СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему мне и моей школе необходимо измениться

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье мои впечатления об уровневых курсах. 

Образовательная система каждой страны по-своему уникальна, так как преследует разные цели,  имеет свою историю становления, пути развития.

Познакомившись с опытом стран, которые занимают первые позиции в образовательном пространстве, я поняла, многое можно применить  в Казахстане и в школе, в которой я работаю.

Просмотр содержимого документа
«Почему мне и моей школе необходимо измениться»

Кузнецова Александра Николаевна Портфолио учителя Отчет А

Группа №3 1-го уровня

Город Костанай 24.08.2015год

Почему мне и моей школе необходимо измениться?


Современный мир неумолимо идет навстречу процессам глобализации и технологизации. Тем самым мы открываем себе путь в новый период развития цивилизации, где все подчинено динамично развивающейся и постоянно меняющейся мировой экономики. Мир стремительно меняется, поэтому жить, как вчера уже не получится. Любое государство современного мира, главной задачей развития определяет совершенствование системы образования, повышение конкурентоспособности.

Несомненно, образовательная система каждой страны по-своему уникальна, так как преследует разные цели, имеет свою историю становления, пути развития.

Познакомившись с опытом стран, которые занимают первые позиции в образовательном пространстве, я поняла, многое можно применить в Казахстане и в школе, в которой я работаю.

Я считаю, что Япония является не только экономически развитой страной, но также страной, где важным аспектом является образование, отвечающее высоким стандартам. Успех в образовании поучительный, дает пример многим странам мира. Японцы воспитывают в детях сильную личность, которая может использовать знания на благо страны. Интересен тот факт, что образование в начальной и младшей средней школе обязательное и бесплатное. В Японии отсутствует балльная система оценивания результатов деятельности ученика, используется оценочное суждение «хорошо работал», «удовлетворительно», «надо стараться», все замечания и положительные отзывы высказываются ученику индивидуально, доводятся до сведения родителей. Мировое признание получают японские школьники на международных олимпиадах, занимают первые позиции PISA. С 2002 года в школах Японии введена пятидневная школьная неделя, что облегчает учение. [1]

Успешному обучению в Японии способствуют грамотные учителя, ответственно относящиеся к своему делу, верят в способности каждого ребёнка. В японской школе учителю отводится весьма почетная роль. Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути. Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить качество преподавания, в Японии используются различные формы материального стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель, окончивший учительский колледж, зарабатывает ежемесячно 165 тысяч иен, а обладатель диплома университета зарабатывает 190 тысяч иен в месяц. Это только начальная сумма, которая увеличивается по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза.

Многие страны мира достижения Финляндии в области образования считают образцовыми, перенимают, используют опыт. Гражданам предоставляется возможность получить образование в любом возрасте. По исследованиям качества образования Финляндия занимает первые позиции по результатам PISA 2012 года. Учиться дети начинают только с 7 лет. В Финляндии бесплатное образование на всех уровнях обучения. Ученики обеспечены бесплатными учебниками, в школе 3-х разовое питание, в школе действует пятидневная неделя. Все дети, независимо от способностей, учатся в одном классе. В школе постоянно оказывается помощь детям в обучении, если ребенок отстает в учебе, его направляют в отдельные классы, где опытные ассистенты в индивидуальном порядке помогают справляться с проблемами в учебе. Особенностью организации оценивания учебных достижений финской школы, является то, что по обязательным предметам учителя начинают использовать отметку в баллах лишь с 6 класса основной школы. С 1 по 5 классы используется словесная оценка, т.е. формативное оценивание. При этом самооценка учеником своей деятельности является постоянной составной частью процесса оценивания, начиная с 1 класса начальной школы. Основная функция самооценки ученика – прогрессивное познание себя и развитие своих способностей постоянно учиться. Целью такого обучения является – научить ученика реалистично оценивать свои способности, отслеживать свои успехи, понимать цели, поставленные в обучении. Следовательно, при самооценивание учитель оказывает помощь, поддержку ученику в его учебной деятельности.[3]

