СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка обучающих изложений по русскому языку для учащихся 3-4 классов с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка обучающих изложений по русскому языку для учащихся 3-4 классов с ОВЗ.

В данной подборке представлены комплекты текстов для изложений учащимся 3-4 классов с ограниченными возможностями здоровья. Тексты познавательного и обучающего содержания приводятся в соответствии с изучением тем по рускому языку и сопровождаются необходимыми методическими материалами: планом, вопросами к тексту, заданиями для орфографической и лексико-грамматической работы.

Материал может быть полезен учителям - логопедам и учителям начальных классов работающим в коррекционных классах.

Просмотр содержимого документа
«Подборка обучающих изложений по русскому языку для учащихся 3-4 классов с ОВЗ»




Подборка обучающих изложений

по русскому языку

для учащихся 3-4 классов с ОВЗ




Цель:

  • формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части);

  • формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли;

  • формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

  • обогащать их активный словарный запас;

  • развивать и совершенствовать лексико-грамматические навыки детей;

  • расширять кругозор детей.

























Прочитай текст. Перескажи. Составь план.


______________________ осень

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще. Старые деревья давно облетели, и только молодые берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Зато хорошо видны зелёные ели и сосны. Грустно смотреть на лес поздней осенью.(49 слов). (По С. Т. Аксакову)


План




Вопросы к тексту.

О чём этот текст?

Это текст-описание или текст-повествование? Почему ты так думаешь?

Как выглядит небо?

Что еще изменилось в природе?

Почему сады, рощи и леса стали прозрачными?

Как выглядят старые деревья?

Сохранились ли листья на молодых берёзках?

Как можно назвать этот текст?

Задания к тексту.

Впиши слово в название текста. Слово какой части речи надо вписать?


В каком предложении текста выражена основная мысль? Выбери номер правильного ответа.

В первом

Во втором

В последнем

Для того чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.

Расположи пункты плана по порядку.

Грустная картина.

Наступление поздней осени.

Прозрачные леса и рощи.


Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Ни...кие облака, ст...новятся, с...ды, обл...тели, ж...лтоватые, грус...но, поз...ней ос...нью.

Найди во втором столбике слова или сочетания слов, которыми можно заменить примеры из первого столбика. Соедини их стрелками.

глубокая (осень)

деревья облетели

древесная чаща

отлично

хорошо

глядеть

лесная чащоба

отлично

поздняя (осень)

с деревьев опали листья

Подчеркни прилагательные, использованные в тексте в переносном значении.

Глубокая осень; серое небо; низкие, тяжёлые, влажные облака; глухая древесная чаща.

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Прозрачны становятся, видно насквозь, в самой глухой древесной чаще.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Глухая (чаща) -

Глубокой (осенью) -

Подбери антонимы

Старые -

Прозрачные -

Объясни значение слова

Глухая (чаща) -

Древесный – относящийся к …







































Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.



Зайчик

Весной река разлилась. Зайчик попал на маленький остров. Он сидел и дрожал. Скоро вся земля скрылась под водой. Бревно с зайчиком плыло по реке. Ребята увидели зайчика. Они с трудом достали его и принесли в избушку лесника. Избушка стояла на берегу реки. Зайчик долго жил у лесника. (48 слов) (Н. Сладков)

План




Расположи пункты плана по порядку.

Кто ему помог?

Где поселился зайчик?

Куда попал зайчик?

Что ему грозило?


Орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы.

И..бушка, б..рег, разл..лись, л..сник, .стров, з..мля, мал..нький.

Определите главные члены 1 и последнего предложения.


Объясни правописание приставок.

Ра..лилась,пр..несли, д..стали, ..крылись.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Зайчик -

Избушка -

Лесник -

Подбери антонимы

Скрылись -

















Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Озаглавь. Составь план.


______________________

Старуха-зима задумала всех со свету сжить.

Стала она до птиц добираться. Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев. Некуда птицам деваться. Полетели они в тёплые страны.

Тогда зима накинулась на зверей. Запорошила снегом поля и леса и посылает мороз за морозом. Не испугались звери. Белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт.

Тогда решила зима донять людей. А люди затопили печки да над зимой посмеиваются. Даже ребятишки её не боятся! Катаются на коньках да на салазках, в снежки играют.

Зима и заплакала со злости. С крыш зимние слёзы закапали... Видно, весна недалеко! (95 слов). (По К.Д. Ушинскому)


План





Вопросы к тексту.

О чем этот текст?

Это текс-описание или текст-повествование? Почему ты так думаешь?

Можно ли назвать этот текст сказкой? Почему?

Что задумала зима?

Как она притесняла птиц?

Что сделали птицы?

Как зима решила добраться до зверей?

Испугались ли её звери?

Как зима пыталась напугать людей?

Устрашились ли люди?

Почему зиме не удалось никого напугать?

Что тогда сделала зима?

Как можно назвать этот текст?


Задания к тексту.

Вставь в план пропущенные слова.

1.Что задумала зима? __________________

2.Кого пыталась напугать? _____________________

Впиши слово в название текста. Слово какой части речи надо вписать?



Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. К каким словам нельзя подобрать проверочные? Почему?

