Почему популяция -саморегулирующая система?
Учитель МОУ Пронинская СОШ
Викторова Н.А.
Вспомните, что такое популяция?
Популяция – это группа особей одного вида, длительно существующая на определенном участке ареала
Что такое численность популяции?
Численность популяции – это число особей в популяции?
Что такое плотность популяции?
Плотность популяции – это число особей, находящихся на единицу пространства
Какие процессы влияют на численность популяции?
Смертность – число особей популяции, погибших в течение месяца, года, десятилетия.
Рождаемость – число особей, родившихся в популяции за тот же период.
Плодовитость среднее число потомков, производимых особями в определенном возрасте.
Установите соответствие
Понятие
Характеристика
1.Плотность
А) среднее число потомков, производимых особями в определенном возрасте
2.Численность
Б) число особей в популяции
3.Плодовитость
В) группа особей одного вида, длительно существующая на определенном участке ареала
4.Популяция
Г) число особей популяции, погибших в течение месяца, года, десятилетия
5.Смертность
Д) число особей, родившихся в популяции за тот же период
6.Рождаемость
Е) число особей, приходящихся на единицу пространства
Самопроверка
1- Е
2- Б
3- А
4- В
5- Г
6- А
Задание 2
Изучите график, отражающий динамику численности животных (отложено по оси у ) в разные годы.
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Максимальная численность зайцев достигается до 1865 года.
2) Численность зайцев изменяется в ответ на смерть хищников от болезней.
3) Максимальная численность рысей достигается в 1905 году.
4) Численность рысей никогда не превышает численность зайцев.
5) В период с 1875 по 1885 наблюдается период, когда численность зайцев и рысей сравнялась.
Самопроверка
Пояснение.
Для выполнения задания необходимо прочитать каждый из пунктов и определить, подходит ли он для описания данного графика
Ответ: 15
Задание 3.
Как объяснить возникновение вспышки численности соснового шелкопряда, наносящего огромный ущерб экосистеме тайги?
1.Сложились благоприятные условия.
2.Сократилась численность птиц, которые питаются личинками.
3.Захломление леса человеком.
О каком биологическом процессе идет речь?
Численность популяций любого вида не может расти бесконечно. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, препятствующими ее дальнейшему росту.
Подсказка.
Учебник. Словарь. Стр 139
С
Почему популяция – саморегулирующая система?
Задачи:
1.Объяснять что такое саморегуляция?
2.Объяснять что такое емкость среды?
3.Описывать основные способы регуляции численности популяций.
4.Приводить примеры регуляции численности особей в природных популяциях.
Работа с текстом
Лес из сосны кедровой более емкая среда для популяции бурундука, чем лес смешанный, так как этот зверек кормится кедровыми орехами.
Эти пределы для конкретных популяций называют емкостью среды.
Емкость среды – словарь учебника стр 136
возможности окружающей среды обеспечивать нормальную жизнедеятельность определенному числу организмов без отрицательных последствий.
Способы регуляции численности популяции
Способы
Описание
Примеры
Способы регуляции численности популяции
Способы
Описание
1.Внутривидовая конкуренция.
Примеры
соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного вида.
Птицы одного вида конкурируют за места гнездования, Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей, у растений с возрастанием плотности усиливается конкуренция за свет, воду, минеральное питание, канибализм.
Сходные виды ресурсов (черная и серая крысы, хищник-жертва,
2.Межвидовая конкуренция.
это любое взаимодействие между двумя или более популяциями, которое отрицательно сказывается на их росте и выживании.
Работа в парах. Выявляют способы регуляции, используя биологическое описание
Состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинувшимися кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, мощные корневые системы поглощают из почвы растворенные минеральные вещества в ущерб более слабым соседям.
Конкуренция обостряется при повышении плотности популяции. При обилии птенцов у некоторых видов птиц. (чайки, буревестники) более сильные выталкивают из гнезда более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голод.
Птенцы чайки
Птенец буревестника
Избыток самцов в период гона в популяциях волков приводит к ожесточенным дракам между ними, которые иногда заканчиваются смертельным исходом для более слабых особей.
В стаде горных баранов и северных оленей драки носят ритуальный характер: слабый соперник отступает.
Речь идет о мыши-малютке. Животное быстро передвигается по стеблям травянистых растений за счет гибких хвостиков.
Каннибализм — поедание животными ( каннибалами ) особей своего вида, внутривидовое хищничество. Одно из проявлений внутривидовой конкуренции. Каннибализм может происходить из-за разных причин. У мелких грызунов, мышей - каннибализм встречается при недостатке пищи и воды. После рождения выводка самка может понять, что ее сил не достаточно для выкармливания полноценного потомства, и она съедает нескольких детенышей. Иногда самка поедает своих детенышей, чтобы уменьшить размер выводка, когда родилось слишком много детенышей, или, когда самка чувствует, что некоторые детеныши больны или очень слабы .
Пример соревнования за сходные виды ресурсов дают взаимоотношения серой и черной крыс, борющихся за место в поселениях человека. Серая крыса, более сильная и агрессивная, со временем вытеснила черную, которая встречается лишь в лесных районах.
Обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную, не имеющую жало.
Пчела медоносная
Маленькая туземная пчела
Хищник - жертва
Почему популяция саморегулирующая живая система?
1.Численность популяций любого вида не может расти бесконечно.
2.Существуют определенные ограничения.
3.Существуют способы регуляции численности.
1.На уроке я работал (активно, пассивно).
2.Требовалась ли вам помощь?
3.Своей работой на уроке я (доволен, недоволен).
4.Материал на уроке я усвоил.
5.Оцените свои достижения.
Домашнее задание.
1.Параграф 20
2.Выучить понятия темы.
3.Прочитайте текст и выполните задание. «Семейство мышиные».