СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг педагогической идентичности для учителей начальной школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Тренинг педагогической идентичности

                     для учителей начальной школы.

                      (для молодых специалистов)

Цель: повышение психолого-педагогической культуры педагогов начального звена.

Методические задачи:

  1. Содействие осознанию своего профессионального стиля и опыта, своих возможностей и ресурсов саморазвития.
  2. Формирование здоровых коммуникаций с коллегами по работе, учащимися и их родителями,  навыков самопрофилактики и самокоррекции синдрома эмоционального выгорания.
  3. Психологическая поддержка педагогов с целью улучшения их психического состояния.

Тренинг  состоит из 3 встреч с периодичностью 1 раз  в два месяца, продолжительностью 2 часа. Количество участников – 15-20  человек.

Занятие 1. «Я и моя профессия»

Занятие 2.«Вместе хорошо»

Занятие 3. «Помоги себе сам»

 

Каждое занятие включает в себя три этапа:

- разминка (знакомство, релаксация, формирование мотивации к работе);

- основная часть занятия (упражнения, проигрывание ситуаций, групповое обсуждение)

- завершение занятия (групповая рефлексия, обмен пожеланиями)

                                        ПРАВИЛА:

  1. Участие во всех упражнениях. Зачем?
  2. Говорим о себе, о своих чувствах и ощущениях.
  3. Никого не критикуем и не оцениваем.
  4. Выключаем сотовые телефоны.
  5. Фокус.

 

         ЗАНЯТИЕ №1. Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ

Человек, который должен обладать:

-терпением ангела;

-стратегическими способностями великого полководца;

- добротой и вниманием Матери Терезы;

-мудростью и справедливостью царя Соломона

Кто это? (учитель младших классов по И.Млодик)

РАЗМИНКА

Упражнение «Знакомство»

Каждый участник называет свое имя и чувство (или понятие), которое ассоциируется у вас с вашим настроением на данный момент.

Упражнение «Я здесь для того, чтобы…

Участники становятся в круг. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга рукопожатием по кругу. Ведущий пожимает руку участнику справа и далее рукопожатие проходит весь круг. Каждый произносит фразу: « Я здесь для того, чтобы…»

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Рисунок «50 на 50» На левой половине листа изобразить то, что радует и дает чувство безопасности, а на правой – то, что огорчает и вызывает стрессовое состояние.

 

Очень важно осознавать свои профессиональные мотивы. Люблю детей? Люблю учить? Власть и признание? Длительный отпуск? Больше ничего не умею? Это мое предназначение?... Любая мотивация хороша, если она осознанна и сопоставима с обучающим процессом и школьными задачами.

Тест: «Моя профессиональная мотивация»

Почему я стал учителем начальных классов? Для чего я в школе? Почему именно в этой школе? Если я как учитель не понимаю, кто я на самом деле и для чего я здесь, то чему я могу научить детей? В руках учителя начальных классов не только способность научить детей важным вещам, необходимым для жизни – чтению, счету, письму, но и самоощущение детьми себя как «хороших» или «плохих». Учитель начальной школы – тот человек, чья оценка наряду с родительской остается с нами надолго, порой навсегда. Это человек с огромным влиянием на детское сознание. И потому очень важно осознавать собственную ответственность, вытекающую из такой неизбежной власти.

Упражнение «Моя профессиональная роль»

Группа садится в круг и каждый участник получает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция – роль. Участники по очереди высказывают свое согласие/несогласие с обозначенной характеристикой профессиональной позиции учителя. При активном несогласии можно назвать роль, которую необходимо реализовывать при общении с младшим школьником.

    Форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявления собственной индивидуальности. Важно не отказываться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности для наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего «Я».

Упражнение «Мой образ в профессии» (с. 212) Работа с ассоциативными картами.

Чем лучше мы знаем себя, тем больше у нас психологических ресурсов. Тем больше возможностей быть глубокой, цельной и адекватной личностью.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Лист отзывов: ватман, цветные клейкие листы.

 

               

 

 

 

 

 ЗАНЯТИЕ №2. ВМЕСТЕ ХОРОШО.

РАЗМИНКА

Упражнение «Ромашка» (3 команды – начали, закончили, переход); представляемся, здороваемся определенной частью тела, обсуждаем заданную ведущим тему)

 

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Упражнение «Мои сильные стороны»

Каждый участник группы в течение 2 минут, сидя в кругу должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и  принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в профессиональной деятельности. Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Возможно, значительная часть этого времени пройдет в молчании. По истечении двух минут начинает высказываться следующий участник группы.

