СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему радуга разноцветная?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Почему радуга разноцветная?". Программа "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Почему радуга разноцветная?»

Урок окружающего мира в 1 классе.


Учебно-методическое обеспечение:

УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.

Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для усвоения новых знаний.

2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.

3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

3. Формировать самооценку школьников.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.

3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма

отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.

2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

Оборудование и материал:

-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;

-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;

-Компьютер;

-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.


Ход урока.


  1. Организационный момент


Прозвенел уже звонок

Как же мы начнем урок?

-на уроке мы сидим

Не шумим и не кричим

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем

Начнём наш урок со сказки. 
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
Я всегда со светом дружен.  Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи  пробегаю по листве.. 
- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… 
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 
Что за чудо – красота! 
Расписные ворота  показались на пути, 
В них ни въехать, ни войти (радуга) 
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? 
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, у Вас?

-Что же означает слово «РАДУГА»?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

        — Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

-Почему в воздухе возникло такое чудо?

-Кто строитель?

Кто построил радугу в небе над землёю
Семь цветов, семь мостиков и загнул дугою.

Припев:

Это – 3 раза видно дождик
Он немного архитектор и чуть-чуть художник

Как бы мне хотелось знать кто рукой могучей
В небе замок сказочный вылепил из тучи.

Припев.

Кто луга весенние засадил цветами
Вы теперь я думаю догадались сами.

Припев.


-Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга).

  Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Мультфильм

-А почему радуга разноцветная?

 Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок. « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Физминутка

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Практическая работа  «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

Дождь прошёл, и в небе чистом
Появилось коромысло.
Ах! Какой чудесный мастер
В семь цветов его раскрасил?

Может, ветер разыгрался,
Или дождик постарался?
Нет! Не ветер и не дождик.
Это радужный художник!

Чудо сделал яркий лучик,
Как пробился из-за тучек!

Через дождик солнце светит -
Как же это не заметить?
И волшебною дугой,
Семицветной радугой,

Через озеро и в лес,
Коромыслом до небес,
Ярким семисветом,
Летом, только - летом:

Фиолетовый, зелёный,
Красный, синий, голубой,
И оранжевый, и жёлтый -
Слились радугой-дугой.

А кто первым увидал -
Вмиг желанье загадал.
Обещаю всем заранее,
Что исполнится желание.

Работа в тетради.

-  Туча – это темное, густое облако;    да   нет 
- Ситничек – это сильный проливной дождь;   да   нет 
-  Ветер дует, потому что качаются деревья;   да   нет 
-  В радуге оранжевый цвет идет после синего;     да  нет 
-  Радуга состоит из пяти цветов;       да  нет 
- Ветер – это движущийся воздух;          да  нет 
-  Эхо бывает только в горах;       да  нет 
-  Звуки издают только живые существа;   да нет 
- Радуга образуется, когда солнечные лучи 
попадают в небе на капельки дождя.             да  нет

Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке? 
– Кто для себя сделал открытие? 
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! 
– Кому на уроке было интересно? 
– Кому урок подарил хорошее настроение? 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!