СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почва. Как образуется почва-урок в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по окружающему миру подготовлена для учащихся 3 класса по теме «Почва. Как образуется почва» по учебнику «Окружающий мир», авторы:  О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л.А. Царёвова.

Конспект урока разработан в соответствии с программой по ФГОС, ПНШ.

Для проведения данного  занятия, организованы разные формы и методы работы с детьми: индивидуальная, . коллективная, работа в парах,  самостоятельная и под руководством учителя. Одним из этапов урока является работа по ИКТ.

Урок построен с учётом открытия   новых знаний по теме с использование ИКТ, расширения кругозора, предоставления возможности выявить первоначальные знания по теме. Учащиеся учатся работать с текстом, схемами, развивают навыки анализа. 

Просмотр содержимого документа
«Почва. Как образуется почва-урок в 3 классе.»

Аннотация.


Данная разработка урока по окружающему миру подготовлена для учащихся 3 класса по теме «Почва. Как образуется почва» по учебнику «Окружающий мир», авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л.А. Царёвова.

Конспект урока разработан в соответствии с программой по ФГОС, ПНШ.

Для проведения данного занятия, организованы разные формы и методы работы с детьми: индивидуальная, . коллективная, работа в парах, самостоятельная и под руководством учителя. Одним из этапов урока является работа по ИКТ.

Урок построен с учётом открытия новых знаний по теме с использование ИКТ, расширения кругозора, предоставления возможности выявить первоначальные знания по теме. Учащиеся учатся работать с текстом, схемами, развивают навыки анализа. Сравнения, умение делать выводы. Урок включает здоровьесберегающие технологии- как физкультминутка.Такая методика проведения урока способствует развитию индивидуальных и личностных качеств ребёнка, позволяет проявить свои способности, выразить свою точку зрения, поделиться своими наблюдениями.

Для достижения высоких результатов в обучении учащихся окружающему миру, для развития интереса к предмету, я считаю такую технологию целесообразно использовать на уроках в начальной школе. В конце урока учащиеся анализируют свою работу.
































Цель: 

- познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли;

-формировать представления о почве и ее образовании;

- развивать умения работы с текстом,

-выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

-развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, любознательность.

- воспитывать интерес любовь к природе, родному краю.



Планируемые результаты образования.


Предметные: научатся развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение образования почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Метапредметные:


Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем источниках.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.


Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.


Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний


Оборудование: учебник окружающий мир 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, почва, стакан с водой, карточки для самостоятельной работы, тесты, компьютер, проектор, экран.



















ХОД УРОКА.


1.Орг. момент.


И так, друзья, внимание.

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнём сейчас урок

-  Сегодня  на уроке мы будем снова наблюдать и рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.


Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.


2. Создание проблемной ситуации.

                                    

                                        Учитель:

 Посадил дед репку.


Слайд 1.

 

-Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка», знаете как заканчивается. Но почему она так заканчивается, мы узнаем в конце урока.


- Мы знаем, что всё живое растёт, потому что принимают пищу.


-Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная?


- Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?


- Что же помогло репке вырасти?

( Вода, солнце, земля.)



 -У всех ли огородников вырастают крупные овощи?


 (Нет, они могут быть разные по размеру и виду.).


 -Почему?

 (Это зависит от ухода и плодородия земли).


Что же такое «земля?» Вы узнаете это, если отгадаете загадку.


Всех добрее и милее

Всех богаче и щедрее

Всех накормит, напоит

И собою всех прикроет. Что это? (Земля)


(Предположения детей: земля-это земной шар).


Послушайте отрывок из стихотворения. Может тогда вы скажите точное определение что такое земля?


Сказала лопата:

Земля - чтобы рыть.

Ботинки сказали:

Земля - чтоб ходить.

А люди сказали:

Земля - чтобы жить.

(А. Тетивкин)

Про какую землю идёт здесь речь? (Про землю, на которой возделывают разные культуры).


Картинка о поверхности земли.


А как земля по -другому называется? (Почва)


-Что такое почва?


Слайд 2.


- Почва---это верхний плодородный слой земли.


- Теперь вы можете сказать, какова тема нашего урока?


- О чём мы будем говорить, что будем изучать?


(Мы будем говорить сегодня о почве, узнаем как она образуется и какие её физические свойства.)


-Итак, тема нашего урока «Почва. Образование почвы».


-Какова цель? (Цель нашего урока знакомство с почвой. Изучение её образования и охрана. ) слайд 3.


-Какое главное свойство имеет почва? (Основное свойство почвы--- плодородие).


- Действительно, ребята, основное свойство почвы---плодородие. На ней выращивают различные культурные растения, которые человек использует как в пищу, так и как корм для животных.


Бабушка прислала нам письмо с сообщением. Что же она пишет?


Ещё я хотела добавить к определению, ребята, что почва-это чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, она осенью отдаст двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян сделается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Это не сказка. И эта чудесная кладовая называется—земля. А земля, как мы уже сказали, это почва.


Внучка.


