МБОУ "Пакалёвская ОШ"
Урок по окружающему миру в 1 классе
по теме «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»
Выполнила:
учитель начальных классов
Кузнецова Мария Геннадьевна
Пакали
2018
Урок по окружающему миру в 1 классе
по теме «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью».
(УМК «Школа России»)
Автор учебника А. А. Плешаков
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: совершенствовать представления детей о солнце, звёздах, созвездиях; учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд ; развивать познавательный интерес ,любознательность; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1класс.Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В2ч.Ч.2/А.А.Плешаков.-2-еизд.-М.: Просвещение, 2011.-95 с.; ил.-(Школа России).;мяч , горошина, конверт с вложенным в него картоном, фонарик.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока:
Орг. момент:
Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
-Ребята, давайте мы улыбнёмся друг другу и начнём урок .
Сообщение темы урока:
-У вас на столах лежит мозаика, сложив её вы получите картинки, которые подскажут вам тему урока.
-Какие картинки у вас получились?(Солнце, звёзды.)
-Когда мы можем их увидеть на небе? На какие два вопроса мы должны сегодня ответить? (Почему солнце светит днём , а звёзды ночью? )
-А вы знаете что такое солнце?(Варианты детей)
-Перед вами предметы (мяч, тарелка) .
-Выберите тот, на который больше походит солнце.
-Солнце, как и наша планета имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.
-Почему нам днём светло?(Нашу планету освещает солнце )
-Как это происходит?
-Давайте убедимся на опыте.
Опыт 1. Смена дня и ночи. (Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У солнца фонарик. Ученики демонстрируют ,как происходит смена дня и ночи. )


Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают её поверхности.
-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создаёт день так как расположено близко к планете)
На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днём?)
-Когда у нас наступает ночь?
-Что мы видим на ночном небе?
-Хотели бы вы совершить полёт к звёздам, чтобы побольше узнать о них?
-Угадайте на чём мы полетим?
Чудо птица-алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не удивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Итак приготовились к путешествию .
Физкультминутка полёт на ракете.
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз
Раз, два, три, четыре-
Вот летит ракета ввысь.
Каждый экипаж подлетает к своей звезде.(На партах карточки с названиями звезд и их краткими характеристиками.- давайте прочитаем .
Откройте учебники на стр. 32 и рассмотрите модели звезд.
-Вылепите модель своей звезды.(Работа в парах)
-Теперь экипажи поделятся своими впечатлениями об увиденном. Для этого мы возвращаемся в класс.(дети выходят к доске и рассказывают о своей звезде .Рассказ сопровождается показом слайдов. Модель звезды крепится на доску.
-Что вы можете сказать об увиденных звёздах?

-Есть звёзды- гиганты, а есть звёзды-карлики.
Звёзды которые весят в десятки раз больше солнца –гиганты.
Самая большая звезда –Альдебаран.
-Когда мы можем любоваться звёздами?
Проблемная ситуация;
-Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать.
-Как вы считаете.
Черепаха предлагает нам провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.
Опыт «дневные звёзды».
В картонную коробку с отверстиями помещается включённый фонарик
В тёмной комнате мы хорошо видим «звёзды», а когда включаем свет звёзды бесследно исчезают: это дневной свет «гасит» звёзды.
Вывод: теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.
-Красивое звёздное небо. Люди издавна любовались им. (На доске астроном смотрит в телескоп.)
-Как называли человека изучавшего звёзды?(Астроном, звездочет)
Астрономия-наука о вселенной.
Астроном изучает небесные тела: звёзды, планеты и их спутники, кометы.
-А с помощью чего он это делает?(С помощью телескопа)
Давайте ещё раз прочитаем новые слова: астроном, телескоп и попробуем их запомнить.
Физкульт минутка:
Раз подняться , потянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На4 руки шире
5 руками помахать
6 за парту сесть опять.
-Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия.
Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Мудрая черепаха предлагает нам отправиться к созвездию льва.
Найдите это созвездие в учебнике. Рассмотрите его внимательно . А теперь давайте выполним задание в тетради.
Проверьте друг друга в парах.
4.Закрепление изученного.
Игра «Звёздный час»
Как называется звезда, которую можно увидеть днём?
Какой прибор используют для изучения звёзд?
Как называется группа звёзд?
Как называют учёных, которые изучают космические тела?
Что больше планета Земля или Солнце?
Какого цвета бывают звёзды?
7.Как раньше называли учёных-астрономов?
Молодцы!
5.Итог урока:
-На какие вопросы мы сегодня отвечали?
_Почему солнце светит днём , а звёзды ночью?
-Мы нашли ответы на них?
6.Рефлексия
Если на уроке вам было всё понятно и интересно нарисуйте весёлое солнышко, а если что то не понятно – грустное.
Спасибо вам за урок.