Д..ревья -

М..роз -

М..дведь -

Зат..пили (печи) -

Р..бятишки -

(На)к..ньках -

В..сна -


Вставь глаголы на место пропусков.

Зима ______________ всех со свету сжить.

_______________ она холодом, ______________ листья с деревьев. _______________ снегом поля и леса и ________________ мороз за морозом. Но никто не боялся зимы, и тогда она __________________ со злости.


Найди во втором столбике слова или сочетания слов, которыми можно заменить примеры из первого столбика. Соедини их стрелками.

задумать

заплакать

запорошить

накинуться

залиться слезами

засыпать

наброситься

решить

Слова для справок.

Некуда деваться, посылает мороз за морозом, в дупле, в берлоге, салазки.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Запорошить -

Со свету сжить -

Донять - /измучить/

Подбери антонимы

Старые -

Прозрачные -

Объясни значение слова

Со свету сжить — сделать жизнь невыносимой; убить.
































Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Озаглавь. Составь план.


______________________

Прибавились значительно дни. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Вода показалась на улицах...

Перелётная птица начинает понемногу возвращаться. Грачи прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие берёзовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева поправлять свои старые гнёзда. Далеко слышен их громкий, докучный крик... (59 слов). (По С.Т. Аксакову)

План





Вопросы к тексту.

О чём этот текст?

Что изменяется в природе с наступлением весны?

Какие птицы являются первыми вестниками весны?

Что они делают сразу после прилёта?

Как можно назвать этот текст?


Задания к тексту.

В каком предложении выражена основная мысль текста?

Наступила весна.

Грачи-первые вестники весны.

Прилетели грачи.

Чтобы написать сочинение обязательно нужен план.

Расположи пункты плана по порядку.

Ремонт гнёзд?

Прилёт грачей?

Приметы весны?


Орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. К каким словам нельзя подобрать проверочные?

Пот..мнела -

П..лоса -

Пок...залась -

Кв..ртиры -

Р..бятишки -

(На)к..ньках -

Гр..чи -

Х..зяева -

Поставь ударение в словах.

Полосами, прямее, заняли, начали, хозяева.

Найди во втором столбике слова или сочетания слов, которыми можно заменить примеры из первого столбика. Соедини их стрелками.

докучный

значительно

обыкновенные

понемногу

сильно

заметно

обычные

надоедливый

очень

постепенно

Слова для справок.

Значительно прибавились, пригревает в полдень, перелётная птица, начинает возвращаться, прилетели первые (первыми), летние квартиры, заботливые хозяева, докучный крик.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Значительно -

Докучный -

Ярче -

Подбери антонимы

Почернели -

Заботливые -

Объясни значение слова

Значительно — довольно сильно, очень.

Пелена - то, что закрывает, обволакивает со всех сторон.

Перелётные птицы — птицы, которые перелетают из мест, где выводят птенцов, в страны, где зимуют, и обратно.

Докучный — навязчивый, назойливый.




































Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Придумай название. Составь план.


______________________

Все думают, что в заморских странах таятся чудеса. Но в тропиках их нет. Там всё одинаково, всё просто. Два времени года, а на самом деле ни одного, потому что зимой жарко, а летом знойно. Всё однообразно. Тропики - это страна вечного лета.

А вот у нас на севере четыре сезона по календарю, а на самом деле их семь или восемь. В апреле может внезапно наступить лето, а в июне ударят заморозки. Раза три в год Финский залив и серое небо нарядятся в голубой цвет и любуются друг другом, и прохожие не насмотрятся на это редкое чудо. (По И.А. Гончарову)


План






Орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Зам..розки -

Тр..пинки -

Нар...дятся -

З..мой -

Г..лубой -

Чуд..са -



Подбери однокоренные слова к словам.

Море -

Мороз -

Один -

Ходить -

Найди во втором столбике слова или сочетания слов, которыми можно заменить примеры из первого столбика. Соедини их стрелками.

вечный

внезапный

нарядиться

таиться

одеться

прятаться

постоянный

неожиданный


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Одинаково -

Времена года -

Жарко -

Не насмотрятся -

Подбери антонимы

Жарко -

Заботливые -

Объясни значение слова

Тропики — это страна вечного лета.











Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Перескажи. Составь план.


«Осень»

… я не люблю весны;

скучна мне оттепель; вонь, грязь -

весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою

стеснены.

Суровою зимой я болеет доволен,

Люблю её снега...

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары,

да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; ка поля, мы страждем

от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить

себя...

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы

старухи....

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

Красою тихою, блистающей смиренно.


План





Вопросы к тексту.

О чем это стихотворение?

Как относится автор к весне? Почему?

Какие чувства вызывает у поэта зима?

Какое время года у поэта любимое?

Какое время года любишь ты? Почему?


Задания к тексту.

Вставь в план пропущенные слова.

1.Какое время года ты любишь?

2.Почему это время года твое любимое?

3.____________________________________

Какое настроение вызывает у тебя твоё любимое время года?

Что в нём самое прекрасное?

Назови любимые стихотворения об этом времени года.




Орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы.

П...года, м...роз, сн...гопад, цв...тение, л...стопад, ...нварь, ф...враль, ...прель, с...нтябрь, ...ктябрь, н...ябрь, д...кабрь.