В 1990х годах Финляндия перестроила систему подготовки преподавателей, сделав акцент на обучение высокопрофессиональным навыкам, таким как решение проблем, критическое мышление в магистерских программах, основанных на исследовательской деятельности. Введено обязательное требование по отбору учителей, каждый учитель должен иметь степень магистра. Большое внимание уделяется подбору учителей в начальные классы, считается, что именно в начальных классах ребенок должен получить эффективное образование для успешного обучения в старших классах. Перспективные преподаватели отбираются на конкурсной основе среди общего числа выпускников колледжей – принимается только 15% желающих. При поступлении проходят трехгодичную программу подготовки преподавателей, бесплатно, со стипендией. Подготовка преподавателей включает обязательные лекции, как преподавать – с акцентом на использование исследований, основанных на современной практике – в течение года практического опыта в школах, сотрудничающих с университетами. В Финляндии действуют модельные школы, которые предназначены для развития и моделирования инновационной практики, для стимулирования исследований в обучении и преподавании. Педагогам в школах предоставляют время для регулярного сотрудничества между учителями по вопросам обучения. Учителя финских школ встречаются еженедельно, совместно планируют и разрабатывают учебные программы. При этом поощряется сотрудничество между школами. Профессиональные учителя должны иметь пространство для инноваций, они должны попытаться найти новые пути повышения эффективности обучения. Отличительной чертой работы учителей в Финляндии - постоянно находятся в поиске решения проблем как научить ученика. Если ученик плохо усваивает программный материал, учителя не обвиняют в этом его, проводят исследование урока, для того, чтобы улучшить преподавание, найти эффективные методы и подходы. [1]

Многие страны используют в своей практике реформы Сингапура в образовании. Каждый ребенок с 6 до 16 лет получает обязательное общее образование: в начальной школе – 6 лет, в средней – 4 года. Основное внимание уделяется развитию навыков чтения и письма, математике, английскому, китайскому языкам, нравственному и эстетическому воспитанию, развитию навыков мышления. Меня заинтересовало, почему в Сингапуре такие высокие результаты в области образования. Я выяснила, что приоритетной задачей образовательной системы в Сингапуре является создание образовательной среды, мотивирующей каждого ученика учиться сегодня, завтра, на протяжении всей жизни. Быть самостоятельным в познании, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества, осваивать инновационные технологии. Цель учителя на уроке помочь детям видеть закономерности и логическую связь между предметами, учат применять мышление в процессе обучения в реальной жизни. Большое место отводится практическим занятиям, не перегружают теоретическими знаниями. Воспитывают умение работать в команде, ценить любую помощь. В сингапурской школе применяется формативное оценивание, которое повышает мотивацию учащихся к обучению. [1]

Сингапурские учителя занимаются практической педагогической деятельностью, проходят подготовку в Национальном Институте Образования, где в течение 100-150 часов проходят методический курс,35 часов математического курса, 40 часов математической педагогики (методики преподавания) и 25 часов общей педагогики. Учителя также имеют право на 100 часов ежегодно профессионального развития, большая часть обучения проходит в виде семинаров. Педагоги все больше осознают ограниченность информации, полученной в ходе семинаров, поэтому они все чаще прибегают к разработке профессиональных школьных сообществ, где учителя работают все вместе для улучшения преподавания и обучения.

Рассмотрев и проанализировав системы образования Финляндии, Сингапура и Японии, я сделала вывод, что каждая страна обладает не только особенностями социально-экономического развития, но и сходством в проблемах реформирования школы, которые связаны с модернизацией образования.

В Казахстане в последние годы происходят большие изменения в системе образования: разрабатываются новые учебные программы, ГОСО, открываются школы для одаренных детей, «Назарбаев Интеллектуальные Школы» - все это направлено на воспитание конкурентоспособного ученика.

Сейчас учителя задаются вопросом «Как учить ученика 21 века?» ведь именно от современного ученика зависит будущее страны.

Казахстан стремится, сделать образование одним из лучших в мире для этого создаются «Назарбаев Интеллектуальные Школы», которые представляют собой экспериментальные площадки для апробации, внедрения образовательных программ, ведущих стран мира с сохранением лучших традиций казахстанских школ в системе среднего образования страны. Для успешной организации учебного и воспитательного процесса в школах созданы условия для углубленного изучения таких предметов как математика, физика, химия. Ведется строгий отбор педагогических кадров для работы в школах с одаренными детьми, учителя на первом этапе проходят тестирование по предмету, где используются вопросы открытого типа, на втором этапе эссе на профессиональную тему, и третий этап собеседование, целью которого является оценка личностных и профессиональных качеств педагога с учетом квалификационных требований. В этих школах существует система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, каждый день проводятся курсы по информатике и английскому языку. Ученик в школах не выступает в роли «пассивного» слушателя, является активным участником учебного процесса и творчески мыслящей личностью.

