Тема: «Почва и ее состав».
Цели:
Образовательные:
формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие:
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
Воспитательные:
прививать интерес к учебному предмету;
воспитывать организованность;
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,
образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, сетка, презентация «Почва».
Урок- практикум
ХОД УРОКА :
1. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Психологический настрой.
Пожелаем друг другу удачи на уроке. С хорошим настроением приступаем к работе.
Актуализация опорных знаний
1).Загадки.
Голубая точка в бесконечном море.
Нет родней клубочка в космическом просторе.
Проросла травою, ожила ручьями.
И меня с тобою укрыла небесами.
Горы, океаны, реки и поля,
Загадочные страны, дом родной-...(Земля).
-Земля-это название нашей планеты.
Сколько не езди, не ходи,
Тебе конца тут не найти.
-Земля-это суша. На ней человек строит жилища, работает и отдыхает.
И топчут ее,
И режут ее —
Она не серчает,
Добром отвечает.(Земля – значение почва)
-Многие продукты питания человек выращивает, сажая растения, собирает урожай.
-Вспомните сказку «Репка». Где выросла репка? (В земле).
-Слово земля употребляется в значении почва.
IV Работа по теме урока
Итак, тема нашего урока: «Почва и её состав».
-А что вы знаете о почве? (Немного)
- А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Что для этого нам надо сделать?
- Беседа
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. Что такое почва?
(Верхний плодородный слой земли)
- Давайте запишем определение в рабочую тетрадь
(Почва - верхний плодородный слой земли)
- Какое значение она имеет для растений и животных?
- Почему же она плодородна? Докажите. (Ответы детей)
Ваши ответы – предположения называются гипотезами.
Наша гипотеза: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.
- Назовите необходимые условия для роста и развития растений. ( Ответы детей: воздух, вода, питательные вещества – соли)
- Предлагаю экспериментальным путём проверить наличие в почве этих веществ, т.е. изучить состав почвы. Чтобы изучить состав почвы мы проделаем несколько опытов. Для этого будем соблюдать инструкцию по ТБ:
1. Внимательно слушаем инструкции.
2.Чётко выполняем указания.
3 . По наблюдениям делаем выводы.
2) Практическая работа.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать? (Состав почвы).
– Представьте, что вы работаете в 6 учебных лабораториях( дети разделены на группы). Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны
Лаборатория 1
Опыт 1.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
|
Опыт 1
|
Результаты исследования
|
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.
Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите результат.
|
|
Вывод: В почве есть воздух
Лаборатория 2
Опыт 2.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
|
Опыт 2
|
Результаты исследования
|
Возьмите комочек почвы, положите между слоями бумажной салфетки. Сожмите. Что вы видите? Чем можно объяснить влажность салфетки? Какой вывод можно сделать? Запишите результат.
|
|
Вывод: В почве есть вода
Физкультминутка. ( под музыку сидя выполняют движения)
Положите мешочки на голову, расслабляем мышцы спины и шеи, корректируем осанку. Снимите мешочки. Мы не просто провели именно эту ф-ку, она связана с нашей темой. Определите на ощупь, что находится в мешочках? (соль).
Да, это соль, это еще один компонент состава почвы, т.е. в почве находится соль. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
Лаборатория 3
Опыт 3. Бросаем комочек почвы в стакан с водой. Размешать , дать чуть отстояться. Что вы видите на дне стакана? (песок и глину) На поверхности? (перегной)
- Вывод: в состав почвы входят : глина, песок, перегной-
органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
.
Лаборатория 4( на основе сообщения.)
Вы получили задание подготовить сообщение о том, как происходит круговорот веществ в природе. Это позволит нам завершить исследование состава почвы.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе
Вывод:
В состав почвы входят микробы и соли).
На слайде: микробы.
На слайде: соли.
Обобщение.
-Запишите в таблицу: что же входит в состав почвы?
(Ответы детей, запись в таблицу)
Физкультминутка.
8)Самостоятельная работа.
-А сейчас вам предстоит ответить на вопрос, от чего зависит плодородие почвы. Для этого прочитайте самостоятельно текст на странице 89 учебника.
9)Беседа.
-От чего зависит плодородие почвы?
(Рыхлая или нет, хорошо ли пропускает воздух, много ли в ней миниральных солей, есть ли перегной).Назовите главное богатство почвы.(Перегной).
- Что называется черноземом? (Самая богатая перегноем почва).
-Почему чернозем хорошо прогревается солнцем?(Благодаря черному цвету).
-Какой толщины может достигать чернозем? (До 2 метров).
-Много ли осталось на земле такой почвы? (нет).
Люди всегда относились бережно к земле. Давайте всегда будем любить, ценить землю, заботиться о ней, тогда и она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
10)Игра «Верю-не верю».
1.Почва-это нижний плодородный слой земли.
(Верхний плодородный слой земли).
2.Самая богатая перегноем почва -это краснозем. (Чернозем).
3.В состав почвы не входит сода.
4.В образовании почвы не участвует солнце.
5.Науку о почвах почвоведении создал русский ученый Докучаев.
Итог урока:
-– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
– Из чего состоит почва?
- Какое главное свойство почвы?
Задание на дом: с.87-90, №86.
Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
-Оцените свое настроение в конце урока.(все понятно, все знаю - большой палец вверх, все легко запоминаю, но нужно еще чуть повторить - палец в сторону, ничего не запомнил -палец вниз.)
Список литературы
- Асмолова А.Г. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение» 2011;
- Ганери Анита , Уолпол Бренда , Стил Филипп ,Чермен Эндрю , Вуд Дженни , Эвисон Бриджит «Энциклопедия для любознательных»,Махаон 2016, с 256;
- Максимова Т.Н., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс
- Рыжук Е.А.Организация: ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя школа №21»
Населенный пункт: ЛНР, г. Молодогвардейск Конспект урока по окружающему миру «Почва и её состав» 3 класс
-