовьте клей. Достаньте из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте животное и прикрепите к доске.
- Данные виды животных занесены в Красную книгу, они нуждаются в нашей защите.
Задание 3 – «Кто внимательней!»
Игра "Прилетели птицы"
Учитель называет птиц, и если ошибается, игроки должны хлопать в ладоши:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.
Задание 4
Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.
Отгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово

Вопросы к кроссворду
Как называется верхний плодородный слой земли?
Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
Синоним слова звери.
Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
Житель планеты, наделенный разумом.
Назови синоним слова атмосфера.
Как называется солнце на языке астрономов?
Учитель – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.
Кадр 15 Охрана природы
Учитель – Нужно ли охранять природу?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
Задание 5
На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Итог урока
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
(Музыкальный клип).
Задание 6 - Выполни тест:
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
– Природу;
– Сказки разных народов.
2. Кому приносит вред дым из труб заводов?
– самолётам;
– всем живым существам.
3. Какую книгу называют “Красной?”
– атлас мира;
– книгу редких животных и растений.
4. Где животные могут не бояться охотников и человека?
– в заповеднике;
– в цирке.
5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?
– в берлогу медведя;
– в мусорный бак или забирать с собой.
Завершение путешествия
1.Я не хочу такого мира.
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек:
Не долог на земле твой век.
2.И что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
3.И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
4.Опомнись, вздрогни человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
5.И трелью птиц веселой, звонкой
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Музыкальный клип «Земля – наш дом»
Учитель
– Вот и подошла к концу наше путешествие. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Берегите природу!
7