Обрати внимание на написание слов. Составь с каждым из слов предложение.

Сезон -

Впечатление -

Загорать -

Отдых -

Подбери прилагательные к существительным.

Зима (какая?) -

Весна (какая?) -

Лето (какое?) –

Осень (какая?) -

Подбери однокоренные слова.

Красивый -

Удивительный -

Очаровательный -

Заполни пропуски.

Из всех времён года я больше всего люблю ________________ , потому что в это время природа __________________ . Небо ___________________ , солнце ______________________ , деревья _________________________ . Меня восхищает (восхищают) ____________________________________ . Кроме того, именно _________________ (зимой, весной, летом, осенью) __________________ . Именно поэтому ________________ - моё самое любимое время года.



Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Времена года -

Восхищаться -

Зной -

Подбери антонимы

Отдых -

Тоска -



















Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.



Ёжик
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень. (63 слова). (По Цыферова)

План





Вопросы к тексту.

О чём этот рассказ? (О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)
Понял ли ёж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте.
Как автор относится к ёжику?
Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
Как вы догадались об отношении автора?
Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко).


Орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы.

Пош..л, увид..л, н..чего, Ж..лтые, замет..л, л..пушком, наш..л, подум..л.

Вставь пропущенные буквы, разбери слова по составу.

Нак…лол, см…ялся, пол…жит.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Наколоть -

Лопух -

Заметил -

Подбери антонимы

Ночь -

Темный -












Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.



Дельфины

Существует много легенд о замечательной сообразительности дельфинов, об их общительности и дружелюбии.

Наблюдения ученых показали, что дельфины легко поддаются приручению и дрессировке. Они быстро обучаются различным цирковым трюкам, с увлечением играют в мяч, гоняют его по поверхности бассейна, прыгают через обруч.

Дельфины - дружный народ. С трогательной заботливостью относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу, когда с ним случается беда. (70 слов) (По И. Орловой)


План





Вопросы к тексту.

Кто из вас видел дельфинов?

Где они живут?

Что из жизни дельфинов вас заинтересовало?

Что вы о них читали?


Задания к тексту.

Расположи пункты плана по порядку.

Дельфины - дружный народ.

Дрессировка дельфинов.

Легенды о дельфинах.


Орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы.

Д..льфины, ..пасность, зам..чательный, з..бота, ..бщительный, л..генда, друж..любие, пр..ручение.

Разбери слова по составу.

Приручение, наблюдение.

Заполни пропуски.

Наблюдения ______________ показали, что дельфины легко __________ _____________ и ______________.

Дельфины не думают об _____________ и мчаться по первому зову на ____________ _____________, когда с ним ____________ ___________.



Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Заботливость -

Дрессировка -

Мчатся -

Подбери антонимы

Дружба -


Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.



Возмутилась

Погожим летним деньком я гулял по лесу. Невысоко в кронах деревьев сидело несколько сорок. Увидев меня, затараторили. Вот вздорные крикуньи! Посмотрел на них строго и дальше пошёл. Вдруг одна из них залаяла собакой! Сидевшие рядом сороки ничуть не удивились. А я изумился. Эти птицы могут и залаять собакой, и закудахтать курицей, и заквакать лягушкой. Но так сразу получить ответ от сороки? Вот неожиданность! А я был очень удивлён. А может, сорока возмутилась из-за моих мыслей?

План






Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Д…ньком -

Кр…куньи -

Неск…лько -

Д…ревьев -

С…дело -

В…ровки -

Посм…трел -

Уд…вились -

Раскрой скобки.

(по)лесу -

(по) смотрел -

(от)неожиданности -

(в)кронах -

Объясни правописание приставок.

П…длетают, п…пробовал, …казались.

Спиши. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ

погожим

седевшие

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Погожим, невысоко, доносчицы, залаяла, от неожиданности, из-за, возмущения


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Погожий -

Изумиться -

Неожиданность -

Подбери антонимы

Крикунья -

Погожий -

Объясни значение слова

Погожий -









Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.


Горькая вода

Толя с Витей возвращались из леса. Они увидели старушку с ведром воды. Бабушке было тяжело. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал домой. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс его домой. Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Ст..ру..ка -

Зах...тел -

С в..дром -

Заш..гал -

Поб..жал -

Выб..жал -

Т..ж..ло -

П..м..гать -

В..ды -

Н..сти -

Пок..залось -


Раскрой скобки.

(из)леса -

(в)избу -

(за)метили -

(по)казалась -

(с)ведром -

(по)дороге -

(на)улицу -


Выпиши из изложения имена собственные.


Объясни правописание приставок.

В…звращалась, з…шагал, з…хотел, …ткрыла, п…пил, п…казалась.

Спиши. Выдели орфограмму ЧА-ЩА,

Возвращались

Постучал

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Возвращались

Однажды


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Зашагать -

Захотеть -

Открыть -

Подбери антонимы

Быстро -

Встретить -

Объясни значение слова

Изба -










Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац.


Кормушка

Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами и грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму прибегала белочка к кормушке.

План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Л…сной -

По..вилась -

М..лы..ка -

Уг..щали -

К…рму…ку -

Прил..тали -

Разгр..бала -

Бр..ла -

Ст..ро..ке -

Ост…рожно -

Съ..стное -

Приб..гала -

Раскрой скобки.

