СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подборка заданий к разделу "Экология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта подборка содержит и тестовые задания с одним правильным ответом, и задания с несколькими ответами. Для того, чтобы успешно справиться с заданиями необходимо вспомнить материал из других разделов программы. Материал практикоориентирован, может быть использован при подготовке к экзаменам по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий к разделу "Экология"»

Подборка заданий к разделу «Экология»



Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они

 1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей

4) используются животными как пища

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

6) многоклеточные эукариотические организмы


В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов

 1. большим разнообразием видов

2. разнообразными цепями питания

3. незамкнутым круговоротом веществ

4. преобладанием одного – двух видов

5. влиянием антропогенного фактора

6. замкнутым круговоротом веществ



Укажите при­зна­ки агроценоза.

1) устойчивая, са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся система

2) имеет хо­ро­шо разветвлённые сети питания

3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим ви­до­вым разнообразием

4) нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ках энергии

5) в нём не­за­мкну­тый кру­го­во­рот веществ

6) в си­сте­ме сни­же­на спо­соб­ность к саморегуляции


Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

 1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.


Под вли­я­ни­ем каких фак­то­ров эво­лю­ции про­ис­хо­дит про­цесс эко­ло­ги­че­ско­го видообразования?

 1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной изменчивости

2) приспособленности

3) есте­ствен­но­го отбора

4) му­та­ци­он­ной изменчивости

5) борь­бы за существование

6) конвергенции


Приспособлением рас­те­ний к жизни в за­суш­ли­вых усло­ви­ях служит

 1) на­ли­чие вос­ко­во­го налёта на листьях

2) цве­те­ние до рас­пус­ка­ния листьев

3) об­ра­зо­ва­ние мно­го­чис­лен­ных устьиц на листьях

4) спо­соб­ность на­кап­ли­вать воду в тканях

5) ярус­ное рас­по­ло­же­ние организмов

6) глу­бо­ко ухо­дя­щая в почву кор­не­вая система


Выберите организмы, от­но­ся­щи­е­ся к редуцентам.

 1) бак­те­рии гниения

2) грибы

3) клу­бень­ко­вые бактерии

4) прес­но­вод­ные рачки

5) бактерии-сапрофиты

6) май­ские жуки


Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 1) большим видовым разнообразием

2) отсутствием редуцентов

3) большой численностью хищников

4) разветвлёнными пищевыми сетями

5) колебанием численности популяций

6) замкнутым круговоротом веществ


Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию


Какие из приведённых ор­га­низ­мов яв­ля­ют­ся по­тре­би­те­ля­ми го­то­во­го ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в со­об­ще­стве сос­но­во­го леса? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) поч­вен­ные зелёные водоросли

2) га­дю­ка обыкновенная

3) мох сфагнум

4) под­рост сосны

5) тетерев

6) лес­ная мышь


Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) температура воздуха

2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами

3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора

4) наличие дороги

5) освещённость

6) концентрация кислорода



Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

 1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

 1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.

 1) короткие пищевые цепи

2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3) начальное звено цепи питания представлено растениями

4) популяционный состав животных не изменяется во времени

5) источник первичной энергии — солнечный свет

6) в почве отсутствуют редуценты


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:

1) разнообразие листопадных деревьев

2) обильное разнотравье

3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными птицами

4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз

5) большинство деревьев вечнозелёные

6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят:

 1) дубраву

2) болото

3) сад

4) огород

5) ельник

6)пастбище



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?

 1) видовое разнообразие

2) рельеф

3) климат

4) замкнутость круговорота

5) разветвлённые пищевые цепи

6) количество источников энергии


Установите соответствие между животным и средой, в которой оно обитает: водной (1), наземно–воздушной (2), почвенной (3) либо организменной (4):

 

А) Печёночный сосальщик

Б) Щука

В) Дятел

Г) Дождевой червь

Д) Крот

Е) Аскарида


Установите со­от­вет­ствие между пред­ста­ви­те­ля­ми ракообразных и сре­дой их оби­та­ния – (1) Дно морей, (2) При­дон­ная часть прес­ных водоемов, (3) Толща мор­ской воды, (4) Влаж­ная почва огородов, лес­ная подстилка либо (5) Толща воды прес­ных водоемов:

 А) Реч­ной рак.

Б) Кам­чат­ский краб.

В) Дафния.

Г) Мокрица.

Д) Циклоп.

Е)Креветки



Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками — (1) Биотические либо (2) Абиотические:

 А) Постоянство газового состава атмосферы.

Б) Изменение толщины озонового экрана.

В) Изменение влажности воздуха.

Г) Изменение численности консументов.

Д) Изменение численности продуцентов.

Е) Увеличение численности паразитов.


Установите соответствие между фактором среды и группой, к которой он относится:

 ГРУППА

 

ФАКТОР СРЕДЫ

1) антропогенные

2) абиотические

 

А) искусственное орошение земель

Б) падение метеорита

В) распашка целины

Г) весенний разлив вод

Д) сооружение плотины

Е) движение облаков

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.

 ФАКТОР

 

ВИД ФАКТОРА

A) хищничество

Б) отсутствие корма

B) снежный покров

Г) бобровая плотина

Д) внесение удобрений в почву

Е) смена времен года

 

1) абиотический

2) биотический

3) антропогенный

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Установите со­от­вет­ствие между при­род­ным об­ра­зо­ва­ни­ем и ве­ще­ством биосферы со­глас­но классификации В. И. Вернадского.

 ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) морская соль

Б) мор­ской ил

B) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) дву­стор­ча­тые моллюски

 

1) биокосное

2) косное

3) живое

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

 ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) речной песок

Б) горная порода

B) морской ил

Г) почва

Д) колония кораллов

Е) плесневые грибы

 

1) косное

2) живое

3) биокосное

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам



Установите со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ским фак­то­ром и группой, к ко­то­рой его относят.

