государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира,
проведенного 10.04.17 г. в 1 «А» классе
МБОУ лицей г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Горбоконь Любовью Ивановной
Учитель: Т.П. Карякина
Методист: Л.И. Кравченко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2016
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 1 «А»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Цель: знать разнообразие овощей и фруктов, значение их в питании, правила гигиены при употреблении их.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
2. Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3. Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3. овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
4. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
2. Познакомиться с разнообразием витаминов, которые содержаться в овощах и фруктах.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 часть, карточки для рефлексии.
Материалы для учителя: учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 часть, презентация, карточки для рефлексии.
Технологическая карта урока открытия нового знания
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения, КРР |
1. Мотивацияк учебной деятельности | Учитель приветствует детей. Создает доброжелательную атмосферу в классе, для этого читает высказывание. (приложение 1.) | Приветствуют друг друга. Настраиваются на урок. | Личностные: овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Формирование понимания личностной значимости учения |
2. Актуализация опорных знаний | Организует проверку д/з. Предлагает поиграть в игру»Верно/Неверно». Подводит микроитог данного этапа. (Приложение 2.) | Дети принимают участие в игре. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Повторение, беседа, игра. |
3.Организация познавательной деятельности 3.1.целеполагание 3.2. открытие нового знания 3.4. самостоятельная работа 3.3. первичное закрепление 3.5. повторение и включение в систему знаний | 3.1. Предлагает разгадать, куда отправятся в путешествие. Подводит детей к теме урока. Просит определить его задачи. Организует работу по открытию новых знаний .Читает стихотворение, проводит беседу по содержанию; загадывает загадки. Организует работу с иллюстрацией учебника, беседует по его содержанию. Просит открыть рабочую тетрадь на стр. 36, выполнить номера 1 и 2. Просит разгадать кроссворд. Задает вопросы по уроку. | Называют тему урока и предлагают задачи урока. Слушают задачу урока. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с учебником. Открывают рабочую тетрадь, выполняют задания. Отвечают на вопросы кроссворда. Отвечают на вопросы учителя. | Метапредметные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления. Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению. Предметные: развить навык установки и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Метапредметные: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлением аналогией и причинно-следственных связей, построением рассуждений, отнесением к известным понятиям. | Постановка проблемы. Беседа. Работа с книгой, беседа. практическая работа, работа с книгой. Устный опрос, |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию, используя карточки (7с.). | Оценивают свою деятельность. | Метапредметные: освоить начальную форму познавательной и личностной рефлексии. | Прием критериального оценивания «+», «-». |
Приложение 1.
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, меня зовут Любовь Ивановна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
- Ребята, наш урок я хочу начать со слов: «Здоровье — это главное жизненное благо.» - Я. Корчак. Как вы понимаете данное высказывание? ( Здоровье – самое главное что есть у человека, ведь если человек не будет здоров он не сможет полноценно жить, работать, учиться.) (Сл.1)
- Сегодня я хочу пригласить вас со мной в путешествие. Мне пришло письмо с приглашением в удивительную страну, название которой вы должны угадать сами.
Приложение 2.
2.Актуализация опорных знаний.
- Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся сегодня, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке.
- Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Верно/неверно». Я буду читать утверждения, если оно правильное, вы хлопаете один раз», если утверждение ошибочно, вы молчите.(Сл.2)
Итак:
1. Чтобы отдохнуть и набраться сил, не нужно спать.(Неверно)
2. Для того, чтобы хорошо выспаться, нужно правильно готовиться ко сну.(Верно)
3. Перед сном можно много кушать.(Неверно)
4. Перед сном надо чистить зубы и проветривать комнату.(Верно)
5. Перед сном можно смотреть ужасы, детективы.(Неверно)
6. Пожарный, врач, полицейский могут ночью не спать. (Верно)
7. Перед сном можно читать. (Верно)
8. Можно играть в активные игры.(Неверно.)
- Ребята, я наблюдала за вами, вы не сделали ни одной ошибки, значит вы знаете, как нужно готовится ко сну и как сон важен.
Микро итог: Действительно, сон важен для человека, ведь когда мы спим, мы набираемся сил, наш организм отдыхаем, и после сна полны мы сил и энергии.
Приложение 3.
3. Организация познавательной деятельности
3.1. Целеполагание
-Итак, мы вспомнили с вами прошлую тему, и нам открылась карта, с названием страны, куда мы сегодня отправимся. Прочитайте название («Здоровейск»).(сл.3)
- Ребята, отгадайте, о чем говорится в предложении: Мы кушаем их почти каждый день, они могут быть сладкие, кислые, соленые, горькие. Они полезны для организма. Летом на огороде их можно выращивать, а зимой покупать в магазине. Их них можно получать соки.