(в)лесной -

(на)сыпали -

(на)кормушку -

(в)снег -

(к)ёлке -

(в)неё -

(для)белочки -

(при)бегала -

Спиши. Выдели орфограмму разделительные ъ и ь.

Чутьё, съесть

Спиши. Выдели орфограмму ЧК

Белочка, птички

Спиши. Выдели орфограммы ЖИ и ЩА.

Жили, угощали

Выпиши имена собственные.


Запомни как пишутся трудные слова.

Подвесили, однажды, разгребала, съестное


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Корм -

Чутьё -

Подвесить -

Подбери антонимы.

Сухой -

Появиться -

Объясни значение слова

Сторожка -









Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.


Медвежонок

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать- медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги.

План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Р…дился -

Л…жал -

Ж…лище -

Поб…жали -

Руч…йки -

Освоб…дились -

Сне… -

Подро… -

Гла…ки -

Осм…трели

П…лянка -

В..сеннем -

Раскрой скобки.

(в)лесу -

(от)снега -

(по) ней -

(из)берлоги -

(по)бежали -


Объясни правописание приставок.

П…бежали, …свободились, …смотрел, …ткрылись

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Медвежонок, таять, по ней, однажды, из берлоги


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Воля -

Везде -

Жилище -

Подбери антонимы

Посторонний -

Весенний -

Объясни значение слова

Ручей -












Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


Белка

Летом мы с сестрой приехали к бабушке в деревню. Утром собрались на озеро. А в орешнике на берегу поймали белку. Мы обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапками. Сестра привела в порядок старую клетку. В ней раньше жил кролик. Мы сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Мы с сестрёнкой решили, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Мы отнесли белку в орешник. Зверёк стремительно понёсся с ветки на ветку.

План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова и вставь буквы.

С с…строй -

Хв…стом -

Пож…лтела -

Обж … вать -

Собр…лись -

Ла…ками -

Отн…сти -

Оз…ро -

Кр…сивой -

Блю…це -

Зв…рюшке -

Гл…зами -

Прив…ла -

Осчас…ливили -

С…дела -

Л…гко -

Объясни написание приставок.

Пр…ехали, с…брались, п…ймали, …брадовались. пр…вела, п…дстилку, п…ставили, п…ложили, …счастливили, …бживать, п…визгивала, …тнести, …живала, п…нёсся.

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Осчастливили, печально, понёсся


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Поймать -

Проворный -

Старый -

Подбери антонимы.

Печально -

Ожить -

Объясни значение слова.

Стремительно -












Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Велосипедная прогулка

Стояло тёплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали на далёкое озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из посёлка и покатили по просёлочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.

План




Орфографическая подготовка

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Ст..яло -

Тепл..е -

Оз..ро -

Дес..ть -

К..тался -

Д..лекое -

Ш..рок..е -

Нач..нался -

Тро..ке -

Ср..ди -

Б..льшую -

Д..ревню -

Объясни написание приставок.

П..ехали, п..катили, пр..селочной, н..чинался, пр..ехали, п..спешили.

Спиши. Выдели орфограммы ШИ, ЧА, ЧН, НЧ.

Широкое, поспеши, встречались, просёлочной, закончился

Выпиши имена собственные.


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Велосипед, километры, лиственные, обратно.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Жить -

Иногда -

Скоро -

Подбери антонимы.

Извилистый -

Спуститься -

Объясни значение слова.

Извилистый -

Поспешим -











Прочитайте текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


Детство художника

Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был огромный светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студёной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в весёлую ярмарку. Сюда везли расписанные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказка и быль сливались воедино.


План



Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Де…ство -

С…ле -

Вя… -

Площа…ь -

Зн…комил -

Пом…гал -

Ч…стицей -

Пом…гало -

М…гучих -

Ска…ки -

Д…бро -

Созд…вать -

Б…льшой -

Нах…дился -

К…ртины -

Сл…вались -

Объясни правописание приставок.

Пр…шло, п…могал, …кружающего, н…ходился, п…садил, с…здавать, в…едино.

Объясни правописание удвоенный согласных.

Рассказы

Выпиши из изложения имена собственные.


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Виктор Михайлович Васнецов, небольшом, вятском, Аполлинарий, священник, колец, превращались, расписные, разрушенные, воедино.

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Могучий -

Огромный -

Учить (кого-нибудь) -

Подбери антонимы

Светлый -

Создать -

Объясни значение слова

Колодец -

Укажи точное значение для каждого слова.

Известный -

Великий -

Знаменитый -

1.Чем-либо выдающийся, пользующийся большой известностью.

2.Тот, которого знают все.

3.Обязательно чем – либо выдающийся в большой степени.

Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Составь план.


Друг

Маша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы. Он был чёрный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными чёрными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в крупную таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова и вставь буквы.

Д..вно -

К..мочек -

Ла..ками -

В…дила -

Р..ждения -

Л…зал -

Выд…лялись -

Обер…гала -

Р…дители -

Л…цо -

Гл…за -

Счас…лива -

Раскрой скобки.

