СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почему люди фантазируют», Т. Пономарёва «Автобус»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Почему люди фантазируют», Т. Пономарёва «Автобус»»

Суворова Лариса Николаевна, учитель начальных классов

Место работы: МКОУ «Мирная СОШ» (Зональный район)

Предмет и УМК: Литературное чтение, 3 класс, УМК «ПНШ»

Тема урока: «Почему люди фантазируют», Т. Пономарёва «Автобус»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: формирование у обучающихся понятия, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения

Задачи: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя – рассказчика

обсудить с детьми особенности жанров сказки, рассказа, небылицы

выяснить, что жанры различаются по своей цели и построению

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и доброжелательности

Метапредметные результаты

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока

познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, слушать и слышать других

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Н. А. Чуракова, презентация

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- «Добрый день, друзья! Зовут меня – Лариса Николаевна. Я сегодня проведу у вас урок литературного чтения

Прошла перемена,

Услышан звонок.

Пора поскорее

Начать наш урок. - Улыбнитесь друг другу и нашим гостям

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Предлагаю, вам, посмотреть фрагмент мультфильма и определить, какая способность помогла ежику увидеть необычное в обычном.

- Какая же способность помогла ежику увидеть необычное в обычном? (фантазия)

– Поднимите руку те, кто из вас любит фантазировать. (Ваше умение фантазировать пригодится вам сегодня на уроке)

- О чем мы сегодня будем говорить? (о фантазии)

- Действительно, тема нашего урока «Почему люди фантазируют»

- Как мы будем искать ответ на этот вопрос? (ставят цели: прочитать новое произведение, познакомиться с героями, ответить на вопрос «Почему люди фантазируют?»)

  1. Работа с текстом до чтения

- Начнем достигать наши цели. Сегодня познакомимся с рассказом Т.Д. Пономаревой «Автобус», который входит в сборник «Укротитель макарон»

Что можете рассказать о Татьяне Пономаревой по фотографии? Какой она человек? (добрая, открытая, веселая, жизнерадостная…)

- Обратите внимание на названия произведений Татьяны Пономаревой, что вы еще можете о ней сказать? (Она фантазерка) Почему ты так считаешь?

- Предположите по названию, о чем произведение «Автобус»?

- Как мы можем проверить ваши предположения? (прочитать рассказ)

- Откройте учебник на странице 114 и найдите произведение Татьяны Пономаревой «Автобус»

  1. Работа с текстом после чтения

1. Чтение текста учителем первых двух абзацев.

- Как вы думаете, что произойдет дальше? Проверим ваши предположения

- Чтение кого из ребят вы хотели бы услышать? (текст дочитывают дети)

- Встаньте те, кому понравилась история? Почему?

- Что помогло автору сочинить историю про автобус? (фантазия)

  1. Первичное восприятие

- Как вы думаете, сколько героев в этой истории? Почему так считаешь?

- Симпатичный ли человек бабушка? (Да)

- Она похожа на твою бабушку? Чем?

- Ребята, у вас есть возможность создать ДЕРЕВО ДОБРА. Обсудите в парах и напишите на листьях фломастером одно из добрых дел, которые совершила бабушка.

- Так какая же бабушка? (добрая) Почему вы так решили?

3. Определение жанра

- Определите жанр произведения, работая в парах и пользуясь подсказкой Летучей мыши

- Каким вы представляете второго главного героя? (Автобус пыльный, со спущенной шиной, треснутым стеклом, совершенно пустой)

- Поведение автобуса напоминает вам чьё- то ещё поведение? Прочитайте подтверждение из текста. Найдите глаголы, характеризующие действия автобуса (Поведение собаки, т.к. ... увязался, нашел по следам, бабушка постелила коврик, в объявлении сказано про окрас…)

- Автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые, как называется такой приём? (олицетворение)

- Можем мы охарактеризовать собаку так же, как и автобус? (Нет) Почему?

(т.к. у собаки нет шин, стекла…)

- Заменим слова про автобус словами про собаку (пыльный - грязный, со спущенной шиной – со спутавшейся шерстью, треснутым стеклом – с царапиной на боку, совершенно пустой (ни водителя, ни пассажиров) - голодный, накачала шину – накормила, выправила вмятину – распутала шерсть)

- Молодцы, какая способность помогла вам справиться с этим заданием? (Фантазия)

- Возьмите карточки зеленого цвета. Прочитайте в четверках, заменив слова про автобус словами про собаку, пользуясь подсказкой на доске. Подготовьте представителя, который прочитает выразительно.

(чтение по частям представителей)

- Чему учит этот рассказ? (быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать, сочувствовать друг другу)

  1. Творческая работа

- Ребята, как бы вы хотели, чтобы эта история с Автобусом закончилась?

- У кого есть другое продолжение?

  1. Итог урока

- С каким рассказом познакомились? Кто автор рассказа?

- Вернемся к теме урока. Зачем люди фантазируют? (весело жить, делать открытия, … потому, чтобы окружающие понимали: быть добрым может каждый, чтобы превращать обычные предметы в чудесные … )

  1. Рефлексия деятельности

Вам интересно было на уроке? Дорисуйте облака так, чтобы было понятно, кто это, и какое у вас настроение

  1. Домашнее задание

С. 116-117, чит. плакат Летучей Мыши, повтор. цели жанров и построение. Придумать свой рассказ с элементами фантазии.




Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. 
 Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром. 
Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.