СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка упражнений для формирования грамматического строя речи (весна).

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю тематическую (весна) подборку упражнений  для формирования  грамматического строя речи.

Просмотр содержимого документа
«Подборка упражнений для формирования грамматического строя речи (весна).»

Предлагаю тематическую (весна) подборку упражнений для формирования грамматического строя речи.


Грамматическое оформление слова и словосочетания


1. Работа над словообразованием. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (трава - травка – травушка, лист – листок- листочек, ветка – веточка, цветок – цветочек, дерево – деревце, дождь – дождик, туча – тучка – тученька, дерево – деревце, грач – грачонок, птенец – птенчик, скворец – скворчонок, гнездо – гнёздышко)


2. Образование множественного числа существительных: лист – листы, дождь – дожди, ветер – ветры, сад – сады, дерево – деревья, ветка – ветки, туча – тучи,


3. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.


4. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже с наречием «много»: листьев, веток, деревьев, кустов, шарфов, плащей, рубашек,


5. Образование множественного числа глаголов: идет – идут, дует – дуют, зеленеет – зеленеют,


6. Согласование существительного с глаголом: дождь идет, (дожди идут), ветер дует (ветры дуют), птичка летит (птички летят.)


7. Упражнение в умении подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида: Дети сажают деревья. Дети посадили деревья.


8. Упражнение в образовании прилагательных от существительных:

Весна – весенняя, солнце – солнечная, дождь – дождливый, грач – грачиный (-ая,-ое),

тополь – тополиный (-ая, -ое), береза – березовый (-ая, -ое), птица – птичья,(-чьи,-чье)

рожь - ржаной, резина - резиновый, шерсть - шерстяной, кожа - кожаный,

9. Работа над согласованием существительного с прилагательным:

Золотая осень. Осенняя погода. Голый сад.

Засохший лист. Серая туча. Косой дождь.


10. Упражнения в подборе определений, описаний, сравнений, эпитетов:

Солнце (какое?) – вечернее, яркое, теплое, ласковое…

Травка (какая?)- ранняя, зеленая, нежная, душистая…


12. Упражнения в употреблении слов с противоположным значением: теплая – холодная, маленькая – большая, пасмурная – ясная, нежная – грубая, высокая – низкая, надевать – снимать, завязывать – развязывать, застёгивать …


13. Упражнять в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).


14. Упражнение в образовании прилагательных от наречий:

(медленно – медленный, быстро – быстрый, широко - широкий, легко – легкий, )


15. Упражнения в образовании прилагательных сравнительной степени: (короткий – короче, вкусный – вкуснее, красный – краснее, темный – темнее, холодный – холоднее,)


16. Работа над согласованием существительного с местоимением:

Мой – сад, лист, дом, дуб, клен… Моя – улица, земля, ветка, береза…


17. Работа над согласованием существительного с числительными (один, два, пять): Один лист, два листа, пять листьев (ветка, дерево, дом, улица)

18. Упражнения в формировании словообразования, словоизменения:

Белка – белки, бельчонок, бельчата, белочка.

Заяц – зайцы, зайчик, заинька, зайчонок, зайчата, зайчиха, зайчишка.

Грач – грачонок – грачиха – грачата – грачиное,

Скворец – скворчиха – скворчонок – скворечник – скворчиная .


19. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао, метро …


20. Упражнения в употреблении местоимений с предлогом «У» типа:

у меня…, у тебя…, у нее…, у него…

21. Упражнения в усвоении навыков словообразования и словоизменения:

Погода весной – весенняя погода Трава весной – весенняя трава

Звенит капель – звонкая капель

22. Уточнять понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать, …), обучать их образованию и практическому употреблению.


23. Упражнения в подборе названий предметов к названиям действий:

Летает – птица, бабочка, муха, шар, снежинка, самолет…

Идет – человек, ребенок, кошка, птица, снег, поезд…

Спит – заяц, медведь, еж, человек…

Бежит – заяц, волк, собака, лошадь, человек,…

Сидит – девочка, мальчик, мама, бабушка, белка, заяц…

24. Упражнения в определении по глаголу прошедшего времени лица, совершившего то или иное действие:

Женя упал. Женя упала. Валя катал. Валя катала.