   Важно, чтобы говорящий не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках.

УПРАЖНЕНИЕ « Вместе хорошо»

 Делимся на 3 группы: родители учеников начальной классов, учащиеся начальной школы и педагоги, работающие в начальных классах. Что мне нравится в моем положении? Основные трудности, с которыми я сталкиваюсь. Что я могу сделать для успешной адаптации и совместной работы?

Для педагогов начального звена очень важна способность общаться со своим внутренним ребенком и уметь чувствовать яркость детского восприятия мира.

УПРАЖНЕНИЕ «Встреча» (с.220)

Учителя садятся полукругом. Психолог произносит следующий текст: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно и глубоко подышите. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие во времени»

   Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент …

Общее обсуждение базируется на следующих вопросах:

- Опишите образ себя, какой вы были в детстве.

- Какой вопрос в ы себе задали и какой ответ получили?

- Ваши переживания и впечатления.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «Что мне мешает»

     Тренер просит участников нарисовать то, что затрудняет работу, от чего хочется избавиться. На рисунке может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. После чего тренер просит описать изображенное словами (письменно). Участники высказываются по очереди, делятся своим состоянием, чувствами  и эмоциями. Можно продолжить работу, используя двусторонний карандаш.

УПРАЖНЕНИЕ «Это и хорошо, и плохо»   Участники сидят в кругу. Воспитатель предлагает сделать двустороннний карандаш «волшебной палочкой» с двумя полюсами, один из которых будет означать «хорошо», а другой «плохо».  Выбирается тема, по которой участники будут выделять «хорошее» и «плохое». Участники передают по кругу карандаш, поворачивая его то одной, то другой стороной вверх.

УПРАЖНЕНИЕ «Как успокоить класс за 5 минут» (с. 217)

 УПРАЖНЕНИЕ «Чем мы похожи»

   Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, у которого находит какое-либо сходство с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы  обе жительницы Земли». Участник выходит в круг и приглашает кого-то из участников, называя новое общее качество. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся вместе.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ

 

УПРАЖНЕНИЕ «Психологический магазин»

УПРАЖНЕНИЕ «Вдвоем» (с.228)

Психолог предлагает членам группы разделиться на пары. Партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведут разговор; следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями; затем они садятся друг напротив друга и «разговаривают» только глазами. После этого пара обменивается впечатлениями и организуется общее обсуждение того, какая задача была легкой и приятной, когда и почему в общении возникали трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ЗАНЯТИЕ №3. ПОМОГИ СЕБЕ САМ.

                                 Будьте добрыми, если захотите!

                                 Будьте мудрыми, если сможете!

                                Но здоровыми вы должны быть всегда.

                                                                         Конфуций      

Способы саморегуляции и улучшения психического   состояния.                  Важной психологической составляющей гармоничного человека является эмоциональное благополучие, которое включает в себя:

- положительный эмоциональный настрой; - жизненный оптимизм;

- эмоциональную уравновешенность;

- переносимость трудностей.

 Эмоциональное сгорание – это явление, которое характерно для тех профессий, где присутствует постоянный эмоциональный человеческий контакт. Учителя подвержены ему в полной мере, но они, к сожалению, часто не соотносят появившиеся симптомы с данным явлением.

- усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь и выходные дни;

- напряжение, постоянная тревожность, перевозбуждение, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон;

- частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к детям, коллегам, урокам, шуму;

- стремление даже творческую работу делать однообразно и стереотипно;

- сопротивление любым переменам и нововведениям;

- апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности, бесперспективности;

- стремление к компенсации после рабочего дня через переедание, употребление алкоголя, бездумный просмотр телевизора…

Более 80% преподавателей испытывают постоянный стресс, источниками которого являются страх и тревога, раздражение, чувство вины. Всем хорошо известно, что профессия учителя требует большого физического, умственного и психоэмоционального напряжения. Он подвержен негативным воздействиям со стороны администрации, родителей, учеников. Поэтому проблема здоровья учителя очень актуальна. Профессиональное здоровье учителя во многом зависит от него самого, от его отношения к своему здоровью, от выработанной им системы сохранения и поддержания физического и психического здоровья. Существует много приемов, помогающих педагогам адекватно реагировать на вышеобозначенные трудности педагогической деятельности и сохранять психическое здоровье. К ним относятся различные приемы психической саморегуляции – воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов, естественные релаксационные методы и индивидуальные профессиональные и жизненные секреты. Рассмотрим некоторые из них.

