Вступительное слово
а) об авторе
б) о теме урока
в) актуально?
Цели урока
Исходя из темы: солидарны ли мы с автором во взглядах на проблемы, поднятые им в рассказе.
Определим круг проблем (вопросов)
1. Кровная месть
2. Становление личности
3. Национальных обычаев.
Работа с текстом.
Первая учебная ситуация.
- Найдите в тексте эпизоды, где автор говорит о национальных обычаях.
Сформулируем и запишем на доске (в большой тетради): Озаглавим? Как?
Кодекс чести младшего
-Актуален ли он сегодня?
-Дополнить можете?
Тох. (гл. герой)
-В судьбах каких людей реализована главная проблема? (Тох юноша)
-Кто он Тох? Какова его история?
-Какой цели он посвятил жизнь? В чём его счастье?
Психологический портрет.
- О чём говорит?
-Каково отношение к герою?
-А какова авторская позиция? Она выражена в тексте? (она активна)
Выпишем ключевые фразы.
Никогда он не возьмёт платы за кровь.
Над головой его летают ангелы смерти.
Один, враждебный всем.
Живём во имя любви к мёртвым и ненависти к живым.
-Как автор трижды назвал своего героя? (голодный волк)
Волк, лесной волк.(имя)
Сформулируйте авторскую позицию. Совпадёт ли она с вашей? – это вывод
Третья учебная ситуация.
Мальчик (юноша)
-Кто он? Отличается ли он от людей, кто его окружают?
- Каков мальчик в начале повествования? (читаем)
Меняется ли он?
Да. Текст.
Сначала-
Потом-
В конце-
Финал рассказа. Читаем.
-По какому врагу стреляет юноша? В кого? Кто этот невидимый враг?
-Вспомним, кого принято считать героем литературного произведения?
-Тох меняется?
-Так кто же является героем этого рассказа?
Случайно ли это? Почему у мальчика нет имени?
Сформулируем второй вывод.
-Есть ли в рассказе еще один герой? ( Да, природа)
Прекрасная, величественная природа Кавказа. Прекрасная и молчаливая. Ослепляющая своей красотой. Красотой, которая по словам Ф.М. Достоевского, должна спасти. Но не спасает. На благословенной земле Кавказа проливается кровь и сегодня. Нет это уже не кровная месть. Это война. То здесь, то там. Что изменилось? Время или люди?
Время. Люди не изменились, та же ненависть, та же вражда.
Обратимся к эпиграфу.
Красота постоянна в своём стремлении спасти.
И бог стремится спасти нас.
-А что же человек?
-Каким знаком препинания заканчивается рассказ?
………..
Дерево жизни.
Д/З Сформулировать и записать последний вывод.