25. Упражнения в подборе однокоренных слов к односложным: Лес – лесок, леса, лесной, лесник, лесничий, лесочек; к двусложным: Гора – горы, горка, горный;

Грамматическое оформление фразы


1. Формирование предложений из 3-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и существительного в дательном и винительном падежах). Мама открывает окно.

2. Формирование предложений из 3-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и прямого дополнения в винительном падеже с окончанием – У).

Дворник убирает улицу. Мама шьет кофту, рубашку. Папа складывает лестницу.

3. Формирование предложений из 4-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и существительных в дательном и родительном падеже).

Мальчик дарит цветы маме. Мама гладит платье дочке.

4. Формирование предложений из 4-х слов (с употреблением существительного в именительном падеже, согласованного глагола и существительных в дательном и творительном падеже).

Девочка поливает цветы водой. Мальчик сгребает листья граблями.

5. Формирование предложений с однородными сказуемыми:

Мама встала, подошла к столу, взяла материал и стала кроить платье.


6. Дополнять предложение недостающими словами:

Тают на солнце …(что?) – сосульки.

Солнце стало греть … (как?) – теплее.

Скворец пел (как?) – громко, красиво.

Птенцы громко пищали (где?) – в гнезде.


7. Учить составлять предложения с разными глаголами по демонстрируемым действиям и по картинкам


8. Упражнения в распространении предложений с помощью определений:

У Тани теплая шерстяная красивая кофта.


9. Упражнения в составлении предложений с определениями, выраженными прилагательными:

Кофта тёплая, а куртка теплее.


10.Упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже путём правильного соотнесения окончаний (чёрная пёстрая скворчиха; проворная грачиха; весеннее солнце; первая нежная, душистая, молодая, тонкая трава)


11. Упражнения в составлении предложений по опорным словам:

Грач, сидеть, ветка, дерево, на.


12. Упражнения в составлении предложения с однородными членами предложения (подлежащими, сказуемыми, определениями) по опорным словам:

а/ Весна, зелёные, деревья, на, маленькие, листочки, появились, клейкие.

Весной на деревьях появились маленькие клейкие зелёные листочки.

б/ Громко, красиво пел скворец.

Черный, проворный, голосистый, юркий скворец.

Раскисли, потемнели дороги.


13.Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставить соответствующие вопросы (Что делает? Что делал(а)? Что делают? Что сделали?)

Зеленеет сад. Зеленеют сады. Зазеленел сад. Зазеленели сады.


14. Учить составлять сложносочиненные предложения с союзами а, а потом, сначала.

Весной листья зеленые, а осенью желтые.

Сначала пригрело солнце, а потом закапала капель..


15. Упражнения в составлении предложений с разделительным союзом или:

У меня лейка и сачок. Я буду поливать цветы или ловить бабочку сачком.


16. Упражнения в составлении предложений, с союзами потому что, чтобы

Сосульки начали таять, потому что пригрело солнце.

Вова надел плащ, потому что на улице пошел дождь.

Мама сказала, чтобы я надел шапку, потому что на улице холодно.


17. Упражнения в составлении предложений с различными падежными конструкциями, включая предлоги на, в, за, со, из, за, над, около, через и составлять с ними предложения:

Из почек появились листочки.

На снегу появились проталины.

Из семян появились всходы.

Дети ухаживают за растениями.

Самолет летит над полями.

Девочки перепрыгнули через грядку.


18. Упражнения в составлении предложений с прилагательными, имеющими ласкательное значение:

Огурец зеленый, а огурчик зелененький.

Помидор красный, а помидорчик красненький.


19. Упражнения в распространении предложений путем введения в них наречий:

Дети снимают урожай (как?) осторожно.

Дети работают на огороде (как?) весело.

Солнце светит (как?) ярко.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!