СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка практического материала по теме "Осень" для развития связной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация словаря по теме является непременным условием формирования связной речи

Просмотр содержимого документа
«Подборка практического материала по теме "Осень" для развития связной речи»

Перспективный план работы по формированию словаря (осень)


Примерные лексические темы:

Осень. Признаки осенью. Периоды осени.

Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах.

Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах

Одежда, обувь, головные уборы осенью.

Лес. Деревья, грибы и лесные ягоды.

Домашние животные осенью.

Дикие животные осенью.

Перелетные птицы.


1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям.

Сформировать представление об осени как о времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с периодами осени и осенними месяцами.

- существительные: осень, листопад, погода сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, заморозок, изморозь дождь, туча, туман, слякоть, ветер,

- прилагательные: осенний, золотой, косой, засохший, проливной, мокрый, мелкий, серый, холодный, низкий, ранний, поздний, прекрасный, алый, багряный, грустный, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный,

- глаголы: дуть, моросить, светить, наступить, убирать, улетать, идти, желтеть, опадать,

- наречия: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно


2. Познакомить с названиями деревьев, их характерными особенностями. Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Дать знания о причинах опадания листьев. Сформировать представления о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

Ввести в активный словарь:

- существительные: л ес, листья дерево, земля, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ель, сосна, мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка; клюква, брусника, черника, земляника, малина;

- глаголы: срезать, искать, наклоняться, различать желтеть, краснеть вянуть, опадать, сохнуть, падать, высохнуть, лететь, шелестеть, шуршать;

- прилагательные: ядовитый, съедобный, кислый, сладкий, ароматный.

3. Сформировать понятия: « овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Дать знания названий цветов и их оттенков.

Ввести в активный словарь:

- существительные: огород, грядка, парник, теплица, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редиска, репа, чеснок, редька, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, тыква, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, урожай; яблоки, груши, апельсины, мандарины, сливы, персики, абрикосы, виноград, сад, фрукты, цветок;

- глаголы: рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, копать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать;

- прилагательные: красный, зеленый, белый, желтый, коричневый, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, сырой, продолговатый, спелый, душистый, аппетитный, гладкий, богатый

- наречия: быстро, высоко, низко, много, крепко, вкусно

4. Дать знания о поведении животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утеплении жилищ). Дать представления о местах обитания домашних животных и диких зверей. Добиться понимания роли человека в подготовке домашних животных к зиме.

Ввести в активный словарь:

- существительные: кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья; лиса, волк, медведь, заяц, барсук, бобр, белка, лось; стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, нора, берлога, логово, нора, клыки, мех, шкура;

- глаголы: линять, меняться, запасаться, засыпать, рыскать, рычать, выть, охранять, притаиться, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.

- прилагательные: густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, хитрый, ловкий, бурый, зубастый, косолапый, куцый, острый, хищный, рогатый, добрый.


5.Дать представления о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания.

Ввести в активный словарь:

- существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, водомерка, муравей, пчел а, оса, шмель крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка;

- глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать; исчезать,

- прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный;

6. Дать знания о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).

Ввести в активный словарь:

- существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, стая, косяк, вереница;

- глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть;

- прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.


7. Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.

Ввести в активный словарь:

- существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник;

- глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить;

- прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный.


8. Развивать вариативность лексики, способствовать точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!