9 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Опыты, подтверждающие генетическую взаимосвязь классов неорганических веществ»
Цель работы: осуществить на практике цепочку превращения веществ.
Ход работы.
Задание: вам дана схема взаимопревращений веществ. Осуществите ее на практике, используя рисованные подсказки. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Cu ----- CuO ----- CuCl2 ----- Cu(OH)2
9 класс
Лабораторная работа №1
Тема: «Опыты, подтверждающие генетическую взаимосвязь классов неорганических веществ»
Оборудование
Спиртовка
Спички
Пинцет
Штатив с пробирками ( 2-3 шт.)
Пробиркодержатель
Реактивы
Раствор КOH
Раствор H2SO4 или НСl
Полоска медной фольги
9 класс
Лабораторная работа №2
Тема: «Зависимость скорости реакции от различных факторов»
Оборудование
Штатив с пробирками (10 шт.)
Стаканчик с водой
Ложечка для вещества-2шт
Спиртовка
Спички
Держатель
Реактивы
Раствор HCl
Fe
Mg
CuO
H2O2
MnO2
CaCO3 – кусочек и порошок, либо Zn – таблетки и порошок
9 класс
Лабораторная работа №2
Тема: «Зависимость скорости реакции от различных факторов»
Цель работы: на практике познакомиться с химическими реакциями, протекающими с разной скоростью.
Ход работы.
Задание: проделайте предложенные опыты, наблюдая за ходом реакций. Отметьте, как протекает реакция: а) мгновенно; б) относительно медленно; в) относительно быстро.
Напишите уравнения химических реакций для каждого опыта.
Опыт №1. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ.
Взаимодействие раствора соляной кислоты с порошком магния и железа.
HCl
Mg
Fe
Опыт №2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
Взаимодействие порошка железа с раствором соляной кислоты разной концентрации.
HCl (1:10)
HCl (1:3)
Опыт №3. Зависимость скорости реакции от площади соприкосновения веществ.
Взаимодействие мела (в порошке и кусочка) с раствором соляной кислоты.
CaCO3 кусочек
CaCO3 порошок
Опыт №4. Зависимость скорости реакции от температуры.
Взаимодействие раствора соляной кислоты с оксидом меди без нагревания и при нагревании.
HCl
CuO
Опыт №5. Влияние катализатора на скорость химической реакции.
Взаимодействие раствора перекиси водорода с оксидом марганца (MnO2).
MnO2 + H2O2
H2O2
Вывод:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9 класс
Лабораторная работа №3
Тема: «Реакции ионного обмена»
Оборудование
Штатив с пробирками ( 3-4 шт.)
Реактивы
Раствор КOH
Раствор НCl
Раствор Na2СO3
Раствор FeCl3
9 класс
Лабораторная работа №3
Тема: «Реакции ионного обмена»
Цель работы: на практике познакомиться с обменными реакциями, протекающими необратимо (до конца).
Ход работы.
Задание: проделайте соответствующие опыты, запишите уравнения реакций и признаки их протекания.
Опыт №1.
2 мл КОН + несколько капель FеС13
Опыт №2.
2 мл Nа2СО3 + 1-2 мл НСl
Опыт №3.
2 мл КОН + 2 мл НС1
Вывод: реакции ионного обмена протекают до конца в случае, когда ….
9 класс
Лабораторная работа №3
Тема: «Реакции ионного обмена»
Цель работы: на практике познакомиться с обменными реакциями, протекающими необратимо (до конца).
Ход работы.
Задание: проделайте соответствующие опыты, запишите уравнения реакций и признаки их протекания.
Опыт №1.
2 мл КОН + несколько капель FеС13
Опыт №2.
2 мл Nа2СО3 + 1-2 мл НС1
Опыт №3.
2 мл КОН + 2 мл НС1
Вывод: реакции ионного обмена протекают до конца в случае, когда ….
9 класс
Лабораторная работа №4
Тема: «Изменение окраски индикаторов в растворах солей»
Оборудование
Штатив с пробирками (2-3 шт.)
Реактивы
Раствор Al(NO3)3
Раствор Na2CO3
Раствор KNO3
Раствор лакмуса фиолетового
9 класс
Лабораторная работа №4
Тема: «Изменение окраски индикаторов в растворах солей»
Цель работы: на практике наблюдать изменение окраски лакмуса фиолетового в растворах солей.
Ход работы.
Задание: возьмите три пробирки и в каждую налейте по 2 мл одной из солей – нитрата алюминия, карбоната натрия, нитрата калия. Добавьте в каждую пробирку по 2-3 капли раствора лакмуса.
Наблюдайте происходящие изменения окраски индикатора. Как это можно объяснить?
Сделайте соответствующие рисунки в тетради, опишите ваши наблюдения, вывод.
9 класс
Лабораторная работа №4
Тема: «Изменение окраски индикаторов в растворах солей»
Цель работы: на практике наблюдать изменение окраски лакмуса фиолетового в растворах солей.
Ход работы.
Задание: возьмите три пробирки и в каждую налейте по 2 мл одной из солей – нитрата алюминия, карбоната натрия, нитрата калия. Добавьте в каждую пробирку по 2-3 капли раствора лакмуса.
Наблюдайте происходящие изменения окраски индикатора. Как это можно объяснить?
Сделайте соответствующие рисунки в тетради, опишите ваши наблюдения, вывод.
9 класс
Лабораторная работа №5
Тема: «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений»
Оборудование
Коллекция минералов и горных пород
9 класс
Лабораторная работа №5
Тема: «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений»
Цель работы: познакомиться с образцами природных соединений серы и включениями самородной серы в горные породы.
Ход работы.
Задание: рассмотрите выданные вам образцы минералов и горных пород.
Найдите образец самородной серы и образец с включением серы в горную породу.
Рассмотрите образцы сульфидов и сульфатов.
Запишите формулы и названия природных соединений серы.
9 класс
Лабораторная работа №5
Тема: «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений»
Цель работы: познакомиться с образцами природных соединений серы и включениями самородной серы в горные породы.
Ход работы.
Задание: рассмотрите выданные вам образцы минералов и горных пород.
Найдите образец самородной серы и образец с включением серы в горную породу.
Рассмотрите образцы сульфидов и сульфатов.
Запишите формулы и названия природных соединений серы.
9 класс
Лабораторная работа №6
Тема: «Распознавание сульфат - ионов»
Оборудование
Штатив с пробирками (3-4 шт.)
Реактивы
Раствор Na2SO4
Раствор H2SO4
Раствор NaCl
Раствор лакмуса фиолетового
Раствор BaCl2
9 класс
Лабораторная работа №6
Тема: «Распознавание сульфат - ионов»
Цель работы: научиться с помощью качественной реакции на серную кислоту и ее соли распознавать эти вещества среди других химических соединений.
Ход работы.
Задание: в трех пробирках без этикеток находятся растворы серной кислоты, сульфата натрия и хлорида натрия.
С помощью каких реактивов и в какой последовательности следует распознать эти вещества? Составьте краткий план исследования. Проделайте эти реакции и запишите уравнения химических реакций.
9 класс
Лабораторная работа №6
Тема: «Распознавание сульфат - ионов»
Цель работы: научиться с помощью качественной реакции на серную кислоту и ее соли распознавать эти вещества среди других химических соединений.
Ход работы.
Задание: в трех пробирках без этикеток находятся растворы серной кислоты, сульфата натрия и хлорида натрия.
С помощью каких реактивов и в какой последовательности следует распознать эти вещества? Составьте краткий план исследования. Проделайте эти реакции и запишите уравнения химических реакций.