 

           ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

А) Нервно-мышечная релаксация

Она основана на том факте, что произвольное расслабление скелетной мускулатуры действует на человека расслабляюще, успокаивающе, а напряжение, напротив, активизирует и мобилизует.

УПРАЖНЕНИЕ « Расслабление по контрасту», «Релаксация по Джекобсону».

Вместе с расслаблением должно прийти и ощущение освобождения  от напряжения.

Б) Противострессовая  дыхательная гимнастика.

Известно, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. Тип дыхания с коротким и энергичным вдохом и медленным выдохом вызывает снижение тонуса центральной нервной системы и обуславливает снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох тонизируют нервную систему и повышают ее активность.

УПРАЖНЕНИЕ «Успокаивающее дыхание» (5-5-5, 5-4-6, 5-3-7, 5-2-8, 5-1-9, 5-10),«Мобилизующее дыхание».

В) Аутогенная тренировка

Это активный    метод изменения собственного состояния, который позволяет быстро снять излишнюю напряженность, волнение, раздражительность,  тревожность и другие негативные психические состояния.

УПРАЖНЕНИЕ «Солнечный луч»

Займите удобную позу. Закройте глаза. Положите руки на колени. Вам удобно, ничто не мешает, не отвлекает. Слушайте внимательно мой голос и выполняйте инструкции.

  Итак, начинаем расслабление. Расслабляются ноги…Расслабляются пальцы ног, ступни, лодыжки. Расслабляются икры, колени и бедра…Расслабляется область таза. Волна расслабления поднимается от кончиков пальцев ног все выше и выше, заполняя ваши ноги изнутри. Ваши ноги расслаблены. Расслабляются пальцы рук…Расслабляются кисти и запястья…Расслабляются предплечья, локти, плечи. Руки расслаблены…Расслабляется плечевой пояс…грудь…живот…поясница. Расслабляется спина, все мышцы спины. Ваше туловище расслаблено. Расслабляются мышцы шеи. Лицо расслаблено. Расслабляются мышцы лба…глаза…щеки…губы…нижняя челюсть…язык. Все ваше лицо расслаблено. Вы отдыхаете. Наслаждаетесь тишиной и спокойствием.

      А теперь представьте, что вам на макушку падает солнечный луч, который медленно движется сверху вниз и по пути освещает лицо, шею, плечи, руки изнутри теплым, ровным и мягким светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, расслабляются мышцы глаз, губы становятся расслабленными. Шея мягкая, плечи расслаблены. Луч спускается ниже и согревает грудь  - дышится легко и спокойно. Живот мягкий и теплый. Спина расслабленна. Вы отдохнули и накопили солнечную энергию. Вы спокойны, расслаблены, уверены в себе.  Потихоньку потягиваемся, открываем глаза и возвращаемся в наше помещение. Регулярное применение различных приемов саморегуляции помогают педагогу занять активную позицию по отношению к себе самому и позволяют поддерживать гармоничное психоэмоциональное состояние, хорошее самочувствие и высокую работоспособность.

  

             ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

- средняя физическая нагрузка (спорт, прогулки на свежем воздухе, работа на даче, водные процедуры…)

- общение с близкими и любимыми людьми

- природа

- музыка

- увлечения

- приятности (ванна, театр, вкусная еда, покупка красивой вещи)

 

            ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

 

  Наша жизнь не ограничивается работой, поэтому важно осознавать, что учитель – это профессия, социальная роль, которую вы выбрали, которую любите, в которой совершенствуетесь. Но это не весь вы. Ваша жизнь значительно шире, чем школа. И она должна быть не менее увлекательна. Интересная внешняя жизнь уменьшает риск эмоционального сгорания в любой профессии.

Рисунок «50 на 50» перерисовать. Опираясь на позитивную часть рисунка, используя ее как ресурсную, находим способы выхода из проблемной ситуации.

                       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. М.,2013.
  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. М.,2008.
  3. Соловова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Самара, 2008.
  4. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой. Санкт-Петербург, 2014.

 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг педагогической идентичности для учителей начальной школы»

Тренинг педагогической идентичности

для учителей начальной школы.

