Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Подбор методик определения воспитанности обучающихся младшего
школьного возраста.
Выполнила:
студентка 2 курса группы Вкш
школьного отделения
Гаджимурадова Эльмира
Краснодар, 2020 г
Анкета по выявлению уровня воспитанности в 1 – 2 классах
(методика Н.П. Капустина)
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.
| Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: мне интересно учиться я люблю мечтать мне интересно находить ответы на непонятные вопросы мне нравится выполнять домашние задания | | | |
2. Трудолюбие: мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу | | | |
3. Бережное отношение к природе: К земле к растениям к животным | | | |
4. Мое отношение к школе: я выполняю правила для учащихся я добр в отношениях с людьми я участвую в делах класса и школы | | | |
5. Красивое в моей жизни: | | | |
6. Как я отношусь к себе: я управляю собой я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой у меня нет вредных привычек | | | |
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:
5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 – 4,5 - высокий уровень (в)
4,4 – 4 - хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 - средний уровень (с)
2,8 – 2 - низкий уровень (н)
Анкета по выявлению уровня воспитанности в 3 - 4 классах
(методика Н.П. Капустина)
Цель: изучение уровня нравственного развития личности
| Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: мне интересно учиться я всегда выполняю домашнее задание я люблю читать мне интересно находить ответы на непонятные вопросы я стремлюсь получить хорошие отметки | | | |
2. Прилежание: | | | |
3. Отношение к природе: я берегу землю я берегу растения я берегу животных | | | |
4. Я и школа: я выполняю правила для учащихся я выполняю правила внутришкольной жизни я участвую в делах класса и школы я добр в отношениях с людьми я справедлив в отношениях с людьми | | | |
5. Прекрасное в моей жизни: я аккуратен и опрятен я соблюдаю культуру поведения я забочусь о здоровье я умею правильно распределят время учебы и отдыха | | | |
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:
5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 – 4,5 - высокий уровень (в)
4,4 – 4 - хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 - средний уровень (с)
2,8 – 2 - низкий уровень (н)
Методика изучения воспитанности школьников
«Хранилище человеческих качеств»
Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.
Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.
Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.
В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.
Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.
№ п/п | Ф.И. учащегося | Положительные качества | Отрицательные качества |
1. | | | |
2. | | | |
На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплѐнные нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещѐ сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.
Заполняется следующая таблица:
№ п/п | Ф.И. учащегося | Закрепленные положительные качества | Отрицательные качества, которые еще существуют в классе |
| | | |
| | | |
При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.
Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности по наблюдению за детьми 1 – 4 классов (автор Н.Е. Щуркова)
Отношение к ценностям | Уровень отношений |
Примитивноповеденческий | Эмоциональный | Мотивированноповеденческий |
К человеку | Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии уч-ся | Способны к сопереживанию Фамилии уч-ся | Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии уч-ся |
К труду | Выполняют трудовые обязанности Фамилии уч-ся | Трудолюбивы Фамилии уч-ся | Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии уч-ся |
К знаниям | Выполняют учебные обязанности Фамилии уч-ся | Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии уч-ся | Самообразовательная работа Фамилии уч-ся |
К прекрасному | Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии уч-ся | Стремление к общению с прекрасным Фамилии уч-ся | Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии уч-ся |
К себе | Не позволяют себя обижать Фамилии уч-ся | Оценивают свои достоинства Фамилии уч-ся | Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии уч-ся |
К обществу | Отсутствие правонарушения Фамилии уч-ся | Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии уч-ся | Общественно активны, инициативны Фамилии уч-ся |
Анализируя полученные данные, посмотрите:
- На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?
- Что является высшей ценностью в данном коллективе?
- Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?
Методика для изучения социализированности личности учащегося
Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для обучающихся 9-10 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
О — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12.Мне нравится помогать другим.
13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16.Переживаю неприятности других, как свои.
17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.