(по)дарили -

(на)звала -

(за)ботилась -

(о)берегала -

Выпиши имена собственные.


Прочитай трудные слова и обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Замечательный, чёрный, постепенно, оберегала


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Осторожно -

Заботиться -

Подбери антонимы

Крупный -

Красивый -














Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Старый пёс

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принёс маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пёс подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелёгкому сторожевому делу.

План




Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы:

Дру… -

Пост…рел -

Бу…ки -

Пос…лил -

Ст…р…жил -

Выгн…ть -

Пром…лчал -

М…лыша -

Яс…ный -

Уд…вился -

Нале…кому -


Объясни написание приставок.

П…старел, пр…тупился, п…советовал, пр…молчал, п…селил, п…дружился


Выпиши имена собственные


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Притупился, несколько, нелёгком


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Хозяин -

Скучно -

Дело -

Подбери антонимы.

Правда -

Подружиться -


Объясни значение слова.

Сторожить -

Укажи точное значение для каждого слова.

Преданный -

Верный -

1.Такой, на которого можно положиться, постоянный в своих чувствах, взглядах.

2.Такой, на которого можно положиться, имеющий чувство большой привязанности, ответственности.





Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Шахматисты

Серёжа и Толя решили сыграть партию в шахматы. Они берут шахматную доску и аккуратно расставляют на ней фигуры. Серёжа будет играть белыми, а Толя сыграет чёрными. Вот Серёжа делает первый ход пешкой. Толя тоже отвечает ходом пешки. Начинается интересная игра. Кто из ребят окажется изобретательнее и внимательнее? Кто будет лучше следить за своими и чужими фигурами? Кто точнее рассчитывает различные варианты игры? Шахматы приносят детям большую пользу. Эта игра развивает ум, память и логическое мышление. Шахматы вырабатывают внимательность и усидчивость.

План




Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова и вставь буквы.

Шахм..ты -

Пе..кой -

Т…чнее -

Б…льшую -

Отв..чает -

Интерес..ная -

Разв…вает -


Сл..дить -

Св…ими -



Объясни написание приставок.

…твечает, н…чинается, …кажется

Спиши, выдели суффикс –ость-

Внимательность, усидчивость

Выпиши имена собственные.


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Сыграть, расставляют, точнее, различные, рассчитывает, изобретательнее, внимательность


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Ход -

Приносить -

Изобретательный -

Подбери антонимы.

Брать -

Большой -

Объясни значение слова.

Польза -










Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


Картошка

Летом мы живём на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг среди цветов взошла обыкновенная картошка. Вот любительница прекрасного! Жалко выдёргивать! Мама стала ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она отцвела, пожелтела. Скоро папа с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля. Полная корзина картошки стояла на крыльце. Вдруг прибежал наш пёс Куцик. Я дал ему самую большую картофелину. Он быстро её сгрыз. Я дал собаке вторую картошку. Она отнесла её под куст и зарыла её глубоко в землю. Я понял, кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались?


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова и вставь буквы.

Ж…вём -

Цв…ты -

Пож…лтела -

Сгры… -

Св…рила -

Отцв…ла -

В…сной -


Ст…яла -

Дог…дался -



Объясни написание приставок.

П…садила, вз…шла, з…гадочная, …тцвела, п…желтела, …тнесла, з…рыла, д…гадался.

Выпиши имена собственные.


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Картошка, обыкновенная, картофелина



Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Дом -

Обыкновенный -

Догадаться -

Подбери антонимы.

Глубоко -

Ранняя -

Объясни значение слова.

Обыкновенный -









Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на части и составь план.



Крепость

Как хорошо отдыхать на берегу Чёрного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из морского песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

На б..р…гу -

М…сты -

Охр…нять -

Б…йцы -

Пом…щают

Укр…пляет -

Раскрой скобки.

(от)дыхать

Объясни написание приставок

…тдыхать, в…зводят, …хранять, п…мещают.

Спиши. Выдели орфограмму разделительный ь.

Частью, Илья

Выпиши имена собственные


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение. Напиши их.

Вдоль, перекидывают, выстраиваются, некоторых.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Строить -

Боец -

Штурмовать -

Подбери антонимы.

Хорошо -

Сложно -

Объясни значение слова.

Ров -







Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы и озаглавь каждый абзац.



Летний дождь

Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и озёра обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться чёрные тучи. Всё говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. На землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.

План






Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Ст…яло -

Выс…хла -

Л…ства -

Ре…к…й -

Жарк…е -

…зера -

Д…ревьях -

Прогр…х…тал -

Д…ждя -

Обм…лели -

Пот…ряла -

Част…е -

Дож…ь -




Объясни написание приставок.

П…желтела, п…жухла, п…теряла, п…дул, н…ступившей, пр…грохотал.

Прочитай трудные слова по слогам и обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

О приближении, переменилась, собираться, исчезли, долгожданный, раскаты, словно.



Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Исчезнуть -

Словно -

Радоваться -

Подбери антонимы.

Потерять -

Приближение -

Укажи точное значение для каждого слова.

Грохотать -

Греметь -

1. Производить громкие, резкие звуки.

2. Производить сильный шум с раскатом.










Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.



