СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему в наше время цифровизации нужно читать детям книги?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачем нужно ситать детям. Значение книги в жизни ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Почему в наше время цифровизации нужно читать детям книги?»

Почему в наше время цифровизации нужно читать детям книги?

Альберт Эйнштейн сказал: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были ещё умней, читайте им больше сказок».

И тут хочется углубиться в вопрос, что такое книга и процесс чтения вместе с родными людьми для ребёнка?

Конечно, это познание мира, воспитание морально-этических принципов. Через книги ребёнок учится строить причинно-следственные связи, почему такое событие привело к таким последствиям, например. Учится распознавать добро и зло, мечтать, фантазировать. Но, самое главное, что время, когда ребёнок проводит за чтением книги с родителями, принадлежит только ему. И это не отнять и не заменить никакими телефонами, планшетами, мультиками. Здесь живое общение, живая мимика, живой и родной тембр голоса, мамины/папины руки скользят по строчкам, шелестят страницами. Это время, когда ребёнок напитывается любовью, он в абсолютной безопасности и не вступает в конфликт с внешним миром, не сражается за внимание и время мамы или папы. Это время, когда он может расслабиться.

Поэтому самое главное, что я могу посоветовать как педагог - психолог, когда вы читаете книгу ребёнку, будьте увлечены этим чтением, уберите все ваши мысли, заботы, планы на будущее. Просто погрузитесь в этот процесс целиком, почувствуйте, как ребёнок тоже включится в этот процесс всецело.

В возрасте после трёх лет во время чтения книги ребёнок может быть занят своими «важными» делами, например, играет на ковре рядом с мамой/ папой, но при этом он слушает вас.

Психологи также считают, что совместное чтение книги с ребёнком — прекрасная возможность провести время вместе, да ещё и укрепить связи в семье. И если вы собираетесь приучать ребенка к чтению, начинать стоит с себя, ведь если старшие члены семьи предпочитают телевизор и гаджеты, никакими уговорами за книгу его не усадить. Тем более что принуждением любовь привить не удастся.

Почему дети не любят читать

Сначала давайте разберёмся в том, почему современный ребёнок не хочет читать и какие действия родителей могут отбить у него охоту к книгам. Об этом сказано и написано много, но всё же стоит повторить информацию, чтобы разобраться в причинах и по возможности избежать подобной ситуации.

1. Слишком раннее начало. Желание родителей как можно скорее научить читать не всегда оправданно. Многие дети в трёхлетнем возрасте хотя ещё лепить куличики в песочнице, а не читать книги, пусть даже интересные.

2. «Репрессии». Прочитывание книг должно ассоциироваться исключительно с приятными эмоциями и впечатлениями. Нельзя упрашивать и тем более заставлять ребёнка корпеть над книжками. Если же родители принуждают к чтению, в дальнейшем подросток будет отказываться от подобного варианта времяпрепровождения.

3. Наличие альтернативы. Сегодня дети окружены гаджетами и элементами виртуальной реальности. Дома несколько телевизоров, компьютеров, у каждого члена семьи (и у ребёнка с дошкольного возраста) – смартфон. Ребёнок получает возможность выбора: книги или телефон. И последний часто побеждает.

4. Доступность информации. Ещё пару десятков лет назад чтобы подготовить доклад или сообщение, ребёнок вынужден был посетить библиотеку, изучить несколько энциклопедий. Сегодня же достаточно зайти в интернет, открыть пару-тройку источников, подготовить выступление за полчаса.

5. Негативный пример взрослого. Если родители не любят читать, предпочитают в свободное время полежать на диване не с книжкой, а со смартфоном, то, с большой вероятностью, и ребёнок тоже не будет испытывать интереса к чтению.

Ещё один момент: мотивация к чтению у детей подросткового возраста очень часто снижается. В психологии это принято объяснять сменой авторитетов. Ребёнок теперь смотрит в большей степени не на родителя или педагога, а на ровесника. Так что подросток если и будет что-то читать, так это книгу, которую ему посоветует приятель.

Способы вызывания интереса к чтению

А теперь давайте узнаем то, как ребенку привить любовь к чтению с помощью нескольких интересных методик. Какая из них подойдёт именно вашему чаду, сказать сложно. Можно выбрать одну из них, можно опробовать несколько вариантов, а можно придумать собственный воспитательный манёвр.

«Дочитай сам»

Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории.

Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит.

Метод Искры Даунис

Советский психолог предложила интересный способ, совмещающий игру и чтение. В один прекрасный момент ребёнок просыпается и находит, допустим, в рюкзачке или под подушкой письменное послание от сказочного героя. К примеру, от Карлсона. Тот кратко сообщает, что хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок, который спрятан в определённом месте. В указанном месте действительно обнаруживается сюрприз.

На следующее утро обнаруживается ещё одно послание, чуть длиннее и подробнее. В нём «Карлсон» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто весёлыми или же нести воспитательную нагрузку (но не нужно сочинять скучные нотации).

С каждым днём письменные сообщения становятся всё более длинными и содержательными. В них попадаются задания, обещаются награды (обещания нужно обязательно выполнять). Ребёнок читает их всё проще и всё с большим удовольствием. Как результат – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс.

