СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почва и ее состав». Урок- практикум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Почва и ее состав».

Цели:

 

Образовательные:

формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

 

Развивающие:

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

Воспитательные:

прививать интерес к учебному предмету;

воспитывать организованность;

прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

  образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки,   сетка, презентация «Почва».

Урок- практикум

 

ХОД УРОКА :

1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 Психологический настрой.

 Пожелаем друг другу удачи на уроке. С хорошим настроением приступаем к работе.

 

Актуализация опорных знаний

1).Загадки.

Голубая точка в бесконечном море.

Нет родней клубочка в космическом просторе.

Проросла травою, ожила ручьями.

И меня с тобою укрыла небесами.

Горы, океаны, реки и поля,

Загадочные страны, дом родной-...(Земля).

-Земля-это название нашей планеты.

Сколько не езди, не ходи,

Тебе конца тут не найти.

-Земля-это суша. На ней человек строит жилища, работает и отдыхает.

И топчут ее,

И режут ее —

Она не серчает,

Добром отвечает.(Земля – значение почва)

-Многие продукты питания человек выращивает, сажая растения, собирает урожай.

-Вспомните сказку «Репка». Где выросла репка? (В земле).

-Слово земля употребляется в значении почва.

IV Работа по теме урока

Итак, тема нашего урока: «Почва и её состав».

-А что вы знаете о почве? (Немного)

- А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Что для этого нам надо сделать?

  1. Беседа

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. Что такое почва?

(Верхний плодородный слой земли)

- Давайте запишем определение  в рабочую тетрадь

(Почва - верхний плодородный слой земли)

Какое значение она имеет для растений и животных?

- Почему же она плодородна? Докажите. (Ответы детей)

Ваши ответы – предположения называются гипотезами.

Наша гипотеза: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

- Назовите необходимые условия для роста и развития растений. ( Ответы детей: воздух, вода, питательные вещества – соли)

- Предлагаю экспериментальным путём проверить наличие в почве этих веществ, т.е. изучить состав почвы. Чтобы изучить состав почвы мы проделаем несколько опытов. Для этого будем соблюдать  инструкцию по ТБ:

1. Внимательно слушаем инструкции.

2.Чётко выполняем указания.

3 . По наблюдениям  делаем выводы.

2) Практическая работа.

 – Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)

– Что же мы будем исследовать? (Состав почвы).

– Представьте, что вы работаете в 6 учебных лабораториях( дети разделены на группы).  Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны

Лаборатория 1

Опыт 1.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Опыт 1

Результаты исследования

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите результат.

 

 

Вывод: В почве есть воздух

Лаборатория 2

Опыт 2.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Опыт 2

Результаты исследования

Возьмите  комочек почвы, положите между слоями бумажной салфетки. Сожмите. Что вы видите? Чем можно объяснить влажность салфетки? Какой вывод можно сделать? Запишите результат.

 

 

Вывод: В почве есть вода

 

Физкультминутка. ( под музыку сидя выполняют движения)

Положите мешочки на голову, расслабляем мышцы спины и шеи, корректируем осанку. Снимите мешочки. Мы не просто провели именно эту ф-ку, она связана с нашей темой. Определите на ощупь, что находится в мешочках? (соль).

Да, это соль, это еще один компонент состава почвы, т.е. в почве находится соль. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

Лаборатория 3

Опыт 3. Бросаем комочек почвы в стакан с водой. Размешать , дать чуть отстояться. Что вы видите на дне стакана? (песок и глину) На поверхности? (перегной)

- Вывод: в состав почвы входят : глина, песок, перегной-

 органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.

 – Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

.

Лаборатория 4( на основе сообщения.)

 Вы получили задание подготовить сообщение о том, как происходит круговорот веществ в природе. Это позволит нам завершить исследование состава почвы.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной.  Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые  растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель).  А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе

Вывод:

 В состав почвы входят микробы и соли).

На слайде: микробы.

На слайде: соли.

 

Обобщение.

-Запишите в таблицу: что же входит в состав почвы?

(Ответы детей, запись в таблицу)

 

Физкультминутка.