Мечтатель

Рома любит читать книги. Мальчик прочёл уже много интересных повестей и рассказов. Он часто подходит к книжному шкафу и рассматривает корешки книг. Вот стоят толстые тома толкового словаря. Вот разноцветные сборники сказок разных народов. А это собрания сочинений великих русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Рома достаёт с полки свою любимую книгу про пиратов и сокровища далёких морей. Мальчик тоже хотел бы стать великим моряком. Но не кровожадным пиратом. Рома часто представляет себя в мечтах добрым капитаном. Он приходит на помощь людям в трудную минуту.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Ч…тать -

Интерес…ных -

Толков…го -

Предст…вляет -

К…р…шки -

В трудн…ю -

Дост…ёт -


Кни… -

Сл..варя -

Д…лек…х -


Объясни написание приставок.

Пр…чёл, п…вестей, …тважным

Объясни написание удвоенных согласных.

Рассказов, рассматривает, русских

Объясни написание соединительных гласных в сложных словах.

Разноцветные, кровожадным

Выпиши имена собственные


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Прочёл, сокровища, капитаном, кровожадным, пират


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Интересный -

Сказка -

Пират -

Подбери антонимы.

Далекий -

Добрый -

Объясни значение слова.

Кровожадный -

Укажи точное значение для каждого слова.

Дальний -

Далекий -

1.Находящийся на большом расстоянии.

2.Употребляется в тех случаях, когда предметы сопоставляются


Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


На Алтае

Прошлым летом мы с дядей Витей отправились отдыхать на Алтай. Мы трое суток ехали из Москвы на поезде до города Барнаула. Потом на автобусе нас повезли к Алтайским горам. Там мы с дядей совершили несколько небольших туристических походов по горным долинам. Видели горные речки и водопады. Бродили по тайге среди скал. Любовались чудесными пейзажами. В алтайских деревнях покупали вкуснейшее парное молоко, домашний хлеб.

Дядя Витя много фотографировал. Эти фотографии составили целый альбом. Всю зиму я рассматривал их и вспоминал о прекрасном путешествии.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Пов…зли -

Неб…льших

Чуде…ными -

Д…р…внях -

Д…линам -

В…д…пады -

Вкус…нейш…е -

Д…машн…й -

Бр…дили -

Ср…ди -

Хле… -

Пр…крас…ном -



Путеше…ствии -


Объясни написание приставок.

..тправились,..тдыхать, с..вершили, с..ставили.

Объясни написание удвоенной согласной.

Рассматривал

Выпиши имена собственные.


Прочитайте трудные слова по слогам. Обратите внимание на них, когда будешь писать изложение.

Барнаул, несколько, фотографии, альбом.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Прошлый -

Совершить -

Потом -

Подбери антонимы.

Много -

Покупать -

Объясни значение слова.

Любоваться -






Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


На море

В конце августа мы с родителями поехали на Черное море. Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал. Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А ещё мы с папой и мамой ходили в горы. После двух недель отдыха мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие . Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

К..нце -

С р…дителями -

О чуде…ном -

На м…рском -

На в…ршину -

Р..дной -

Б…р…гу -


Объясни написание пиставок.

П..ехали, ..тдыхать, н..учил, вз..браться.

Выпиши имена собственные.


Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Полуострова, загорал, невысокие, разглядывали


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Чудесный -

Хорошо -

Взобраться -

Подбери антонимы.

Вершина (горы) -

Вспоминать -

Объясни значение слова.

Вершина -















Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Полоски

Тигрица пекла пирог. Мука летела во все стороны. У стола сидел тигрёнок. Мать посмотрела на него и удивилась. Тигрёнок был белый и без полос. Малыш горько заплакал и побежал искать свои полосы. На улице он встретил зебру. Тигрёнок замер от удивления. Какая она полосатая! Зебра лизнула тигрёнка. На шкурке появилась тёмная полоска. Она лизнула ещё раз. Вот и полоски. Тигрёнок засмеялся. Спасибо, зебра!

План






Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова и вставь буквы.

Т..грица -

П…кла -

С…дел -

По…вилась -

П…ро… -

Посм…трела -

П..лоса -

У ст…ла -

Стор…ны -

Поб…жал -

Л..знула -

Уд…вилась -

Л…тела -

Св…и -

Т…грёнок -

М…лыш -

К..кая -




Раскрой скобки.

(во)все

(за)смеялся

(у)стола

(на)улице

(на)него

(у)него

Подчеркни в словах Ь.

Удивилась, горько, появилась

Прочитай трудные слова по слогам, обрати внимание, когда будешь писать изложение.

Замер, от удивления, ещё, спасибо


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Заплакать -

Засмеяться -

Спасибо -

Подбери антонимы.

Темная -

Искать -

Объясни значение слова.

Замереть -










Прочитай текст. Перескажи. Разбей на абзацы. Составь план.


Сластёны

Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено и смотрел на облака. В зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Все птицы подлетали к одной маленькой рябинке. Я подошёл. Попробовал ягоды со всех деревьев .Самыми сладкими оказались ягоды с той маленькой рябинки! На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!


План






Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

К…нец -

Бр..дил -

Вдру.. -

К..чались -

П…ляну -

Т..желеют -

В..твях -

Б..ка -

В з..л..ни -

См..трел -



Раскрой скобки.