(для молодых специалистов)

Цель: повышение психолого-педагогической культуры педагогов начального звена.

Методические задачи:

  1. Содействие осознанию своего профессионального стиля и опыта, своих возможностей и ресурсов саморазвития.

  2. Формирование здоровых коммуникаций с коллегами по работе, учащимися и их родителями, навыков самопрофилактики и самокоррекции синдрома эмоционального выгорания.

  3. Психологическая поддержка педагогов с целью улучшения их психического состояния.

Тренинг состоит из 3 встреч с периодичностью 1 раз в два месяца, продолжительностью 2 часа. Количество участников – 15-20 человек.

Занятия будут проходить в ноябре, феврале и апреле.

Занятие 1. «Я и моя профессия»

Занятие 2.«Вместе хорошо»

Занятие 3. «Помоги себе сам»



Примерный график занятий:

встреча

Дата проведения

Район города

1 встреча

«Я и моя профессия»


16 ноября 2016



23 ноября 2016



30 ноября 2016



7 декабря 2016


Авиастроительный и Ново-Савиновский районы

Вахитовский и Приволжский районы



Кировский и Московский районы



Советский район

Каждое занятие включает в себя три этапа:

- разминка (знакомство, релаксация, формирование мотивации к работе);

- основная часть занятия (упражнения, проигрывание ситуаций, групповое обсуждение)

- завершение занятия (групповая рефлексия, обмен пожеланиями)

ПРАВИЛА:

  1. Участие во всех упражнениях. Зачем?

  2. Говорим о себе, о своих чувствах и ощущениях.

  3. Никого не критикуем и не оцениваем.

  4. Выключаем сотовые телефоны.

  5. Фокус.



ЗАНЯТИЕ №1. Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ

Человек, который должен обладать:

-терпением ангела;

-стратегическими способностями великого полководца;

- добротой и вниманием Матери Терезы;

-мудростью и справедливостью царя Соломона

Кто это? (учитель младших классов по И.Млодик)

РАЗМИНКА

Упражнение «Знакомство»

Каждый участник называет свое имя и чувство (или понятие), которое ассоциируется у вас с вашим настроением на данный момент.

Упражнение «Я здесь для того, чтобы…

Участники становятся в круг. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга рукопожатием по кругу. Ведущий пожимает руку участнику справа и далее рукопожатие проходит весь круг. Каждый произносит фразу: « Я здесь для того, чтобы…»

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Рисунок «50 на 50» На левой половине листа изобразить то, что радует и дает чувство безопасности, а на правой – то, что огорчает и вызывает стрессовое состояние.

Очень важно осознавать свои профессиональные мотивы. Люблю детей? Люблю учить? Власть и признание? Длительный отпуск? Больше ничего не умею? Это мое предназначение?... Любая мотивация хороша, если она осознанна и сопоставима с обучающим процессом и школьными задачами.

Тест: «Моя профессиональная мотивация»

Почему я стал учителем начальных классов? Для чего я в школе? Почему именно в этой школе? Если я как учитель не понимаю, кто я на самом деле и для чего я здесь, то чему я могу научить детей? В руках учителя начальных классов не только способность научить детей важным вещам, необходимым для жизни – чтению, счету, письму, но и самоощущение детьми себя как «хороших» или «плохих». Учитель начальной школы – тот человек, чья оценка наряду с родительской остается с нами надолго, порой навсегда. Это человек с огромным влиянием на детское сознание. И потому очень важно осознавать собственную ответственность, вытекающую из такой неизбежной власти.

Упражнение «Моя профессиональная роль»

Группа садится в круг и каждый участник получает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция – роль. Участники по очереди высказывают свое согласие/несогласие с обозначенной характеристикой профессиональной позиции учителя. При активном несогласии можно назвать роль, которую необходимо реализовывать при общении с младшим школьником. (с. 215, Практический психолог в школе)

Форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявления собственной индивидуальности. Важно не отказываться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности для наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего «Я».

Упражнение «Мой образ в профессии» (с. 212) Работа с ассоциативными картами.

Чем лучше мы знаем себя, тем больше у нас психологических ресурсов. Тем больше возможностей быть глубокой, цельной и адекватной личностью.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Лист отзывов: ватман, цветные клейкие листы.











ЗАНЯТИЕ №2. ВМЕСТЕ ХОРОШО.

