Просмотр содержимого документа
«Почему речедвигательный аппарат имеет большое значение в произношении ребенка?»
Кузьмина Анастасия 316 группа
1. Почему речедвигательный аппарат имеет большое значение в произношении ребенка?
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
2. Заполните таблицу:
Этап | Название | Характеристика этапа, работа на данном этапе |
I | Подготовительный | Предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речи двигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов речи, от их подвижности и гибкости, от координации, их силы и точности. |
II | Постановка звука | Это создание новой нервной связи между звуковыми двигательными и зрительными ощущениями, так же необходимо пресечь формирование неправильных связей. Постановка звука начинается с легких по артикуляции. Когда этого недостаточно необходимо объяснить артикуляцию звука и произношение. В период становления звука необходимо быть внимательными и моменту его появления. |
III | Закрепление и автоматизация звука | Полезно сочетать новый материал со старым, звук должен даваться в разных звукосочетаниях: Изолированно Слоги В слове Предложении Тексте Для закрепления и автоматизации звука требуется систематическая тренировка, чтобы в течении дня ребенок произносил звук не менее 10 раз. |
IV | Дифференциации смешиваемых звуков | Работа над дифференциацией начинается только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены ребенком. Для дифференциации эффективен приём сравнения, артикуляции и установление различия. |
3. Назовите основные методы и приемы формирования правильного звукопроизношения.
Методы:
Наглядные
Словесные
Практические
Приемы:
Словесные
Наглядные
Игровые
4. Опишите структуру занятия по изучению одного звука:
Педагог говорит детям, что сегодня они будут учиться произносить звук ш. Показывает и объясняет артикуляцию звука: «Чтобы правильно сказать звук ш, нужно губы слегка вытянуть вперед кружочком, зубы слегка сомкнуть (чтобы между ними мог пройти ноготок), язык поднять к верхним зубам». Объяснение повторяется, и дети выполняют эти движения.
Педагог использует разные анализаторы: слуховой («Послушайте, как я произношу звук»), зрительный («Посмотрите, как я говорю, посмотрите на мои губы и зубы»); обращает внимание детей на выдыхаемую струю воздуха («Если вы правильно произнесете звук ш, то почувствуете на руке теплую струю воздуха»). Звук все произносят хором и несколько детей по одному. Вначале вызывают детей с правильным произношением, затем – с несовершенным. Им предлагают повторить звукоподражания («Как шелестят ветки деревьев, когда ветер дует тихо? Когда ветер дует сильнее? Как паровоз выпускает пар?»). Путем таких упражнений у одних детей можно впервые вызвать звук, у других - закрепить произношение уже имеющегося звука.
Во второй части занятия дети выполняют упражнения на закрепление произношения звука в словах. Поскольку длительное повторение бессмысленных звукосочетаний (ша, шо, шу) непонятно и неинтересно ребенку и быстро утомляет его, упражнения следует проводить в осмысленной и доступной детям форме.
В этой части занятия следует строго индивидуализировать процесс обучения, учитывая особенности произношения детей. Тем, у кого звук еще не появился, предлагают для упражнения звукоподражания с изолированным звуком. Остальным детям для закрепления вновь появившегося звука создают облегченные условия его произношения (звук в начале слова, в сочетании с гласными). На более позднем этапе звук дается в разных положениях, в сочетании с согласными. Педагог следит за правильным положением органов артикуляции.
Занятие заканчивается хоровым произнесение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком. Произнесение сопровождается изменением силы голоса (громко, тихо, шепотом). Речевой материал подбирают так, чтобы его можно было использовать для закрепления произношения звука и для выработки дикции.