Суворова Лариса Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ «Мирная СОШ» (Зональный район)
Предмет и УМК: Литературное чтение, 3 класс, УМК «ПНШ»
Тема урока: «Почему люди фантазируют», Т. Пономарёва «Автобус»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: формирование у обучающихся понятия, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения
Задачи: учить видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя – рассказчика
обсудить с детьми особенности жанров сказки, рассказа, небылицы
выяснить, что жанры различаются по своей цели и построению
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и доброжелательности
Метапредметные результаты
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока
познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, слушать и слышать других
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Н. А. Чуракова, презентация
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- «Добрый день, друзья! Зовут меня – Лариса Николаевна. Я сегодня проведу у вас урок литературного чтения
Прошла перемена,
Услышан звонок.
Пора поскорее
Начать наш урок. - Улыбнитесь друг другу и нашим гостям
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Предлагаю, вам, посмотреть фрагмент мультфильма и определить, какая способность помогла ежику увидеть необычное в обычном.
- Какая же способность помогла ежику увидеть необычное в обычном? (фантазия)
– Поднимите руку те, кто из вас любит фантазировать. (Ваше умение фантазировать пригодится вам сегодня на уроке)
- О чем мы сегодня будем говорить? (о фантазии)
- Действительно, тема нашего урока «Почему люди фантазируют»
- Как мы будем искать ответ на этот вопрос? (ставят цели: прочитать новое произведение, познакомиться с героями, ответить на вопрос «Почему люди фантазируют?»)
Работа с текстом до чтения
- Начнем достигать наши цели. Сегодня познакомимся с рассказом Т.Д. Пономаревой «Автобус», который входит в сборник «Укротитель макарон»
Что можете рассказать о Татьяне Пономаревой по фотографии? Какой она человек? (добрая, открытая, веселая, жизнерадостная…)
- Обратите внимание на названия произведений Татьяны Пономаревой, что вы еще можете о ней сказать? (Она фантазерка) Почему ты так считаешь?
- Предположите по названию, о чем произведение «Автобус»?
- Как мы можем проверить ваши предположения? (прочитать рассказ)
- Откройте учебник на странице 114 и найдите произведение Татьяны Пономаревой «Автобус»
Работа с текстом после чтения
1. Чтение текста учителем первых двух абзацев.
- Как вы думаете, что произойдет дальше? Проверим ваши предположения
- Чтение кого из ребят вы хотели бы услышать? (текст дочитывают дети)
- Встаньте те, кому понравилась история? Почему?
- Что помогло автору сочинить историю про автобус? (фантазия)
Первичное восприятие
- Как вы думаете, сколько героев в этой истории? Почему так считаешь?
- Симпатичный ли человек бабушка? (Да)
- Она похожа на твою бабушку? Чем?
- Ребята, у вас есть возможность создать ДЕРЕВО ДОБРА. Обсудите в парах и напишите на листьях фломастером одно из добрых дел, которые совершила бабушка.
- Так какая же бабушка? (добрая) Почему вы так решили?
3. Определение жанра
- Определите жанр произведения, работая в парах и пользуясь подсказкой Летучей мыши
- Каким вы представляете второго главного героя? (Автобус пыльный, со спущенной шиной, треснутым стеклом, совершенно пустой)
- Поведение автобуса напоминает вам чьё- то ещё поведение? Прочитайте подтверждение из текста. Найдите глаголы, характеризующие действия автобуса (Поведение собаки, т.к. ... увязался, нашел по следам, бабушка постелила коврик, в объявлении сказано про окрас…)
- Автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые, как называется такой приём? (олицетворение)
- Можем мы охарактеризовать собаку так же, как и автобус? (Нет) Почему?
(т.к. у собаки нет шин, стекла…)
- Заменим слова про автобус словами про собаку (пыльный - грязный, со спущенной шиной – со спутавшейся шерстью, треснутым стеклом – с царапиной на боку, совершенно пустой (ни водителя, ни пассажиров) - голодный, накачала шину – накормила, выправила вмятину – распутала шерсть)
- Молодцы, какая способность помогла вам справиться с этим заданием? (Фантазия)
- Возьмите карточки зеленого цвета. Прочитайте в четверках, заменив слова про автобус словами про собаку, пользуясь подсказкой на доске. Подготовьте представителя, который прочитает выразительно.
(чтение по частям представителей)
- Чему учит этот рассказ? (быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать, сочувствовать друг другу)
Творческая работа
- Ребята, как бы вы хотели, чтобы эта история с Автобусом закончилась?
- У кого есть другое продолжение?
Итог урока
- С каким рассказом познакомились? Кто автор рассказа?
- Вернемся к теме урока. Зачем люди фантазируют? (весело жить, делать открытия, … потому, чтобы окружающие понимали: быть добрым может каждый, чтобы превращать обычные предметы в чудесные … )
Рефлексия деятельности
Вам интересно было на уроке? Дорисуйте облака так, чтобы было понятно, кто это, и какое у вас настроение
Домашнее задание
С. 116-117, чит. плакат Летучей Мыши, повтор. цели жанров и построение. Придумать свой рассказ с элементами фантазии.
Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.