Просмотр содержимого документа
«Почувствуй себя орнитологом-экологом»
- Мы птиц проходим. Всё, как есть, - Строенье, оперенье, И что, и сколько могут съесть, Полёт их и паренье.
- Мы птиц проходим. А они - Они нас пролетают, Глядят на школьные огни И знать про нас не знают.
- Живут среди ветвей густых, Своих птенцов выводят, Покуда школьники про них Каракули выводят.
- Вот если бы наоборот - Летали мы на воле, Тогда они бы круглый год Нас проходили в школе:
- О чём болтаем, что зубрим, Что в переменку съели, С кем подрались... А мы бы им Чирикали и пели!
Михаил Яснов
"Мы и птицы"
Орнитология — раздел зоологии позвоночных животных, изучающий птиц, их эмбриологию, морфологию, физиологию, экологию , систематику и географическое распространение.
Почувствуй себя орнитологом-экологом
- Цель урока: изучить методы наблюдения птиц в природе, расширить представления о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; уметь относить птиц по внешним признакам к определенной экологической группе; значение в природе и необходимость охраны, развивать умение работать в паре и с разными источниками информации.
Наблюдение за птицами
- Учет численности птиц маршрутным методом. Наблюдатель подсчитывает всех встреченных в полосе учета птиц по голосу или внешности.
- Метод изучения питания птиц. Для изучения питания птиц проводят анализ содержимого желудков или зобов, производят сбор остатков пищи в гнездах и под деревьями.
- Метод изучения птичьих гнезд. Каждое обнаруженное гнездо птиц должно быть по возможности определено (желательно до вида). Для этого его нужно описать и измерить: наибольший внешний диаметр, высоту гнезда, толщину стенок, диаметр и глубину лотка.
Кольцевание птиц
- Позволяет определить оседлы или перелетны птицы, определить пути и направления их передвижений, сроки сезонных явлений, продолжительность жизни и многое другое.
Внешнее строение птиц
Строение клюва птицы в зависимости от способа питания
Строение ног птиц связано с образом жизни
Определите птицу по внешнему виду ее конечности
Утка-кряква
5
2
Коршун
Цапля
4
1
6
Дятел
3
Страус
Куропатка
Экологические группы птиц по местам обитания
- Птицы леса
- Водоплавающие птицы
- Птицы побережий, болот
- Птицы открытых пространств
Интернет
- Природа России и СССР www.ecosystema.ru
- Редкие и исчезающие животные России nature.air.ru
Книги-энциклопедии
- «Жизнь животных» в семи томах «Просвещение» под ред. В.Е. Соколова
- Энциклопедия для детей издательство: Аванта+.
- Красная книга Рязанской области, 2011
Задание
- Разбить предложенные виды птиц на экологические группы
- Изучить литературу по одному представителю данной группы
- Составить план доклада
- Сделать доклад с презентацией по своей теме
Черный стриж
- Цель урока: изучить методы наблюдения птиц в природе, расширить представления о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; уметь относить птиц по внешним признакам к определенной экологической группе; значение в природе и необходимость охраны, развивать умение работать в паре и с разными источниками информации.
Рефлексия
1) Больше всего мне понравилось_________ . 2) Самым интересным сегодня на уроке было 3) Самым сложным для меня сегодня было 4) Сегодня я понял________________________. 5) Сегодня я научился_____________________. 6)Сегодня я задумался____________________. 7) Сегодняшний урок показал мне___________.
А.К.Саврасов «Грачи прилетели». 1871 год (холст, масло 62×48.5 см). Государственная Третьяковская галерея.
Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка». 1820 год. Государственная Третьяковская галерея.
«Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.» Стасов В.В.
«Лесной пейзаж с цаплями» 1870
В.А.Ватагин «Ток турухтанов». 1920 год (ватман, масло, 69×96 см). Дарвиновский музей.
М.Шагал «Деревенская улица». 1930 год. Museum of Fine Arts, Boston.