СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему мне необходимо меняться. отчет учителя 1 уровня Отчет А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Отчет А.

Почему мне необходимо меняться?

Чтобы преуспеть в своем развитии, стране

Следует растить образованную молодежь.

Н.А. Назарбаев.

За последнее десятилетие в образовании изменились социально–экономические условия жизни общества. И для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке образования, школа должна постоянно развиваться. В связи с этим возникают вопросы Что? Как? Зачем? Что будет актуально для учащегося в 21 веке? Как педагоги подготовят ученика к 21 веку? Зачем обосновывать необходимость преобразования школьной практики и управлять ей? (руководство для учителя первого уровня).

Почему нам учителям, нужно меняться? Если посмотреть, то именно учителя знают и понимают ценность непрерывного обучения. Мы понимаем, что современный учитель – это тот, кто учит самому учению. Учителя должны планировать свои действия на будущее, искать пути их достижения.

Как «театр начинается с вешалки», так и любое государство «начинается с образования»

В современном мире все очень стремительно меняется, идет большой поток информации, поэтому человек должен уметь справляться с информационно-техническим прогрессом. И проанализировав исследования ОЭСР «Устойчивая гибкость»: «В условиях новой экономической политики XXI-го века, основанной на информации и знаниях, характеризующихся быстрой сменой технологий и рынков продукции, характер деятельности будет соответственно меняться, что, в свою очередь, повлияет на изменения в профессиональных ожиданиях от потенциальных работников». (Руководство для учителя, с. 151), назрела необходимость выработки собственной модели развития образования, на основе трансформации международного опыта.

Я изучила статьи в интернете «Почему образование в зарубежных странах самое лучшее?   И пришла к выводу, что  система образования  построена на развитии в ребенке именно его способностей, а не выполнение обще усредненных показателей.  Культивируется ответственность, способность самостоятельно мыслить, делать выводы, а не списывать с книг и "докладать" на уроке. Но такая система работает при соответствующем воспитании в дошкольных учреждениях, в семье, всем обществом. У нас такое сложно ввести - культ стадности, я как все, не высовываться.... хотя зачатки есть.

Газета Times опубликовала рейтинг 20 самых успешных систем образования в мире, который составила британская компания Pearson.

Первые места в рейтинге достались Финляндии, Южной Корее и Гонконгу.

Если рассматривать международный опыт Финляндии, то следует отметить, чтобы стать лучшими нужно не конкурировать, а сотрудничать. Дети финнов не идут в школу, пока им не исполниться 7 лет. Они практически не делают домашнее задание, также не сдают экзамены, пока ребенок не достигнет подросткового возраста. Первые шесть лет учебы знания учащихся не оцениваются, т.е. нет суммативного оценивания, а оценивание идет только формативное. В Финляндии дети сдают только один тест и то, он проводится, когда ребенок достигнет шестнадцатилетнего возраста. Все дети, не зависимо от их способностей, учатся в одном классе.

Философской миссией финских школ является мысль о том, что школа – это такое место, где общей целью образования всех, посещающих школу и работающих в ней, стало бы обретение счастья и повышение уровня благополучия в жизни детей. Детям помогают найти смысл и увлечься учёбой, а не просто подготовить их к роли хорошо обученных винтиков в промышленной машине. Быть частью такой школьной системы – это счастье.

Рассматривая опыт Японии, мы понимаем что новые  технические средства доказали свою незаменимость, это одна из гарантий модернизации и улучшения учебного процесса. В Японии большое внимания уделяют техническим средствам, и они занимают прочное место в образовании. И это значит, что ученики смогут правильно использовать любую информацию и грамотно ее применять ее в жизни.

Компьютеры, видео-, информационные сети, галотехника и т.д. устраняют сложности и помогают  в организации учебного процесса и качественно повышают эффективность образовательного процесса. Мировое признание получают японские школьники на международных олимпиадах. С 2002 года во всех школах Японии введена пятидневная школьная неделя. Учащиеся школ не обучаются по единым стандартам, а каждому ученику предоставляется широкий выбор учебных программ.

Рассмотрев и проанализировав системы образования западных стран, я сделала вывод, что каждая страна обладает особенностями их социально-экономического развития, национальными и историческими условиями. Но также есть определенные сходства в проблемах реформирования школы, которые связаны с модернизацией образования, и необходимо объединить усилия всех мировых систем образования для решения имеющихся проблем. От их решения зависит будущее страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и воспитание конкурентно-способного гражданина своей страны, развитием его духовности и нравственности.

