Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 12
им. Белоконя В. Э. г. Ставрополя
Конспект урока по истории России
по теме «Победа в Отечественной войне 1812 года»
8 класс.
Участника II (городского) этапа
Всероссийского конкурса
«Учитель года России - 2009»
(в номинации «Педагогический дебют»)
учителя истории и обществознания
МОУ гимназии №12 имени Белоконя В. Э.
Чекина Марка Викторовича
Ставрополь
2009 г.
Тема урока: Победа в Отечественной войне 1812 года. (слайд № 1)
Цель урока:
Выявить причины побед русских войск в Отечественной войне 1812 года и в Заграничном походе 1813 года.
Задачи урока:
Обучающая (1-2 линии развития): На основании фактов истории сформировать представление о завершающем этапе Отечественной войны 1812 года.
Развивающая (3-4 линии развития): Определить причины успеха русской армии и значение тактики М.И.Кутузова в ходе войны и истории страны.
Воспитательная (5-6 линии развития): Дать возможность осознать значение народной борьбы против захватчиков, силу духа русского народа, не желавшего принимать милости от завоевателя.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Литература:
Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. «Российская история XIX – начало ХХ века». М., «Баласс», 2005г.
Энциклопедия для детей. Т.5, ч.2. История России ХVIII- ХIХ вв. М. Аванта+, 1996
План урока:
Ход урока.
Учитель: На прошлом уроке, рассматривая иллюстрации к §4, мы предположили, что армия Наполеона будет разгромлена. Обратите внимание на тему урока так ли это на самом деле? (слайд № 3)
Ученики: Действительно армия Наполеона будет разгромлена.
Учитель: А вот о том, почему она будет разгромлена, есть несколько точек зрения. Давайте с ними познакомимся. Откройте документы с. 66. Прочитайте и выполните задания к ним.
Ученики: Читают документы. Выясняется, что с одной стороны - русский народ оказал упорное сопротивление врагам. С ругой - французы не выдержали холодной русской зимы.
Учитель: Сравни ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие? На какой вопрос нам надо найти ответ?
Ученики: Кто победил Наполеона – силы русского народа или «русская зима»? (слайд № 4, сам вопрос появляется по щелчку)
Учитель: Какие у вас есть предположения? Какой должна быть «русская зима» и сила русского народа, чтобы победить Великую армию?
Ученики: Предлагают свои версии. (слайд № 5)
Учитель: Рассмотрим иллюстрации в учебнике с. 57. В чем была гениальность плана Кутузова? Что произошло с французской армией в Москве? (По иллюстрации «Французы в Москве») (слайд № 6)
- Как отнесли русские люди к захватчикам? (По иллюстрации «Русский герой»). (слайд № 7)
Если дети испытывают затруднения прочитать вслух 3 абзац с. 57.
- Какое решение вынужден был принять Наполеон?
Ученики: Наполеон отдал приказ оставить Москву.
Учитель: Задание. Используя материал учебника п.2. «От Москвы до Немана» составьте список основных событий, которые привели к изгнанию армии Наполеона из России.
Ученики:
1. Сражение под Малоярославцем.
2. Активные действия партизанских отрядов
3. Переправа через Березину
4. Изгнание армии Наполеона из России (слайд № 8, пункты появляются по щелчку)
Учитель: А теперь давайте проследим изгнание армии Наполеона из России по карте. (слайд № 9)
Учитель: Если раньше Великая армия Наполеона считалась непобедимой, то какой можно сделать вывод?
Ученики: Россия оказалась единственным государсвтом, которое разгромило армию, считашуюся непобедимой. (слайд № 10)
Учитель: Откройте учебники с. 66, задание №3. Во время заграничного похода русская армия чаще одерживала победы или терпела поражения?
(слайд № 11)
Ученики: Во время заграничных походов ценой больших потерь, русская армия в сотаве 6-ой антифрацузской коалиции одержала победу над армией Наполеона.
Учитель: Чья точка зрения – Кутузова или Александра I – о необходимости заграничного похода русской армии вам представляется наиболее обоснованной?
Ученики:
Позиция | Я считаю, что наиболее обоснованна точка зерния………………. ……….. |
Аргументы | Потому, что…………………………… …………………………………………. |
(слайд № 12)
Учитель: Какой теперь ответ на вопрос урока мы можем дать? Кто победил Наполеона – силы русского народа или «русская зима? Чьи версии подтвердились?
Ученики: С одной стороны – силы русского народа ( партизанские отряды, героизм русских солдат и офицеров), с другой – суровые морозы, к которым французская армия была не готова. Силы руского народа и русская зима стали союзниками. (слайд № 13)
Учитель: События 1812 года изменили не только судьбу Наполеона. Трагические события происходят и в жизни Александра I о том, что это за события вы прочитает дома в §5. Чтобы быть успешным на уроке не забудьте ответить на вопросы перед параграфом. (слайд № 14)
Презентация прилагается.