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) лес­ной пожар вслед­ствие грозы

Б) рас­про­стра­не­ние семян рас­те­ний пти­ца­ми

В) по­ни­же­ние температуры, при­во­дя­щее к зим­ней спяч­ке животных

Г) са­ни­тар­ная вы­руб­ка леса

Д) пи­та­ние па­ра­зи­ти­че­ских животных

Е) за­топ­ле­ние лугов при ливне

 

1) абиотические

2) биотические

3) ан­тро­по­ген­ные

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми круговорота ве­ще­ства и веществом.

 ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА

 

ВЕЩЕСТВО

А) боль­ше всего этого ве­ще­ства со­дер­жит­ся в атмосфере

Б) клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство в нитраты

В) около 50 % воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру растениями

Г) зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных породах

Д) в вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся зна­чи­тель­но больше, чем во вдыхаемом

Е) по­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей

 

1) углерод

2) азот

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и груп­пой эко­ло­ги­че­ских факторов, ко­то­рые он иллюстрирует.

 ПРИМЕР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) за­рас­та­ние пруда ряской

Б) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти маль­ков рыб

В) по­еда­ние маль­ков рыбы жуком-плавунцом

Г) об­ра­зо­ва­ние льда

Д) смыв в реку ми­не­раль­ных удобрений

 

1) биотические

2) абиотические

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите со­от­вет­ствие между груп­па­ми растений и жи­вот­ных и их ролью в эко­си­сте­ме пруда: про­ду­цен­ты (1) либо кон­су­мен­ты (2)

 А) при­бреж­ная растительность

Б) карп

В) ли­чин­ки земноводных

Г) фитопланктон

Д) рас­те­ния дна

Е) боль­шой прудовик

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам


Различие роли уча­стия консументов пер­во­го порядка (1) и про­ду­цен­тов (2) в кру­го­во­ро­те веществ и пре­вра­ще­нии энергии в эко­си­сте­ме луга со­сто­ит в том, что они:

 А) ак­ку­му­ли­ру­ют солнечную энергию

Б) по­треб­ля­ют органические вещества

В) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из неорганических

Г) пре­об­ра­зу­ют органические вещества

Д) осво­бож­да­ют заключенную в ор­га­ни­че­ских веществах энер­гию

Е) ис­поль­зу­ют в ка­че­стве источника уг­ле­ро­да углекислый газ

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются – (1) морские, (2) пресноводные либо (3) наземные:

 А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам


Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны — автотрофами (1) либо гетеротрофами (2)

  А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

В) использование только готовых органических веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам


Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

 ПРИМЕРЫ

 

ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

 

1) симбиоз

2) комменсализм

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам


Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и их ро­ля­ми в био­гео­це­но­зе тайги.

 ЖИВОТНЫЕ

 

РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обык­но­вен­ная лисица

Г) бла­го­род­ный олень

Д) заяц-русак

Е) обык­но­вен­ный волк

 

1) кон­су­мент 1 порядка

2) кон­су­мент 2 порядка

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ОРГАНИЗМ

 

ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) холерный вибрион

Б) бактерия брожения

В) туберкулезная палочка

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) почвенная бактерия

 

1) сапротрофы

2) паразиты

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам


Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ОРГАНИЗМЫ

 

ОТНОШЕНИЯ

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

 

1) конкуренция

2) паразитизм

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам


Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

 1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

2) появление кустарников и полукустарников

3) формирование травяного сообщества

4) появление накипных лишайников на скальных породах

5) формирование лесного сообщества


Установите по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния ор­га­низ­мов при фор­ми­ро­ва­нии био­це­но­за на пер­вич­но сво­бод­ной территории. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) лишайники

2) травы

3) мхи

4) кустарники

5) деревья



Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел


Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) липа

2) ястреб перепелятник

3) жук пахучий красотел

4) обыкновенный скворец

5) гусеница непарного шелкопряда


Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) образование цисты

2) внедрение личинки в тело малого прудовика

3) размножение личинки

4) выход личинки из яиц в воде

5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам

6) выход личинки из тела малого прудовика


Установите соответствие между критерием вида (обозначено цифрами) и признаками животных, которые он иллюстрирует (обозначено буквами). 

Признак животного

Критерий вида

А) клюв острый, загнутый вниз 
Б) орган зрения — глаз 
В) обитает в наземно-воздушной среде 
Г) тело покрыто перьями 
Д) по способу питания — хищник 

1) экологический 
2) морфологический 
 


Установите соответствие между представителем живого мира (обозначено буквами) и компонентами системы (обозначено цифрами).

Представитель животного мира

Компоненты экосистемы

А) деревья в широколиственном лесу 
Б) личинки майского жука 
В) дятлы 
Г) гнилостные бактерии 
Д) ястребы 

1) продуценты 
2) консументы 
3) редуценты 
 


Установите хронологическую последовательность появления основных групп растений на Земле.

  1. семенные папоротники

  2. риниофиты

  3. зелёные водоросли

  4. голосеменные

  5. хвощевидные


Проанализируйте график, отражающий модель отношений «хищник-жертва». 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данного графика.

  1. численность популяции хищника зависит от численности популяции жертвы

  2. рост численности хищников зависит от абиотических факторов среды

  3. численность популяции жертвы колеблется во времени, и изменения носят волнообразный характер

  4. рост популяции хищников приводит к снижению численности популяции жертвы

  5. численность популяции жертв зависит от внутривидовой конкуренции хищников