К нам также пришла и внучка. Она хочет вам сказать, что образование почвы началось с появления на Земле живых существ. С тех, пор в течение миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. Этот процесс идёт очень медленно. По подсчётам учёных, требуется до 100 лет для образования почвы толщиной в 1 сантиметр.


Слайд 4.


-Как же образуется почва? (Предположения детей).


4. Работа над темой урока.


Работа по учебнику.


(Найдите, пожалуйста, по оглавлению в учебнике есть ли такая тема о которой мы говорили?


Откройте свои учебники на этой странице. Рассмотрите рисунки в учебнике и скажите: для кого земля является домом?


Предположите, что с ними случится через определенное время и какую пользу принесут почве?


-Прочитайте 3 абзац текста и объясните подтвердились ли ваши предположения?

Подтвердились ли ваши предположения?


Вывод: Слайд 5.



А теперь отгадайте загадки и вы узнаете с помощью кого и чего образуется почва.

Загадки:


Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Дождевой червь)

Б) Нас миллионы, миллиарды

Обитаем мы везде,

В почве, в воздухе, воде.

Но увидеть нас ты сможешь только с мощным микроскопом.

(Бактерии и микробы)

В) В одежде богатой,

Да сам, слеповатый.

Живёт без оконца,

Не видит он солнца. Крот. (слайд6.

Г) Стоит Антошка на одной ножке,

Сам шляпы не снимает, но всяк ему поклонится. (Гриб)

Правильно вы сказали. Для них почва является домом. Но все растения и живые существа,

когда нибудь вымирают. Остатки животных и растений обогащают почву, делают её плодородной и питают растения.

А в садах и огородах вы не заметили, как ваши родители повышают плодородие почвы?

-Но как бы плодородна не была почва, ей грозят разрушения.


-Что же может разрушить почву?


Письмо Деда.


-Почва может разрушаться по вине людей. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер и от этого почва очень быстро разрушается. Почва многого боится. Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве больше нормы, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, 5икробы, без которых почва теряет плодородие. А от избытка химических удобрений в ней накапливаются соли. Это тоже очень вредно для почвы.


Но всё таки защищать почву можно, если сажать лесные полосы, правильно распахивать почву, особенно, на склонах, а зимой проводить снегозадержание.


Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Сейчас мы немножко отдохнём.


Физминутка.


Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На 4- руки шире,

5- руками помахать,

6- за парту тихо сесть.

Теперь, ребята, мы познакомимся с некоторыми физическими свойствами почвы.

У вас на столах стакан с водой и почва.

Внимательно рассмотрите почву, вы видите, что она имеет чёрный цвет, а если повести её около носа можете почувствовать специфический запах.

Опыт 1.

(В стакан с водой бросим комочек сухой почвы. Что наблюдаете? (выделяются пузырьки. Что это показывает? Это показывает, что в почве содержится воздух.)


Опыт 2.


Комочек почвы положить на бумагу, придавить её. Что вы наблюдаете? (В почве есть вода.)


Вывод:

 В состав почвы входят воздух, вода.


С другими свойствами почвы мы познакомимся на следующем уроке при выполнении практической работы.


      Типы почвы.


Ещё, ребята, я хотела вас познакомить с типами почв.


Посмотрите на пакетики с образцами почв. Что вы заметили? (Они разного цвета.)

- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

- Например:

В первом пакете находится черноземная почва.

- Почему она так называется? Как вы думаете?

(Цвет черный, ещё она жирная. Это можно узнать, если трогать руками)

- Во втором пакете?

- Глинистая.

- Почему? Докажите.

( Цвет желто - красный. Скатывается в комок)

-В третьем пакете?

- Песчаная.

- Почему? Докажите.

( Преобладает песок. Цвет серый.)


-Какой признак стал основным и помог вам определить тип почвы.


- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).


В какой почве лучше растут растения?


(В чёрно земной земле растут крепкие растения, а глинистой и песчаной земле – плохо.)


- Как вы думаете, почему так происходит? Что растения получают из почвы?


В чёрнозёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим  – плодородием.

Кто может сказать какая почва у нас в Карагаче? (Глинистая. Это показывает то, что после дождя земля становится вязкой, трудно отмывается от обуви).

                                  

6. Рефлексия.


А) Работа по печатной тетради.


Б) Работа в группе.


Тест.


1.Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)


2)      Какие вещества входят в состав почвы, выбери и  зачеркни лишнее:


( Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли).


3)Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)


4.Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)


5)  Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (п…й.)


Взаимопроверка.


7. Итог урока.


Давайте сделаем вывод: Что мы узнали на уроке?

- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли.   Основное свойство почвы - плодородие.

- Почва бывает черноземная, песчаная, глинистая. Самая плодородная земля---чернозёмная.


Всё что вы сказали правильно.


-Теперь вернемся к сказке?


-Что помогло вырасти репке? Почему у деда выросла такая большая—пребольшая репка?


 (У деда была чернозёмная, плодородная почва).


Слайд 7.


Наш урок подошёл к концу.

