Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся со свойствами воды; формировать понятие о воде, как об условии жизни; о круговороте воды в природе, установить основные свойства и состояния воды; формировать интерес и бережное отношение к природе; развивать логическое мышление, воображение, память, наблюдательность, применить сформированные понятия: «земля», «вода», «воздух» при изучении новой темы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
На прошлом уроке мы говорили о планетах. Кто подготовил рисунок и может рассказать о планете?
3. Работа по теме урока
Земля :
Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и
ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.
Вода : Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.
Воздух : Это во мне, воздухе нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.
Ответы детей на вопросы.
- А сейчас вам стихотворение. Подумайте, о чём оно?
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там восемь различных планет.
Планета одна – родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Что нашу планету от других отличает?
- Мы должны говорить о том, что отличает нашу планету от других.
- На ней есть жизнь
- Вода, воздух, тепло.
- Всё живое на нашей планете зародилось и развивается благодаря некоторым условиям, рассмотрим их.
- Расположение нашей планеты относительно солнца (3 орбита), свет и тепло попадает равномерно, в отличие от Меркурия. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мёртвый покой.
Это интересно!
Наклон оси нашей планеты (работа с глобусом)
– Что дает наклон земной оси?
Это интересно!
Движение вокруг своей орбиты происходит против часовой стрелки за 365 дней и 6 часов.
Меркурий свою орбиту проходит за 88 дней.
Плутон – за 248 земных лет.
Венера за 225 дней, Марс за 687 дней, причем эти две планеты вращаются по часовой стрелке.
Сила всемирного тяготения (опыт с мячом)
Мяч имеет форму шара, также как наша планета Земля. Почему мяч падает, если его отпустишь, а планета нет. Попробуйте сами зависнуть в воздухе. Почему не получается?
Это интересно!
Благодаря стремительному вращению нашей Солнечной системы со скоростью 250 км/с, действию силы всемирного тяготения, которая зависит от массы планеты и расстояния до Солнца происходит удержание нашей планеты, а также воды и воздуха.
- Всё живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте
воды природе.
- Вода, воздух, тепло, свет.
- Растения, животные, люди.
- На какие две группы можно разделить предметы?
- Назовите «лишний предмет»
Диван – объект, сделанный руками человека.
Камень - неживая природа. Дерево, цветок, кошка, птица - живая природа (рождение, питание, движение, дыхание, размножение, старение, умирание).
Такой видят космонавты Землю из космоса.
Действительно, Земля голубая. А всё потому, что большая часть Земли
покрыта водой. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду:
в морях, океанах, реках, ручьях, озѐрах
- И в воздухе находится много воды – тучи, облака
- Вода есть и под землѐй (родники, и др)
- Вода входит в состав любого живого организма. У растений- это сок, даже в
сухих семенах растений есть вода
- В теле животных воды больше половины массы
- Человеку для жизни вода просто необходима, потому, что его тело почти
на 70% состоит из воды.
Работа с учебником стр 48-55
Выпиши определения
Зарисуй круоворот воды в природе. .
4. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.
- Какой вывод можно сделать?
- На Земле мало воды, воздуха, живых организмов, их надо беречь и охранять. Высказывают свои предположения.
Коммуникативные УУД: умение в рамках совместной деятельности слушать других учащихся, использовать в речи новую терминологию.
Методические комментарии. Применение нового знания в типовых заданиях.
5. Этап рефлексии
- Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы их?
- Что мы для этого сделали?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- С какими чувствами?