Казахстан стремится сделать образование одним из лучших в мире и уже сейчас в образование вкладываются большие деньги. Подтверждение этому можно найти в Послании Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства», одним из направлений которого являются «знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров».  Еще недавно, буквально 6 лет назад президент нашей страны  поставил общенациональную задачу – войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эта задача была  успешна выполнена. В своем  послании Президент ставит новые цели: войти в 30 наиболее конкурентно-способных стран мира.  Главным приоритетом страны для нашего Президента был и будет уровень жизни народа. «За 15 лет доходы казахстанцев выросли  в 16 раз, а расходы на образование – в 9,5 раза. Создаются равные возможности для получения образования» (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012 г.).

В связи с этим были созданы «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (НИШ), которые представляют экспериментальные площадки для апробации и внедрения образовательных программ, ведущих стран мира с сохранением лучших традиций казахстанских школ в системе среднего образования страны.  Для успешной организации учебного и воспитательного процесса в интеллектуальных школах были созданы условия для углубленного изучения  таких предметов как математика, физика, химия и т.д. Ведется строгий отбор педагогических кадров для работы в школах с одаренными детьми, также существует система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. Ученик в данных школах не выступает в роли «пассивного» слушателя, а является активным участником учебного процесса и  творчески мыслящей личностью. Создана информационно-коммуникационная система, которая позволяет осуществлять оперативную связь с родителями, доступность интересующей информации учащимся, учителям, администрации, родителям.

В связи с этим меняется модель выпускника школы, а, следовательно, необходимо учителям искать перемены в образовательной парадигме. Она, сегодня, как показывают исследования ОЭСР, стоит на «четырёх китах»: компетентностный или конструктивистский подходы, критическое мышление, проектная методика и групповая работа. В связи с этим относительно деятельности учителя можно выделить объединяющие моменты – это рефлексия преподавательской практики, которая носит исследовательский характер, поэтому  изучив теоретический  материал, который был представлен на первом этапе курсов «Лицом к лицу», я пришла к выводу, что образование не стоит на месте и для того чтобы более качественно готовить выпускника школы, необходимо   пересмотреть  учебный  процесс, используя  такие исследовательские стратегии, как исследование в действии,  Lesson Study, кейс – стади,  которые позволят посредством глубокого анализа, переосмыслить  проблемы современной средней школы.

Вот почему назрела необходимость разработать в масштабе государства собственную модель развития образования. Были определены цели, задачи каждого уровня образования и они направлены на формирование будущего специалиста, который вооружен багажом не только теоретических и практических знаний, но и специалиста, который умеет решать финансовые, производственные, а иногда и нестандартные задачи, умеющий творчески мыслить в условиях современного образования. В программу внесены европейские стандарты, потому что  Республика Казахстан входит в зону европейской экономической комиссии  ООН, поэтому наше государство может присоединиться к процессам, которые происходят в европейской зоне. А на сегодняшний день  тенденции таковы, что другие страны также намерены создать единое образовательное пространство. Республика Казахстан стана страной, где есть рыночные отношения, также изменился и статус индивидуума, требования к современным специалистам. Предполагается и изменения к требованиям образования. Оно должно быть гибким и мобильным, способным приспосабливаться к быстро сменяющемуся современному развитию технологии экономики.

Наша школа идет в ногу со временем, работает в современном режиме. Она является одной из передовых школ  в республике. Педагогический коллектив, который работает в школе-гимназии №5 «А» имеет достаточно творческий и необходимый педагогический потенциал для качественного осуществления образовательного процесса. Я уверена, что перемены, которые существуют в современном образовании,  не только приемлемы для моей школы, но и необходимы для качественного обучения конкурентно-способной личности. Педагоги нашей школы имеют определенные результаты в  образовательном пространстве. Данная школа смешанная: есть классы с русским и казахским языком обучения, открыты экспериментальные площадки (гимназические классы), и все это работает на высокое качество образования,  но несмотря на все это, школе необходимо вносить преобразования в школьную практику, чтобы школа смогла стать конкурентной на уровне мировых требований.

В школе работает экспериментальная площадка, программа «Устремление». Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. На данном этапе это  актуально, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.(nsportal).Учителя данного эксперимента сотрудничают с пятью школами города, имеют выход за пределы республики, в г. Санкт-Петербург.