Метод древнего народа

Ещё один хитрый метод – донести до ребёнка информацию о том, что книги – это настоящее сокровище. Следовательно, он может их читать лишь в том случае, если ведёт себя хорошо. Получается, что чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным, тем более что каждый раз можно печь специальные печеньки в виде книжек. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то пухлый томик откладывается в сторону.

Запрет на чтение

Этот способ довольно манипулятивный, поэтому применять его стоит крайне осторожно. Чем-то он похож на предыдущий вариант, но тут опытные родители предлагают запрещать ребёнку читать определённую книгу, аргументируя это тем, что он ещё слишком мал для подобной литературы.

Все мы знаем, что запретный плод отличается сладостью и манит детей. Следовательно, интерес к книжке возрастает многократно.

Специалисты убеждены в том, что привитие любви к чтению возможно лишь до определённого возраста – до 9 лет. Затем сформировать эту привычку будет сложно или даже невозможно. Именно поэтому стоит не откладывать литературное воспитание детей на потом, а начинать с раннего детства.

Интеллектуальная викторина «По страницам любимых книг»

Викторина будет проходить сначала для детей, а потом для родителей.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 монетку, которая соответствует 1 баллу.

Ну и в конце викторины мы подведем с вами итог и выясним, кто из вас любит читать.

Вы готовы?

На экране ноутбука картинки, детям необходимо угадать сказку, герои которой изображены на ней.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Следующее задание. Я читаю вам описание сказки, а вы ее должны угадать (конкурс проходит с использованием ИКТ: презентация- ответы).

- Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)

- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. И однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это…(Айболит).

-Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

- Из танцзала короля девочка домой бежала, туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла (Золушка)

«Назови сказку правильно».

Я буду называть сказку неправильно, а вы должны вспомнить ее правильное название. Слушаем внимательно. Ну, что готовы? Использование ИКТ.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Иванушка)

«Иван – царевич и зеленый волк»(серый)

«Плавучий корабль» (летучий)

«Царевна – индюшка» (лягушка)

«Волк и 7 тигрят» (козлят)

«По собачьему веленью»

«Гуси – вороны»

«Пашенька и медведь»

«Угадайте героя по реплике»

1. - «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

2. - «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

3. - «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

4. «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята «Волк и семеро козлят»)

5. - «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

6. - «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Теперь настала очередь викторины для родителей.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)

3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

7. Назовите место рождения Колобка (печь)

8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)

14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)

15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)

17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)

Угадай героя

Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского

(Айболит)

Самая маленькая девочка

(Дюймовочка)

Зеленая царевна

(лягушка)

Слабоумный паренек

(Иванушка - дурачок)

Дружит со щукой

(Емеля)

Драгоценный петух

(золотой)

Собеседница вороны, укравшая у нее сыр

(лиса)

Название сказки обо всех временах года

(12 месяцев)

Волшебная избушка

(на курьих ножках)

Злая старуха, укравшая Иванушку

(баба Яга)

Девушка, потерявшая башмачок

(Золушка)

Рыбак, ловивший рыбу хвостом

(волк)

Старухино изделие из муки

(колобок)

Сколько было богатырей у мертвой царевны?

(7)

Где хранится смерть Кощея?

(в яйце)

Мальчик, превратившийся в козленка

(Иванушка)

Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги

(гуси - лебеди)

Папа Буратино

(Карло)

Волшебный конек Иванушки

(Горбунок)

Самый маленький мальчишка

(с пальчик)

Девочка с голубыми волосами

(Мальвина)

Подружка семи гномов

(Белоснежка)

Девочка в ярком головном уборе

(Красная шапочка)

Сколько козлят съел волк

(6)

Волшебные слова Емели

(по щучьему велению)



В названии известных произведений все слова заменили на противоположные по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия:

1. «Пес босиком» (кот в сапогах)

2. Девочка- каланча (Мальчик- с- пальчик)

3. Синий платочек (Красная шапочка)

4. Железный замочек (золотой ключик)

5. Знайка под землей (Незнайка на Луне)

6. Песочная служанка (Снежная королева)

7. Быль о железной курочке (Сказка о золотом петушке)

8. Великан рот (Карлик нос)

Назовите сказку

За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба – на земле

Жил старик в своём селе. (П.П. Ершов. «Конёк-горбунок».)

Жили-были лиса да заяц.

У лисицы была избёнка ледяная,

а у зайчика лубяная:

пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла,

а зайчика стоит по-старому.

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело. (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

Наша викторина подошла к концу. Подведем итоги. Кто набрал наибольшее количество баллов.

Самый читающий ребенок….

Самый читающий родитель ….

Уважаемы родители! Станьте для своего сына или дочери вдохновителем, собратом по чтению, активным помощником, внимательным слушателем и рассказчиком. И в этом случае, возможно, слова «Мой ребёнок не любит читать» вообще не прозвучат. Но если проблема всё же возникнет, её можно решить –с помощью советов специалистов и самых интересных книг.