План – конспект урока окружающего мира в 1 классе
программа «Школа России» А.Плешаков
на тему: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Выполнила учитель начальных классов Свищёва Е.А.
Цель: вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Задачи:
- учить детей различать витаминосодержащие продукты;
- объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
- помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
- воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Внимание! Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе путешествия мы должны ответить на вопросы: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Что такое витамины и для чего они нужны человеку?» (зачитывают с электронной доски)
Сейчас вам нужно узнать название первой станции. Вспомните стихотворение Ю.Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу …
- Как одним словом назвать всё, что принесла хозяйка с базара? (овощи)
- Как будет называться первая станция? (Овощная) (прикрепить название станции на доску)
Ждут здесь овощи ребят,
Они загадки загадать хотят. (Дети получили задание выучить загадку и нарисовать отгадку. Они загадывают свою загадку классу.)
1. Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)
2. Я длинный и зелёный,
Вкусный и солёный,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (огурец)
3. Щёки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (редис)
4. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)
5. Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная … (картошка)
6. Сидит дед, в шубы одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
7. Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
8. Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
9. Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (горох)
10. Круглая, а не солнце.
Жёлтая, а не масло.
Сладкая, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (репа)
11. Маленький, горький, луку брат. (чеснок)
- Как отличить овощ от других растений? (Овощи выращивают на огородах.)
Ешьте больше овощей – будете вы здоровей!
Как будет называться вторая станция, вы узнаете, если посмотрите, кто нас здесь ждёт. (Выходят дети с коронами фруктов) (Фруктовая) (прикрепить название)
- Чем отличаются фрукты от овощей? (Они растут в саду.) (Дети рассказывают заранее подготовленные загадки, показывают рисунок. Название фрукта вписывается в кроссворд на доске.)
1. Я и красный, я и белый,
Я и чёрный – если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь … (виноград)
2. Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (мандарин)
3. Висит он на ветке и с яблоком схож,
Но красен, как рак, и, как бык, толстокож,
И доверху полон рубиновых бус –
Прозрачных и сочных, и сладких на вкус. (гранат)
4. В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (груша)
5. Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его … (лимон)
6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый … (апельсин)
7. Далеко на юге где-то
Он растёт зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий … (ананас)
8. Как назвать всё одним словом? (Фрукты)
| | | | | | 1 В | И | Н | О | Г | Р | А | Д |
2 М | А | Н | Д | А | Р | И | Н | | | | | | |
| 3 Г | Р | А | Н | А | Т | | | | | | | |
| | 4 Г | Р | У | Ш | А | | | | | | | |
| | | | 5 Л | И | М | О | Н | | | | | |
6 А | П | Е | Л | Ь | С | И | Н | | | | | | |
| | | | | 7 А | Н | А | Н | А | С | | | |
| 8 Ф | Р | У | К | Т | Ы | | | | | | | |
- Какое слово получилось в кроссворде? (витамины) Почему появилось это слово? (Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах; они полезны для организма человека.)
- Мудрая Черепаха решила сварить овощной суп, а Муравьишка Вопросик – компот. Какие продукты им пригодятся? Помогите выбрать. (2 ученика работают с компьютером, остальные в рабочей тетради с. 36 в. 2. Проверка)
Физминутка
1. В огород пойдём,
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный,
Очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.
2. Мы стоим на огороде.
Удивляемся природе.
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем вырывать
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного.
Все попили мы из лейки
И присели на скамейке.
Впереди нас ждут очень полезные друзья – витамины, которые живут на «Витаминной» станции. (прикрепить название) Давайте познакомимся с ними. (работа с компьютером, объяснение новой темы)
- Ребята нам пришло письмо от Незнайки.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. У меня случилась беда: я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси-колу. Но, к сожалению, мне становится всё хуже. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть.
Ребята, давайте поможем Незнайке. (Информацию рассказывают заранее подготовленные ученики)
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
1. Организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.
2. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.
3. Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.
4. Но есть важное правило, которое нужно выполнять: овощи и фрукты перед едой нужно обязательно мыть.
Работа в группах. Дети получают задания для выполнения группой.
1 группа.
Для чего нужен витамин А? В каких овощах и фруктах он содержится? Соберите на тарелку нужные продукты. (Дети читают материал в учебнике с. 54-55. Выбирают из набора картинки с изображением нужных овощей и фруктов и наклеивают на «тарелку». Один ученик рассказывает информацию)
Витамин А содержится в продуктах питания: свёкла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей. Витамин А очень важен для зрения, хорошего роста зубов и всего организма.
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
2 группа.
Для чего нужен витамин В? В каких овощах и фруктах он содержится? Соберите на тарелку нужные продукты.
Витамин В содержится в рисе, изюме, орехах, бананах, горохе, хлебе, грибах, зелени салата. А также в рыбе, яйцах, сыре, йогурте, твороге, изюме, печени, баранине, говядине, крабах, моллюсках. Витамин В способствует хорошей работе сердца. Он нужен, чтобы быть сильным и бодрым; иметь хороший аппетит; не огорчаться и не плакать по пустякам.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
3 группа.
Для чего нужен витамин С? В каких овощах и фруктах он содержится? Соберите на тарелку нужные продукты.
Витамин С содержится в чёрной и красной смородине, шиповнике, апельсинах, лимонах, луке, крыжовнике, петрушке. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, помогает реже простужаться и быстрее выздоравливать при болезнях.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть. тарелочки мы положим в конверт, подпишем его и отправим по почте. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.
Игра «Угадай на вкус» кусочек фрукта нужно определить с закрытыми глазами по вкусу. (3 ученика)
Подведение итогов:
- Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Это полезно, в них содержатся витамины)
- Что такое витамины? (Вещества, необходимые для нормальной работы организма человека)
Д/з: попросить маму или бабушку научить готовить овощной или фруктовый салат, поделиться рецептом в классе.
В конце урока детей угощают фруктами.