Подборка игр и игровых упражнений, рекомендаций, предназначенных для организации совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Транспорт»
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с пассажирским транспортом позволяет расширить знания детей о назначении транспорта, его видах.
Цель: Расширять представления детей о видах пассажирского транспорта и их назначении в жизни человека.
Задачи: Познакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный, железнодорожный).
Уточнить и расширить представления детей об основных видах общественного транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, самолет, теплоход), особенностями их внешнего вида, назначения и особенностями передвижения.
Расширять знания детей о профессиях: водитель, шофер, пилот, машинист, капитан. - Формировать навык выделять основные части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль фары).
Учить находить различия видов пассажирского транспорта.
Развивать навыки культурного поведения на дороге, в общественном транспорте. Воспитание уважительного отношения к профессии водителя.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, необходимости соблюдения правил поведения на дороге и в пассажирском транспорте
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Пальчиковая игра «Транспорт»
Мы с первым пальцем – малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим – поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим – сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвести!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
Дети по ходу чтения стихотворения по очереди загибают пальчики.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Пароход, лодка, самолёт, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолёт, вертолёт, велосипед, воздушный шар.
Самосвал, троллейбус, самокат, автобус
Игры - загадки « Доскажи словечко …»
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай
– Отправляется ... (трамвай)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит ... (автомобиль)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … (машине)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет
– Это мой ... (велосипед)
Игры " Шнуровки"
Ребенку предлагается "незаконченная картинка", к которой нужно пришнуровать недостающие детали.
Блоки Дьенеша
Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину.Альбом с играми и заданиями является дополнительным пособием к Блоками Дьенеша. Так же при игре с альбомом ребенок четко усваивает такие понятия:
1. Толстый и тонкий,
2. Большой и маленький,
3. Четко усваивает и свободно выбирает из множества предметов геометрические предметы (квадрат, треугольник. круг, прямоугольник)
4. И что самое важное, учится свободно оперировать ими.
Д
ля лексической недели я выбрала игру «Машины» одна команда делает большую машину, другая маленькую.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Поезд
Педагог предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду стоящего впереди. "Поехали”, - говорит педагог, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Педагог ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Самолеты
Дети становятся в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” – говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются.
Красный, желтый, зеленый
Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке или на стульчиках. Если педагог поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Нарисуем дорогу
Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.
Воробушки и автомобиль Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу, находить своё место. Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Педагог изображает «автомобиль». После слов: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу: «Автомобиль едет:- Летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Д
ля развития мелкой моторики игры на липучках
Ориентирование в пространстве – вещь не просто нужная, а необходимая.
У детей пространственное мышление можно начинать развивать с самого раннего возраста.
И если с понятиями вверх-вниз, сзади-спереди ребенок, как правило, справляется очень быстро, то вот лево и право многие малыши путают.
Как этого избежать? Играючи.
И
гра на липучках " Куда едет машина"
Дидактические игры на классификацию предметов
Такие игры являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.
В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, по теме «Транспорт» дети классифицируют по группам « Водный транспорт»», Воздушный транспорт», «Наземный транспорт».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ 1. А. Барто «Самолет», «Кораблик», «Машина», 10. В. Берестов «Про машину» 2. А. Барто «Электричка» 3. Г. Бойко «В полет», 4. А. Введенский «Песня машиниста», 5. Т. Волгина «Загудел паровоз», 6. Б. Заходер «Шофер», 7. Э. Мошковская «Самолет и паровоз», 8. В. И. Мирясова «Самолет», 9. В. И. Мирясова «Части машины» 10. Д. Хармс «Кораблик», 11. К. Чуковский « Ехали медведи…», 12. М. Скребцова «Почему» 29 В. Сутеев «Кораблик», Е.Чарушин «Как лошадка зверей катала», Н. Носов «Автомобиль», С. Фангинштейн «Наша улица»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Вместе с ребенком понаблюдайте за движением транспорта на улице. Обратите внимание, что для движения транспорта определено свое место – проезжая часть, а для людей (пешеходов) – тротуар. - Закрепите названия транспорта.
Рассмотрите и назовите вместе с ребенком составные части различных видов транспорта. Отметьте некоторые отличительные особенности. - Закрепите виды транспорта: наземный (машина, автобус…), водный (пароход), воздушный (самолет), железнодорожный (поезд, трамвай). Попросите ребенка назвать водный транспорт, воздушный, наземный, железнодорожный. - Вместе с ребенком проговорите названия, части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль, фары). - Предложите ребенку посчитать транспорт: 1 машина, 2 машины, 3 машины (поезд, самолет).
Проговорите вместе с ребенком словосочетания. - Что делает? Называйте названия транспорта, предложите ребенку назвать, что делает? Поезд – (едет), самолет – (летает), пароход – (плавает). - Кто управляет?
Повторите с ребенком названия профессий на транспорте, задайте вопросы: кто управляет поездом? (машинист), машиной (водитель, шофер), кораблем (капитан), самолетом (пилот, летчик).