Каждый учитель выбирает свой стиль преподавания и обучения, но для более продуктивного преподавания необходимо давать новые идеи, совершенствовать свои способности. Для этого необходимо выстраивать концепцию урока, где ученик будет добывать знания самостоятельно, чтобы учитель выступал в роли «рефлексивного агента» Научить ребенка, чтобы он мог управлять своей умственной деятельностью, учится так, чтобы ребенок применял полученные знания в течение всей жизни, мог совершенствоваться и развиваться.

Чтобы улучшить качество преподавания необходимо следить за изменениями в образовании, идти в ногу со временем. Основной задачей, для меня как учителя-лидера,  является усиление мотивации педагогов на освоение новых подходов в обучении. Возникает потребность в переосмыслении своих внутренних способностей, так как в современном образовании важно слышать «голос ученика», уметь давать обратную связь и изучая опыт мировых стран видно, что этому уделяется большое внимание.

Администрация  нашей школы  постоянно заботится о  повышении педагогами  профессионального  мастерства, уже 2 человека прошли курсы повышения квалификации по программе 1 (продвинутого) уровня, 2 человека – по программе 2 уровня и 3 педагога прошли курсы по программе 3 уровня, еще 3 человека проходят обучение по данной Программе.

У школы есть большой потенциал для внедрения новых подходов в обучении, учить учащихся критически мыслить.

Учителям, которые работают в школах более 15 лет, очень трудно измениться, т.к. нам необходимо изменить сознание, которое бы смогло, переломит учения старой школы, но и необходимо сохранять незыблемую мудрость веков, отлеживать все полезное через призму знаний, опыта и веления времени.

Школа- это маленькая страна, которая создает все условия для того, чтобы ребенок развивался, чтобы он чувствовал себя спокойно и комфортно в нашем современном, постоянно меняющимся мире. Каждый день тебя встречают ученики, которые смотрят и  ждут от учителя чего нового, коллеги, с которыми приходится обсуждать и решать школьные проблемы. Школа находится в постоянном «движении», нужно стараться меняться, совершенствовать свои знания, отдавать свои знания ученикам. Этого требует наша современная жизнь. Мне, как учителю-лидеру, необходимо выявить уникальный потенциал каждого ученика, ведь каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему, необходимо помочь учащимся проявить свои лучшие качества, помочь раскрыть свои способности. Все это должно проходить только в комфортных условиях. Мне как учителю начальных классов необходимо создавать  коллаборативную среду обучения, которая будет  способствовать тому, что мои ученики станут свободнее выражать свои мысли, не боясь быть непонятыми,  чтобы исчезла боязнь получить плохую отметку. Специфика уроков начальных классов выдвигает на первый план создание позитивного посыла, что я активно применяла на своей практике, а также учила своих подопечных. Быть востребованным учителем, это значит нужно самому постоянно учиться, быть в курсе всех событий, которые происходят в образовании. Современный учитель должен «зажигать» детей, быть им интересным.

Как же я могу участвовать в преобразовании казахстанского образования? Я считаю, что только через сетевое сообщество, где я могу общаться с коллегами, по интересующей меня проблеме, обсуждать изменения в образовании, создавать творческие группы учителей, которые готовы помочь, всегда открыты для сотрудничества.

 Я осознаю и понимаю, что мне  необходимо самосовершенствоваться, саморазвиваться, чтобы  самой оставаться интересной  для тех, ради которых я работаю, пробуя повлиять на процесс позитивных перемен в сфере образования.

Переосмыслив свою преподавательскую деятельность, я точно поняла, для чего необходимы преобразования в школе и поэтому я готова помочь тем, кто действительно хочет шагать в ногу со временем, воспитывать и обучать учащихся по-новому, я смогу выступить, как в качестве коуча, так и в качестве ментора.

         Как сказал Уинстон Черчилль, мы обладаем огромной властью над будущим, так как держим его в своих руках.

         Изучив практику мировых педагогов, я думаю, что смогу внести в свою школу пусть небольшие, но все-таки изменения, которые приведут к успеху. А в этом мне помогут сертифицированные учителя, которые в нашей школе неравнодушны, а умеют «зажечь» звездочку успеха, которая потом превратиться в яркую и зажигательную звезду. Все вместе мы сможем добиться того, что ученики нашей школы, будут достойно нести звание выпускника начальной школы.

 

 

Используемая литература:

  1. Руководство учителя 1 уровня.

  2. Отчет ОЭСР по Финляндии 2008 \ 2011год

  3. < >< > nsportal)

    Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012 г.)

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!