Скажите, что нового вы узнали?

Что вам понравилось на уроке?

 

Слайд 8.


9. Задание на дом.


- На все ли вопросы мы ответили про почву? (Нет)


-Чего бы вам ещё хотелось узнать про почву? (Мы не узнали полный состав почвы.)


-предлагаю проработать материал на стр 31-34, ответить на вопросы 1,2; (всем)


Тановой Д, Тановой С-подготовить сообщение о почве КБР; её можно проиллюстрировать рисунками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.


Рыскаль Л, ШешевойА, Итовой Р.

-составить кроссворд по теме «Почва».


А сейчас спасибо всем за активное участие на уроке.

Молодцы!

Оценки за работу на уроке.


С каким настроением вы уходите с урока.















Самоанализ открытого урока по окружающему миру. Тема «Почва. Как образуется почва».

Данный урок входит в УМК О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой и др. по программе ФГОС ПНШ.

Основная форма построения урока—диалог.

Тип урока—открытие новых знаний с использованием И КТ.

Класс 3.

Учитель Отарова А. К.

На момент проведения урока учащиеся закончили изучение раздела:»Горные породы».

Данный урок первый в системе уроков по теме»Почва. Как образуется почва».

Уровень подготовки класса –средний.


Цели урока:


--- познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли;

--- формировать представления о почве и ее образовании;

- --развивать умения работы с текстом,

- --выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

--- развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, любознательность.

--- воспитывать интерес любовь к природе, родному краю.

Ожидаемые результаты.


Предметные УУД: учащиеся  с помощью наблюдения и опытов определят физические свойства почвы;

научатся развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение образования почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Метапредметные:


Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых информации при помощи видео фрагментов, проведении опытов, подведении итогов исследовании.


Регулятивные УУД формируются на этапах фиксирования затруднения действий при построении проектов.


Коммуникативные УУД –это речевая деятельность, навыки сотрудничества формировались в течении урока. Здесь ребята учатся формировать собственное мнение, позицию, приходят друг-другу на помощь.


Личностные УУД формируются при организационном моменте.



Характеристика класса.

В классе 22 учащихся. Из них 10 мальчиков и 12 девочек. Класс по успеваемости средний, по дисциплине допустимый. В классе есть одна ученица со справкой ПМПК. С ней ведётся дополнительная работа по упрощённой программе.


 В основу урока положен коммуникативно-деятельный подход Построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся по проекту формирования У УД с презентацией и пользованием ИКТ, практических работ с проведением опытов, выполнения тестовых заданий самостоятельной работы по печатной тетради.

Урок окружающего мира по теме «Почва. Как образуется почва»» был разработан на основе  рабочей программы перспективно – тематического планирования на 2014/2015 учебный год из раздела «Почва» урок № 44, по данной теме  урок № 1,  

Изучение новых знаний осуществлялось в интерактивном режиме, характер деятельности- диалогический. Использовалась технология  проблемного обучения, основной метод- частично-поисковая беседа.

Структура урока.

Первый этап –организационный, где будет осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, здесь я настраиваю детей на виртуальное путешествие в мир природы.

Дальше осуществляю плавный переход ко второму этапу-изучению новых знаний. Это мне позволит форма проведения урока, с опорой на загадки и четверостишие в соответствии с возрастом учащихся. На данном этапе мною чётко поставлены цели и задачи урока и определены результаты конечной деятельности.

Мы учились индивидуально и коллективно анализировать полученную информацию, выделять главное. После подвели итоги, сделали выводы в соответствии с поставленными перед учащимися целями урока. На этом этапе старалась воспитывать у детей активную жизненную позицию к экологическим проблемам в рамках изучаемой темы, воспитывать бережное отношение к миру природы

Третий этап, закрепления полученных знаний, проходит в игровой форме. Я применяла задания на логическое мышление, проблемные вопросы, задания тестового характера. На этом этапе повторили и обобщили полученные знания на данном уроке.

Приём- фронтальный опрос с использование обобщающих вопросов, а также теста.

Четвёртый этап- подведение итога урока, оценивание деятельности учащихся как индивидуально, так и всего класса.



В ходе урока были достигнуты цели. Учащиеся получили представление о почве и её образовании, о том, как надо за ней ухаживать и беречь.

Выбранные мной формы и методы на уроке способствовали созданию положительной психологической атмосферы. Общение учащихся с учителем доброжелательное и доверительное.


Урок соответствовал ФГОС.


Урок прошёл, я думаю, успешно, реализованы все поставленные цели и задачи.


Домашнее задание дифференцированное:


1.чтение статьи в учебнике на стр 31-34 всем учащимися класса;


2.Баговой А, Баговой Д, Ерижокову М. Пшуковой Альбине, Сантиковой Д, Котепаховой И.М. и И. З.

---подготовить сообщение о почве КБР; её можно проиллюстрировать рисунками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.


3.Пшуковой А, Шхампижевой З, Тановой М, Шаканукову М,

--составить кроссворд по теме «Почва».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!