Перспективный план работы по формированию словаря (осень)
Примерные лексические темы:
Осень. Признаки осенью. Периоды осени.
Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.
Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах
Одежда, обувь, головные уборы осенью.
Лес. Деревья, грибы и лесные ягоды.
Домашние животные осенью.
Дикие животные осенью.
Перелетные птицы.
1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям.
Сформировать представление об осени как о времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с периодами осени и осенними месяцами.
- существительные: осень, листопад, погода сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, заморозок, изморозь дождь, туча, туман, слякоть, ветер,
- прилагательные: осенний, золотой, косой, засохший, проливной, мокрый, мелкий, серый, холодный, низкий, ранний, поздний, прекрасный, алый, багряный, грустный, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный,
- глаголы: дуть, моросить, светить, наступить, убирать, улетать, идти, желтеть, опадать,
- наречия: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно
2. Познакомить с названиями деревьев, их характерными особенностями. Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Дать знания о причинах опадания листьев. Сформировать представления о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
Ввести в активный словарь:
- существительные: л ес, листья дерево, земля, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ель, сосна, мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка; клюква, брусника, черника, земляника, малина;
- глаголы: срезать, искать, наклоняться, различать желтеть, краснеть вянуть, опадать, сохнуть, падать, высохнуть, лететь, шелестеть, шуршать;
- прилагательные: ядовитый, съедобный, кислый, сладкий, ароматный.
3. Сформировать понятия: « овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Дать знания названий цветов и их оттенков.
Ввести в активный словарь:
- существительные: огород, грядка, парник, теплица, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редиска, репа, чеснок, редька, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, тыква, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, урожай; яблоки, груши, апельсины, мандарины, сливы, персики, абрикосы, виноград, сад, фрукты, цветок;
- глаголы: рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, копать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать;
- прилагательные: красный, зеленый, белый, желтый, коричневый, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, сырой, продолговатый, спелый, душистый, аппетитный, гладкий, богатый
- наречия: быстро, высоко, низко, много, крепко, вкусно
4. Дать знания о поведении животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утеплении жилищ). Дать представления о местах обитания домашних животных и диких зверей. Добиться понимания роли человека в подготовке домашних животных к зиме.
Ввести в активный словарь:
- существительные: кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья; лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось; стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, нора, берлога, логово, нора, клыки, мех, шкура;
- глаголы: линять, меняться, запасаться, засыпать, рыскать, рычать, выть, охранять, притаиться, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.
- прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный, рогатый, добрый.
5.Дать представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания.
Ввести в активный словарь:
- существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, муравей, пчел а, оса, шмель крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка;
- глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать; исчезать,
- прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный;
6. Дать знания о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).
Ввести в активный словарь:
- существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, стая, косяк, вереница;
- глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть;
- прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.
7. Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.
Ввести в активный словарь:
- существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник;
- глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить;
- прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный.
8. Развивать вариативность лексики, способствовать точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.