 

8)Самостоятельная работа.

-А сейчас вам предстоит ответить на вопрос, от чего зависит плодородие почвы. Для этого прочитайте самостоятельно текст на странице 89 учебника.

 

9)Беседа.

-От чего зависит плодородие почвы?

(Рыхлая или нет, хорошо ли пропускает воздух, много ли в ней миниральных солей, есть ли перегной).Назовите главное богатство почвы.(Перегной).

- Что называется черноземом? (Самая богатая перегноем почва).

-Почему чернозем хорошо прогревается солнцем?(Благодаря черному цвету).

-Какой толщины может достигать чернозем? (До 2 метров).

-Много ли осталось на земле такой почвы? (нет).

Люди всегда относились бережно к земле. Давайте всегда будем любить, ценить землю, заботиться о ней, тогда и она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

 

10)Игра «Верю-не верю».

1.Почва-это нижний плодородный слой земли.

(Верхний плодородный слой земли).

2.Самая богатая перегноем почва -это  краснозем. (Чернозем).

3.В состав почвы не входит сода.

4.В образовании почвы не участвует солнце.

5.Науку о почвах  почвоведении  создал русский ученый Докучаев.

 

Итог урока:

-– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)

 – Из чего состоит почва?

  • Какое главное свойство почвы?

Задание на дом: с.87-90, №86.

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

-Оцените свое настроение в конце урока.(все понятно, все знаю - большой палец вверх, все легко запоминаю, но нужно еще  чуть повторить - палец в сторону,  ничего не запомнил -палец вниз.)

Список литературы

  1. Асмолова А.Г. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение» 2011;
  2. Ганери Анита , Уолпол Бренда , Стил Филипп ,Чермен Эндрю , Вуд Дженни , Эвисон Бриджит «Энциклопедия для любознательных»,Махаон 2016, с 256;
  3. Максимова Т.Н., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс
  4.  Рыжук Е.А.Организация: ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя школа №21»

Населенный пункт: ЛНР, г. Молодогвардейск Конспект урока по окружающему миру «Почва и её состав» 3 класс

  1.  

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Почва и ее состав». Урок- практикум»

Тема: «Почва и ее состав».

Цели:


Образовательные:

формировать представления о почве, ее составе и свойствах.


Развивающие:

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

Воспитательные:

прививать интерес к учебному предмету;

воспитывать организованность;

прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, сетка, презентация «Почва».

Урок- практикум


ХОД УРОКА :

1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 Психологический настрой.

Пожелаем друг другу удачи на уроке. С хорошим настроением приступаем к работе.


Актуализация опорных знаний

1).Загадки.

Голубая точка в бесконечном море.

Нет родней клубочка в космическом просторе.

Проросла травою, ожила ручьями.

И меня с тобою укрыла небесами.

Горы, океаны, реки и поля,

Загадочные страны, дом родной-...(Земля).

-Земля-это название нашей планеты.

Сколько не езди, не ходи,

Тебе конца тут не найти.

-Земля-это суша. На ней человек строит жилища, работает и отдыхает.

И топчут ее,

И режут ее —

Она не серчает,

Добром отвечает.(Земля – значение почва)

-Многие продукты питания человек выращивает, сажая растения, собирает урожай.

-Вспомните сказку «Репка». Где выросла репка? (В земле).

-Слово земля употребляется в значении почва.

IV Работа по теме урока

Итак, тема нашего урока: «Почва и её состав».

-А что вы знаете о почве? (Немного)

- А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Что для этого нам надо сделать?

  1. Беседа

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 64. Что такое почва?

(Верхний плодородный слой земли)

- Давайте запишем определение в рабочую тетрадь

(Почва - верхний плодородный слой земли)

Какое значение она имеет для растений и животных?

- Почему же она плодородна? Докажите. (Ответы детей)

Ваши ответы – предположения называются гипотезами.

Наша гипотеза: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.