(у)рябин

(за)метил

(воз)вышалась

(вы)шел

(по)лесу

(на)других

Объясни правописание приставок.

П…длетают, п…пробовал, …казались

Спиши. Выдели орфограмму ЧА, ЧН, ШИ.

Душистая, сочными, качались

Спиши. Выдели орфограмму разделительный Ь.

Сорочьи, деревьев

Спиши. Выдели орфограмму Ь-показатель мягкости.

Большая, возвышалась, оказалось, горькими

Прочитай трудные слова по слогам. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Возвышалась, копна, подошёл


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Душистый -

Сладкий -

Бродить -

Подбери антонимы

Потяжелеть -

Подойти -

Объясни значение слова

Попробовать(еду)-






Послушай текст, который тебе предложит учитель - логопед. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


Солнце и радуга

Раз после сильного дождя выглянуло ясное солнышко. Показалась красавица радуга. Все смотрят на радугу и любуются. Загордилась радуга. Она стала говорить, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко. Оно сказало, что без него и радуги не будет на небе. А радуга только смеётся, да хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу. И радуги не стало.


План






Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Ра… -

Выгл…нуло -

Г..в..рить -

Кр..сивее -

Заг..родилась -

Со..нце -

Пок..залась -

См..ётся -

Ск…зало -

Д..ждя -

Расс..рдилось -


Раскрой скобки.

(вы)глянуло

(на)небе

(на)радугу

(за)тучу

(без)него

(рас)сердилось

Объясни правописание приставок.

П…казалось, з…гордилась

Прочитай трудные слова. Обрати на них внимание, когда будешь писать изложение.

Красавица, радуга, красивее солнца, без него, хвалится, рассердилось.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы

Спрятаться -

Смеяться -

Подбери антонимы

После -

Красивый -

Объясни значение слова

Говорить -











Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Спас друга

Костя и Саша возвращались из школы. Костя уговорил друга идти через речку. Саша сомневался. Наступила весна. Лёд таял. Костя убедил товарища. Мальчики пошли по льду. Костя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Саша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

Уг…в…рил -

В…сна -

Лё.. -

За пом…щью -

Кр…шился -

Поб…жал -

В в…де -

Д…леко -

Б…жать -

Вп…ре… -

Хв…тался -

Ост…рожно -

Попол… -

Выт…щил -

Бере.. -


Раскрой скобки.

(из)школы

(на)ступил

(по)льду

(за)помощью

(через)речку

(к)реке

(в)воде

(вы)тащил

(на)берег




Спиши. Выдели орфограмму Ь.

Помощью

Спиши. Выдели орфограмму ЧК.

Речку, кромочку

Спиши. Выдели орфограммы ШИ, ЧУ, ЩА.

Возвращались, товарища, очутился, крошился

Выпиши имена собственные.



Лексическая подготовка.

Подбери синонимы

Товарищ -

Уговорить -


Подбери антонимы.

Хрупкий -

Объясни значение слова.

Сомневаться -







Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Учеба

Шёл урок русского языка. Дети писали трудный диктант. Но вот прозвенел звонок. Началась большая перемена. Учительница вывела детей на улицу. Весеннее солнышко ласково улыбалось школьникам. Ребята затеяли игру в салочки. Дети разбежались по школьному двору. Они убегали от водящего. Весёлая игра подняла создала у всех хорошее настроение. Ученики вернулись в школу отдохнувшими. Они были готовы к уроку математики.


План





Орфографическая подготовка.

Подбери проверочные слова. Вставь буквы.

П..сали -

В ..сеннее -

В..селая -

Настр..ение -

Д..тей -

В..дящего -

Выв..ла -

Зв..нок -

Дв..ру -

Нач..лась -

Разб..жались -

Б..льшая -

Раскрой скобки.

(на)чалась

(на)улицу

(у)всех

(по)школьному

(в)школу




Спиши. Выдели орфограммы ЧК,ШИ, разделительный Ь.

Помощью

Салочки

Отдохнувшими

Прочитай трудные слова и обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

Перемена, затеяли, салочки, отдохнувшими, математика.


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Трудный -

Звенеть -

Затеять -

Подбери антонимы.

Улыбаться -

Создать -

Объясни значение слова.

Перемена(школьная) -











Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.)

План




Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

Чего хотел каждый из мальчиков?

Что случилось однажды в лесу?

Как повели себя мальчики?

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Составь примерный план.

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

Орфографическая подготовка.

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.


Объясните написание пропущенных гласных в словах.

Бр..дячий, б..льная, выск..чили, пов..лили, схв..тил, защ..щать, приб..жал, озв..ревших, пром..лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах.

Несчас..ный, ярос..ный, мес..ный, мгнове.., дли..ую, вле.., мали..ик.

Обратите внимание на написание слов.

Хозяин, овчарки, поин­тересовался

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Выскочил -

Пёс -

Бродячий -

Подбери антонимы.

Яростный -

Черный -

Объясни значение слова.

Мгновенно -



Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.



Перед соловушкой стыдно

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова). (По В. Сухомлинскому)

План




Вопросы к тексту.

Что девочки делали в лесу?

Что заставило их заслушаться?

Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.

Кто из девочек вам больше понравился? Почему?

