СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почему красота не спасает?» Урок по рассказу А.Цаликова «Кровь кровью смывается»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительное слово

а) об авторе

б) о теме урока

в) актуально?

  Цели урока

Исходя из темы: солидарны ли мы с автором во взглядах на проблемы, поднятые им в рассказе.

 Определим круг проблем (вопросов)

1. Кровная месть

2. Становление личности

3. Национальных обычаев.

Работа с текстом.

Первая учебная ситуация.

- Найдите в тексте эпизоды, где автор говорит о национальных обычаях.

Сформулируем и запишем на доске (в большой тетради):  Озаглавим? Как?

Кодекс чести младшего

-Актуален ли он сегодня?

-Дополнить можете?

Тох. (гл. герой)

-В судьбах каких людей реализована главная проблема? (Тох юноша)

-Кто он Тох? Какова его история?

-Какой цели он посвятил жизнь? В чём его счастье?

Психологический портрет.

- О чём говорит?

-Каково отношение к герою?

-А какова авторская позиция? Она выражена в тексте? (она активна)

Выпишем ключевые фразы.

Никогда он не возьмёт платы за кровь.

Над головой его летают ангелы смерти.

Один, враждебный всем.

Живём во имя любви к мёртвым и ненависти к живым.

-Как автор трижды назвал своего героя? (голодный волк)

Волк, лесной волк.(имя)

Сформулируйте авторскую позицию. Совпадёт ли она с вашей? – это вывод

Третья учебная ситуация.

Мальчик (юноша)

-Кто он? Отличается ли он от людей, кто его окружают?

- Каков мальчик в начале повествования? (читаем)

Меняется ли он?

Да. Текст.

Сначала-

Потом-

В конце-

Финал рассказа. Читаем.

-По какому врагу стреляет юноша? В кого? Кто этот невидимый враг?

-Вспомним, кого принято считать героем литературного произведения?

-Тох меняется?

-Так кто же является героем этого рассказа?

Случайно ли это? Почему у мальчика нет имени?

Сформулируем второй вывод.

-Есть ли в рассказе еще один герой? ( Да, природа)

Прекрасная, величественная природа Кавказа. Прекрасная и молчаливая. Ослепляющая своей красотой. Красотой, которая по словам Ф.М. Достоевского, должна спасти. Но не спасает. На благословенной земле Кавказа проливается кровь и сегодня. Нет это уже не кровная месть. Это война. То здесь, то там. Что изменилось? Время или люди?

Время. Люди не изменились, та же ненависть, та же вражда.

Обратимся к эпиграфу.

Красота постоянна в своём стремлении спасти.

И бог стремится спасти нас.

-А что же человек?

-Каким знаком препинания заканчивается рассказ?

………..

Дерево жизни.

Д/З Сформулировать и записать последний вывод.