«КАК ЗАСТАВИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?
ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?»
« Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Легуве
Сказка.
Для личного размышления
Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться
- В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царем станет его сын. А у него на это было время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками.
- Раз в неделю после разговора с педагогами, отец встречался с сыном и ругал его. А иногда даже наказывал. Царь полагал, что мать его воспитывает неверно: слишком балует да все разрешает. Надо помогать жене с воспитанием сына. Поэтому после разговора с сыном он шёл к жене и уже ей объяснял, как надо воспитывать сына. Иногда грубо и резко. А она плакала.
- Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы – матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками.
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания,- это чересчур торопиться».
Ж.Руссо
Все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения.
Отношения ученика к процессу обучения
Отношение к целям учебы - то, что побуждает ученика учиться, какие цели он умеет ставить и реализовать.
Эмоциональное отношение к учению – положительное (уверенность, удовлетворение, радость) и отрицательное (скука, неуверенность, беспокойство).
Общее отношение к учению – успеваемость и посещаемость уроков; активность ученика на уроке; добровольность и ответственность за выполнение домашних заданий; сосредоточенность на теме учебного материала; устойчивость интересов к различным сторонам учебной деятельности.
Работа в группах
- Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину. В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения. Далее будет предложен ряд основных причин нежелания учиться. Попробуйте определить для себя свою (может не одну).
Причины неуспеваемости
- Отсутствие интереса к учёбе.
Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
2. Конфликты с педагогами.
Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
Причины неуспеваемости
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
4. Конфликты с родителями.
Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
Причины неуспеваемости
5.Пробелы в ранее усвоенных знаниях.
Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
6. Неумение организовать свою домашнюю работу.
Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
Причины неуспеваемости
7. Недостаточное умение учиться.
Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье.
Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
8. Проблемы с развитием внимания и памяти.
Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?
Причины неуспеваемости
9. Личные проблемы.
«Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
10. Ребёнок часто болеет.
Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
Притча.
Как заставить сына учиться?
«Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее.»
М. Горький
- Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках.
- - Не даются мне знания батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу, нет науки, выучишься и станешь продолжать моё дело, - ответил отец.
- Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает.
- - Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет,- вступился за мальчика один из строителей.
- - Он у нас на все руки, кроме науки,- сердито произнес отец, но сына отпустил.
- -Не хочу я учиться батюшка, лучше на конюшню пойду работать,- упрямился сын.
- Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил:
- - Я заплачу вам много денег, если вы будите дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником.
- - У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.
Заповеди воспитания
- Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы.
У ребёнка, уверенного в себе, всё получается. Самоуважение – это главное, что вдохновляет ребёнка на успех.
Заповеди воспитания
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Критиковать надо не ребёнка, а его поступки и поведение.
Заповеди воспитания
- Оцените сильные стороны своих детей.
Мы часто хотим сделать из ребёнка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению. Важно спросить у ребёнка: «Что тебе нравится? Что у тебя хорошо получается?»
Заповеди воспитания
- Развивайте в ребёнке уверенность в себе.
Если ребёнок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывает страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия.
Заповеди воспитания
- Напоминайте ребёнку о его успехах.
Часто ли вы хвалите ребёнка?
Вспомните слова, которыми вы хвалите ребёнка.
Существует 55 способов выразить свою любовь к ребёнку словами:
- Молодец! Талантливо!
- Хорошо! Ты-одарённый!
- Удивительно! Поразительно!
- Прекрасно! Потрясающе!
- Как в сказке! Я тобой горжусь!
- Очень эффектно! Ты на верном пути
- Ты-просто чудо. Я сам не смог бы сделать
- Поздравляю! лучше!
Советы родителям по поддержке ребёнка в учебной деятельности.
- Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
- Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
- Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
- Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».
А.П.Чехов
Притча для раздумья .
Правильный путь
- Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева.
- — Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый?
- Старец важно ответствовал:
- — Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды…
- Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.
- — Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение?
- — И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик.
Желаю Вам успехов в воспитании детей!