СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подбор методик определения воспитанности обучающихся младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подбор методик определения воспитанности обучающихся младшего школьного возраста.»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»





Подбор методик определения воспитанности обучающихся младшего

школьного возраста.







Выполнила:
студентка 2 курса группы Вкш
школьного отделения
Гаджимурадова Эльмира










Краснодар, 2020 г

  1. Анкета по выявлению уровня воспитанности в 1 – 2 классах

(методика Н.П. Капустина)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.


Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

  • мне интересно учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится выполнять домашние задания

  • я стремлюсь получить хорошие отметки




2. Трудолюбие:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

  • мне нравится дежурство в школе




3. Бережное отношение к природе:

  • К земле

  • к растениям

  • к животным

  • к природе




4. Мое отношение к школе:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я добр в отношениях с людьми

  • я участвую в делах класса и школы




5. Красивое в моей жизни:

  • я аккуратен в делах

  • я опрятен в одежде

  • мне нравится все красивое вокруг меня

  • я вежлив в отношениях с людьми




6. Как я отношусь к себе:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

  • у меня нет вредных привычек





По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:

5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 – 4,5 - высокий уровень (в)

4,4 – 4 - хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 - средний уровень (с)

2,8 – 2 - низкий уровень (н)


  1. Анкета по выявлению уровня воспитанности в 3 - 4 классах

(методика Н.П. Капустина)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности


Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

  • мне интересно учиться

  • я всегда выполняю домашнее задание

  • я люблю читать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • я стремлюсь получить хорошие отметки




2. Прилежание:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я самостоятелен

  • я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью




3. Отношение к природе:

  • я берегу землю

  • я берегу растения

  • я берегу животных

  • я берегу природу




4. Я и школа:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я выполняю правила внутришкольной жизни

  • я участвую в делах класса и школы

  • я добр в отношениях с людьми

  • я справедлив в отношениях с людьми




5. Прекрасное в моей жизни:

  • я аккуратен и опрятен

  • я соблюдаю культуру поведения

  • я забочусь о здоровье

  • я умею правильно распределят время учебы и отдыха

  • у меня нет вредных привычек





По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Оценка результатов проводится по 5-балльной системе:

5 – всегда 4 – часто 3 – редко 2 – никогда 1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 – 4,5 - высокий уровень (в)

4,4 – 4 - хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 - средний уровень (с)

2,8 – 2 - низкий уровень (н)


  1. Методика изучения воспитанности школьников

«Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на средний возраст школьников и проводится в форме игры.

Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена». Школьникам предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.) которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых у них в избытке.

В конце первого этапа игры педагог подводит итог «обмена» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Положительные качества

Отрицательные качества

1.




2.




На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» школьника, но и по степени их критичности к себе и друг к другу. В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств. В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закреплѐнные нравственные качества, которые, по их мнению, приобретены учащимися в классе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые ещѐ сохранились в классе. В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

Заполняется следующая таблица:

№ п/п

Ф.И. учащегося

Закрепленные положительные качества

Отрицательные качества, которые еще существуют в классе









При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива. Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива. Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.

  1. Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности по наблюдению за детьми 1 – 4 классов (автор Н.Е. Щуркова)

Отношение к ценностям

Уровень отношений

Примитивноповеденческий

Эмоциональный

Мотивированноповеденческий

К человеку

Усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет Фамилии уч-ся

Способны к сопереживанию Фамилии уч-ся

Поведение, построенное на убеждении важности значения ценностей Фамилии уч-ся

К труду

Выполняют трудовые обязанности Фамилии уч-ся

Трудолюбивы Фамилии уч-ся

Участвуют в общественно-полезной работе Фамилии уч-ся

К знаниям

Выполняют учебные обязанности Фамилии уч-ся

Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам Фамилии уч-ся

Самообразовательная работа Фамилии уч-ся

К прекрасному

Замечают, реагируют на прекрасное Фамилии уч-ся

Стремление к общению с прекрасным Фамилии уч-ся

Самостоятельное общение с прекрасным Фамилии уч-ся

К себе

Не позволяют себя обижать Фамилии уч-ся

Оценивают свои достоинства Фамилии уч-ся

Культивируют свои достоинства, самовоспитание Фамилии уч-ся

К обществу

Отсутствие правонарушения Фамилии уч-ся

Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют Фамилии уч-ся

Общественно активны, инициативны Фамилии уч-ся

Анализируя полученные данные, посмотрите:

- На каком уровне воспитанности находится классный коллектив?

- Что является высшей ценностью в данном коллективе?

- Сколько уч-ся класса (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед педагогом, классным руководителем?

  1. Методика для изучения социализированности личности учащегося

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для обучающихся 9-10 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

О — никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12.Мне нравится помогать другим.

13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16.Переживаю неприятности других, как свои.

17.Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.


1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.

Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.