СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почему в человеческом обществе существует не одна, а много религий?» (реферат)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в мир религий – это путешествие в глубины человеческой культуры. Нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои зримые и прекрасные следы. Это – хранящие былое величие египетские пирамиды и сфинксы, торжественные готические соборы Европы, потрясающие индейские многокилометровые «рисунки» американских пустынь, изысканная и утонченная китайская живопись, удивительные японские искусства икебаны и устройства каменных садов…

Просмотр содержимого документа
««Почему в человеческом обществе существует не одна, а много религий?» (реферат)»

«Почему в человеческом обществе существует не одна, а много религий?»



Содержание

Введение…………………………………………………………………2

  1. Что такое религия

1.1 Религия как сфера духовной жизни ……………………3

    1. Структура религии …………………………………… 7

Заключение …………………………………………………………… 11

Список литературы…………………………………………………… 14





























Введение



Путешествие в мир религий – это путешествие в глубины человеческой культуры. Нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои зримые и прекрасные следы. Это – хранящие былое величие египетские пирамиды и сфинксы, торжественные готические соборы Европы, потрясающие индейские многокилометровые «рисунки» американских пустынь, изысканная и утонченная китайская живопись, удивительные японские искусства икебаны и устройства каменных садов…

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Религия – это некая практическая форма выражения человеческой веры. Поскольку люди разные, то естественно, что для каждого находится своя форма выражения его убеждений. Даже внутри одной конфессии формы выражения религиозных чувств будет отличаться у разных людей. Поэтому не удивительно, что разные народы по разному поняли свое предназначение в мире.

Цель работы – выявление того, почему в человеческом обществе существует не одна, а много религий





Что такое религия



    1. Религия как сфера духовной жизни

С появлением религии жизнь человека приобрела смысл и упорядоченность. С тех пор история стала делиться на 2 части: историю - войны, заговоры, борьба за власть, восстания, свержения и священную историю, т.е. взаимоотношения Бога и человека.

Бог открывался множество раз и для каждого народа индивидуально. Так, например, Бог Шива в Древней Индии - языком танца творил мир, и каждое его движение имело скрытый смысл. У других народов Бог творил мир словом. В этом случае через мистические слова "ом" и "аум" мир обрел свое бытие. Евангелие от Иоанна начинается так: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог". Тем не менее, настоящего облика Бога не видел никто, поскольку он не вмещаем в человеческом сознании - иначе он не был бы Богом. От него исходят законы, правила жизни. Однако у разных народов разное количество богов, так в индуизме их 1000, а в иудаизме - 1. Но в каждом конкретном случае лежит вера и возможные общие мировоззрения. Так их всех объединяет вера в зримое и в незримое - духовное, божественное.

Почти у всех религий существует общее понятие - земная жизнь - временная и человек должен быть спасен. Одни из них учат спасению от жизни, другие от смерти, т.е. от смерти души. Спасение души для многих религий составляет основную задачу. Вследствие этого, Человек в ней не только биологическое существо, а в первую очередь - духовное, обладающее бессмертной душой. Оно является носительницей личности, ума, сердца и воли. Поэтому во всех религиях содержится учение о загробном существовании человека. Так, например, смысл христианства заключается в следующем: "Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!" По этим учениям каждый из нас стоит перед выбором: верить в вечную жизнь или верить в абсолютный закон смерти. С эволюцией человеческого общества развивались различные способности. У одаренных людей открывался дар ясновидения, ясно слушания и дар пророчества. Из этой категории людей выходили шаманы, жрецы, маги. В свою очередь, особо одаренные становились вестниками, пророками. Их духовный опыт и откровения были настолько сильны, что показывали пути решения важных для человечества проблем. Например, Будда в своей первой проповеди говорил: "Существует страдание, существует причина страдания, существует путь прекращения страдания", Иисус утверждал: "Я есть Путь, и Истина, и Жизнь... Я пришел, чтобы имели Жизнь, и имели с избытком". В религии духовная жизнь верующего человека стоит выше социальных, эстетических и других ценностей. Она имеет огромное, вселенское и космическое измерение, а духовное совершенствование важнее мирских забот.

