Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Приокский»
Методическая разработка
Открытого мероприятия
«Под небом единым»
В номинации «Год экологической безопасности в Рязанской области»
(в рамках IX городского конкурса клубов по месту жительства
«Дом, в котором мы живем»)
Мероприятие разработано:
педагогом – организатором
Лучкиной А.И.
Рязань, 2018 год.
Цели:
практического участия в природоохранных акциях.
Задачи:
-
Формирование понятий о масштабах влияния человеческой деятельности на состояние природной среды;
-
Знакомство с правилами экологической безопасности;
-
Формирование нравственных качеств личности: доброта, терпимость, бережное отношение к окружающему миру;
-
Развитие коммуникативных качеств личности;
-
Формирование социальной активности воспитанников.
Методические особенности:
На данном мероприятии используются методы: интерактивной беседы, работы в малых группах, наглядности, аудиовизуальный, фасилитационный, компьютерной презентации.
Направленность:
Мероприятие предназначено для детей 9 – 13 лет, имеет системный характер, входит в систему экологического воспитания.
Оборудование:
Экран, мультимедийная система, дидактический материал (карточки, условные природоохранные знаки , иллюстрации животных и растений, карта Рязанской области.
Подготовительная работа:
-
Серия бесед с детьми в клубах «Живи, лес» (в рамках всероссийской акции);
-
Выставки детских творческих работ «Лесные помощники» на базе ПК и библиотеки №9;
-
Акции «Мы чистим мир» - субботники по сбору пластикового мусора;
-
Исследовательская работа воспитанников «Определение уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории СОШ №47 Московского района города Рязани методом лихеноиндикации»;
-
Исследовательская работа воспитанников «Мониторинг водных объектов Рязанской области, методом биоиндикации на реке Плетенка»;
-
Подготовка докладов по темам «Зубр» и «Журавли»;
-
Подготовка компьютерной презентации.
Ход мероприятия:
-
Оргмомент, приветствие.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Каждый год проводятся общероссийские дни защиты от экологической опасности, в этом году они проходили с 20 марта по 25 октября
Сегодня на нашем мероприятии «Под небом единым» мы будем говорить о влиянии человеческой деятельности на состояние природы Рязанской области, познакомимся с правилами экологической безопасности и охраной природы родного края.
-
Интерактивная беседа.
Как вы понимаете слова «Экологическая безопасность»?
- Ответы детей.
Правильно, ребята. Все в природе взаимосвязано. Мы все звенья одной цепи. Один из законов экологи звучит: «Все связано со всем».
Ребята, отгадайте загадку о том, что необходимо для безопасной жизни и здоровья всего живого на земле.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Правильно, это воздух. А каким воздухом мы дышим в городе?
-Ответы детей.
-Воспитанниками клубов были проведены исследования уровня загрязнения воздуха на территории СОШ № 47. Об этом расскажет Михейкина Соня.
-От загрязнения воздуха болеют не только люди, но и растения. (Слайд с лишайниками)
-Ребята, какие в нашем городе источники загрязнения воздуха?
- Ответы детей.
- Послушайте сообщение «Определение уровня загрязнения по выхлопным газам от автомобилей.»
- Что нужно сделать, чтобы воздух в городе стал чище?
- Ответы детей, слайд.
- Есть деревья, которые лучше других очищают воздух. Отгадайте загадки о таких деревьях.
Висит колючий шарик на дереве большом,
Созреет, упадет он, расколется потом.
И на земле под деревом
Орешек мы найдем.
- Вдоль дорог нашего города растут каштаны, их шершавые листья прекрасно очищают воздух.
-Площади, улицы, скверы и парки нашего города украшают высокие деревья, клейкие пахучие листья которых прекрасно очищают воздух, как настоящие зеленые пылесосы.
Снег с небес слетает и неслышно кружится,
Этот снег не тает в теплых летних лужицах.
- С каких деревьев летит этот снег-пух летом?
-Это тополь.
-Послушайте стихотворение о тополе.
Обрубили тополь,
Он с боков прирос.
Вновь листвой захлопал
Тополь-пылесос.
Пыль глотая, листья
Скинет, и не раз,
Чтобы чистый-чистый
Воздух был у нас.
-Чтобы узнать о том, что еще необходимо для безопасности и здоровья, отгадаем загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
поиграем в игру «Доскажи словечко».
Не умыться, не напиться без…
Листику не распуститься без …
Без нее прожить не может
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна….(Вода)
-Да, без воды нет жизни. А какая вода необходима всему живому, какую воду мы пьем?
-Ответы детей. Дома мы пьем воду отфильтрованную, очищенную.
- А всегда ли в природных водоемах бывает чистая вода?
- Ответы детей.
-Какие источники загрязнения водоемов вы знаете?
- Ответы детей. Слайд.
- Посмотрим на карту Рязанской области. (Слайд)
Как называется самая большая река Рязанской области?
- Ока. (Дети демонстрируют реку на карте)
- Есть в Рязанской области и малые реки. Назовите их.
Интерактивная беседа.
-Какая река протекает в Московском районе города, в 4 микрорайоне?
-Плетенка.
- На эту речку мы ходили с воспитанниками клубов, чтобы проверить уровень ее загрязнения.
Мы выяснили, что вода в этой речке загрязненная.
- Ребята, как сберечь воду, как не допустить ее загрязнения?
- Ответы детей, демонстрация слайдов.
- Известно, что 90% всего мусора в реках, морях и океанах составляет пластик. Значительная часть пластикового мусора с наших улиц в итоге вместе с дождем и ветром попадает в моря. По наблюдениям ученых, сотни тысяч морских птиц и десятки тысяч морских млекопитающих ежегодно гибнут, проглотив пластиковый мусор или запутавшись в старых рыболовных сетях.
Воспитанники клубов принимали участие в субботниках по сбору пластикового мусора.
- Ребята, как еще охраняют природу в нашей стране, какие вы знаете особые охраняемые территории?
-Заповедники, Окский заповедник.
- Давайте совершим путешествие по карте Рязанской области.
Найдите на карте город Рязань, реку Оку, передвигаемся по течению реки, находим приток Пру. Какое заповедное место находится здесь?
- Окский государственный биосферный заповедник.
- Заповедник находится в центре Мещеры, это 55тысяч гектаров дикой природы, нетронутой человеком. Он был создан в 1935 году для охраны и восстановления редкого зверька – русского выхухоля.
Игра «Собери целое из частей»
Дети собирают изображение выхухоли. Рассказывают об этом животном.
- Теперь команды подготовили сообщения о редких охраняемых животных окского заповедника.
Сообщения о зубрах и журавлях с демонстрацией слайдов.
Подведение итога занятия, фасилитация.
На сегодняшнем мероприятии мы говорили об экологической безопасности, об охране природы. В каком мире мы хотели бы жить? Коллективная работа по созданию коллажа «Под небом единым».
Вывод.
Ребята, под одним небом с нами существует удивительный мир природы, для представителей которого эта планета – такой же родной дом, как и для нас, людей.
Сохраним нашу планету – наш общий дом. Мы с вами решаем, в каком мире мы хотели бы жить, и личный выбор каждого – самое важное для возвращения чистоты и безопасности нашему городу, стране и планете в целом.