ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ОБУЧАЮЩИМСЯ
У каждого из нас в жизни наступает время выбора профессии. От того, правильным будет этот выбор или же нет, во многом зависит дальнейшая судьба человека. Кто-то уже в детстве четко знает, кем он станет, когда вырастет, и решительно идет к своей цели. А кому-то с этим выбором приходится нелегко — вуз выбирают либо по остаточному принципу, либо по принципу «на что хватит знаний или средств». На деле, выбор будущей специальности —задача важная и непростая. Именно от этого выбора завесит жизненный трек как минимум лет на 10—15. И позже, оглядываясь назад, хотелось бы не пожалеть о сделанном выборе.
РОДИТЕЛЯМ
Именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.
Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:
- Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка? - Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
- Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?
- Кем хочет стать Ваш ребенок?
- Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
- Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?
- Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок? Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.
Что нужно знать родителям о психологии выбора профессии:
Выделяют следующие причины ошибочного выбора профессии:
•отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность и профессию;
•предрассудки чести — необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;
•выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;
•перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию;
•увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. К таким привлекательным профессиям относятся профессии менеджера, топмодели, летчика, актера и др.;
•отождествление учебного предмета в школе с профессией;
•незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;
•незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем.
ОБУЧАЮЩИМСЯ
Выбирая будущую профессию, постарайтесь оценить свои возможности, склонности, интересы и сравните их с требованиями рынка:
-профессия должна приносить удовлетворение или даже удовольствие от выбранного дела.
-лучше заранее попытаться ответить себе на такой вопрос: сможете ли вы при необходимости адаптировать приобретенные навыки к другим отраслям (в случае, если захотите по тем или иным причинам сменить сферу деятельности)
-работа должна приносить доход, и здесь важно понимать, есть ли в этом направлении рост с повышением уровня компетенций
-необходимо убедиться, что выбранная профессия будет востребована на рынке труда через 5 лет (чтобы не искать свое место десятилетиями).
Изучите все нюансы будущей профессии и области ее применения, при этом оценивая не только плюсы, но и минусы. Почитайте отзывы тех, кто уже достиг определенного уровня именно в этой профессии. Чем большее количество информации вы проанализируете, тем объективнее будет ваше решение.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1 этап. Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача этого этапа - помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе. Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Стратегия выбора профессии:
Проанализировать три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие. Первый фактор «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день. Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Третий фактор «Надо»: Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
- Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
- Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
- Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
- Продумать вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана. Типичные ошибки при выборе профессии: Выбор профессии «за компанию», выбор престижной профессии, отождествление учебного предмета с профессией,отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится, несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии, устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии, неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах, выбор профессии под давлением родителей. Можно помогать, но не заставлять.
2 этап. Выбор учебного заведения
Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг - знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
3 этап. Поступление в учебное заведение.
Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов - экзаменационная пора.
Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период? Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п. Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход. Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата. Сохранение работоспособности в период подготовки к экзаменам Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха. Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время». В этом поиске родители - самые надежные и верные помощники! Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут не осознавать. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессии в течение жизни. Некоторые люди на всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности,- это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.