- Как вы думаете, о чем говорится? ( Об овощах и фруктах).
- Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? ( Почему нужно есть много овощей и фруктов).(сл.4)
- Какие задачи поставим перед собой?( научится различать овощи и фрукты. Узнаем, что такое витамины.) (сл.5)
- Проверьте свои предположения, прочитайте тему урока на с. 54
- Молодцы, вы правильно ответили.
3.2. Открытие «нового» знания
- Ребята, сейчас нам надо узнать название первой станции. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.(сл.6)
- Перечислите, что принесла хозяйка?
- Как это все назовем? ( Овощи).
- Как вы думаете, какая станция нас ждет? (Овощная).(сл.7)
- Какие овощи вы еще знаете?
- Какие из этих овощей ваше любимое?
- Для чего люди едят овощи?
Овощи –здоровые дары природы, они являются источником витаминов и минеральных веществ, они одаривают нас энергией и легкостью. Употреблять овощи нужно пять раз в день, то есть во время каждого приема пищи.
- Ждут здесь овощи ребят,
Они загадки загадать хотят!(сл.8)
- Ребята, это загадка для мальчиков, отвечают только мальчики.
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют (Помидоры.)
- Ребята, на эту загадку отвечаете хором.
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
- картошка –
-Ребята, на эту загадку отвечают только девочки.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
- морковь –
- Ребята, на эту загадку отвечает 1 ряд.
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
- огурцы –
- Молодцы, ребята, вы отлично справились. Но, а нас ждет следующая станция.(сл.9)
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
- Ребята, назовите фрукты, которые вы услышали в стихотворении.
- Как вы думаете, как будет называться наша станция? (Фруктовая).(сл.10)
- Какие фрукты еще знаете?
- Какой ваш любимый фрукт?
- Для чего люди едят фрукты?
Фрукты обеспечивают наш организм важными витаминами, которые поддерживают иммунную систему в хорошем рабочем состоянии. Они обеспечивают нас энергией, которая тоже помогает бороться с различными недугами.
- Ребята, послушайте загадки.(сл.11)
- На эту загадку отвечает 2 ряд.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
- На эту загадку отвечаем хором.
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…(груша)
- На эту загадку отвечаем хором.
Летом в платьице зеленом.
А по осени-в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это…(слива)
- На эту загадку отвечает 3 ряд.
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…(Банан)
- Молодцы ребята, вы хорошо справились. Теперь откройте учебник на стр. 54.(сл.12)
Вспомните, какие овощи и фрукты вы знаете. Рассмотрите рисунок. Назовите сначала овощи, а потом фрукты.

- Ребята, какие из этих овощей не растут в России?
( Все)
- Ребята, какие фрукты не растут в России?
( Ананас - Родиной экзотического фрукта находится с другой стороны земного шара. Это – Бразилия. Представители рода Ананас – наземные растения, с колючим стеблем и жесткими листьями. Ананас – сочный и вкусный тропический фрукт. Кроме этого, в его состав входят около шестидесяти веществ, придающих характерный только ему аромат. По количеству этих веществ витаминов ананас можно смело относить к лекарственным растениям.(сл.13)
Апельсин - Довольно высокое дерево, плод – апельсин. Родина растения – Китай. Богат витаминами. Из кожуры апельсинов получают цедру, используют для приготовления настоев и варенья.(сл.14)
Лимон - Родина — Индия, Китай и тихоокеанские тропические острова. Лимон — небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 5—8 м. Плод – лимон. Лимоны употребляют в пищу в свежем виде, а также используют при изготовлении кондитерских изделий. Богат витаминами.(сл.15)
Банан - Несмотря на то, что по внешнему виду банан напоминает дерево, на самом деле банан — это трава, а именно травянистое растение с мощными корнями, коротким стеблем. Плод банана – ягода. Бананы растут в странах тропического и субтропического пояса. Банан полезен. Благодаря уникальному химическому составу растение нашло применение в медицине.)(сл.16)
Физминутка
«Репка»(сл.17)
Сами землю, землю мы копали, (наклоны вниз)
Сами грядку, грядку насыпали. (стряхивающие движения кистями рук)
Мы сажали, мы сажали репку.(прыжки с ноги на ногу по кругу)
Сами зерна, зерна мы бросали, («пружинка»)
Сами всходы, всходы поливали. (повороты вправо-влево)
Мы растили, мы растили репку. (прыжки с ноги на ногу по кругу)
Вот поспела, вот поспела репка, (раскачивают руки над головой)
Стала сочной, стала сладкой, крепкой. (ударяют кулачками друг о друга)
Вкусной стала, вкусной стала репка. (прыжки на двух ногах по кругу)
Всех мы в гости, в гости приглашаем, (наклон вперед, руки в стороны)
Сладкой репкой, репкой угощаем. (хлопают в ладоши)
Угощаем, угощаем репкой. (садятся за парты)
Открытие «нового» знания
- Ребята, ну а мы продолжаем наше путешествие. И следующая станция наша называется «Витаминная». (сл.18)
- Ребята, кто знает, что такое витамины? (Витамины - органические соединения, которые необходимы организму человека для его нормальной каждодневной деятельности.)