РАЗМИНКА

Упражнение «Ромашка» (3 команды – начали, закончили, переход); представляемся, здороваемся определенной частью тела, обсуждаем заданную ведущим тему)





ОСНОВНОЙ ЭТАП

Упражнение «Мои сильные стороны»

Каждый участник группы в течение 2 минут, сидя в кругу должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в профессиональной деятельности. Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Возможно, значительная часть этого времени пройдет в молчании. По истечении двух минут начинает высказываться следующий участник группы.

Важно, чтобы говорящий не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках.

УПРАЖНЕНИЕ « Вместе хорошо»

Делимся на 3 группы: родители учеников начальной классов, учащиеся начальной школы и педагоги, работающие в начальных классах. Что мне нравится в моем положении? Основные трудности, с которыми я сталкиваюсь. Что я могу сделать для успешной адаптации и совместной работы?

Для педагогов начального звена очень важна способность общаться со своим внутренним ребенком и уметь чувствовать яркость детского восприятия мира.

УПРАЖНЕНИЕ «Встреча» (с.220)

Учителя садятся полукругом. Психолог произносит следующий текст: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно и глубоко подышите. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие во времени»

Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент …

Общее обсуждение базируется на следующих вопросах:

- Опишите образ себя, какой вы были в детстве.

- Какой вопрос в ы себе задали и какой ответ получили?

- Ваши переживания и впечатления.





УПРАЖНЕНИЕ «Что мне мешает»

Тренер просит участников нарисовать то, что затрудняет работу, от чего хочется избавиться. На рисунке может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. После чего тренер просит описать изображенное словами (письменно). Участники высказываются по очереди, делятся своим состоянием, чувствами и эмоциями. Можно продолжить работу, используя двусторонний карандаш.

УПРАЖНЕНИЕ «Это и хорошо, и плохо»
Участники сидят в кругу. Воспитатель предлагает сделать двустороннний карандаш «волшебной палочкой» с двумя полюсами, один из которых будет означать «хорошо», а другой «плохо». Выбирается тема, по которой участники будут выделять «хорошее» и «плохое». Участники передают по кругу карандаш, поворачивая его то одной, то другой стороной вверх.

УПРАЖНЕНИЕ «Как успокоить класс за 5 минут» (с. 217)

УПРАЖНЕНИЕ «Чем мы похожи»

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, у которого находит какое-либо сходство с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что мы обе жительницы Земли». Участник выходит в круг и приглашает кого-то из участников, называя новое общее качество. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся вместе.


ЗАВЕРШЕНИЕ



УПРАЖНЕНИЕ «Психологический магазин»

УПРАЖНЕНИЕ «Вдвоем» (с.228)

Психолог предлагает членам группы разделиться на пары. Партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведут разговор; следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями; затем они садятся друг напротив друга и «разговаривают» только глазами. После этого пара обменивается впечатлениями и организуется общее обсуждение того, какая задача была легкой и приятной, когда и почему в общении возникали трудности.


















ЗАНЯТИЕ №3. ПОМОГИ СЕБЕ САМ.

Будьте добрыми, если захотите!

Будьте мудрыми, если сможете!

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Способы саморегуляции и улучшения психического состояния. Важной психологической составляющей гармоничного человека является эмоциональное благополучие, которое включает в себя:

- положительный эмоциональный настрой;
- жизненный оптимизм;

- эмоциональную уравновешенность;

- переносимость трудностей.

Эмоциональное сгорание – это явление, которое характерно для тех профессий, где присутствует постоянный эмоциональный человеческий контакт. Учителя подвержены ему в полной мере, но они, к сожалению, часто не соотносят появившиеся симптомы с данным явлением.

- усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь и выходные дни;

- напряжение, постоянная тревожность, перевозбуждение, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон;

- частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к детям, коллегам, урокам, шуму;

- стремление даже творческую работу делать однообразно и стереотипно;

- сопротивление любым переменам и нововведениям;

- апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности, бесперспективности;

- стремление к компенсации после рабочего дня через переедание, употребление алкоголя, бездумный просмотр телевизора…

Более 80% преподавателей испытывают постоянный стресс, источниками которого являются страх и тревога, раздражение, чувство вины. Всем хорошо известно, что профессия учителя требует большого физического, умственного и психоэмоционального напряжения. Он подвержен негативным воздействиям со стороны администрации, родителей, учеников. Поэтому проблема здоровья учителя очень актуальна. Профессиональное здоровье учителя во многом зависит от него самого, от его отношения к своему здоровью, от выработанной им системы сохранения и поддержания физического и психического здоровья. Существует много приемов, помогающих педагогам адекватно реагировать на вышеобозначенные трудности педагогической деятельности и сохранять психическое здоровье. К ним относятся различные приемы психической саморегуляции – воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов, естественные релаксационные методы и индивидуальные профессиональные и жизненные секреты. Рассмотрим некоторые из них.



ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

А) Нервно-мышечная релаксация

Она основана на том факте, что произвольное расслабление скелетной мускулатуры действует на человека расслабляюще, успокаивающе, а напряжение, напротив, активизирует и мобилизует.

УПРАЖНЕНИЕ « Расслабление по контрасту», «Релаксация по Джекобсону».

Вместе с расслаблением должно прийти и ощущение освобождения от напряжения.

Б) Противострессовая дыхательная гимнастика.

Известно, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. Тип дыхания с коротким и энергичным вдохом и медленным выдохом вызывает снижение тонуса центральной нервной системы и обуславливает снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох тонизируют нервную систему и повышают ее активность.

УПРАЖНЕНИЕ «Успокаивающее дыхание» (5-5-5, 5-4-6, 5-3-7, 5-2-8, 5-1-9, 5-10),«Мобилизующее дыхание».

В) Аутогенная тренировка

Это активный метод изменения собственного состояния, который позволяет быстро снять излишнюю напряженность, волнение, раздражительность, тревожность и другие негативные психические состояния.

УПРАЖНЕНИЕ «Солнечный луч»

Займите удобную позу. Закройте глаза. Положите руки на колени. Вам удобно, ничто не мешает, не отвлекает. Слушайте внимательно мой голос и выполняйте инструкции.

Итак, начинаем расслабление. Расслабляются ноги…Расслабляются пальцы ног, ступни, лодыжки. Расслабляются икры, колени и бедра…Расслабляется область таза. Волна расслабления поднимается от кончиков пальцев ног все выше и выше, заполняя ваши ноги изнутри. Ваши ноги расслаблены. Расслабляются пальцы рук…Расслабляются кисти и запястья…Расслабляются предплечья, локти, плечи. Руки расслаблены…Расслабляется плечевой пояс…грудь…живот…поясница. Расслабляется спина, все мышцы спины. Ваше туловище расслаблено. Расслабляются мышцы шеи. Лицо расслаблено. Расслабляются мышцы лба…глаза…щеки…губы…нижняя челюсть…язык. Все ваше лицо расслаблено. Вы отдыхаете. Наслаждаетесь тишиной и спокойствием.

А теперь представьте, что вам на макушку падает солнечный луч, который медленно движется сверху вниз и по пути освещает лицо, шею, плечи, руки изнутри теплым, ровным и мягким светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, расслабляются мышцы глаз, губы становятся расслабленными. Шея мягкая, плечи расслаблены. Луч спускается ниже и согревает грудь - дышится легко и спокойно. Живот мягкий и теплый. Спина расслабленна. Вы отдохнули и накопили солнечную энергию. Вы спокойны, расслаблены, уверены в себе. Потихоньку потягиваемся, открываем глаза и возвращаемся в наше помещение. Регулярное применение различных приемов саморегуляции помогают педагогу занять активную позицию по отношению к себе самому и позволяют поддерживать гармоничное психоэмоциональное состояние, хорошее самочувствие и высокую работоспособность.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

- средняя физическая нагрузка (спорт, прогулки на свежем воздухе, работа на даче, водные процедуры…)

- общение с близкими и любимыми людьми

- природа

- музыка

- увлечения

- приятности (ванна, театр, вкусная еда, покупка красивой вещи)



ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ



Наша жизнь не ограничивается работой, поэтому важно осознавать, что учитель – это профессия, социальная роль, которую вы выбрали, которую любите, в которой совершенствуетесь. Но это не весь вы. Ваша жизнь значительно шире, чем школа. И она должна быть не менее увлекательна. Интересная внешняя жизнь уменьшает риск эмоционального сгорания в любой профессии.

Рисунок «50 на 50» перерисовать. Опираясь на позитивную часть рисунка, используя ее как ресурсную, находим способы выхода из проблемной ситуации.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить. М.,2013.

  2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. М.,2008.

  3. Соловова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Самара, 2008.

  4. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой. Санкт-Петербург, 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!