Современная религия - это не только установленные обряды, церемонии, запреты, но и кодекс морали и права, входящий в законодательство и в международные отношения. Ныне она представляет огромные организации, политические партии и профсоюзы вероисповедного направления, духовные школы и богословские факультеты в университетах. Сегодня много говорят о духовности. В свое время замечательный русский философ и ученый, священник П.А. Флоренский предупреждал о кризисе духовного пути культуры. Он писал об этом в начале 20 века и теперь, спустя 50 с лишним лет, после его мученической кончины в лагерях уничтожения (1937 г.), мы вновь обращаемся к поискам вечных истин, к истинам подлинной духовности. Нам всем необходимо осудить науку ненависти, вернуться к милосердию, добру и любви, к общечеловеческим ценностям во всех сферах. Ведь нам, нашим детям и внукам, суждено жить в мире, где разная вера будет определять поведение больших масс людей, в мире едином, взаимозависимом: строить жизнь в изоляции невозможно. И поэтому этот мир может быть только миром диалога - цивилизаций, культур, теорий, идеологий. Приходит потребность во взаимопонимании. Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала. Для большинства верований характерно многобожие, политеизм, но некоторые, особенно развитые религии, отличает монотеизм. Бог в них выступает как верховное, над миром возвышающееся существо, творец и управитель мироздания. Идея Бога (или божеств) составляет само средоточие верований. В учениях великих мировых религий есть черты сходства. Особенно это относится к монотеистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу. Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы cуществования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, изредка чудовищных и звероподобных, чаще человекоподобных.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные вероисповедания аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Поэтому люди должны признавать права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, проявлять терпимость, уважать взгляды и позиции друг друга и, конечно, отказаться от любых видов силового давления и иных форм воздействия.





1.2Структура религии

Слово "религия" вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов. Религия — очень сложное и многоплановое явление, имеющее свою структуру.

1 Изначальным элементом всякой религии является вераВерующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира, Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может применяться полный аналог слова «теология» — богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного вероучения, изучают и толкуют священные тексты.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат.- чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такими, с помощью которых особые люди или служители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом воздействовать на окружающий мир, на других людей, изменить природу и свойства тех или иных предметов. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются большинством религий и церквей, где считаются "происками нечистой силы". Другая разновидность культовых действий — символические обряды, которые только изображают или имитируют действия какого-либо божества с целью напоминания о нем. Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых преобладает мистический элемент, религиоведы так и называют — мистическими. Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в большинстве религий требуются специально подготовленные священнослужители. 0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу, например, обладать божественной благодатью, как православные и католические священники, а могут быть и просто организаторами и руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе. Каждая религия разрабатывает свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным, торжественным, детально утвержденным, другой — простым, дешевым, а возможно и допускающим импровизацию.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия употребляют термин конфессия (церковный, вероисповедальный).

Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в господствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике секты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь.





Заключение

Проявления религии встречаются повсюду. Это – устремленные в небо купола церквей, и башенки минаретов, и малиновый перезвон колоколов, и торжественные духовные песнопения, и немеркнущая красота икон…

В то же время не просто сказать, что такое религия. Религиоведы создали более двухсот определений религии, но и они, по их мнению, не отражают данное явление духовной жизни во всей полноте.

В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Функции — это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Существует несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Первобытные верования – порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся обществ, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувствительного разума и знаний древнего человека о себе и окружающем мире. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входя как элементы в ту или иную религию, никогда и нигде каждый в отдельности не составляли целой религии, однако они характеризуют верования и обряды древних людей. Это не означает, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях.

Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь истина должна быть одна, а религий – много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие - вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие – неистинными, не ведущими к подлинному спасению.

Религия – это некая практическая форма выражения человеческой веры. Поскольку люди разные, то естественно, что для каждого находится своя форма выражения его убеждений. Даже внутри одной конфессии формы выражения религиозных чувств будет отличаться у разных людей. Поэтому не удивительно, что разные народы по разному поняли свое предназначение в мире. Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.

Каждой нации, каждому человеку нужен мир и согласие. Поэтому в каждом из нас должно быть развито чувство милосердия, гуманизма, доброжелательности, терпимости к людям, к их традициям и верованиям





Список литературы

  1. Всемирная энциклопедия. Христианство. Минск: Современный литератор, 2004. 831 с. http://www.ozon.ru/context/

  2. Жукова Л.Г., Журавский А.В., Пименов А.В., Шабуров Н.В. Религии мира. М., 1997

  3. Кулаков А. Е. Религии мира. Учебное пособие 10 – 11 класс. АСТ, 1998. 429 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/23150520/

  4. Леонидов Ф.А. Введение в вероучения народов мира. Справочное пособие. - М., 2005

  5. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д., 2004

  6. Лобжанидзе А. А. Грохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий. Учебное пособия для студентов. М. Академия. 2005. 176 с.

  7. Малиновский Б. Магия, наука, религия // Магический кристалл. – М., 1982

  8. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. http://scibook.net/tserkvi-russkoy-istoriya/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-sovremennoe.html

  9. Москва. Народы и религии. Справочник. М.: РАН, 1997. 255 с

  10. Музафарова Н.И. История религий: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2004

  11. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004

  12. Пучков П. И. Казьмина О. Е. Религии современного мира. М.: УРАО, 1998.183 с.

  13. Пушнова Ю. Б. История мировых религий: краткий курс лекций. –М.: Владос, 2005 https://www.livelib.ru/book/1001565295

  14. Радугин А. А Введение в религиоведение. Курс лекций. М.: Центр, 1997.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!