Презентацию подготовила
учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №25 с.Небуг
Туапсинского района
Краснодарского края
Коротаева Ольга Владимировна
2021
Увидеть Париж и умереть…
Прекрасная мечта, близкая почти каждому сердцу.
Сегодня нельзя представить Париж без гигантской башни на Марсовом поле. Но так было не всегда. Долгое время Эйфелеву башню называли «скелетом колокольни», «железным монстром», «срамом». Как же случилось, что ненавистная постройка превратилась в символ французской столицы?
Почему Эйфелева башня – это шедевр, а не груда металла?
Зачем построили башню
В 1889 году в честь векового юбилея Великой французской революции в Париже прошла Всемирная выставка. За несколько лет до этого власти города объявили конкурс среди архитекторов: нужно было придумать постройку, которая откроет выставку и покажет всему миру технологическую мощь страны. Из более чем 100 заявок члены жюри выбрали проект инженерного бюро Гюстава Эйфеля.
Эскиз башни был разработан и усовершенствован чертёж. Проект задумывали как временный – по условиям конкурса, через 20 лет после строительства башню должны были снести.
Протесты парижан
Как только в конкурсе победило бюро Гюстава Эйфеля, в Париже начались протесты. В газетах башню называли «железным монстром», «неуклюжим скелетом», «срамом Парижа», «грилем в виде колокольни». Известные жители столицы даже написали петицию: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни».
Мопассан против башни
Больше всех башню ругал писатель Ги де Мопассан. Современники спрашивали, зачем он каждый день идёт на Марсовое поле и завтракает на Эйфелевой башне. На это Мопассан невозмутимо отвечал: «Это единственное место во всём Париже, откуда не видно этого уродства».
Кто-то относит эти слова другим писателям. Да это сейчас уже не важно.
«Я покинул Париж и даже Францию, потому что Эйфелева башня чересчур мне надоела. Она не только видна отовсюду, но вообще попадается вам на каждом шагу: она сделана из всех возможных материалов и преследует вас из всех витрин, как неотвязный, мучительный кошмар».
Ги де Мопассан
Как башню спасла находчивость Эйфеля
По договору башню должны были снести в 1909 году. Чтобы спасти постройку, Эйфель в 1903 году предложил военным использовать её как вышку для беспроводной связи. Архитектор даже спонсировал эксперименты, в результате которых сигналы научились передавать на расстояние 400 км.
На разных уровнях башни построили телеграф, радиостанцию, метеорологическую лабораторию. Когда все поняли, что Эйфелева башня может быть полезна для военных и научных целей, власти города продлили договор ещё на 70 лет. Во время Первой мировой башня служила центром перехвата вражески сообщений.
Но не только из практических нужд башню до сих пор не снесли – со временем «срам Парижа» превратился в символ города. Башню признали мировым шедевром.
Почему башня – это инженерный шедевр
Потому что на тот момент Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире – более 300 метров. Кроме того, Гюстав Эйфель во время строительства усовершенствовал многие инженерные конструкции – рассчитал, как сделать их легче и тоньше. За счёт этого он сильно сэкономил на материале и сумел придать башне весом более 8000 тонн вид лёгкой, элегантной постройки, которую впоследствии назвали «железной леди».
Как башня вписалась в архитектурные тренды
Гюстав Эйфель построил башню с учётом двух канонов выставочной архитектуры: сооружение должно поражать воображение зрителей и олицетворять инженерную мощь страны.
Также архитектор учёл общемировые тренды: в XIX веке, особенно в европейских странах, стало модно делать постройки кокетливыми. Поэтому, если подойти к башне поближе, можно увидеть много ажурных деталей. Да и сама башня напоминает элегантную серёжку.
Как башня стала частью искусства
Эйфелева башня быстро стала музой для многих художников. На своих полотнах её изображали Марк Шагал, Пабло Пикассо, Жорж Сёра и другие. Постройка вдохновляла писателей, поэтов, режиссёров и драматургов. Например, поэт Гийом Аполлинер назвал башню «лестницей в Бесконечность», а режиссёр Рене Клер в 1928 году снял документальный фильм «Башня». Творцы из разных сфер восхищались «железной леди» и со временем сделали её важной частью культуры.
Жорж Сёра.
«Эйфелева башня. Париж»
Башня – любимица туристов
Безусловно, огромное влияние на судьбу башни сыграла её популярность среди туристов. Только за период всемирной выставки башню посетили более
2 миллионов человек – это почти полностью окупило её строительство. Пока парижане ругали башню, иностранцы восхищались масштабом и изысканностью постройки. В 2017 году Эйфелеву башню признали самой популярной и фотографируемой достопримечательностью в мире. Ежегодно её посещают около 7 миллионов человек.
Эйфелева башня – это шедевр? Или груда металла?
К какому виду архитектуры относится Эйфелева башня?
Практическая работа
Макет — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая функциональности представляемого объекта, предварительный образец чего-либо. Макетирование — процесс создания макета
Киригами
это – особый вид оригами, где разрешено использовать ножницы во время складывания
Инструменты для работы
Желаю успешного творчества