Большое внимание в мире уделяется функциональной грамотности учащихся, пока казахстанские школьники по показателям PISA 2012 года показывают слабые знания. Занимая 49 позицию по математике, 63 по чтению, 52 по естествознанию, следовательно, можно сделать вывод, казахстанские учителя дают сильные предметные знания, но не учат применять на практике, в жизненных ситуациях. Для решения этой проблемы в Казахстане с 2012 года действуют курсы повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан, которые базируются на теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию. Программа дает возможность педагогам научиться, как учить ребенка мыслить, применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Одной из важных проблем в образовании является оценивание знаний и умений школьников. Рассмотренные мною страны применяют формативное оценивание, которое помогает педагогу получить информацию о степени освоения каждым учеником учебного материала, своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

В Казахстане, как и во многих странах, существует пятибалльная система оценок. Существующая пятибалльная система оценки знаний в действительности является трехбалльной: поскольку ни "единица", ни "двойка" не становятся итоговой оценкой, детям ставят только "три", "четыре" и "пять. Очень часто, выставляя ребенку оценку «три» мы оцениваем знания «чуть выше, чем два» или «чуть ниже, чем четыре». С нового учебного года запущен эксперимент по апробации обновленного содержания образования в 30-ти пилотных школах Казахстана. Будет апробирован разработанный стандарт начального образования, учебные программы, учебные планы. В школах будет применяться критериальное оценивание, оценивание учащихся ведется по заранее определенным критериям. Критериальное оценивание становится популярным в современной школе, такое оценивание позволяет учителю получить обратную связь и понять, насколько усвоен изученный материал.

Я работаю учителем в школе 19 лет. Последние 5 лет я работаю заместителем директора по учебно–воспитательной работе, поэтому могу судить об учебно-методической работе не только своей, но и коллег по школе. Как завуч я сталкиваюсь с такими проблемами, когда дети недовольны полученными оценками. Наблюдения на уроках показывают, что учителя в школе мало используют формативную оценку, похвала звучит крайне редко, практически отсутствует обратная связь. Оценки, полученные за урок, редко поясняются.

Приехав на курсы повышения квалификации учителей первого уровня при Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», я стала понимать, в чем проблема. Мне кажется, очень важно пересмотреть оценивание ребят в процессе обучения, сделать их непосредственными участниками этого процесса, научить детей объективно оценивать свои знания, вовремя уметь исправлять свои ошибки. Поэтому модуль оценивание учения и оценивание для обучения очень интересен для школы, для меня, для учащихся. Эту тему мы обсудили с учителями, этой темой заинтересовали родителей, учеников. Познакомили родителей на общешкольном родительском собрании с новыми подходами в образовании. Теория о формативном оценивании поможет справиться с этой проблемой. Ученики должны знать, как их оценивают, что необходимо изменить, для повышения качества знаний и улучшения оценок, которые никто еще не отменял.

За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки, прежде всего оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне, на систематической основе, диагностировать недостаточное владение учебным материалом учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.

Я убеждена, что школе, в которой я работаю, необходимы преобразования в преподавании и учении. Кто будет осуществлять эти преобразования? Без активного участия в процессе реформ и изменений простого учителя, нам не обойтись. Задача стоит перед современным учителем вооружиться инструментами обучения и преподавания, повернуть его лицом к потребностям ребенка, а не только учебной программы, повысить самооценку через признание его профессионализма и общего величия его повседневной работе. Тогда только можно будет рассчитывать на то, что казахстанская система образования будет одной из лучших в мире.

В школе, в которой я работаю, процесс реформирования уже начался, в коллективе работают сертифицированные учителя первого, второго и третьего уровня, решая проблемы усовершенствования практики учителей на основе внедрения «новых подходов в преподавании и обучении» и модуля ИКТ. Постепенно учителя начнут внедрение формативного и критериального оценивания. При критериальном оценивании учащиеся и родители смогут увидеть прогрессивное развитие учащегося путем собственной самооценки, что будет способствовать совершенствованию постоянно учиться и трудиться, учителя будут способствовать развитию компетенций, для того чтобы учащиеся смогли продолжить обучение. Педагоги смогут самостоятельно разрабатывать критерии на урок. Но есть ещё проблемы, это делается несистематически учителями. И поэтому моей главной задачей, как слушателя Программы 1 уровня во время практики в школе объяснить, помочь внедрить техники формативного оценивания.

За последнее время при содействии сертифицированных учителей, в школе вырос процент качества знаний с 38 до 48,5%. Отсюда можно сделать вывод, что новые подходы в образовании помогают учащимся лучше усвоить учебный материал. В школе постоянно проводятся коучинги, семинары, где учителя знакомятся с новыми подходами в обучении. Проводится анализ урока, коллеги делятся мнениями, совместно ищут наиболее эффективные методы и формы работы.

Процесс преобразования тогда станет эффективным, когда каждый учитель проникнется идеей о необходимости перемен и сможет на практике применять новые подходы в преподавании и учении. Применение новых систем оценивания, разработанных НИШ, поспособствуют повышению мотивации обучающихся и определят перспективы дальнейших изменений в моей практике и школе.





Использованная литература:


  1. Кусаинов А.К. «Качество образования в мире и в Казахстане», Алматы,2013 г.

  2. Руководство для учителя 1 уровня, третье издание, 2015 год

  3. Бражник М.О. «Оценивание учащихся основной и старшей школы в Финляндии»















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!