- Мы говорили о том, что овощи и фрукты полезны. Давайте узнаем, какие витамины в них есть.
- Давайте познакомимся с братьями-витаминами.
Читаю про витамины на ст.54-55.
- В зеленой одежде – витамин А, в синей одежде – витамин В, в красной – витамин С.
- Рассмотрите, что лежит в корзине у витамина А( морковь, капуста, помидоры.)
- Почему в его корзине только эти овощи? ( В них содержится витамин А.)
- Рассмотрите, что в корзине у витамина В. Почему? ( свекла, яблоко, репа, зелень салата. В них есть витамин В.)
- Рассмотрите, что в корзине у витамина С. Почему? ( смородина черная, красная, лимон, лук. В них есть витамин С.)
- Прочитайте, что говорит вам братец витамин А.
- Почему нужно есть продукты, в которых есть витамин А ( чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.)
- Прочитайте, что говорит вам братец В.
- Почему нужно есть продукты в которых есть витамин В ( Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать.)
- Прочитайте, что говорит витамин С.
- Почему нужно есть продукты, в которых есть витамин С ( Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.)
- Можно ли есть какой-нибудь только один витамин?( Нет. Надо есть разные овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.)
( Отсутствие витамина Д в пище приводит у детей к развитию рахита ( отставание в росте). Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи. При дефиците витамина К нарушается свертывания крови. При разнообразном и рациональном питании, включающем овощи, фрукты, организм получает необходимый набор и количество витаминов.)
3.4. самостоятельная работа.(сл.19)
- А теперь откройте рабочую тетрадь на с.36. выполните 1 номер(сл.20)
- Теперь выполните 2 номер.
- Если возникают трудности, вы можете совещаться с соседом по парте.
(Проверка №1 – на слайде. №2 – рассказывают дети.)
3.3. первичное закрепление
- Последняя наша станция называется «Чистюлькино». (сл.21)
- Ребята, как вы думаете, овощи и фрукты можно кушать сразу с огорода?
- А что нужно сделать с ними? (помыть хорошо).
- Запомните! Овощи и фрукты перед едой нужно обязательно мыть.
Фрукты и овощи приготовили для вас задание, разгадайте кроссворд.(сл.22)

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.(яблоко)
Много платьев,
Много хруста,
А зовут ее …(капуста)
Круглая да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь.(репа)
Он похож на огурец,
Он тяжёлый как свинец,
Завалился на бочок,
Желтощёкий - ... (кабачок)
Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт...(Банан)
Зацветает очень рано,
Вкус у плода сочен, сладок,
Синевою отливает,
Этот фрукт, как называют?
Ответ: Слива
7. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
В саду растёт, весной цветёт,
Кувшин напоминает,
А кто-то с лампочкой сравнит,
Как фрукт тот называют?
Ответ: Груша
Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет.(свекла)
С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри!
Ответ: Киви (Растения представляют собой крупные древовидные лианы родом из Китая, поэтому киви иногда называют «китайским крыжовником».)
Фрукт похож на шишку ели,
Мы рискнули — шишку съели...
Самый лучший, высший класс —
Спелый, сочный ...
ананас
-Молодцы, хорошо разгадали кроссворд. Какой вкусный он у нас получился!
повторение и включение в систему знаний (сл.23)
Приведите примеры овощей.
Приведите примеры фруктов.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Что такое витамины?
- Запишите д.з. рабочая тетрадь с. 37 номер 3.
Приложение 4.
Рефлексия учебной деятельности
- Вот наш урок и подошел к концу, оцените свою работу на нем. У вас на столах есть шаблоны яблок, раскрасьте зеленым цветом – если у вас все получилось и не было трудностей. Красным цветом – если были затруднения.
- Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?(сл.23)
Приложение 5.
Раздаточный материал.