К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.

Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?

В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Составь примерный план.

1.Во время обеда.

2.После соловьиной песни.

3.Стыдно.

Орфографическая подготовка.

Укажите знакомые орфограммы в словах.

Д..р..га, по..дедать, хле.., с..л..вей, зав..рнула, ск..рлу..ки, кро..ки, спр..сила.

Разберите слова по составу.

Завернула, прекрасно.

Запишите, раскрывая скобки.

(не)шевелились, (не)видит

Подбери близкие по значению слова.

Прекрасная -

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Закончил -

Мусор -

Аккуратная -

Подбери антонимы.

Стыдно -

Долгой -



Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Северный олень.

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивитель­ное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А рас­прягут - он сам себе еду добывает.

Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение свет­ло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен раз­гребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стерты ко­пыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у се­верного оленя нет. (91) (По И. Надеждиной.)

План




Вопросы к тексту.

Почему автор называет север­ного оленя удивительным животным?

Чем питается северный олень?

Опишите ягель.

Какие трудности испытывает олень зи­мой?

Составь примерный план.

1. Удивительное животное.

2. Ягель.

3. Ягель под снегом.

4. Стертые копыта.


Орфографическая подготовка.

Подбери имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний.

животное (какое?) -

корм (какой?) -

ягель (какой?)

растение (какое?)

цвета (какого?)

светом (каким?)

пастбище (какое?)

снегом (каким?)

ягеля (ка­кого?)

снег (какой?)

приходу (какому?)

корма (какого?)

оленя (какого?)


Объясните значение слова, подберите к нему однокоренные слова.

Неутомимый -

С чем сравнивается по цвету ЯГЕЛЬ?


Подбери близкие по значению слова.

Серебро -

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Разгребать -

Удивительное -

Корм -

Подбери антонимы.

Крупное -

Низенькое -


Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Дикая яблонька

Жила в лесу старая дикая яблоня. Осенью упало с нее маленькое кислое яблочко. Лесные птицы быстро склевали его. Только одному семечку посчастливилось спрятаться в траве. Через несколько лет выросла из него стройная молодая яблонька.

Пришел в лес садовник. Он аккуратно выкопал дичок и посадил его в саду. Срезал садовник зеленую верхушку у дичка и привил к нему свежий побег от хорошей яблони.

Срослась дикая яблонька с чужой веточкой. Через три года зацвело деревце нежными душистыми цветами. К осени на нем вызрели большие сладкие яблоки. (86) (По К. Ушинскому.)

План




Вопросы к тексту.

Расскажите, как в лесу появилась стройная молодая яблонька.

Кто обнаружил ее в лесу?

Что в рассказе названо дичком?

Расскажите, как садовник работал над дичком.

Что получилось из дикой яблони?

Составь примерный план.

1. Выросла яблонька.

2. Садовник за работой.

3. Сладкие яблоки.


Орфографическая подготовка.

Правильно произнесите местоимения и объясните их правописа­ние

Упало с нее, склевали его, выросла из него, посадил его, привил к нему, вызрели на нем.

Подберите глаголы к именам существительным, правильно со­гласовывайте их при письме.

Яблочко (что сделало?) ..., яблонька (что сделала?) ..., деревце (что сделало?) ....

Выделите корень в словах?

Выросла, срослось.

Подбери близкие по значению слова.

Посчастливилось -


Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Спрятаться -

Вызрели -

Садовник -

Подбери антонимы.

Зацвело -

Дикая -

Объясните значение слова.

Дичок -




Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.

Кошкин выкормыш

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка броса­ется на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. (106) (По В. Бианки.)


План




Вопросы к тексту.

Кого подложили кошке?

Как относилась кошка к зайчонку?

Чему научила кошка своего приемыша?

Составь примерный план.

1. Беда кошки.

2. Зайчонок-выкормыш.

3. Дружба зверей.

4. Гроза собак.


Орфографическая подготовка.

Найдите в тексте слова с безударными проверяемыми гласными. Определите время и спряжение глаголов.

родились, подложили, дружились, бросается, подбегает, барабанит, боятся.

Подберите глаголы к именам существительным, правильно со­гласовывайте их при письме.

Яблочко (что сделало?) ..., яблонька (что сделала?) ..., деревце (что сделало?) ....

Выделите корень в словах?

Выбегает, подложили.

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Яростно -

Подбери антонимы.

Бросаться -

Объясните значение слова.

Выкормыш -





Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.


Победитель

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки - пушистые цы­плятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты - и нет его.

А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!» (92)

План





Вопросы к тексту.

Почему рассказ называется «По­бедитель»?

Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Составь примерный план.

1. Куриная семейка.

2. Хорек схватил цыпленка.

3. Петух-победитель


Орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Х..хлат-ка, охр..нял, выв..ла, х..рек, схв..тил, закр..чал.

Замените близким по смыслу выражение:.. «кружили около дома».

1. Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты - и нет его).

2. Как они характеризуют повадки хорька?

Выделите корень в словах?

Закричал, кружили, жили.

Лексическая подготовка.

Подбери синонимы.

Закудахтала -

Гордо -

Подбери антонимы.

Радостно -

Объясните значение слова.

Петух - победитель -







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!