- Назовите необходимые условия для роста и развития растений. ( Ответы детей: воздух, вода, питательные вещества – соли)

- Предлагаю экспериментальным путём проверить наличие в почве этих веществ, т.е. изучить состав почвы. Чтобы изучить состав почвы мы проделаем несколько опытов. Для этого будем соблюдать инструкцию по ТБ:

1. Внимательно слушаем инструкции.

2.Чётко выполняем указания.

3 . По наблюдениям делаем выводы.

2) Практическая работа.

– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)

– Что же мы будем исследовать? (Состав почвы).

– Представьте, что вы работаете в 6 учебных лабораториях( дети разделены на группы). Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны

Лаборатория 1

Опыт 1.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Опыт 1

Результаты исследования

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите результат.



Вывод: В почве есть воздух

Лаборатория 2

Опыт 2.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Опыт 2

Результаты исследования

Возьмите комочек почвы, положите между слоями бумажной салфетки. Сожмите. Что вы видите? Чем можно объяснить влажность салфетки? Какой вывод можно сделать? Запишите результат.


Вывод: В почве есть вода


Физкультминутка. ( под музыку сидя выполняют движения)

Положите мешочки на голову, расслабляем мышцы спины и шеи, корректируем осанку. Снимите мешочки. Мы не просто провели именно эту ф-ку, она связана с нашей темой. Определите на ощупь, что находится в мешочках? (соль).

Да, это соль, это еще один компонент состава почвы, т.е. в почве находится соль. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

Лаборатория 3

Опыт 3. Бросаем комочек почвы в стакан с водой. Размешать , дать чуть отстояться. Что вы видите на дне стакана? (песок и глину) На поверхности? (перегной)

- Вывод: в состав почвы входят : глина, песок, перегной-

органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.

Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

.

Лаборатория 4( на основе сообщения.)

Вы получили задание подготовить сообщение о том, как происходит круговорот веществ в природе. Это позволит нам завершить исследование состава почвы.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе

Вывод:

В состав почвы входят микробы и соли).

На слайде: микробы.

На слайде: соли.


Обобщение.

-Запишите в таблицу: что же входит в состав почвы?

(Ответы детей, запись в таблицу)


Физкультминутка.


8)Самостоятельная работа.

-А сейчас вам предстоит ответить на вопрос, от чего зависит плодородие почвы. Для этого прочитайте самостоятельно текст на странице 89 учебника.


9)Беседа.

-От чего зависит плодородие почвы?

(Рыхлая или нет, хорошо ли пропускает воздух, много ли в ней миниральных солей, есть ли перегной).Назовите главное богатство почвы.(Перегной).

- Что называется черноземом? (Самая богатая перегноем почва).

-Почему чернозем хорошо прогревается солнцем?(Благодаря черному цвету).

-Какой толщины может достигать чернозем? (До 2 метров).

-Много ли осталось на земле такой почвы? (нет).

Люди всегда относились бережно к земле. Давайте всегда будем любить, ценить землю, заботиться о ней, тогда и она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.


10)Игра «Верю-не верю».

1.Почва-это нижний плодородный слой земли.

(Верхний плодородный слой земли).

2.Самая богатая перегноем почва -это краснозем. (Чернозем).

3.В состав почвы не входит сода.

4.В образовании почвы не участвует солнце.

5.Науку о почвах почвоведении создал русский ученый Докучаев.


Итог урока:

-– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)

– Из чего состоит почва?

  • Какое главное свойство почвы?

Задание на дом: с.87-90, №86.

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

-Оцените свое настроение в конце урока.(все понятно, все знаю - большой палец вверх, все легко запоминаю, но нужно еще чуть повторить - палец в сторону, ничего не запомнил -палец вниз.)

Список литературы

  1. Асмолова А.Г. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва «Просвещение» 2011;

  2. Ганери Анита , Уолпол Бренда , Стил Филипп ,Чермен Эндрю , Вуд Дженни , Эвисон Бриджит «Энциклопедия для любознательных»,Махаон 2016, с 256;

  3. Максимова Т.Н., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс

  4. Рыжук Е.А.Организация: ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя школа №21»

Населенный пункт: ЛНР, г. Молодогвардейск Конспект урока по окружающему миру «Почва и её состав» 3 класс







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!