СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почвы Крыма и своей местности.Охрана почв.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Почвы Крыма и своей местности.Охрана почв."Цели: продолжить формирование знаний о почве, рассказать о почвах Крымского полуострова и своей местности; выяснить, какие процессы и явления негативно воздействуют на почву; определить, какие мероприятия необходимо проводить для охраны почв и повышения их плодородия;  

Просмотр содержимого документа
«Почвы Крыма и своей местности.Охрана почв.»

УРОК 26 5 кл._____ дата________


Тема. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.

Цель: продолжить формирование знаний о почве, рассказать о почвах Крымского полуострова и своей местности; выяснить, какие процессы и явления негативно воздействуют на почву; определить, какие мероприятия необходимо проводить для охраны почв и повышения их плодородия; продолжить формирование интереса к предмету; развивать мышление, умение выделять главное в содержании изучаемого материала, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: повышение мотивации к обучению; развитие интереса к новому материалу; развитие умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.

Предметные: знать, какие почвы встречаются на территории Крымского полуострова и в нашей местности; какие процессы и явления негативно воздействуют на почву, снижая её плодородие; сформировать убеждение в необходимости охраны и восстановлений почв;.

Метапредметные (УУД, формирующиеся на уроке):

  1. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; планировать работу на уроке.

  2. Познавательные: умение выделять нужную информацию, выявлять причинно-следственные связи.

  3. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свою ошибки.

Оборудование: карта почв Крыма

Тип урока: урок изуче­ния нового материала


ХОД УРОКА


1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний


Опрос по теме прошлого урока


  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности

  2. Изучение нового материала


1. Используя карту почв Крыма, определите, какие почвы встречаются на территории Крымского полуострова.

2. В ходе урока заполняем таблицу Типы почв Крыма

Почвы

Цвет

Местоположение

Плодородие


В Крыму насчитывается более 400 видов почв, а разновидностей — несколько тысяч.

Разобраться в этом многообразии можно, если выделить главные факторы их формирования.

Общий пространственный фон создается биоклиматическими условиями: условиями увлажнения, температурным режимом, интен­сивностью биологического круговорота.


Соответственно этим факторам с севера полуострова к горному Крыму — от засушливых условий к условиям достаточного увлажнения — происходит смена темно-каштановых почв (Присивашье) черноземами южными (равнинный Крым), а затем — предгорными (Предгорье). В горном Крыму распро­странены бурые горно-лесные почвы. На южном макросклоне гор, а также в юго-западной части Предгорья (Севастополь—Бахчисарай) преобладают коричневые почвы.


Эти типы почв можно назвать зональными. Они занимают большие площади, вытянуты полосами (в соответствии с гидроклиматической и ландшафтной зональностью).


Темно-каштановые почвы, формирующиеся в условиях засушливого климата, характеризуются темно-серой с бурым оттенком окраской гумусового горизонта, глыбисто-пылевато-порошистой структурой. Содержание гумуса в этих почвах невелико — 2—3 %, что связано с малым разнообразием растительности, низкой биомассой, слабым развитием микробиологических процессов, процессов перегнивання.


Гу м у с (от лат. humus — земля, почва) — перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. От содержания и состава гумуса в значительной степени зависит плодородие почв.


Черноземы южные, расположенные южнее, в более увлажненных ландшафтах, характеризуются темным оттенком гумусового слоя, содержанием гумуса до 4,5 %, большей мощностью гумусового горизонта — до 1 м.

В естественных условиях структура этих почв комковато-зернистая, при распашке — становится глыбисто-пылевато- порошистой. Сельскохозяйственное исполь­зование южных черноземов, сопровождающееся вспашкой, орошением и другими активными формами воздействия, приводит к ухудшению их свойств.


Так, количество гумуса за последние десятилетия снизилось до 2,5 %, нарушилась структура почв, на некоторых участках про­исходит осолонцевание (уплотнение, снижение плодородия почвы и др.).


К черноземам южным близки по свойствам черноземы предгорные, распространенные в предгорье. Однако для них характерны несколько более высокое содержание гумуса и большая мощность гумусового горизонта.


В горном Крыму под буковыми, дубовыми, грабовыми и другими лесами нахо­дятся бурые горно-лесные почвы, имеющие светло-желтый и бурый оттенки гумусового горизонта.

Они формируются при достаточном увлажнении и длительном теплом периоде, что обеспечивает активное разложение первичных минералов, оглинение, вынос из профиля легкоподвижных продуктов, в том числе карбонатов.

Содержание гумуса колеблется в больших пределах в зависимости от типа леса и почвообразующих пород: под буковыми леса­ми — до 6—9 %, под разреженными дубовыми — 2-4 %.

Узкую приморскую полосу на южнобережье (от1до 6—7 км — до высоты 300—400 м) занимают коричневые почвы. Они имеют коричневатую окраску гумусового горизонта, сравнительно большую мощность.


Зональная картина почвенного покрова осложняется другими факторами.

В Присивашье, на низменном побережье Каркинитского залива и на Керченском полуострове при близком залегании грунтовых вод формируются солончаки.

Частицы соли в растворенном виде поднимаются с водой на поверхность, где вода испаряется, а соль остается, образуя белую корку. Такие процессы нередко происходят и при орошении, если количество воды превышает норму.


По долинам рек сформировались лугово-черноземные и лугово-каштановые почвы (последние распространены в Присивашье).

Эти участки нередко заливались паводковыми водами, что обусловило активизацию роста биомассы, микробиологических процессов.

Для луговых почв характерны мощный гумусовый горизонт, высокое плодородие.


Специфические почвы сформировались на я й л а х. Здесь влажный и прохладный климат, соответствующий ландшафтам буковых лесов в горах Западной Европы. Однако большая часть выпадающих атмосферных осадков из-за карстовых трещин уходит в толщи известняков и не используется растениями. Поэтому реальное увлажнение тут значительно ниже. Это обстоятельство, а также карбонатная основа способствуют формированию степной и лесостепной растительности, для которой характерны горные луговые и лугово-степные черноземовидные почвы. Они имеют большее содержание гумуса — до 10—15 %.


3. Какие из них наиболее плодородные?


4. Какие почвы распространены в нашем районе?

- тёмно-каштановые почвы;

- солонцы и солончаки;

- чернозёмы южные;


5. Какие сельскохозяйственные культуры позволяют выращивать почвы нашей местности?


6. Какие процессы и явления оказывают негативное воздействие на почву, снижают её плодородие?


7. Какие мероприятия вы можете предложить для охраны почв и повышения их плодородия?


  1. Закрепление изученного материала


  1. Итог урока


  1. Домашнее задание

Повторить тему «Погода» и «Почвы» , подготовится к тестированию